Научная статья на тему 'Народы и нации как субъекты международного права'

Народы и нации как субъекты международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8027
987
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАРОД / НАЦИЯ / СУБЪЕКТ ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серкеров С. Э., Харраз Муаз Азми

В статье рассматриваются, такие субъекты международного права, как нация и народ. Анализируется проблема соотношения понятий «народ» и «нация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народы и нации как субъекты международного права»

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

УДК 341.231

Серкеров С.Э., доцент кафедры международного права Дагестанского государственного университета, канд. юрид. наук, советник Председателя Правительства Республики Дагестан по правовым вопросам

Харраз Муаз Азми, соискатель кафедры международного права Дагестанского государственного университета

E-mail: muath_kharaz@yahoo.com

НАРОДЫ И НАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В статье рассматриваются, такие субъекты международного права, как нация и народ. Анализируется проблема соотношения понятий «народ» и «нация».

Ключевые слова: самоопределение, народ, нация, субъект права, международное право, национальность.

Serkerov S.E., associate professor of the Department of international law of the Daghestan State University, PhD in law, adviser of the Prime minister of Daghestan Republic for legal questions

Kharaz Muath Azmi, competitor of the Department of international law of Daghestan State University

THE PEOPLE AND THE NATIONS AS SUBJECTS OF INTERNATIONAL LAW

The article covers, such subjects of international law, as the nation and the people. The problem of a parity of concepts "people" and "nation" is analyzed.

Key words: self-determination, the people, the nation, a legal subject, international law, a nationality.

Одним из важнейших общепризнанных субъекта этого права. Кто является носителем

начал современного международного права яв- этого права: народ, нация, национальное мень-

ляется принцип самоопределения народов и на- шинство или государство в целом? Выяснение

ций, который получил юридическое закрепление субъекта права на самоопределение приводит

в целом ряде международно-правовых актов. нас к проблеме соотношения понятий «народ» и

Согласно Декларации о предоставлении незави- «нация» с учетом того, что право на самоопре-

симости колониальным странам и народам, при- деление является правом коллективным.

нятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря Некоторые авторы считают, что субъек-

1960 г., «все народы имеют право на самоопре- том права на самоопределение следует считать

деление; в силу этого права они свободно уста- только народ как территориальную общность

навливают свой политический статус и осущест- людей вне зависимости от их этнической при-

вляют свое экономическое, социальное и куль- надлежности [2, с. 152; 3, с. 62]. Объясняется это

турное развитие» [1, с. 100]. тем, что в советский период произошла подмена

В связи с правом народа на самоопреде- понятия права на самоопределение народов в

ление неизбежно встает вопрос относительно общегражданском смысле на право наций на са-

моопределение как право этническое. Часть ученых, к примеру. проводит различие между народом и нацией; самоопределение признается за первым и не обязательно за вторым [4. р. 15-17]. Другая точка зрения заключается в том. что предлагается понимать нацию как совокупность граждан государства без учета этнического фактора [5. с. 19].

Устав ООН и многие другие международные акты рассматривают категории "народ" и "нация" как идентичные понятия. На это обращают внимание многие ученые [6. с. 80]. Одной из целей Устава ООН является развитие дружественных отношений между нациями "на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов" [7]. Для того чтобы правильно подойти к решению поставленных в статье задач. необходимо обратить внимание на такие понятия. как нация. национальность. народ и некоторые другие и их трактовку в юридической литературе.

Нация (от лат. паИв - «племя. народ») -социально-экономическая. культурно-политическая и духовная общность людей. сложившаяся в результате становления государства. фаза развития этноса (по ступеням: род - племя - народность - народ - нация). в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи [8].

Сегодня нация определяется многими как “совокупность граждан одного государства независимо от их этнической принадлежности” [9. с. 155].

Имеется иная точка зрения. утверждающая. что нация создаёт государство для своих нужд. при этом сама нация понимается как «суперэтнос». т.е. множество взаимосвязанных народов и народностей. относящихся друг к другу с положительной комплементарностью.

В международном праве под нацией понимается совокупность граждан государства.

Следует различать такие взаимосвязанные. но не идентичные понятия. как «нация» и «национальность». Понятие «национальность». выражая этническую общность. представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким. чем понятие «нация». Источник этнической связи людей - общность генетических характеристик и природных условий бытия. приводящих к дифференциации данной первичной группы от дру-

гой. Нация - более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории. то многие нации формируются уже в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть двух видов: полиэт-ничной (многонародной) или моноэтничной. Без ущерба для юридического анализа проблемы подчеркнем. что этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например. в Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов. которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны. например. швейцарская. французская. вьетнамская нации. а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны - созданы из белых. креолов и индейцев-америндов.

Нация - историческая общность людей. складывающаяся в процессе формирования общности их территории. экономических связей. языка. некоторых особенностей культуры и характера. которые составляют ее признаки. В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»; в конституционном праве англо-и романоязычных стран - термин. обычно имеющий значения «государство». «общество». «совокупность всех граждан».

Первыми современными нациями. по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона. были латиноамериканские. сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны. за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции. когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны» [10. с. 41]. В советской доктрине международного права (С.Б. Крылов. Ф.И. Кожевников и Е. А. Коровин и др.) единодушно высказывалась мысль о том. что на известном этапе борьбы за свою самостоятельность нация выступает субъектом международного права. Международная правосубъектность нации обычно связывалась с наличием национальноосвободительной борьбы данной нации. стремящейся создать свою государственность. Вопросы национальной политики России. национального самосознания народов. демографии. развития национальных меньшинств в условиях россий-

ского федерализма стали отдельным направлением научного исследования. Этими проблемами много лет занимаются ученые, внесшие существенный вклад в отечественную историческую науку: А.Х. Абашидзе, Р.Г. Абдулатипов, Ф.Р. Ананидзе и др. В трудах А.Х. Абашидзе, Ф.Р. Ананидзе проблема самоопределения, понятия «народ» и «нация» рассмотрены подробно с международно-правовых позиций

[11; 12, с. 21].

Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации.

Понятие "народ" в термине "самоопределение народов" является более точным, чем понятие "нация", поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию. Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, - не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а, как минимум, определенная экономическая и культурно-историческая целостность, осознающая свое единство. Если речь идет о нации, сюда добавляется и языковая общность.

Анализ международных документов, раскрывающих содержание принципа равноправия и самоопределения народов позволяет сделать вывод о том, что в практике ООН право на отделение и образование самостоятельного государства в качестве элемента права на самоопределение признается за народами несамоуправляющихся территорий (колоний и других зависимых территорий); народами, проживающими на территориях, имеющих, согласно конституции того или иного государства, право на выход (отделение); народами территорий аннексированных после 1945 г., т.е. после принятия Устава ООН; и народами, проживающими в государстве, которое не соблюдает принцип равноправия и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

Иными словами, только при соблюдении вышеперечисленных условий народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, могут считаться субъектами международного права на ос-

новании права на самоопределение. В юридической литературе. однако. встречается и иная точка зрения. Ее сторонники полагают. что если исходить из того. что субъект права - это сторона. не только участвующая. но и могущая участвовать в правоотношении. то народ как носитель права на самоопределение является субъектом международного права независимо от того. добивается ли он самостоятельной государственности или нет [13. с. 84].

Отметим. что. по мнению проф. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова. сохранилось около двух десятков колониальных владений. управляемых шестью государствами. В их числе Виргинские острова. Бермудские острова. Новая Каледония. Токелау. Гибралтар. ООН по-прежнему констатирует колониальный статус Восточного Тимора

- бывшего владения Португалии. не признавая присоединения этой территории в 1976 г. к Индонезии [14].

Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет. означающий. что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование. на свободный выбор путей развития. Если народы (нации) обладают правом на самоопределение. то на всех государствах лежит обязанность это право уважать. Данная обязанность охватывает признание и тех международных правоотношений. в которых субъектом выступает народ (нация). Таким образом. неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение. связанное с его национальным суверенитетом. является основанием его международной правосубъектности. Исторически данная правосубъектность народа (нации) ярко проявилась в период крушения колониализма после окончания Второй мировой войны.

В современный период. когда абсолютное большинство бывших колониальных народов добилось независимости. значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое. экономическое. социальное и культурное

развитие.

Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства. то вопрос должен решаться на ос-

нове конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права. Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. В связи с этим в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 13 марта 1992 г. справедливо отмечается: «Таким образом. не отрицая права народа на самоопределение. осуществляемого посредством законного волеизъявления. следует исходить из того. что международное право требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека» [15].

Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности. но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства.

Субъектами международного права. как правило. являются народы (нации). находящиеся в колониальной зависимости от метрополии. но борющиеся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение.

Такой народ (нация) обладает как способностью иметь международные права и обязанности. так и способностью самостоятельно осуществлять их. Но эти органически связанные друг с другом способности. составляющие правосубъектность народа (нации). имеют специфику. отличающую международную правосубъектность нации от международной правосубъектности государства. Народ (нация) в процессе борьбы за создание независимого государства способен участвовать в международных отношениях лишь по вопросам. касающимся реализации права на самоопределение. В связи с этим народ (нация) имеет основные права. в том числе право заключать с государствами. международными организациями. с другими реализующими свой национальный суверенитет народами международные договоры. присоединяться к многосторонним международным соглашениям. От имени народа при заключении международных договоров или при присоединении к ним выступают представляющие народ органы. сложившиеся в ходе борьбы за независимость. Это - фронт национального освобождения. вре-

менное правительство, руководство политической партии, пользующиеся поддержкой большинства населения.

Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявление в любой форме с целью получения независимости от метрополии, включая право на установление с суверенными государствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.

Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.

Конституционное закрепление общепризнанного международно-правового принципа равноправия и самоопределения народов неизбежно порождает вопросы о субъектах права на самоопределение, о формах реализации этого права и их влиянии на федеративное устройство [16, с. 151].

Указанные взгляды, так или иначе, сводятся к деэтнизации права на самоопределение, когда субъект права на самоопределение рассматривается с надэтнических общегражданских позиций. При всей своей логичности данный подход представляется нам не бесспорным. На наш взгляд, абсолютное игнорирование этнического фактора в вопросах самоопределения является попыткой ухода от решения проблемы, тем более что «народ» и «нация» (в этническом смысле) как субъекты права не тождественны, следовательно, и право на самоопределение этих субъектов, как и формы реализации этого права, различны и исходно не противоречат друг другу. Однако то, что национальный суверенитет должен быть поглощен суверенитетом народным, как категорией более высокого порядка, представляется весьма спорным [17, с. 157-159]. Единственным вариантом такого поглощения может быть реализация народного суверенитета гомогенным, в этническом смысле, населением публично-территориального образования. Во всех иных случаях, в публично-территориальных образованиях сосуществуют различные этносы, составляющие его единый народ.

Подводя определенный итог дискуссии, можно отметить, что право на самоопределение имеет как народ, так и нация в широком смысле слова. В подтверждение этого можно привести положения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г., в которой неотъем-

лемый суверенитет над естественными богатствами и ресурсами рассматривается как основной элемент права на самоопределение и заявляется. что «право народов и наций на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств» [18. с. 101-102].

Таким образом. речь идет именно о праве народов и наций.

Неоднозначен вопрос и о субъектах международного права. Субъекты международного права - это стороны международных правоотношений. наделенные нормами международного права субъективными правами и субъективными обязательствами. Термин-понятие «субъект международного права» долгое время служил достоянием лишь доктрины международного права. Но в последнее время он стал использоваться и в международно-правовых актах. в частности. в общих (универсальных) конвенциях. Так. в Венской конвенции 1969 г.. а также в статье 3 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 года речь идет о «международных соглашениях. участниками которых являются одно или несколько государств. одна или несколько международных: организаций и один или несколько субъектов международного права. иных. чем государства или организации».

В качестве субъекта международного права нации и народы. борющиеся за свое самоопределение. в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями. подписывать международные договоры (например. Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.). направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права. имеют свои дипломатические представительства на территории государств.

Нормы современного международного права продолжают регулировать. главным образом. взаимоотношения между государствами. а также взаимоотношения государств с международными организациями и другими международными институциями. Государства - основные субъекты международного права и основ-

ные реальные участники международных правоотношений. поскольку им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом. с международными организациями и иными субъектами международного права.

Помимо государств и международных организаций. субъектами международного права являются также другие международные институции. именуемые международными органами. Это. в частности. международные суды и международные арбитражи. следственные. примирительные и иные комиссии. которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международноправовыми предписаниями. прежде всего нормами общего международного права.

Некоторые такие международные органы. например Международный суд ООН. представляют собой органы универсального характера. поскольку они созданы международным сообществом государств и доступ в них открыт для любого государства. И. наконец. особыми. специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле. что в соответствии с одним из основных принципов современного международного права

- принципом равноправия и самоопределения народов - за всеми народами признается право на самоопределение. т.е. право свободно. без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое. социальное и культурное развитие. Каждое государство должно уважать это право. Речь. следовательно. идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами.

В заключение. можно сделать следующие выводы:

1. Как субъект международного права нации и народы. борющиеся за свое самоопределение. в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями. подписывать международные договоры Они пользуются защитой норм международного права. имеют свои дипломатические представительства на территории государств.

2. Право на самоопределение имеет как народ. так и нация. в широком смысле слова.

3. Принцип равноправия и самоопределения наций и народов применим не только к бывшим колониальным странам и народам. боровшимся против колониализма. но и к народам современных суверенных государств. Поэтому

можно констатировать, что право наций и народов на самоопределение относится к числу коллективных прав и его нарушение представляет собой грубейшее нарушение основополагающих норм и принципов международного права.

Литература

1. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (ХУ) от 14 декабря 1960 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. М.: Издат. группа Норма-Инфра-М, 1998. С. 100.

2. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2008. С. 152.

3. Сходная позиция была высказана Л.Ф. Бол-тенковой (см.: Болтенкова Л.Ф. Российская государственность: состояние и перспективы. М., 2005. С. 62).

4. Fawcett J. Intervention to Protect Minorities // Minorities: A Question of Human Rights. New York, 1979. P. 15-17.

5. Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы: автореф. дис ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 19.

6. Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 80.

7. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

8. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. 656 с.

9. Федерализм: энциклопедический словарь.

М.: ИНФРА-М, 1997. С. 155.

10. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 41.

11. Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ. М., 1997.

12. Правовой статус меньшинств и коренных народов: Меджунар.-правовой анализ / А. Х. Абашидзе, Ф. Р. Ананидзе; Рос. ун-т дружбы народов, Ин-т междунар. Права. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. С. 21.

13. Шармазанашвили Г.В. Право народов и наций на свободу и независимость. М.: Изд-во УДН, 2007. С. 84.

14. Подробно об этом см.: Международное право: учеб. для вузов / под ред. проф. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. М., 1999. § 11.

15. По делу о проверке конституционности Дек-

ларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР», закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан»: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 13 марта 1992 г. № 3-П. ИЯЬ:

http://www.democracy.ru/library/laws/court/con stitutional/ks3 -Р.13.03.92.html (дата обращения: 12.11.2010).

16. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2008. С. 151.

17. Умнова И.А. Указ. соч. С. 157-159.

18. Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (ХУІІ) от 14 декабря 1962 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. М.: Издат. группа Норма-Инфра-М, 1998. С. 101-102.

Поступила в редакцию 24 апреля 2012 г.

В1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.