Научная статья на тему 'Наша история и современность'

Наша история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наша история и современность»

А.Г. Грязнова,

ректор Финансовой академии

при Правительстве Российской Федерации

НАША ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

|На ш вуз — Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации — в недавнем прошлом именовался Московским финансовым институтом, который в свое время был образован в результате объединения двух высших учебных заведений: Московского финансово-экономического института и Московского кредитноэкономического института.

Московский финансово-экономический институт, основанный в 1918 г., впервые открыл свои двери для студентов в марте 1919 г. Располагался он на Тверском бульваре. Первый набор составил 280 человек, причем большинство имело уже среднее специальное и даже высшее образование. Для того чтобы привлечь студентов из провинции, была предусмотрена возможность их размещения в общежитии.

Учеба строилась не по семестрам, как сейчас, а по триместрам (учебный год делился не на две, а на три части). Учебный план предусматривал изучение общеэкономических, финансовых, юридических дисциплин, в нем делался особый акцент на прикладные курсы счетоводства и банковского дела.

Судьба этого института довольно сложная. С одной стороны, жизнь требовала финансистов-экономистов, а с другой стороны, теоретические, идеологические установки строительства коммунистического общества не предусматривали развития товарноденежных отношений. Поэтому институт даже попытались закрыть в середине 20-х годов. Но жизнь брала свое. Он был восстановлен сначала как факультет, а в 1930 г. — как самостоятельный институт.

Судьба Московского кредитно-экономического института, пожалуй, спокойнее. Совет Народных Комиссаров в 1931 г. принял постановление об организации Московского учетно-экономического института, и с 1 ноября того же года в помещении Правления Госбанка СССР (ул. Неглинная, 12) он начал свою работу. В 1932 г. Мос-

ковский учетно-экономический институт вошел в состав учебного комбината Госбанка СССР, куда также входили техникум, курсы руководящих работников, система банковского ученичества. В 1933 г. учебный комбинат был разукрупнен, и МУЭИ стал вновь существовать самостоятельно. В 1934 г. Московский учетноэкономический институт был переименован в Московский кредитно-экономический институт.

Спустя 12 лет, уже после окончания Великой Отечественной войны, под одной крышей в учебном пятиэтажном здании (ул. Церковная горка, 30; ныне это ул. Кибальчича, 1) оказались два учебных заведения: вернувшийся из эвакуации из Куйбышева Московский финансово-экономический институт и вернувшийся из Саратова Московский кредитно-экономический институт. Распоряжением Совета Министров СССР от 11 сентября 1946 г. и приказом министра высшего образования СССР от 17 сентября того же года они были объединены в Московский финансовый институт (МФИ). Причем с самого начала определялось, что МФИ будет учебным заведением первой категории. Общий контингент всех обучающихся был предусмотрен численностью до 2060 человек (из них около 60 человек — аспиранты).

В МФИ открыли четыре факультета:

^ финансово-экономический (ФЭФ), специальность ""Финансы";

^ кредитно-экономический (КЭФ), специальность "Денежное обращение и кредит";

^ международных финансовых отношений (МФО), специальность "Международные финансовые отношения";

^ учетно-экономический (УЭФ), специальности "Машинизация учета", "Банковский учет".

В 1947 г. по просьбе Министерства обороны в целях подготовки финансистов для службы в Вооруженных Силах был открыт Военный финансово-экономический факультет. В 1953 г. рядом с основным учебным корпусом МФИ для этого факультета построили специальное учебное 6-этажное здание (Проспект мира, 122), которое, кстати, проектировала архитектор Ирина Архипова, впоследствии знаменитая певица Большого театра.

Первым директором Московского финансового института стал крупный ученый, заслуженный деятель науки РСФСР, автор учебника "Государственный бюджет СССР" и многих монографических исследований Николай Николаевич Ровинский. После его смерти в

1953 г. директором (а затем ректором) стал талантливый организатор, мудрый и требовательный руководитель Владимир Васильевич Щербаков. Он успешно возглавлял МФИ вплоть до своей кончины в 1985 г. За это время удалось значительно улучшить материально-техническую базу МФИ. В 1978 г. был сдан в эксплуатацию 13-этажный учебный корпус по улице Кибальчича; вместо ветхих деревянных корпусов общежитий Алексеевского студгородка в 1979 г. появилось современное 16-этажное здание по улице Б. Галушкина. Совершенствовалось техническое оснащение вуза, появились видеолингафонный и лингафонные кабинеты, современные технические средства обучения.

Серьезное внимание уделялось совершенствованию учебного процесса. Для улучшения качества подготовки выпускников столичного вуза срок обучения увеличили с четырех до пяти лет; кафедры были нацелены на учебно-методическую работу, разработку комплексных научно-исследовательских тем.

В 1970 г. в МФИ открылся факультет повышения квалификации преподавателей финансово-экономических дисциплин. Не реже одного раза в пять лет преподаватели экономических вузов страны стали проходить здесь четырехмесячные курсы.

Распоряжением Совета Министров СССР в 1977 г. в МФИ был создан специальный факультет по подготовке высококвалифицированных руководящих кадров по международным валютным, расчетным и кредитным операциям. Набор составлял 25 человек на двухгодичное дневное и 25 человек на трехгодичное вечернее отделение.

Новый этап в жизни вуза связан с началом перестройки в 1985 г.

За прошедшие годы значительно вырос контингент обучающихся, расширился диапазон учебных программ, вуз перешел на признанную в мире многоуровневую систему подготовки кадров. Факультеты были преобразованы в институты, появились новые институты и новые кафедры.

25 января 1991 г. Кабинет Министров СССР принял Постановление о преобразовании Московского финансового института в Государственную финансовую академию. Так был юридически закреплен реально достигнутый институтом высокий статус.

С учетом требований времени к подготовке специалистов для работы в новых условиях были в корне пересмотрены учебные планы и программы. Теперь стали изучаться новые дисциплины, такие

как "Основы предпринимательской деятельности", "Стратегия инновационной деятельности", "Рынок ценных бумаг и биржевое дело", "Правовые основы деятельности налоговых инспекций", "История российского предпринимательства" и др. На новый уровень вышли международные связи Академии.

Страна встала на путь перехода к рыночной экономике, потребность в специалистах-финансистах резко возросла, и наша Академия оказалась на переднем плане преобразований. Ведь финансово-банковская сфера — это кровеносная система любой рыночной экономики!

7 октября 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Указ о преобразовании Государственной финансовой академии в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации.

Что же собой представляет Финансовая академия в настоящее время? Каковы основные направления ее деятельности в области подготовки и переподготовки кадров, развития финансовой науки?

Являясь государственным учреждением высшего профессионального образования, Академия осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации по наиболее важным специальностям для становления рыночной экономики; выступает центром переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов по финансово-банковскому профилю, подготовки научно-педагогических кадров; осуществляет функции Всероссийского учебно-методического объединения; проводит научные исследования в области финансов, кредита, анализа и аудита, международных экономических отношений; выполняет по заданиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти экспертно-аналитическую работу.

За период своего существования Академией подготовлены десятки тысяч специалистов, которые трудятся во всех уголках нашей страны, возглавляют многие финансово-банковские учреждения как в России, так и за ее пределами. Особое внимание при этом Академия уделяет кадровому обеспечению государственных органов исполнительной власти, для чего ведется целевая подготовка специалистов для Министерства финансов, Федерального казначейства, Государственной налоговой службы, Департамента налоговой полиции, Центрального банка России, региональных структур государственной службы.

Выпускниками Академии в разное время были министры финансов А. Зверев, В. Павлов, В. Орлов, Б. Федоров, В. Пансков, большинство заместителей министров и начальников управлений Минфина СССР и России, председатель Госбанка, а позднее Центрального банка РФ В. Геращенко, заместители председателя ЦБ Т. Артемьева, В. Войлуков, А. Козлов, В. Соловов, вице-президент Ассоциации российских банков В. Захаров, руководители крупных коммерческих банков — А. Казьмин (Сбербанк РФ), Д. Тулин (Внешторгбанк), Д. Орлов (банк "Возрождение"), М. Прохоров ("ОНЭКСИМбанк"), руководители страховых компаний — В. Шахов (Военно-страховая компания), М. Софронов (компания "Вестор") и многие другие. Директором и главным редактором крупного московского издательства "Финансы и статистика" также является наша выпускница А. Звонова.

Финансовая академия сегодня — это одно из ведущих и наиболее престижных высших учебных заведений России. Контингент обучающихся составляет ныне около 10 тысяч человек.

Структура Академии включает четыре крупных блока:

^ довузовская специализированная подготовка (два года);

^ вузовская подготовка (четыре-шесть лет);

^ послевузовская подготовка (до трех лет);

^ краткосрочная переподготовка кадров (до одного месяца).

Для оказания помощи наиболее талантливой молодежи в подготовке к поступлению в Финансовую академию профессорско-преподавательским составом ведется большая работа на довузовском уровне. Экономическая, профессионально ориентированная подготовка школьников 10-11-х классов осуществляется в созданном в 1992 г. Высшем финансово-экономическом колледже — ныне это Московский финансово-экономический институт при ФА, а также в Экономической гимназии, специализированных классах с углубленной экономической подготовкой ряда московских школ. Кроме того, образованы подготовительные курсы с различным сроком обучения (10 и 6 месяцев), причем как по очной, так и по заочной форме обучения. Эта большая и многогранная работа дает свои плоды и позволяет формировать контингент студентов из наиболее способной молодежи.

Вузовская подготовка представляет собой сердцевину обучения в Академии, насчитывающей 33 кафедры. Она ведется в восьми институтах — "Финансы", "Кредит", "Страхование", "Учет и аудит",

"Международные экономические отношения", "Налоги и налогообложение", "Налоговая полиция", "Финансовый менеджмент" — по многоуровневой системе (четыре года — бакалавр, пять лет — дипломированный специалист, шесть лет — магистр), по принципиально новым учебным планам, получившим одобрение отечественных и зарубежных экспертов, и характеризуется высоким качественным уровнем.

Послевузовская подготовка представлена целым комплексом структурных подразделений.

За последние годы в крупный учебно-научный центр послевузовского образования превратился Институт переподготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям, созданный на базе спецфака и функционирующий в структуре Академии более 20 лет. Только за последние годы контингент слушателей этого института увеличился более чем в девять раз и составляет в настоящее время свыше 3000 человек, среди которых руководители и специалисты Государственной налоговой службы, Департамента налоговой полиции, Государственного пенсионного фонда, Минфина, Министерства промышленности и торговли, Департамента труда и занятости Правительства Москвы, аппаратов Президента и Правительства Российской Федерации, госслужащие других органов законодательной и исполнительной власти.

Важное место в структуре Академии занимает Институт повышения квалификации преподавателей. За время работы этого института с 1970 г. здесь повысили свою квалификацию почти 4000 преподавателей из 200 вузов нашей страны и ряда зарубежных государств. Входит в практику переподготовка преподавательских кадров через систему отечественных и зарубежных стажировок.

Краткосрочное обучение ведется прежде всего на базе Международной московской финансово-банковской школы, которая была создана Академией совместно с Европейским банком реконструкции и развития и Ассоциацией французских банков. Занятия в школе проводят наряду с российскими ведущие западные специалисты. Краткосрочные курсы обучения организуются и еще одним структурным подразделением Академии — Центром международных программ, который совместно с зарубежными партнерами Академии (прежде всего с Институтом экономического развития Мирового банка) занимается подготовкой и проведением темати-

ческих семинаров по проблемам финансового и банковского менеджмента и др.

Что касается форм обучения, то кроме очного, заочного и вечернего обучения в Академии теперь существует Международный центр дистанционного обучения. Наряду с подготовкой и переподготовкой специалистов по государственным образовательным стандартам высшего и послевузовского профессионального образования центр осуществляет методическое обеспечение новых форм обучения с использованием современных информационных средств и телекоммуникации.

Ведущее место занимает ныне Академия в области подготовки научно-педагогических кадров по финансово-банковским специальностям. В аспирантуре и докторантуре обучается более 200 человек.

Являясь крупным научным центром, Финансовая академия проводит большую работу по экспертизе кандидатских и докторских диссертаций и присуждению соответствующих ученых степеней. С этой целью в Академии действуют шесть диссертационных советов, в том числе два по защите докторских и четыре по защите кандидатских диссертаций.

За прошедшие годы выращена целая плеяда талантливых ученых, финансистов-практиков. Профессорско-преподавательский состав провел серию фундаментальных исследований по важнейшим финансово-экономическим проблемам; внес весомый вклад в развитие теории финансов, денег, кредита, учета; выполнил большое количество прикладных разработок, направленных на усиление роли финансово-кредитных рычагов в повышении эффективности производства; коллективом созданы учебники, по которым учились и учатся студенты экономических вузов России и стран СНГ. В короткий срок были подготовлены принципиально новые учебники: "Финансы", "Финансовый менеджмент. Российская политика",

"Страховое дело", "Международные экономические отношения", "Ценные бумаги и фондовый рынок", "Размещение производительных сил" и др. Многие ученые Академии являются авторами фундаментальной энциклопедической и монографической литературы, как, например, трехтомник "Банковская система России", "Банковская энциклопедия".

Одним из важнейших направлений в деятельности Академии является международное сотрудничество, в масштабах, характере и формах которого произошли качественные изменения.

Если в 60-е годы МФИ имел постоянные связи лишь с пятью вузами пяти стран (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Чехословакия), то в настоящее время Финансовая академия поддерживает деловые контакты с учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями, финансово-банковскими учреждениями, государственными и неправительственными организациями более чем 50 стран. Она взаимодействует с целым рядом международных организаций, в их числе Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития.

Среди партнеров Академии такие авторитетные организации и учебные центры, как Институт экономического развития Всемирного банка (США), Чартерный институт банкиров и Чартерный институт страховщиков (Великобритания), Европейская федерация банковского обучения, Французская федерация страховых обществ и Ассоциация банкиров, Высшая коммерческая школа г. Лиона и Высшая школа экономических и коммерческих наук — Е88ЕС (Франция), Университет в Пассау и Высшая школа в Бремене, Кильский университет (Германия), Мичиганский, ЮжноКоннектикутский и Калифорнийский университеты (США), Гронин-гентский университет (Нидерланды).

Из многочисленных форм сотрудничества особо следует выделить сформировавшуюся в последнее время практику получения выпускниками Академии "двойного" диплома. Например, студенты, которые направляются на так называемое "включенное обучение" во Францию в Высшую коммерческую школу г. Лиона, защищают две дипломные работы: во Франции — на французском и в России — на русском языке и по окончании Финансовой академии одновременно получают два диплома о высшем образовании: российский и французский.

Продолжительное время Финансовая академия осуществляет программы обмена студентами, аспирантами и стажерами. Академией выпущено свыше 1000 иностранных специалистов, в том числе из развивающихся стран более 250 человек, из стран Восточной Европы, Китая, Монголии и Вьетнама — около 700 человек, из развитых стран — около 50 человек. В настоящее время в Академии обучаются студенты из 42 стран мира.

Финансовая академия является важным учебно-методическим центром России. На ее базе действует Всероссийское учебнометодическое объединение, которое включает более 250 российских вузов, готовящих специалистов в области экономи-

ки и финансов. Под руководством ученых Академии разрабатываются государственные стандарты подготовки специалистов, типовые учебные планы, формируются межвузовские авторские коллективы по разработке учебников. УМО проводит анализ и дает заключение о целесообразности подготовки финансистов-

экономистов в различных государственных и негосударственных высших учебных заведениях За последние пять лет в практику вошло ежегодное проведение всероссийских и международных учебно-методических конференций.

Успешное решение Финансовой академией многоплановых задач обеспечивается в первую очередь трудом профессорско-преподавательского состава, 75 процентов которого имеют ученые степени и ученые звания, 15 процентов являются докторами наук, профессорами. На выпускающих кафедрах все преподаватели имеют ученые степени и звания. Все шире привлекаются к учебному процессу специалисты-практики. В Академии трудятся действительные члены и члены-корреспонденты различных академий, в том числе международных, заслуженные деятели науки России, заслуженные экономисты.

Атлас Мариам Семеновна, Моляков Дмитрий Степанович, Бор Михаил Захарович, перешагнувшие 80-летний рубеж, а также Барнгольц Сарра Бенционовна, совсем недавно отметившая свое 90-летие, трудятся в полную силу, показывая образцы творческого долголетия, педагогического мастерства и научной добросовестности, человеческой доброты и сердечности. Они выпестовали целую плеяду кандидатов и докторов наук, заведующих кафедрами. Имена этих маститых преподавателей должны быть золотыми буквами вписаны в историю Финансовой академии.

Гордостью Академии являются ее выпускники, ныне ведущие ученые, авторы многих учебников, заведующие кафедрами — Красавина Лидия Николаевна (она бессменно два десятилетия возглавляет и Институт переподготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям), Родионова Вера Михайловна, Лаврушин Олег Иванович, Павлова Лидия Петровна, Уткин Эдуард Андреевич.

За последнее время когорта талантливых ученых — заведующих кафедрами пополнилась новыми именами. Это Миркин Яков Моисеевич, Орланюк-Малицкая Лариса Алексеевна, Полунина Галина Владимировна, Федотова Марина Алексеевна — тоже выпускники Академии.

Направленная к единой цели дружная совместная работа старейшин вуза, ученых среднего поколения и молодежи позволяет Академии иметь стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив.

Все это, вместе взятое, дает возможность готовить специалистов в области экономики и финансов, обладающих фундаментальными знаниями и практическими профессиональными навыками, что подтверждается заключением комиссии Государственной инспекции по аттестации учебных заведений Госкомвуза Российской Федерации, которая тщательно проанализировала работу Академии и аттестовала ее на максимально возможный срок — пять лет. Наряду с этим высокая оценка правительственной комиссии, также осуществлявшей всестороннюю проверку Академии, дает нашему вузу моральное право считаться флагманом финансово-банковского образования в России.

Важно продолжать и развивать добрые традиции, которыми славится Академия и которые делают ее единой дружной семьей. Среди этих традиций — бережное отношение к своей истории, глубокое уважение к старшим поколениям, благодарное отношение к своим учителям, ибо они создали фундамент для нынешних и будущих успехов всей Академии и каждого из ее выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.