В. Ю. Яковлев
НАРРАТИВНЫЙ МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
В статье анализируется значение и роль нарратива в организации и презентации научного познания, характеристике коммуникации в познавательном процессе.
V. Yakovlev
NARRATIVE AS A METHOD OF SCIENTIFIC COGNITION
The value and functions of the narrative in organisation and presentation of scientific cognition and in the characteristic of communication in the cognitive process are analysed in the article.
Функционирование научного знания невозможно понять без обращения к его нарративной (повествующей) составляющей. В процессе производства знания субъект не только описывает и объясняет те или иные феномены реальности, но и повествует о них контрагентам познавательной ситуации, которая исторически и темпорально зависит от контекста познавательной коммуникации. Возникает вопрос, как соотносится нарративная форма организации знания с репрезентируемой в ней реальностью, какова роль нарратива в качестве методологического принципа познавательного процесса? Насколько корректно сравнивать рациональное логически обоснованное научное знание с нарративом, как «рассказанной» историей?
Классический тип научной рациональности был основан на принципе, согласно
которому объективность знания достигается только тогда, когда из объяснения элиминируется все, что так или иначе относится к субъекту познавательной деятельности. Идеалом знания было построение бессубъектной картины мира, основное внимание знания было направлено на поиск наглядных, вытекающих из опыта онтологических принципов, лежащих подобно платоновским идеям в основании самой реальности.
Научному мышлению традиционно была присуща уверенность, что истинное знание в перспективе должно обязательно найти абсолютно твердые фундаментальные логические основания. Следствием такой гносеологической парадигмы знания стало господство натуралистической схемы объяснения научных фактов, всякий разрыв с которой рассматривался как отход от идеалов научности.