Научная статья на тему 'Нарушения психической адаптации среди трудоспособного населения'

Нарушения психической адаптации среди трудоспособного населения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
428
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ADAPTATION DISORDER / INDIVIDUAL DIFFERENCES / CLINIC AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вертячих Наталья Николаевна

В статье представлены результаты 2-х летнего исследования клинико-психологических проявлений и факторов нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Описаны основные индивидуально-психологические особенности респондентов с различными уровнями психического здоровья. Выделены и описаны клинико-психологические формы нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вертячих Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушения психической адаптации среди трудоспособного населения»

Библиографический список

1. АлешинаЮ.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей женщины и мужчины // Вопросы психологии. - 1991. - N°4. - С. 74-82.

2. Бем С.Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСС-ПЭН), 2004. - 336 с.

3. Воронина О.А. Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства: Дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2004. - 309 с.

4. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика. -Ижевск: ERGO, 2010. - 312 с.

5. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - С. 39.

6. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2004. - 460 с.

7. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. - 530 с.

8. Малова Т.В. Педагогическая сущность и структура гендерного самоопределения личности // Вестник ВятГГУ - 2009. - №>3. - С. 130-134.

9. Малова Т.В. Эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. - Киров: ВятГТУ, 2006. - 110 с.

10. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. -344 с.

11. Репина Т.А. Анализ теории полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 1987. - .№2. - С. 158165.

12. Столярчук Л.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 399 с.

13. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.

14. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. - М.: ПЕРСЭ, 2008. - 320 с.

УДК 159.9:61

Вертячих Наталья Николаевна

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

natalya_morozova@bk.ru

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СРЕДИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ

В статье представлены результаты 2-х летнего исследования клинико-психологических проявлений и факторов нарушений психической адаптации среди жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Описаны основные индивидуально-психологические особенности респондентов с различными уровнями психического здоровья. Выделены и описаны клинико-психологические формы нарушений адаптации в социально-стрессовых условиях.

Ключевые слова: нарушения психической адаптации, индивидуально-психологические особенности, клинико-психологический анализ.

Стремительные изменения в окружающем мире и условиях профессиональной деятельности требуют от современного человека значительного напряжения адаптационного потенциала для сохранения эффективного функционирования и привычного качества жизни [7; 9]. Рост распространенности психических заболеваний именно в периоды резких изменений социальной и политической ситуации указывает на то, что человек не всегда бывает в состоянии самостоятельно справиться с возникающими проблемами [2].

Нарушения психической адаптации, обусловленные психотравмирующим воздействием фак-

торов социальной среды, становятся условиями формирования собственно невротических расстройств, а также различных соматических страданий. Донозологические формы нарушений психической адаптации не являются объектом традиционной психиатрической помощи; в общеполиклинической сети здравоохранения эти состояния, как правило, тоже не получают должного внимания. Складывается порочный круг, когда самая активная и трудоспособная часть населения, благополучие которой во многом является целью многих социальных и экономических преобразований в первую очередь и страдает от реализуемых перемен.

В данной статье приводится анализ работы, проводимой в рамках деятельности центра по подбору и адаптации персонала крупного промышленного предприятия.

Целью настоящего этапа исследований было проанализировать распространенность нарушений адаптации в репрезентативной группе трудоспособных мужчин и женщин - жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в современных социально-экономических условиях нарушения преобладают донозологические формы нарушений психической адаптации.

Для оценки валидности такой гипотезы решались следующие задачи:

1. Клинико-психологическое исследование психического статуса трудоспособного населения в крупном промышленном регионе (Санкт-Петербург и Ленинградская область).

2. Клинико-психологический анализ форм нарушений психической адаптации в современных условиях.

3. Классификация форм нарушений психической адаптации.

Объект: безработные или имеющие неопределенное социальное положение трудоспособные мужчины и женщины - жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области - в возрасте от 18 до 45 лет.

В качестве предмета исследования выступали донозологические формы нарушений психической адаптации человека.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: системная концепция адаптации человека [7]; концепция психологических отношений личности [8]; концепция социальнострессовых расстройств [1].

Организация и методы исследования. Работа проводится на базе центра по подбору и адаптации персонала крупного промышленного предприятия. Всего в процессе профотбора сотрудников психологом было обследовано 1198 чело-

век, не имеющих работы совсем или неудовлетворенных имеющимся заработком.

Клинико-психологическое обследование включало структурированное клиническое интервью, направленное на получение и систематизацию сведений по следующим блокам:

- Социально-биографические сведения о кандидатах: пол, возраст, уровень образования, семейное положение, наличие постоянного места работы, период безработицы.

- Анамнестические сведения медицинского характера: наличие профзаболеваний, жалоб на самочувствие, настроение и работоспособность.

- Психологические сведения.

В дополнение к интервью использовались методики психологической диагностики:

- опросник невротических расстройств (ОНР) (300 утверждений, сгруппированных в 30 шкал) [4];

- опросник «Уровень социальной фрустри-рованности» [5];

- тест оценки общего интеллекта - прогрессивные матрицы Равенна [6];

- личностный опросник Айзенка (ЕР1) [3].

Результаты и их обсуждение. Согласно выбранной методологической модели, сигнальным признаком напряжения адаптационного потенциала и появления трудностей адаптации в данном исследовании принято считать интенсивность жалоб на невротическую симптоматику. Жалобы респондентов фиксировались в соответствии со шкалами опросника невротических расстройств, позволяющими структурировать получаемую информацию.

Для углубленного анализа клинико-психологических форм нарушений адаптации вся выборка была разделена на группы по уровню невро-тизации. При этом показателем невротизации был выбран суммарный балл по всем шкалам опросника невротических расстройств.

Таким образом, у большинства обследованных отмечается средний и низкий уровень невротизации, в то время как у 13% выборки (151 человек) можно наблюдать трудности адаптации в раз-

Таблица1

Уровень невротизации среди трудоспособного населения

Уровень невротизации Низкий Средний Высокий Очень высокий

Доля выборки 7% 81% 9% 4%

Количество респондентов 78 969 109 42

Таблица2

Клинико-психологические характеристики групп кандидатов с разным уровнем невротизации

Признак Показатели Группа 1 Группа 2 Значение ^критерия Уровень значимости

Социально- демографические характеристики 1 .Средний возраст 27,38 27,74 -0,73 0,467

2. Доля испытуемых мужского пола 0,94 0,95 -0,36 0,718

3. Семейное положение 0,56 0,62 -1,59 0,112

4. Уровень образования 0,51 0,49 0,35 0,723

5. Длительность безработицы 1,64 1,52 0,62 0,533

Интеллект 6.Уровень интеллекта 0,82 0,85 -2,48 0,013

Черты личности 7.Экстраверсия 11,68 12,21 -2,31 0,021

8.Нейротизм 9,04 5,09 14,56 0,000

Социальная фрустрированность 9. Уровень социальной фрустрированности 0,98 0,55 6,09 0,001

личных клинико-психологических формах. Для уточнения особенностей группы с высоким и очень высоким уровнем невротизации (далее -группа 1) по сравнению с контрольной группой (далее - группа 2) был проведен анализ достоверных различий.

Согласно полученным данным, группа 1 -респонденты с высоким и очень высоким уровнем невротизации действительно отличается от группы 2, которую можно считать контрольной. Проанализировав личностные особенности представителей первой группы, можно отметить, что им свойственна направленность на собственные переживания, склонность к рефлексии и ретроспективному анализу, осторожность в принятии решений, настороженное и недоверчивое отношение к изменениям. Данных респондентов отличает некоторая эмоциональная холодность, сдержанность в общении и установлении межличностных взаимоотношений, ориентированность на собственное мнение, что, скорее всего, приводит к сужению спектра возможных источников социальной поддержки. Более высокий, чем в контрольной группе, уровень нейротизма указывает на что, что данный портрет может быть дополнен повышением эмоциональной лабильности и раздражительности. Также можно предположить, что для представителей первой группы также характерен более низкий, чем в контрольной группе, интеллектуальный уровень.

Кроме того, среди представителей группы 1 наблюдается существенно более высокий уровень социальной фрустрированности. При детальном изучении комплекса факторов, наиболее критичных для представителей группы с высоким

и очень высоким уровнем невротизации можно отметить общее угнетение сферы межличностных отношений. Представители данной категории лиц достоверно чаще демонстрируют неудовлетворенность взаимоотношениями с супругами, родственниками, друзьями и коллегами. Также, респонденты это группы чаще недовольны собственным уровнем образования и профессиональной подготовки, хотели бы сменить сферу деятельности в целом и обладать иными возможностями для проведения свободного времени, занимая более высокое положение в обществе. Постоянным источником тревожных переживаний для представителей группы 1 является крайняя обеспокоенность собственным физическим и психоэмоциональным состоянием, а также работоспособностью .

Можно предположить, что в связи с ограничением источников социальной поддержки, скудного поведенческого репертуара, склонностью к самостоятельному переживанию возникающих сложностей и эмоциональной неустойчивостью увеличение тревоги у представителей первой группы приводит к повышению уровня невроти-зации.

Дальнейший анализ полученных данных был направлен на уточнение клинико-психологических форм трудностей психической адаптации в современных условиях. Все наблюдения в группе с высоким и очень высоким уровнем невротизации (всего 151 респондент) были разделены на 3 подгруппы, различающихся по психическому статусу и особенностям актуального состояния.

В первую подгруппу - 98 человек (далее - подгруппа 1), вошли кандидаты, демонстрирующие

Таблица3

Социально-демографические характеристики и индивидуально-психологические особенности в подгруппах 1 и 2

Признак Показатели Подгруппа 1 Подгруппа 2 Значение ^ критерия Уровень значимости

Социально- демографические характеристики 1.Средний возраст 26,50 28,96 -2,45 0,015

2.Доля испытуемых мужского пола 0,93 0,96 -0,78 0,437

Э.Семейное положение 0,55 0,57 -0,20 0,839

4.Уровень образования 0,51 0,51 0,00 0,996

5. Длительность безработицы 1,69 1,59 0,31 0,759

Интеллект 6. Уровень интеллекта 0,85 0,79 1,47 0,153

Черты личности 7 .Экстраверсия 11,91 11,27 1,16 0,246

8.Нейротизм 8,65 9,59 -1,30 0,196

Социальная фрустрированность 9.Уровень социальной фрустрированности 1,11 1,06 0,62 0,537

выраженные признаки тревоги и предъявляющие большое количество различных жалоб на самочувствие и настроение, отмечая затяжной характер и достаточную продолжительность недомоганий.

Вторую подгруппу - 51 человек (далее - подгруппа 2), составили кандидаты, с крайней степенью обеспокоенности своим физическим самочувствием и психоэмоциональным состоянием, жалобами на трудности в ежедневном функционировании и невозможность сохранения привычного образа жизни.

Особую подгруппу составили 2 респондента с очевидными особенностями в поведении и крайне высокими значениями по шкалам опросника невротических расстройств.

Можно отметить, что средний возраст испытуемых в первой подгруппе значимо ниже, чем в первой, что может свидетельствовать об изменениях в структуре испытываемых индивидом трудностей адаптации, связанных с возрастом.

Испытуемые первой подгруппы демонстрируют более низкие показатели практически по всем группам жалоб, зафиксированным в шкалах опросника невротических расстройств. Однако их отличает тенденция к невротическому «сверхконтролю» поведения в большей степени, чем испытуемых из второй подгруппы 0=4,88; р<0,001).

Кроме того, испытуемые из первой подгруппы демонстрируют достоверно более высокий уровень развития структурно-динамического визуального мышления 0=2,23; р<0,05); визуальнокомбинаторного мышления 0=3; р<0,01); абстрактного визуального мышления 0=2,62; р<0,01).

Отдельный интерес представляет сочетание выявленных признаков психического неблагополучия в структуре общего психического состояния. В целом, психический статус в подгруппе 1 представляет собой феноменологически труднодифференцируемое состояние, в котором возможно выделить несколько основных симптомо-комплексов. Наиболее значимой группой стали вегетативные симптомы, отражающие жалобы на различные аспекты физического состояния и функциональные расстройства основных систем организма в сочетании с поведенческими девиациями. Условно, трудности адаптации, свойственные представителям данной подгруппы, можно назвать нарушениями по типу соматиза-ции. Стоит особо отметить тот факт, что психологические жалобы в данной подгруппе представляют собой размытые группы симптомов, не складывающиеся в оформленные комплексы.

Во второй подгруппе ведущую роль играет симптомокомплекс, объединивший в себе разнообразные соматические жалобы с рядом психологических симптомов и проявлений нервно-психического истощения. Среди жалоб обследованных, значительное место занимают признаки неустойчивости психического состояния, а также ряд психопатологических проявлений. Значительную роль также играют тревожные компоненты состояния.

Выводы. Согласно полученным данным, 13% от всей выборки трудоспособных мужчин и женщин Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляют лица с выраженными нарушениями

психической адаптации. При этом в психогенезе нарушений адаптации основную роль играют сложные взаимодействия индивидуально-психологических особенностей личности и условий социальной среды.

Описанная феноменология позволяет сформировать перечень индивидуально-психологических факторов риска возможных нарушений адаптации: интровертированность, высокий уровень нейротизма, социальная фрустрированность.

Анализ полученных данных позволяет предположить существование двух ведущих форм доно-зологических нарушений психической адаптации. Первая характеризуется повышенной утомляемостью и соматизацией, вторая - отражает тенденцию «психологизации» и рационализации. Оба выделенных типа могут рассматриваться как способ компенсации напряжения адаптационного потенциала в социально-стрессовых условиях.

Полученные результаты имеют большую практическую значимость для обоснования методики скрининговых обследований при диспансеризации населения, профессионального психологического отбора, а также для выявления групп динамического наблюдения и организации психопрофилактических мероприятий в рамках крупных промышленных предприятий.

Библиографический список

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Практическое руковод-

ство. - М.: Медицина, 2000. - 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. - СПб., 1992. -№2. - С. 3-12.

3. Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.

4. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2004. - 734 с.

5. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Беребин М.А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение: Методические рекомендации. - СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2004. - 26 с.

6. Использование матриц Дж. Равена в экспериментальных и диагностических целях (методические рекомендации) / Сост.: Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров, М.В. Воропаев, А.Ю. Тутрин. - Абакан: АГПИ, 1990. - 41 с.

7. МедведевВ.И. Адаптация человека. - СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. - 584 с.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды. - М.; Воронеж, 1995. - 354 с.

9. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.