_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
УДК37
Т.А. Горбунова
Учитель физической культуры МНОУ Гимназия № 17 г. Новокузнецк, Российской Федерации
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ СРЕДСТВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В данной статье представлены причины, вызывающие различные виды нарушения осанки, а также физические упражнения, которые помогают скорректировать осанку.
Ключевые слова:
Осанка, мышцы, позвоночник, физическая культура, упражнения.
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
А.Мюссе
Осанка - это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. При правильно осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Нормальная осанка с научной точки зрения характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо, плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран.
Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные мышцы. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо.
Выработка правильной осанки - сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.
Позвоночник должен быть подвижен, устойчив и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки. А нагрузкам позвоночник подвергается постоянно, потому что участвует буквально в каждом движении. И при ходьбе и при любом движении головы или конечностей на центральную ось тела действуют динамические нагрузки. Кроме того, позвоночник испытывает практически постоянно статические нагрузки. Поддерживать определенное положение тела приходится не только стоя, но и сидя или при работе в наклон. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом. Этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки -это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний
Положение усугубляется отсутствием у большинства детей интереса к физической культуре. Нередко такие дети пассивны на уроках, они не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма. В
связи с этим, актуальной остается задача активизации физической активности таких детей, что вызывает необходимость совершенствования процесса физического воспитания детей, разработки и внедрения новых подходов и технологии работы с ними.
Для профилактики нарушений осанки мною применяются в первую очередь упражнения на формирование правильной осанки, а также симметричные и ассиметричные упражнения с разгрузкой позвоночника. При разработке комплексов физических упражнений, как правило, учитываю виды нарушения осанки. Чтобы ослабленный организм развивался гармонично, необходимо создать достаточно интенсивный двигательный режим, но не в коем случае не перегружать его.
Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Мой многолетний опыт показал, что наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются упражнения, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках.
С целью повышения эффективности моей работы применяю следующие упражнения для укрепления
осанки:
1. упражнения у стены;
2. упражнения лежа;
3. упражнения с предметами;
4. упражнения на равновесие;
5. упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.
Таким образом, эффективность в проведении коррекционной работы на моих занятиях достигается путем постоянного применения оздоравливающих физических нагрузок, таких как:
- специальные занятия, направленные на устранение деформации осанки;
- уроки физкультуры,
- физкультминутки,
- занятия в секциях,
- участие в физкультурно-массовых мероприятиях и т.д.
Итак, физическая нагрузка должна присутствовать на всех этапах формирования организма школьников, быть неотъемлемой составляющей их здорового образа жизни. Своевременное выявление детей с деформацией осанки, коррекция этих нарушений всеми доступными средствами позволяет добиваться полной или частичной реабилитации искривления осанки у детей младшего школьного возраста.
Список используемой литературы:
1. Вилесов А. Медников Н. Соколова Е. О формировании осанки у детей.// www.mama.ru
2. Куркова Л.Б. Профилактика осанки у детей.// Журнал "Адаптивная физическая культура" № 2, 2002 г.
© Горбунова Т.А.,2016