Научная статья на тему 'Народные рассказы и комедия "Первый винокур" Л. Н. Толстого в оценке Н. П. Гилярова-платонова'

Народные рассказы и комедия "Первый винокур" Л. Н. Толстого в оценке Н. П. Гилярова-платонова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ РАССКАЗЫ / Л.Н. ТОЛСТОЙ / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / Н.П. ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ / АТРИБУЦИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ ЛЕГЕНДА / ЖУРНАЛЬНАЯ ПОЛЕМИКА / FOLK STORIES / LEO TOLSTOY / LITERARY CRITICISM / NIKITA GILYAROV-PLATONOV / ATTRIBUTION / CHRISTIAN LEGEND / JOURNALISTIC POLEMICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриев Андрей Петрович

В статье впервые рассматривается вопрос об осмыслении народных рассказов и комедии «Первый винокур» Л.Н. Толстого публицистом и философом Н.П. Гиляровым-Платоновым (ему атрибутируются 6 рецензий, опубликованных анонимно). Уделяется особое внимание оценке им рассказов Л.Н. Толстого «Чем люди живы», «Два старика» и «Свечка». Представлены результаты сопоставительного анализа критических методов Н.П. Гилярова-Платонова и авторов церковных изданий, с которыми он полемизировал; при этом устанавливается авторство ряда статей, подписанных криптонимами. Выясняется генезис широко распространившейся фельетонной характеристики-определения Л.Н. Толстого как «юродствующего во Христе». Доказано, что оценка Н.П. Гиляровым-Платоновым народных рассказов и комедии «Первый винокур» Л.Н. Толстого вносит немаловажные коррективы в общую картину освоения литературной критикой творчества писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leo Tolstoy's folk stories and the comedy "The First Distiller" in Nikita Gilyarov-Platonov's assessment

For the first time, which question is considered, is how publicist and philosopher Nikita Gilyarov-Platonov interpreted Leo Tolstoy's folk stories and his comedy "The First Distiller" (he is attributed to 6 reviews published anonymously). Special attention is paid to the assessment of Leo Tolstoy's short stories "What Men Live By", "Two Old Men" and "The Candle". The results of a comparative analysis of the critical methods of Nikita Gilyarov-Platonov and authors of church publications, with whom he argued, are presented; whereby the authorship of a number of articles signed by cryptonyms is established. The genesis of the widely spread feuilleton characteristic-definition of Leo Tolstoy as "fool for Christ". It is proved that Nikita Gilyarov-Platonov's estimate of Leo Tolstoy's folk stories and his comedy "The First Distiller" makes important corrections in the overall picture of the mastery of the writer's work by literary criticism.

Текст научной работы на тему «Народные рассказы и комедия "Первый винокур" Л. Н. Толстого в оценке Н. П. Гилярова-платонова»

УДК 821.161.1.09"19"

Дмитриев Андрей Петрович

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, г. Санкт-Петербург

apdspb@gmail.com

НАРОДНЫЕ РАССКАЗЫ И КОМЕДИЯ «ПЕРВЫЙ ВИНОКУР» Л.Н. ТОЛСТОГО В ОЦЕНКЕ Н.П. ГИЛЯРОВА-ПЛАТОНОВА

В статье впервые рассматривается вопрос об осмыслении народных рассказов и комедии «Первый винокур» Л.Н. Толстого публицистом и философом Н.П. Гиляровым-Платоновым (ему атрибутируются 6 рецензий, опубликованных анонимно). Уделяется особое внимание оценке им рассказов Л.Н. Толстого « Чем люди живы», «Два старика» и «Свечка». Представлены результаты сопоставительного анализа критических методов Н.П. Гилярова-Пла-тонова и авторов церковных изданий, с которыми он полемизировал; при этом устанавливается авторство ряда статей, подписанных криптонимами. Выясняется генезис широко распространившейся фельетонной характеристики-определения Л.Н. Толстого как «юродствующего во Христе». Доказано, что оценка Н.П. Гиляровым-Плато-новым народных рассказов и комедии «Первый винокур» Л.Н. Толстого вносит немаловажные коррективы в общую картину освоения литературной критикой творчества писателя.

Ключевые слова: народные рассказы, Л.Н. Толстой, литературная критика, Н.П. Гиляров-Платонов, атрибуция, христианская легенда, журнальная полемика.

Произведения Л.Н. Толстого «для народного чтения» или народные рассказы и драмы, созданные в 1880-х гг., в последние тридцать лет стали в литературоведении объектом довольно пристального внимания. И это понятно - ранее, в течение целого столетия, их объективному изучению препятствовала господствующая идеология: до революции в них видели прежде всего антицерковные тенденции, в советский период - мистицизм и реакционный смысл. В последние годы продолжается исследование поэтики народных рассказов и драм Л.Н. Толстого (см., например: [13]), отражения в них «народного православия» ([8]), противостояния этих произведений массовой культуре своего времени ([9]), критических откликов на них ([14]) и др.

В настоящей статье рассматривается литературно-критическая рецепция народных рассказов и комедии «Первый винокур» Никитой Петровичем Гиляровым-Платоновым (1824-1887), в молодости преподавателем Московской духовной академии, позже цензором и издателем-редактором московской ежедневной газеты «Современные известия», близким к славянофилам философом и публицистом, литературным критиком, мемуаристом и богословом. Его отзывы оказались вне поля зрения толстоведов, поскольку все они были опубликованы, во-первых, анонимно, а, во-вторых, - на страницах издаваемой Н. П. Гиляро-вым-Платоновым газеты, крайне редко привлекавшей внимание исследователей.

Следует отметить, что первые подступы к теме «Л.Н. Толстой и Н.П. Гиляров-Платонов» были сделаны только в начале 2000-х гг. О.Г. Панаэто-вым ([11]) и Г.В. Красновым ([6]). В 2018 г. нами был детально исследован ранний период во взаимоотношениях писателей, ограничивающийся 1862 г., когда Н.П. Гиляров-Платонов был цензором журнала «Ясная Поляна». Была воссоздана оригинальная позиция Н.П. Гилярова-Платонова

по отношению к толстовской педагогике в контексте его собственных педагогических идей; по архивным документам рассмотрены обстоятельства цензурного прохождения статей Л.Н. Толстого [4, с. 408-424]. Все эти исследования показали, что затронутая тема нуждается в кропотливой проработке и требует привлечения новых, пока еще не введенных в литературоведческий круг архивных и газетных материалов.

Специфика позиции Н.П. Гилярова-Платоно-ва как критика народных рассказов Л.Н. Толстого состояла в том, что он полемизировал не с самим писателем, а с теми религиозными философами и церковно-общественными деятелями, которые подвергли эти произведения разносу, усматривая в них вредные антицерковные тенденции, будто бы способствующие росту сектантских настроений в народе.

Впрочем, открытую полемику на эту тему Н.П. Гиляров-Платонов поначалу считал неполезной («вместо пользы можешь сделать вред» [10, с. 654]). Когда в августе 1882 г. к нему обратилась публицистка О. А. Новикова с просьбой перепечатать в «Современных известиях» известную рецензию К.Н. Леонтьева на рассказ Л.Н. Толстого «Чем люди живы?» (позже, в брошюре «Наши новые христиане Ф.М. Достоевский и гр. Л.Н. Толстой» получившую название «Страх Божий и любовь к человечеству»), Н.П. Гиляров-Платонов ответил решительным отказом и подробно обосновал свое решение в письме к самому К.Н. Леонтьеву ([3]; адресат не был назван, установлен нами: [10, с. 657]).

Предвзятость леонтьевского подхода критик видит в том, что к художественному произведению предъявляются претензии как к «сокращенному учению о христианских обязанностях» [10, с. 654]: «...это не свято, это не так, здесь не достает уяснения необходимости страха, я не вижу влияния Отцов <Церкви>» [10, с. 654]. В таком разборе Н.П. Гиляров-Платонов справедливо усмотрел « фа-

© Дмитриев А.П., 2019

Вестник КГУ^ № 1. 2019

141

рисейство не в смысле лицемерия <...>, а в смысле преувеличенного служения букве и форме», когда «догмат об иерархическом устройстве становится поверх начал правды и любви» [10, с. 654].

Определив жанр произведения («рассказ есть легенда» [10, с. 656]), Н.П. Гиляров-Платонов восклицает: «.это есть высочайшее произведение: до такой степени воспроизвести нравственное мировоззрение народа, начиная с сущности и кончая выражением, выражением в обширном смысле и самых образов и языка!» [10, с. 656]. И высказывает свое убеждение в значении легенд для народного миросозерцания: «. наш народ если еще остается в христианстве или, точнее, если и насколько вкусил христианства, тем обязан именно подобным легендам и ничему более. Остальное есть идолопоклонство, хотя во внешней христианской форме» [10, с. 656].

Здесь уместно напомнить о малоизвестном факте: Н.П. Гиляров-Платонов в апреле 1882 г. стал одним из первых читателей рукописной «Исповеди» Л.Н. Толстого, которую редактор журнала «Русская мысль» С. А. Юрьев с ведома писателя прислал ему, однако, вместо того чтобы написать пояснительное предисловие, которое позволило бы беспроблемно опубликовать произведение, Н.П. Гиляров-Платонов оценил его резко отрицательно - как проявление «духовной гордости» [10, с. 644]. Судя же по его критике рецензии К.Н. Леонтьева, по крайней мере одно положение «Исповеди» он принял всецело. Говоря о религиозном смысле, который народ «придает жизни», Л.Н. Толстой писал: «Смысл этот народ черпает из всего вероучения, переданного и передаваемого ему пастырями и преданием, живущим в народе, и выражающимся в легендах, пословицах, рассказах» [16, т. 23, с. 47].

Отметим, что в своем отношении к христианскому нравоучению, явленному в рассказе «Чем люди живы», Н.П. Гиляров-Платонов был не одинок: так, Н.Н. Страхов констатировал, что читателей более всего поразили в произведении Л.Н. Толстого «евангельский дух» и «евангельская точка зрения» [15, с. 415-418], а И.С. Аксаков подчеркивал: «Какая прелесть - этот рассказ графа Л.Н. Толстого <. >! Что за эпическая простота, какой художественный реализм при самом идеалистическом содержании!» [1, с. 281].

Вернуться к разговору о народных рассказах Л.Н. Толстого Н.П. Гиляров-Платонов решил в январе 1886 г., когда в духовной журналистике начался целый «миссионерский поход», имевший целью добиться от правительства полного запрета к распространению этих произведений писателя, выпускавшихся фирмой «Посредник» отдельными брошюрками.

Н.П. Гиляров-Платонов опубликовал 6 статей с протестом против огульного обличитель-ства народных рассказов (научно републикованы

нами: [10, с. 659-682, 703-706]). Наиболее важная из них, первая, была написана для газеты И.С. Аксакова и носила знаковое название «За что гонение?», однако из-за внезапной кончины издателя «Руси» была помещена в № 40 «Современных известий» от 10 февраля. Н.П. Гиляров-Платонов прибегнул к легко раскрываемой мистификации: поместив статью в фельетонный подвал без подписи, он уже этим намекнул на свое авторство, а добавив примечание от «Автора», в котором упомянул о «давних узах приязни» [10, с. 659], связывавших его с И.С. Аксаковым (что хорошо было известно в Москве), прямо подтвердил догадку читателя.

Поводом послужило состоявшееся 15 января 1886 г. заседание Общества любителей духовного просвещения под председательством протоиерея И.Н. Рождественского. В центре внимания Н.П. Гилярова-Платонова - отчет об этом заседании, помещенный в «Московских церковных ведомостях» от 26 января и составленный, судя по всему, их редактором протоиереем В.П. Рождественским ([12]; см. об этом заседании в статье И.И. Сизовой: [14, с. 44-45]), а точнее - речь протоиерея И.И. Соловьева, публициста церковных изданий, законоучителя Катковского лицея, который изучил 10 брошюр фирмы «Посредник» и выступил в роли эксперта. Он заявил, что в народных рассказах Л.Н. Толстого проводятся идеи его «тенденциозных, религиозного пошиба произведений "Исповедь", "Новое Евангелие", "В чем моя вера" и т. п.» [12, с. 51] - о том, что «церковь христианская со всеми ее учреждениями и порядками <.> есть пустая и ненужная выдумка позднейшего времени. Сущность учения евангельского вся сводится к учению о милосердии к бедным <...>» [12, с. 51]. Взяв для образца книжки «Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова и «Два старика» Л.Н. Тол -стого и изложив их содержание, он сделал парадоксальный вывод: «Каждый из этих рассказов, конечно, не выясняет указанной выше тенденции вполне; отрицательная по отношению к православной церкви сторона ее затенена. Взятые же все вместе, в массе своей, они не только напоминают те тенденции, а как нельзя лучше - нагляднее, живее и увлекательнее - иллюстрируют их, склоняют к ним» [12, с. 51].

Н.П. Гиляров-Платонов увидел в этих умозаключениях протоиерея И.И. Соловьева с их специфической лексикой («религиозного пошиба», «отрицательная сторона затенена», «в массе тенденциозны») невольное самообнажение метода его антитолстовской полемики, который определил как «инквизиционный (совершенно по рецепту Торкве-мады)» [10, с. 661]. Возражая, Н.П. Гиляров-Плато-нов пишет, например, о рассказе-легенде «Два старика», что в нем «нравоучение евангельское <...> одетое в форму притчи: еще не богомолье, когда одни ноги трудятся, а душа остается прилеплен-

ною к земным благам» [10, с. 659]. Надуманные же «разоблачения» и придают рассказам Л.Н. Толстого «тенденциозность, которой в них нет», отчего «смущается вера читателя» [10, с. 664].

Особо Н.П. Гиляров-Платонов выделяет запрещенный цензурой рассказ «Свечка» - о крестьянине, которого злой приказчик заставил пахать на Пасху: тот прилепил к сохе свечку, пашет и поет каноны, а свечка чудесным образом не тухнет. Здесь «инквизиционный метод» усмотрел подвох в «напускном мистицизме» [5, с. 11-12] и обрядности вне стен храма. Хотя если взглянуть непредвзято, - пишет Н.П. Гиляров-Платонов, - «мораль рассказа: примирение обязанностей послушания начальству с обязанностью богопочтения, без нарушения той и другой» [10, с. 665].

То есть, по мысли критика, гонению подвергались произведения, как раз научающие благочестию, поддерживающие в народе веру: «. я вижу только, что это чтение увлекательно, что оно склоняет к христианской жизни, отвращает от порока, возбуждает раскаяние во грехах и преступлениях» [10, с. 661]. Критический метод Н.П. Гиляро-ва-Платонова, отправляющийся «от противного», от демонстрации нелепостей в осмыслении толстовской малой прозы авторами церковных изданий, оказывался плодотворным, выявляя попутно скорбное нечувствие реальных духовных нужд народа со стороны ученого священства, занимающегося противосектантской деятельностью.

Спустя месяц, в № 61 «Современных известий» от 4 марта, Н.П. Гиляров-Платонов, статья которого «За что гонение?» вызвала немалый резонанс в Москве, опубликовал отчет «Общество любителей духовного просвещения о книжках Л. Толстого о народе» П. С-ва (составленный, очевидно, сотрудником редакции П.И. Сусоровым) и полемическое открытое письмо «По поводу статей и брошюр для народа Л.Н. Толстого», подписанное И. Дмитриевым (предположительно псевдоним священника И. Д. Петропавловского). В сопроводительной передовой статье Н.П. Гиляров-Плато-нов, оспаривая доводы последнего, уточнял, что, говоря об «инквизиторстве» критиков-оппонентов, он имел в виду «отыскивание тайного смысла в явных словах» [10, с. 668], и сосредоточился на опровержении априорного тезиса И. Дмитриева (Петропавловского) о том, что Л.Н. Толстой, отрицавший догматическое богословие в трактате «В чем моя вера», якобы не мог эти свои представления не воплотить и в народных рассказах.

В № 184 «Современных известий» от 7 июля Н.П. Гиляров-Платонов вернулся к нападкам на Л.Н. Толстого в Обществе любителей духовного просвещения, опубликовав статью своего сотрудника Ф.П. Преображенского (под псевдонимом «П.») «Странная полемика», а в передовой статье пожелал, чтобы «это Общество не уклонялось на

неблаговидный путь сыска тайных помышлений в писаниях, буквальный текст которых заслуживает только похвалы» [10, с. 680].

Когда фирмой «Посредник» была издана комедия Л.Н. Толстого «Первый винокур», Н.П. Гиля-ров-Платонов откликнулся рецензией, которую опубликовал в № 182 «Современных известиях» от 5 июля так же, как и статью «За что гонение?»: в газетном подвале без подписи и в сопровождении передовой статьи, содержавшей пояснения к рецензии. Известно, что этой «народной комедии» писатель придавал большое значение, видя в ней противодействие бессодержательной пошлости балаганного театра. Однако Н.П. Гиляров-Платонов был разочарован, впрочем, как и большинство современников Л.Н. Толстого (см.: [14]). Критик не только не оценил символики произведения, но заговорил о его «бездарности» и истощении таланта писателя: «. ни одного художественного штриха, ни одного меткого выражения: растянуто, пошло, реторически, ученически» [10, с. 673]. Правда, в отличие от других критиков, он не связывал комедию напрямую с религиозно-философскими взглядами автора.

В этой же рецензии публицист-философ, пытаясь осмыслить своеобразие писателя как художника и мыслителя, дал ему афористические дефиниции, которым, несмотря на их фельетонный характер, суждена была долгая жизнь в журналистике.

Во-первых, Н.П. Гиляров-Платонов уподобил необычность художественного мышления Л. Н. Толстого поведению юродивого: «Автор "Войны и мира" способен к юродству и проявлял его и в деятельности своей, и в сочинениях. В детских рассуждениях об историческом фатализме, которыми, в нарушение художественного единства, прошпикована "Война и мир", то же юродство, что в журнале "Ясная Поляна", что в позднейших сочинениях, претендующих на философское и богословское мышление, и во всей теперешней деятельности» [10, с. 675-676]. При этом критик оговаривается, что в православии «"юродивым" или "блаженным" называют того, кто надевает на себя личину идиота, на деле вполне обладая умственными способностями. Но граф Толстой вполне искренен: он личины не носит» [10, с. 670]. Это словцо «юродство», подхваченное и переосмыслявшееся современниками, позже как нечто непреложное было употреблено В.И. Лениным в известной статье «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908): «С одной стороны, гениальный художник <...>. С другой стороны - помещик, юродствующий во Христе» [7, т. 17, с. 209]. Конечно, в этой атеистической инвективе гиляровский смысл («лже-юродивый») уже был утрачен.

Во-вторых, прозвучавшее отголоском в той же статье В.И. Ленина противопоставление в Л.Н. Толстом непревзойденного художника бес-

Вестник КГУ^ № 1. 2019

143

помощному мыслителю - тоже, пожалуй, первым в столь резкой форме высказал именно Н.П. Гиля-ров-Платонов, отмечавший: «Везде, где только начинает рассуждать Лев Толстой, вы находите так называемую "женскую логику", скачки мысли, неспособной к суждению, а увлекающейся представлениями» [10, с. 674].

Антитетическая пара художник - мыслитель оказывается в центре еще одной, шестой по счету статьи критика о Л.Н. Толстом, увидевшей свет в № 312 «Современных известий» от 12 ноября 1886 г. Н.П. Гиляров-Платонов заявляет: «Толстой -великий художник; скажем, даже величайший (из современных писателей он стоит неизмеримо выше всех своею пластикою), но никуда негодный мыслитель» [10, с. 704]. Критик сосредотачивается на самом механизме религиозно-философского творчества писателя. Он пишет о Л.Н. Толстом: «Его достоинство и его несчастие - избыток творчества. Оно оказывает ему услугу в замысле художественных произведений, в вымысле; но оно же низвергает его, когда он начинает рассуждать отвлеченно. Здесь овладевает им, как выразились мы, "женская логика", то есть движение мысли не по ее собственным законам, а по страсти; мысли чередуются, влекомые воображением, водимые не понятиями, а образами: прием, естественный художнику, но противоестественный для философа» [10, с. 704].

Это выражение «избыток творчества» возвращает нас к письму Н.П. Гилярова-Платонова, адресованному К.Н. Леонтьеву (1882), где сообщалось: «. главный недостаток Толстого, о котором я ему лично докладывал, - избыток творчества, нежелание принять чей-нибудь авторитет без проверки личной, разумеется, а потому, хотя бы у гениального ума, ограниченной и подверженной ошибкам» [10, с. 655]. Любопытно, что текстуально сходную оценку давал Л.Н. Толстому и друг Н.П. Гилярова-Платонова И.С. Аксаков, 4 июня 1885 г. писавший Н.Н. Страхову: «. никто более меня не ценит таланта Толстого и не восхищается им, хотя в то же время я нахожу, что у него слишком много таланта и, относительно, не довольно мастерства. У него что-то вроде гипертрофии таланта, элефантизм, которым он и владеть не всегда умеет; оттого у него нет ни перспективы, ни планов: все на первом плане, потому, что все у него одинаковореально и живо <...>» [2, с. 141]. Не исключено, что эта мысль об избытке творческого таланта у Л.Н. Толстого родилась все же под пером Н.П. Гилярова-Платонова.

Как видим, литературно-критическая рецепция Н.П. Гиляровым-Платоновым народных рассказов и комедии «Первый винокур» Л.Н. Толстого, а также осмысление им религиозно-философских трактатов писателя вносят существенные коррективы в общую картину освоения литературной критикой творчества великого писателя.

Библиографический список

1. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. - М.: Современник, 1981. - 384 с.

2. И.С. Аксаков - Н.Н. Страхов. Переписка / сост. М.И. Щербакова. - Ottawa: Univ. Of Ottawa; М.: ИМЛИ, 2007. - 192 с.

3. Гиляров-Платонов Н.П. Письмо к ***: (О рассказе «Чем люди живы») // Русский архив. -1889. - № 11. - С. 425-428.

4. Дмитриев А.П. Н.П. Гиляров-Платонов и русская литература 1850-1880-х годов. - СПб.: Родник, 2018. - 912 с.

5. Иванов А.Н., прот. О книжках для народа, издаваемых фирмою «Посредник» // Пастырский собеседник. - 1886. - № 2. - С. 9-12.

6. Краснов Г.В. В полемике с Л.Н. Толстым // Возвращение Н.П. Гилярова-Платонова. - Коломна: Коломен. гос. пед. ин-т, 2007. - С. 95-97.

7. ЛенинВ.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. - 5-е изд. -М.: Политиздат, 1967-1981.

8. Назаров В.Н. Народное православие в религиозных исканиях Л.Н. Толстого // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2018. -Т. 1. - № 3 (27). - С. 32-40.

9. Назарова Ю.В., Полнова К.К. Этика Л.Н. Тол -стого в контексте массовой культуры XIX в.: народная литература и нравственное просвещение (на примере деятельности издательства «Посредник») // Общество: философия, история, культура. - 2017. - № 7. - С. 10-12.

10. Никита Петрович Гиляров-Платонов: исследования, материалы, библиография, рецензии / под общ. ред. А.П. Дмитриева. - СПб.: Росток, 2013. -944 с.

11. Панаэтов О.Г. Н.П. Гиляров-Платонов и К.Н. Леонтьев: споры о Толстом. - Краснодар: Кубан. соц.-экон. ин-т, 2002. - 75 с.

12. [Рождественский В.П., прот]. Заседание «Общества любителей духовного просвещения» 15 января 1886 года // Московские церковные ведомости. - 1886. - № 4. - С. 51-52.

13. Сат Н.Д. Рассказы-легенды Л.Н. Толстого: поэтика жанра // Сибирский филологический журнал. - 2007. - № 3. - С. 34-38.

14. Сизова И.И. Критические отзывы на комедию Л.Н. Толстого «Первый винокур»: театральные и духовные издания (1886-1896) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 5. - Ч. 3. - С. 43-47.

15. Страхов Н.Н. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом. - 3-е изд. - СПб.: Типолит. С.М. Николаева, 1887. - 484 с.

16. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. - М.; Л.: Гослитиздат, 1928-1958.

References

1. Aksakov K.S., Aksakov I.S. Literaturnaya kritika. - M.: Sovremennik, 1981. - 384 s.

2. I.S. Aksakov - N.N. Strahov. Perepiska / sost. M.I. SHCHerbakova. - Ottawa: Univ. Of Ottawa; M.: IMLI, 2007. - 192 s.

3. Gilyarov-Platonov N.P. Pis'mo k ***: (O rasskaze «CHem lyudi zhivy») // Russkij arhiv. -1889. - № 11. - S. 425-428.

4. Dmitriev A.P. N.P. Gilyarov-Platonov i russkaya literatura 1850-1880-h godov. - SPb.: Rodnik, 2018. -912 s.

5. Ivanov A.N., prot. O knizhkah dlya naroda, izdavaemyh firmoyu «Posrednik» // Pastyrskij sobesednik. - 1886. - № 2. - S. 9-12.

6. Krasnov G.V V polemike s L.N. Tolstym // Vozvrashchenie N.P. Gilyarova-Platonova. - Kolomna: Kolomen. gos. ped. in-t, 2007. - S. 95-97.

7. Lenin V.I. Poln. sobr. soch.: v 55 t. - 5-e izd. -M.: Politizdat, 1967-1981.

8. Nazarov V.N. Narodnoe pravoslavie v religioznyh iskaniyah L.N. Tolstogo // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. - 2018. - T. 1. -№ 3 (27). - S. 32-40.

9. Nazarova YU.V, Polnova K.K. EHtika L.N. Tolstogo v kontekste massovoj kul'tury XIX v.: narodnaya literatura i nravstvennoe prosveshchenie (na primere deyatel'nosti izdatel'stva «Posrednik») //

Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. - 2017. -№ 7. - S. 10-12.

10. Nikita Petrovich Gilyarov-Platonov: issledovaniya, materialy, bibliografiya, recenzii / pod obshch. red. A.P. Dmitrieva. - SPb.: Rostok, 2013. -944 s.

11. Panaehtov O.G. N.P. Gilyarov-Platonov i K.N. Leont'ev: cpory o Tolstom. - Krasnodar: Kuban. soc.-ehkon. in-t, 2002. - 75 s.

12. [Rozhdestvenskij V.P., prot.]. Zasedanie «Obshchestva lyubitelej duhovnogo prosveshcheniya» 15 yanvarya 1886 goda // Moskovskie cerkovnye vedomosti. - 1886. - № 4. - S. 51-52.

13. Sat N.D. Rasskazy-legendy L.N. Tolstogo: poehtika zhanra // Sibirskij filologicheskij zhurnal. -2007. - № 3. - S. 34-38.

14. Sizova I.I. Kriticheskie otzyvy na komediyu L.N. Tolstogo «Pervyj vinokur»: teatral'nye i duhovnye izdaniya (1886-1896) // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - 2016. - № 5. - CH. 3. - S. 43-47.

15. Strahov N.N. Kriticheskie stat'i ob I.S. Turgeneve i L.H. Tolstom. - 3-e izd. - SPb.: Tipolit. S.M. Nikolaeva, 1887. - 484 s.

16. Tolstoj L.N. Poln. sobr. soch.: v 90 t. - M.; L.: Goslitizdat, 1928-1958.

Вестник Kry^J № 1. 2019

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.