Научная статья на тему 'Наследие Михаила Шолохова и национальное самосознание'

Наследие Михаила Шолохова и национальное самосознание Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
802
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДИЕ М. А. ШОЛОХОВА / M. A. SHOLOKHOV''S HERITAGE / НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / NATIONAL CONSCIOUSNESS / "ЧУВСТВО ПРАВДЫ" / ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / CHRISTIAN CULTURAL TRADITION / "FEELING OF THE TRUTH""

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дырдин Александр Александрович

Рассмотрены отдельные аспекты связи творчества М.А. Шолохова с национальным самосознанием, концепт«правда» как ключевое понятие его идейно-эстетической позиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail Sholokhov''s heritage and national identity

Separate aspects of communication of creativity of M. A. Sholokhov with national consciousness, concept "truth" as key concept of its ideological and esthetic position are considered

Текст научной работы на тему «Наследие Михаила Шолохова и национальное самосознание»

УДК 82. (091)

А. А. ДЫРДИН

НАСЛЕДИЕ МИХАИЛА ШОЛОХОВА И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Рассмотрены отдельные аспекты связи творчества М.А. Шолохова с национальным самосознанием, концепт«правда» как ключевое понятие его идейно-эстетической позиции.

Ключевые слова: наследие М. А. Шолохова, национальное сознание, «чувство правды», христианская культурная традиция.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-34-11045 «а (ц)»).

В 2015 году Россия отметила 110-ю годовщину со дня рождения М. А. Шолохова. Среди примечательных событий, связанных с этой датой, - открытие в Ростове-на-Дону «Шолохов-центра», международные конференции в Москве и в Вёшенской, книжные выставки, писательские встречи. На литературно-художественном вечере в Центральном Доме литераторов вновь говорилось о творческой загадке автора «Тихого Дона», которую шолоховедам до сих пор не удаётся разгадать. «То, что они пишут в своих статьях и книгах об идейном значении творчества Шолохова, вполне можно сказать о творчестве его земляка и однофамильца Шолохова-Синявского, или других донцов - Закруткина, Калинина. Они хорошие, крепкие писатели, но всё-таки несопоставимые с Шолоховым. Чем же велик именно Шолохов? Ведь мало повторять бесконечное число раз, что он - великий писатель. У всякого великого писателя есть своя философия, своя идея, а в чём же философия, идея Шолохова? <...>», - рассуждаетна эту тему А. Воронцов на страницах журнала «Столетие». Одним из главных достижений писателя он назвал точность в изображении событий революции и гражданской войны, имеющих колоссальный национальный смысл: «Шолохов создавал именно художественный эпос русского народа, сравнимый по своему культурно-историческому значению с "Илиадой", "Нибе-лунгами", "Калевалой", "Сидом"» [1].

Образная сила, идейно-художественное своеобразие Шолохова глубинного порядка. Они объясняются, на наш взгляд, полнотой и правдой отражения окружающего мира, обращением

© Дырдин А. А., 2015

писателя-классика к христианской мыслительной традиции, которая стала источником познания законов человеческой жизни. В проникновенном слове о бытийных основаниях судьбы русского человека и России открывается цель шолоховского творчества, его призвание национального писателя.

Подлинный смысл произведений художника - в их живой связи с будущим. Существует прямая зависимость между судьбой его наследия и тем, что из созданных им идей и образов отобрано поколениями, вошло в сознание людей. Судьба писателя в России всегда слагалась из двух величин - эстетической и нравственно-ценностной, из художественных открытий и стратегии творческого поведения: принципа «родственного внимания» (М. Пришвин) к людям и миру. Этупозицию Шолохов отстаивает в стремлении, по слову Валентина Распутина, быть «ходатаем за правду». Вспоминая, каким было в нашем недавнем прошлом (в 1960-е годы) отношение к Леониду Леонову и Михаилу Шолохову - наследникам отечественной литературной классики - он высказался в том духе, что «почтение к великим и память о них -самый лучший строительный материал для отеческого духовного скрепления» [4, с. 233].

Истинное произведение слова - это не только плод авторской мысли, вдохновения и таланта, но и книга вопросов, которые обращены к самому себе, к другому человеку, к вечности. В этом плане книги М. А. Шолохова представляют правдиво запечатленный материал российской действительности XX века, свидетельствующий о гигантских разрывах в национальной истории и о великом подвиге народа, преодолевшего несчётные беды, вопреки всему сохранившего свои духовные и

культурные устои. Шолохов во многом опередил время, раскрыв мировоззренческие причины событий, в них отражённых.

Наблюдения большого и зоркого художника над русской жизнью и бытом, над их чертами, проступавшими и в советской исторической общности, глубоки и точны. Поэтому они свободно переносятся на современность. Шолоховым воссоздан тот же кризис обретения национального самосознания, те же поиски самотождественности, что продолжаются и сегодня. Особенно злободневен в этом смысле «Тихий Дон».

Шолохов создает уникальный для XX века жанр эпопеи-трагедии, которая ярко выразила народную философию жизни с её коренными вопросами: о бытии и смерти, свободе и воле, правде и совести. Автор «Донских рассказов» и «Тихого Дона» познакомил читателя с донским казачеством на переломе его истории, введя в мир литературы живописную галерею героев-тружеников и героев-воинов. Открывая в них «очарование человека», он выступил как самобытный художник, сумевший объединить фольклорные мотивы, истоки которых укоренены в древнейших ритуалах и мифологических представлениях, заветы национальной классики с народно-православной нравственной традицией.

Шолоховские образы обладают феноменальной эстетической энергией и художественной цельностью. Многие из них возникали благодаря наблюдениям писателя, воплотившего в своём творчестве народное восприятие эпохи и её событий. Как здесь не вспомнить казачью родословную героев Шолохова, судьбы его земляков, военную публицистику, произведения, запечатлевшие подвиг тех, кто сражался за родину в годы Великой Отечественной войны, дорогих сердцу автора героев «Поднятой целины», живое сочувствие людскому горю, порожденному «военным ураганом невиданной силы», которое так ярко выразилось в образах «Судьбы человека».

Шолохов строил свои произведения на органической связи человека с природной стихией, изображая борьбу высшего нравственного закона и законов природы, правды исторической и правды частной, личной. В этих скрещениях предстают в его прозе индивидуальные и эпохальные грани российской истории XX века. Глубоко заложенное в русском характере чувство правды или, по А. Платонову,

«чутьё правды» - одна из основ национально-народной внутренней формы шолоховского эпоса.

Многочисленные рассуждения о правде и справедливости рассыпаны по страницам шолоховских произведений. Писатель выявляет смысловое значение этих понятий, показывая героев, преодолевающих в себе самоуправное начало на путях к обретению любви к людям и миру. «Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться каждый, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди и будут бороться, пока тёплая сочится по жилам кровь» [5, т. 3, с. 168], - такими доводами защищает Григорий Мелехов психологию полуправды, на время взявшую верх над его эмоциями и мыслями. Автор романа-эпопеи исследует движение народного духа в глубине и многоголосии жизни, используя обыденную лексику донских казаков, собранную вокруг коренных для национального сознания понятий -«истина», «справедливость», «правда».

Шолохов, всегда включающий в повествование природные параллели, изобразил конфликт двух «правд» - сиюминутной, замешанной на классовом чувстве, и нетленной, поднимающейся над реальностью войны и революции. Ход Верхне-Донского восстания, разделение внутри казачьей массы сопоставляются в романе-эпопее с изменчивым нравом реки: «взятый в неволю Дон прогрызает в теклине глубокую прорезь, с придушенным рёвом стремительно гонит одетую пеной белогривую волну». И вот - скрестились «два течения, пошли вразброд казаки, и понесла, завертела коловерть. Молодые и которые победней - мялись, отмалчивались, всё ещё ждали мира от Советской власти, а старые шли в наступ, уже открыто говорили о том, что красные хотят казачество уничтожить поголовно» [5, т. 3, с. 149-150].

Связь эстетических принципов Шолохова с христианскими началами можно продемонстрировать, обратившись к смысловому ресурсу понятий «правда» и «истина», традиционно причисляемых в нашем народе к мировоззренческим ориентирам.

Идея единства на основе правды скрепляла русский этнос в его долгой и сложной истории.

Эта идея воплотилась в ментальной традиции, поддержанной и продолженной писателем. В его идиостиле она определяет первоначальные авторские интуиции, точно также, как устанавливаются в его сознании факторы народного бытия. Шолохов реализует во внутреннем содержании личностных смыслов представление о Правде, каким оно сложилось, укрепившись на почве христианства, и остаётся до настоящего времени у каждого человека, живущего по установленным традицией духовно-нравственным законам.

Истина и правда - первостепенные словесные константы национальной картины мира -раскрывают целостное смысловое пространство шолоховских текстов. В авторских суждениях, включающих в себя концепт правды-истины, проявляется мировоззренческая позиция Шолохова. «Правда как слово Истины, обращённое к людям, при человеческом истолковании преобразуется в различного рода правды <...>» [9, с. 171], - отмечал М.В. Черников, исследуя значение этих понятий в отечественной культуре. Нет единой для всех правды, правды как таковой. По мнению учёного: «Правды не существует, иными словами, нет Правды, но есть множествоправд - правда народа, правда государства, правда семьи, правда личности и т. д.» [9, с. 172].

Автор «Тихого Дона» дал собственное определение многообразия правд. Вот они, эти слова, опирающиеся на библейский текст, в передаче сына писателя Михаила Михайловича: «Сколько умения надо на то, чтобы говорить людям правду ... <...>. Искру Божью надо иметь, чтобы так поговорить с людьми, когда бы у каждого своя искорка правды затеплилась. А без этого что же? Одна суета сует и томление духа. Многоправдоподобие, которое умножает скорбь.» [8, с. 139]. Шолохов в своём миро-чувствии глубоко национален. Поэтому его высказывания объемлются тем же возвышающим настроением, которое обычно выказывается в периоды наивысшего духовного подъёма, во времена бедствий и катастроф. Шолоховские идеи-образы идут от идеологии народа, от смысла исторических испытаний, выпавших на его долю.

С точки зрения М.В. Черникова, правда для национального сознания есть духовный императив, но эта «императивность может исходить из различных оснований: с позиций силы, с позиций нравственности, с позиций

социальной справедливости <...>»: «На этой основе и возникает один из основополагающих вариантов пересечения смысловых сфер концептов истина и правда, вариант, в котором правда рассматривается как речь или дискурс Истины» [9, с. 169]. Шолоховское понимание правды сближается с представлением о ней в христианской мировоззренческой парадигме [см. об этом: 2, с. 87-99; 101-106].

Органической связью с Доном - олицетворением бега времени, ритма и течения жизни -с донской природой, а через неё - со всей Россией, определяется экспрессия шолоховской мысли. Она соединена с архетипической сущностью казака, защитника Отечества, с национально-психологическим типом человека «от земли». Стихия народного мира в сочетании с имеющими христианские корни представлениями о добре и зле выразилась как в содержательном, так и в формальном планах текста: в народно-песенной поэтике, в притчевом строе мышления, в смеховой атрибутике авторской речи и языка персонажей, комических элементах шолоховского стиля.

Мотивная система шолоховской прозы складывается на пересечении универсально-христианского и конкретно-национального уровней смысла событий и характеров, картин одушевлённой природы и быта, в органической связи их духовных и материальных свойств. Главное здесь - движение героев к правде-истине, преодоление невзгод и противоречий земной жизни усилием воли. Правда осознана у Шолохова как откровение, данное человеку в меру его нравственной зрелости. Это краеугольная идея, лежащая в основе миропорядка и требующая от личности нравственного выбора. Правда должна раскрывать смысл и цель жизни. Поэтому Григорий Мелехов и другие центральные персонажи Шолохова (лейтенант Герасимов в «Науке ненависти», Андрей Соколов в «Судьбе человека», главные герои «Поднятой целины») наделены такой возвышенной верой в правду. Её значение сливается с представлением о внутренней силе, способной вывести человека к первоначальной правде. В этом можно видеть выражение авторской позиции Шолохова, который, по суждению Б. Н. Ширяева, обладал «подсознательной волей к правде (выделено Б. Ширяевым. - А. Д.) истинного художника-писателя» [7, с. 123].

В критике до сих пор появляются неоднозначные оценки свойств и источников творческой мысли Шолохова. Не раз подчёркивалось, что писатель якобы равнодушен к религиозной стороне жизни, сосредоточен лишь на общем социально-психологическом смысле поступков и действий персонажей. У Шолохова эстетические и этические принципы неразделимы. Важнейшее свойство его эстетики - единство красоты и правды, художественной мысли и духовных ценностей, социального и природного миров. Сокровищницей этих ценностей стала народная духовная культура, плодотворно повлиявшая на творчество писателя. Своеобразие шолоховского таланта непредубеждённый читатель связывает с идеями и образами, выросшими на родной почве, в сходстве с народно-религиозной точкой зрения, в картине мира, отразившей глубины человеческой души и вечные проблемы бытия. В прозе Шолохова эти «знаки» авторского мирочувствия вербализуются в художественной ткани текста с помощью отобранных писателем изобразительно-выразительных средств языка. В качестве ключевых элементов, оформляющих шолоховскую мысль, выступают природные образы или словесные знаки-идеологемы, которые несут в себе ценностное значение.

Внутри шолоховском эпической картины мира складывается притчевый пласт, притчевое видение жизни, воплощением которого явились авторские медитации, пейзажи, изречения, естественно рождающиеся в монологах и диалогах. Притчевое слово присутствует в разных планах изображения: в авторском плане и в плане персонажей. Притча или притчевый мотив у Шолохова вписаны как в речь персонажей, так и в авторские размышления. Притчевый нарратив используется для объяснения скрытого в житейских явлениях смысла. Так, например, возникает афористическое сравнение в «Судьбе человека»: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы.» [5, т. 7. с. 556]. В финале рассказа возникает вторая, автономная тема, которая усиливает основную. На первом плане -внутренняя красота, сила духа героя «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути» [Там же]. Разворачивая метафору «песчинка, перенесённая ветром», Шолохов объединяет в этом

фрагменте мотивы «отцы и дети» и «внутренний рост» с темой будущего. Выходя за пределы притчевой образности, писатель использовал её потенциал для постановки онтологических вопросов. Возникает эффект философской глубины, личное бытие героя соотносится с национальным.

Герои Шолохова испытываются на человечность, на способность сохранять благодатную жизнетворную силу. «Чтобы не нарушать миропорядка, всеобщих бытийных законов, «надо человечью правду блюсть» [5, т. 1, с. 242]\», - говорит автор устами старого казака Гришаки Коршунова. Это нравственное правило - стержневая идея шолоховской эпики. Под её влиянием строится образ действительности, который вырастает из «прозы жизни», наполненной особой, незаёмной красотой и поэзией.

В Нобелевской речи, высказываясь о задачах искусства, Шолохов объединит в одной системе координат художественную правду и человеческую устремлённость в будущее. Смысл и цель писательского труда он выразил, обратившись к понятиям веры и правды: «Говорить с читателем честно, говорить людям правду -подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее». Ведущее свойство шолоховского эстетического сознания - приверженность отечественной духовной традиции с её мощной интенцией формирования в человеке тяги к познанию мира через чувство прекрасного. «Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и силы человека. - утверждает Шолохов. -Думаю, что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей» [6, с. 315]. Объект эстетической деятельности в этом случае находится не в самом жизненном материале, не в психологии масс, а во внутреннем плане бытия: в духе народном, выраженным словом, песенной строкой, сокровенным движением души.

Нередко важнейшие смыслы воссоздаваемых событий заданы у Шолохова - наряду с индивидуальной лексикой и авторскими словосочетаниями - языковыми значениями, порождёнными фольклором, фрагментами текстов классики, образными ассоциациями с произведениями Толстого, Бунина, Чехова, Блока, Есенина.

В рассуждениях о правде, приведённых сыном писателя Михаилом Михайловичем в книге «Об отце», Шолохов называет это чувство возвышающим. «Правда в человеке, в нём самом. Он в муках рожает правду, если эта его правда держится на человечности, на сострадании, на чувстве долга и ответственности перед людьми, на доброй воле делать что-то для них ...», - полагает писатель. Правда - это «всё, что человек принял сердцем и что помогло ему распрямиться, улыбнуться, вздохнуть

поглубже.» [8, с. 138].

Шолохов изобразил в многомерных образах народную Россию, её жизненный мир. Синтез родного и всечеловеческого, вселенского определяет его эстетические представления. Здесь природное, фольклорное начала слиты с возвышенными идеалами добра, любви и красоты. Шолохов воспринимается нашим общественным сознанием как защитник отечественной культуры, исторического достоинства русского этноса. Неповторимое чувство родины, художественная убедительность реалистического изображения людей и событий упрочили имя Шолохова в народной памяти. В своём духовно-эмоциональном влияя-нии на читателя Михаил Шолохов и сейчас остаётся одним из главных средоточий нашего национального самосознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов А. Загадка нашей литературы. О Шолоховском вечере в Центральном доме литераторов. [Электронный ресурс]. URL: www. stoletie. ru/kultura/ zagadka_nashej _ literatury_ 268.htm. (дата обращения: 29.09.2015).

2. Дырдин А. А. Этюды о Михаиле Шолохове. - М. : Фонд «Шолоховская энциклопедия», 2009. - 139 с.

3. Казин А. Л. Русская культура: дух и жизнь. [Электронныйресурс]. URL: http: //culturolog.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=29 0&Itemid=35. (дата обращения: 29.06.2015).

4. Кожемяко В. С. Валентин Распутин. Боль души. - М. : Алгоритм, 2007. - 288 с.

5. Шолохов М. А. Тихий Дон // М. А. Шолохов. Собр. соч. В 8 т. Т. 3. Тихий Дон. Роман в 4 кн. - М. : Худож. лит. - 1985. - 368 с.

6. Шолохов М. А. Живая сила реализма // М. А. Шолохов. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. Очерки; Статьи; Фельетоны; Выступления. - М. : Худож. лит.- 1985.- 383 с.

7. Ширяев Б. Воля к правде// Шолохов в русском зарубежье. - М. : Алгоритм, 2003. - 448 с.

8. Шолохов М. М. Об отце. Воспоминания-размышления разных лет. - Ростов-на-Дону, 2011. - 224 с.

9. Черников М. В. Концепты «правда» и «истина» в русской культурной традиции // Общественные науки и современность. - 1999. — №2. — С. 164-175.

Дырдин Александр Александрович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Филология, издательское дела и редактирование» УлГТУ.

Поступила 24.12.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.