Научная статья на тему 'Наследие художников Б. Т. Горлача и Е. П. Тырковой в фондах Амурского краеведческого музея'

Наследие художников Б. Т. Горлача и Е. П. Тырковой в фондах Амурского краеведческого музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
353
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДОВЕДЕНИЕ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ФОНДА / КОЛЛЕКЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ACQUISITION OF MUSEUM FUND / COLLECTION / RESEARCH OF MUSEUM SUBJECTS / MUSEUM EXPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фоминых Людмила Александровна

В статье говорится о коллекции известных амурских художников, членов Союза художников СССР, супругов Б.Т. Горлача (1917-2009) и Е.П. Тырковой (1919-1999), хранящейся в фондах Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского. Характеризуется их жизненный путь и творческая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural heritage of the Amur Region artists B. Gorlach and E. Tyrkova in the collection of the Amur Region Museum

The article is concerned with the collection of the famous artists of the Amur Region B. Gorlach (1917-2009) and E. Tyrkova (1919-1999), which is kept in the Amur regional museum.

Текст научной работы на тему «Наследие художников Б. Т. Горлача и Е. П. Тырковой в фондах Амурского краеведческого музея»

УДК 069.5

Л. А. Фоминых

НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКОВ Б.Т. ГОРЛАЧА И Е.П. ТЫРКОВОЙ В ФОНДАХ АМУРСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

В статье говорится о коллекции известных амурских художников, членов Союза художников СССР, супругов Б.Т. Горлача (1917-2009) и Е.П. Тырковой (1919-1999), хранящейся в фондах Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского. Характеризуется их жизненный путь и творческая деятельность.

Ключевые слова: фондоведение, комплектование музейного фонда, коллекция, исследование музейных предметов, музейная экспозиция.

The cultural heritage of the Amur Region artists B. Gorlach and E. Tyrkova in the collection of the Amur Region Museum. LUDMILA A. FOMINYCH (The Amur Regional Museum of G.S. Novikov-Daursky, Blagoveschensk)

The article is concerned with the collection of the famous artists of the Amur Region B. Gorlach (1917-2009) and E. Tyrkova (1919-1999), which is kept in the Amur regional museum.

Key words: acquisition of museum fund, collection, research of museum subjects, museum exposition.

В феврале 2003 г. известный амурский скульптор Б.Т. Горлач подарил Амурскому областному краеведческому музею им. Г.С. Новикова-Даурского целую коллекцию произведений (277 предметов) - своих и художницы Е.П. Тырковой, его жены. Такой щедрый дар был сделан им на торжественном закрытии выставки, где были представлены их работы в связи с 85-летием со дня рождения Горлача.

Борис Трофимович родился 5 ноября 1917 г. в г. Благовещенске в семье рабочего. У него рано проявились способности к рисованию. После 6-го класса был принят без экзаменов на художественное отделение Благовещенского педагогического техникума, который окончил в 1934 г. Важно отметить, что учителем как Б.Т. Горлача, так и Е.П. Тырковой был П.С. Евстафьев, взрастивший первых художников-профессионалов Дальнего Востока, среди которых были В. Высоцкий, В. Овчинников, И. Рыбачук, К. Шебеко.

Свою трудовую деятельность Горлач начал в Амурском областном краеведческом музее в качестве ху-дожника-оформителя (1934-1935 гг.). До войны преподавал рисование и черчение в школах: сначала города Благовещенска, затем - Ленинграда.

В 1939 г. был призван в армию, участвовал в советско-финской войне. В феврале 1940 г. получил тяжелую контузию головы, в результате чего временно потерял зрение, которое полностью так и не восстановилось. В 1941 г. вернулся в Благовещенск, затем вновь был

мобилизован и участвовал в разгроме Квантунской армии в Северной Маньчжурии в августе 1945 г.

В октябре 1947 г. поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на скульптурный факультет, который с отличием окончил в 1953 г. (учился у И.В. Крестовского, М.А. Кер-зина). В 1957 г. окончил аспирантуру этого института. Член Союза художников СССР с 1953 г.

Е.П. Тыркова (1919-1999 гг.), уроженка г. Благовещенска, окончила художественное отделение педагогического техникума. В 1941 г. поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультет живописи. В начале войны была на оборонных работах. Тяжело заболев, вернулась в Благовещенск. Работала художником-оформи-телем, учителем рисования и черчения.

В 1947 г. вновь была зачислена на первый курс института им. Репина. Окончила институт, как и Б.Т. Горлач, в 1953 г., получив специальность художника театрально-декорационной живописи. Работала в Благовещенске художником в художественных мастерских, в театре драмы. С 1958 по 1970 г. в Иркутске была директором и преподавателем детской художественной школы. С 1971 г. работала в Рязанском отделении Художественного фонда. Член Союза художников СССР с 1980 г. В 1989 г. неожиданно ослепла. В этом же году Борис Трофимович и Елена Павловна окончательно возвращаются в Благовещенск.

ФОМИНЫХ Людмила Александровна, хранитель фондов (Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, Благовещенск). E-mail: museum@tsl.ru © Фоминых Л.А., 2011

Наследие художников Б.Т. Горлача и Е.П. Тырковой

Л.А. ФОМИНЫХ

Работая в Ленинграде, Благовещенске, Иркутске, Рязани и опять в Благовещенске, супруги создали в течение почти 60 лет более трехсот произведений изобразительного искусства в традициях русской реалистической школы, многие из которых экспонировались на областных, зональных и республиканских выставках.

В собрании, подаренном музею, можно выделить две личные коллекции: Е.П. Тырковой и Б.Т. Горлача.

Первая коллекция содержит предметы живописи: картины, этюды, эскизы, варианты работ маслом, написанные Еленой Павловной в 1947-1988 гг. В коллекции 93 ед. хр., большая часть произведений создана в Рязани. Творческие интересы художницы были разносторонними. Здесь и портреты ветеранов войны и труда, портреты современников, натюрморты, станковые картины, посвященные детям-пионерам и молодежи, учебные работы. Тыркова очень любила натюрморт, «написанный всегда с хорошей весомостью и вещественностью предметов», - как было отмечено в рекомендации при ее вступлении в члены Союза художников.

Еще в 1991 г. Е.П. Тыркова подарила музею на его 100-летие картину «Портрет ветерана войны Зубкова И.И.». В 1995 г. Управлением культуры для музея была закуплена картина «Будущие чемпионы». А к 110-летию музея в 2001 г. Борис Трофимович подарил две работы: картину Е.П. Тырковой «Дары земли», где мягкие, сочные краски передают насыщенный, пышный аромат позднего лета, и портрет П.С. Евстафьева - совместную работу супругов. В 1955 г. Тырковой удалось поработать с ним с натуры. Ею была продумана композиция, а первоначальное название предложил сам Петр Сергеевич - «Последние страницы». Но портрет тогда она не смогла закончить. И лишь в конце 1990-х годов давно ослепшая Елена Павловна попросила Б.Т. Горлача завершить ее работу и подарить краеведческому музею. Художник выполнил просьбу жены, и в 1998 г. портрет экспонировался на выставке работ амурских художников, посвященной 140-летию города Благовещенска.

Вторая коллекция включает скульптуру, графику, живопись - произведения искусства, созданные Б.Т. Горлачем в период с 1941 по 2005 г. Всего в коллекции, вместе с ранними и последующими поступлениями, насчитывается 135 ед. хранения. Это - скульптурные портреты, выставочные модели, барельефы и горельефы, многофигурные композиции (все из тонированного гипса); 21 картина, на которых изображены исторические лица, портреты жены, родственников, автопортреты; 90 рисунков, в основном военных лет, сделанные карандашом, пером и тушью на бумаге. В коллекцию вошли также фотографии с изображением скульптур, памятников, созданных Б.Т. Горлачем.

Главным делом Б.Т. Горлача была скульптура. В 1951 г. он выполнил для музея скульптурный портрет Ф.Н. Мухина, первого председателя Амурского облисполкома в 1918 г. А затем создал бюст-памятник Ф.Н. Мухину, который был отлит из бронзы в Ленин-

граде и установлен на гранитном пьедестале в центре Благовещенска.

Другой его крупной работой была двухфигурная скульптурная группа «Дружба», посвященная дружбе с Китаем. Но эта работа не увидела свет: отношения с Китаем резко испортились, и скульптура не была отлита.

Тема победы в Великой Отечественной войне -главная в творчестве скульптора. Б.Т. Горлач - автор композиций, монументов, памятников в Санкт-Петербурге, Иркутске, Рязани, Каменске и др. городах и поселках.

В коллекции, подаренной музею, 87 уникальных фронтовых рисунков. Они имеют не только художественную ценность, но и являются своеобразной летописью, хроникой войны, особенно войны с Японией. Рисунки объединены в 14 серий: «Бойцы 41-го года», «Мои однополчане», «Теряли друзей боевых», «Приказ Родины выполнили», «Разгром Квантунской армии», «Освобождение», «Встреча освободителей» и др. В них документально отражены реальные события истории, изображены все тяготы и трудности, которые испытали солдаты войны: преодолевали горные хребты, затопленные равнины, взорванные мосты, штурмовали сопки. Свидетелем и непосредственным участником этих событий был и сам автор.

На рисунке «Я был минометчиком» из серии «В Маньчжурии русский солдат» художник изобразил себя. Несмотря на плохое зрение, Борис Трофимович стрелял метко - не подводил глазомер художника. При переправе через реку Сунхэ огнем своего миномета уничтожил большую группу японских смертников с пулеметами, находящихся в засаде, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».

Наброски рисунков, которые он делал в краткие минуты передышки со своих командиров, товарищей, Борис Трофимович хранил в солдатском вещмешке вместе с документами. Большинство рисунков - а их было около 200 - не сохранилось. Однажды в момент переправы Горлач едва не погиб. Вырвался из рук сверток, где вместе с одеждой и рисунками был партийный билет, и устремился по течению. Он бросился вслед за вещмешком, попал в водоворот и стал тонуть. В последний момент один из солдат протянул ему толстую ветвь дерева. Этот момент Горлач изобразил в своем рисунке «Мое спасение» из серии «С боями через Малый Хинган».

Немало рисунков посвятил художник воинам-амур-цам, самоотверженно и бесстрашно выполнявшим свой воинский долг. Он гордился тем, что был в их числе. На некоторых запечатлены благовещенцы, павшие в боях на западе и востоке. Художник их хорошо знал и в своих комментариях к рисункам1 написал о них следующее:

1 Архив Амурского областного краеведческого музея. Документальный фонд. Д. АОМ. № 28824.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

«Ремезов - бывший токарь завода «Амурский металлист», младший лейтенант запаса. Был командиром взвода стрелковой роты. Затем, зимой 1942 г., оказался под Сталинградом, был тяжело ранен, умер в госпитале» (рисунок «Младший лейтенант Ремезов». ДВФ, 1941 г. Серия «Воины-амурцы 1941-1945 гг.»).

«Молоденький младший лейтенант Щербаков с улицы Чехова был знаком мне с детства. 13 августа 1945 г. в ожесточенном сражении на сопках Маньчжурии был смертельно ранен в живот - зажав рану правой рукой, он умер по-русски, со словами - «Эх! Братцы, пропал я!» (рисунок «Смертельно раненый младший лейтенант Щербаков». Маньчжурия, август 1945 г. Серия «Приказ Родины выполнили»).

«Сержант Матюнин Борис, примерно 1924 г.р. Был моим полковым товарищем. Бывший студент Благовещенского строительного техникума, он стал смелым автоматчиком. В том же бою, где погиб Щербаков, только он смог отважно добраться до вершины сопки и буквально закатил мощную противотанковую гранату в глубокую траншею круговой обороны японцев, это решило исход боя. В дальнейшем, к сожалению, Матюнин погиб в Маньчжурии» (рисунок «Мой друг сержант Борис Матюнин». Маньчжурия, август 1945 г. Серия «Всё преодолели»).

«Старший лейтенант Сабельников был лучшим командиром стрелковой роты 57 стрелкового полка 12 стрелковой дивизии, где я служил. Все однополчане очень уважали этого благородного человека. На станции Сиваки у него была жена - учительница. В ночь на 14 августа 1945 г. во время боя с большим отрядом японских офицеров в лесу под гор. Сун-У он погиб от пули японского смертника, замаскированного на черной березе» (рисунок «Смертельно раненный (ст. л-нт Сабельников)». Маньчжурия, август 1945 г. Серия «Теряли друзей боевых»).

В 2005 г. на выставке «Война в работах художни-ков-фронтовиков Б.Т. Горлача и А.Н. Яр-Кравченко» экспонировались две последние работы Б.Т. Горлача,

созданные им накануне юбилея Победы. Это картины: «Последняя атака - конец Второй мировой войны» (батальная композиция) и «Теряли друзей боевых». Имея лишь небольшой процент остаточного зрения правого глаза, при общем плохом состоянии здоровья, почти два года работал художник под лампой в 300 ватт, чтобы осуществить свою давнюю творческую мечту. Свои последние произведения автор посвятил светлой памяти всех воинов-амурцев, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной войны, в том числе и тех, кто пал на дальневосточных рубежах.

В феврале 2009 г. Б.Т. Горлача не стало. Выполняя пожелания Бориса Трофимовича, музей постоянно организует выставки произведений супругов-художни-ков. Ряд их скульптур и картин экспонируются на постоянно действующей выставке «Амурцы в годы войны. 1941-1945».

А недавно мы смогли по-иному взглянуть на рисунок художника «Отдать меч победителю» из серии «Радость победы». Музей получил возможность экспонировать на выставке, посвященной 65-й годовщине окончания Второй мировой войны, меч, который принадлежал командующему японской пехотной дивизией Китазава Тэйджиро. В знак поражения японский генерал-лейтенант отдал свой меч командующему 2-й Краснознаменной армии генерал-лейтенанту танковых войск М.Ф. Терёхину. Произошло это 17 августа недалеко от города Сунь-У. Меч этот Макар Фомич хранил до конца жизни как символ той победы. После его смерти документы, фотографии, некоторые личные вещи и меч были переданы в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (сам Терёхин родом из Рязани и жил там в последние годы). Экспонат для выставки «Отдать меч победителю» предоставил музей-заповедник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.