Научная статья на тему 'Народные игры в жизни детей дошкольного возраста'

Народные игры в жизни детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1371
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ФОЛЬКЛОРНАЯ КУЛЬТУРА / FOLKLORE / FOLK GAMES / FOLK TRADITIONS / FOLK CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тодорова Марияна Станчева

Коллективный народный ум является первоисточником игр, которые тысячелетиями передаются из поколения к поколению. Дети получают эти игры в готовом виде и овладевают ими как элементом культуры. Введение их в обучение это древний подход, применяемый еще самими создателями и носителями фольклорной культуры. Разнообразие народных игр является единством между общением и деятельностью, формой активности, способом создания личных отношений. Включать их в жизнь детей необходимо как в детском саду, так и в семье. Статья визирует исследование, проводимое с учителями и родителями детей дошкольного возраста в связи с ролью, значением и применением народных игр в их жизни. Приведена часть результатов и сделаны нужные выводы для практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National games in life preschool children

Collective intelligence is a popular source of games that thousands are transmitted from generation to generation. Children receive these games and finished galvanize them as an element of culture. Their introduction in training is an ancient approach applied from the creators and bearers of folk culture. The variety of folk games is unity between communication and activity, a form of activity, a way of building personal relationships. Their inclusion in children's lives is important to place both kindergarten and family. The article refers to a study with teachers and parents of preschool children in relation to the role, importance and application of folk games in their lives. Some of the results are mentioned and made the necessary conclusions for practice.

Текст научной работы на тему «Народные игры в жизни детей дошкольного возраста»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-05/ Дата публикации: 1.11.2015 № 5 (17). С. 70-74. УДК 373.1

М. С. Тодорова

Народные игры в жизни детей дошкольного возраста

Коллективный народный ум является первоисточником игр, которые тысячелетиями передаются из поколения к поколению. Дети получают эти игры в готовом виде и овладевают ими как элементом культуры. Введение их в обучение это древний подход, применяемый еще самими создателями и носителями фольклорной культуры. Разнообразие народных игр является единством между общением и деятельностью, формой активности, способом создания личных отношений. Включать их в жизнь детей необходимо как в детском саду, так и в семье.

Статья визирует исследование, проводимое с учителями и родителями детей дошкольного возраста в связи с ролью, значением и применением народных игр в их жизни. Приведена часть результатов и сделаны нужные выводы для практики.

Ключевые слова: фольклор, народные игры, фольклорные традиции, фольклорная культура

Perspectives of Science & Education. 2015. 5 (17)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-05/ Accepted: 24 September 2015 Published: 1 November 2015 No. 5 (17). pp. 70-74.

M. s. Todorova

National games in life preschool children

Collective intelligence is a popular source of games that thousands are transmitted from generation to generation. Children receive these games and finished galvanize them as an element of culture. Their introduction in training is an ancient approach applied from the creators and bearers of folk culture. The variety of folk games is unity between communication and activity, a form of activity, a way of building personal relationships. Their inclusion in children's lives is important to place both kindergarten and family.

The article refers to a study with teachers and parents of preschool children in relation to the role, importance and application of folk games in their lives. Some of the results are mentioned and made the necessary conclusions for practice.

Keywords: folklore, folk games, folk traditions, folk culture

Введение

о мнению Б. Блажевой, воспитание детей дошкольного возраста, используя искусство, является актуальной проблемой, так как это связано с бережным отношением, сохранением и передачей болгарских народных традиций и обычаев [2]. Вот почему она рассматривает «...искусство как основной фактор появления и поддержания эстетического у человека» [2]. М. Терзиева определяет фольклор как «первое

художественное поле деятельности для детей и одновременно с тем их первый контакт с самым значимым из сокровищницы нашей народной традиции» [10]. Автор указывает на то, что „подход к детскому фольклору неоднозначный и часть фольклористов оценивают его преимущественно как раздел фольклорной культуры, который служит для забавы, развлечения, игры, другие исследуют его с точки зрения практического приложения в сфере образования и воспитания [10].

З. Пырванова утверждает, что «ребенок в дошкольном возрасте с легкостью воспринимает

фольклорные мотивы, образы и темы». По ее мнению, необходимо, чтобы повседневность детей стала более привлекательной, богатой интересными переживаниями, чтобы расширились их представления о народных обычаях, воспитывалось чувство патриотизма. Игра, как основная формирующая деятельность для ребенка дошкольного возраста, занимает и большую часть его повседневности, но болгарская народная игра исполняется редко во время организованной деятельности в дошкольных заведениях. К сожалению, большинство молодых родителей слишком далеко ушли от красоты и богатства народного искусства [6]. С этим связано и утверждение Б. Блажевой относительно необходимости продолжить поиски новых, нетрадиционных и разнообразных форм работы по ознакомлению и приобщению, чтобы лучше сохранить болгарские национальные традиции и обычаи [2]. Тем более, что работа с богатым фольклорным наследием, включающим и соответственные игры с самой разнообразной проблематикой, по мнению М. Терзиевой, предоставляет педагогу в детском саду неисчерпаемые возможности, которые он все еще не в состоянии полноценно использовать [11].

Изложение

Народные игры это один из способов сохранения культурного наследия прадедов. Они являются своего рода посланиями из прошлого, которые связываются с настоящим и визируют разные предания и легенды. В своем содержании, прежде всего они опираются на, неподвластные времени, непереходные общечеловеческие видения и ценности, которые человечество сохранило в течение тысячелетий и, которые каждое следующее поколение должно хранить и переносить вперед, в будущее. «Люди из прошлого окунаются в сотворенную их воображением реальность, завещают своим потомкам свое понимание гармонии, иерархизации нравственных ценностей, образцов поведения» [8].

Перманентно «болгарская народная игра доказывает свое незаменимое место в многостороннем процессе формирования детской личности. Вместе с другими фольклорными произведениями она представляет живую связь между поколениями болгарского народа» [1]. По мнению Т. Ангеловой, «болгарская народная - это синкретическая деятельность, она связывает в единое целое разные элементы физической и общей культуры народного искусства. Представляет доступную форму для формирования у подрастающего поколения необходимых знаний, умений и качеств прошлых и настоящих ценностей болгарской национальности путем активной двигательной деятельности в игровых условиях» [1].

Болгарские народные игры имеют некоторые традиционные характеристики, которые со-

хранились до наших дней. Среди них яркая образность; точные названия и текст; ясная цель и требования, выраженные в правилах; использование звукоподражания; вариативность во время исполнения; честность и справедливость при решении задач с наградами для победителей [1]. С течением времени, традиционные народные игры видоизменились, прежде всего, в отношении «более современных действий, сюжетов, героев, языка и пр.; сокращение игрового действия, удаление длинных диалогов придало, таким образом, большей динамики в развитии игры; пародирование и принятие с юмором в играх некоторых действий, сюжетов, героев и пр.; использование большего числа состязательных элементов, правил, организации и пр.; использование в болгарских народных играх не только самобытных и естественных материалов, но и промышленных игрушек и пр.» [1].

«Болгарские народные игры являются частью фольклора. Они исполняются вместе с другими фольклорными произведениями. Традиционным является при проведении игр, перед началом, во время игры и после окончания использование считалки, загадки, скороговорки, поговорки, песни и пр.» [1]. Болгарские народные игры являются носителями вечного и переходного. Дети дошкольного возраста живут полноценно в мире игры, фантазии, сказки [6]. Они не поняли бы нравственных и эстетических идеалов предков, их духовной сущности, если бы не знали обычаев, которые веками сопутствовали им [4]. Дети любят народные праздники и игры и только серьезные педагогические и родительские ошибки могут их отдалить от них [5].

В этой связи было проведено анкетное исследование, цель которого показать в какой степени учителя и родители детей дошкольного возраста проявляют интерес к народным играм и фольклору в целом. Ответы на вопросы анкеты визируют, сколько времени семья уделяет этому виду игр с детьми и находят ли они приложение в дневном распорядке детского сада. Анкету мы провели с 30-ю учителями, из которых 16 работают в ОДЗ «Звездица - Зорница», г. Бургас; это учителя из ОДЗ «Яна Лыскова», г. Несебыр, а также 50-ю родителями - 27 из них родители детей 4-ой возрастной группы из ОДЗ «Звездица - Зорница» и 23 - родители детей 4-ой возрастной группы из ОДЗ «Яна Лыскова», г. Несебыр. Указана часть вопросов, включенных в анкету. Результаты представлены в диаграмме. В первой части анализируются ответы родителей.

На рисунке 1 представлены ответы родителей относительно их возможностей уделять достаточно свободного времени для игры со своими детьми. Результаты показывают хорошую тенденцию: 68% отвечают положительно, а 32% из них отвечают, что у них нет времени на игры со своими детьми.

□ да Инет

Рис. 1. Диаграмма по результатам ответа на вопрос: «Вы находите время для игры с Вашими детьми?»

Отношение родителей к тому необходимо ли, чтобы игры из их детства присутствовали в повседневности детей, было определено ответом на вопрос: «По вашему мнению, народные игры и игры из Вашего детства должны присутствовать в повседневности детей?». Только 15% участвующих в анкете отвечают отрицательно, остальные 85% дают категоричный положительный ответ. Это с уверенностью показывает, что родители испытывают ностальгию по играм прошлого. Здесь возникает одна из важнейших задач настоящих и будущих педагогов, а именно - уделять большую часть времени народным играм (Рис. 2).

□ да Ннет

Рис. 2. Диаграмма по результатам ответа на вопрос: «По вашему мнению, народные игры и игры из Вашего детства должны присутствовать в повседневности детей?»

Диаграмма 3 визирует ответы родителей об играх из их прошлого, которые оставили самые яркие воспоминания в их сознании. Результаты следующие: первую и вторую позиции занимают, как следует - 37% и 25%, эти игры «Прятки» и «Народный мяч». Третье место занимает игра «Кипящий котел» с 16%, сразу за ней идет игра «Золотые ворота» с 14%. Остальные 8% указали другой ответ.

Другие

Кальо-Портальо

Казанчето ври

Народна топка

Криеница

50 40 30 20 10 0

□ Вид игры

Рис.3. Игры, наиболее признаваемые родителями

Признаваемые родителями игры относятся к «невербальным, в которых акцент падает на двигательную деятельность» [11]. «Строго соблюдается бытовой стиль, словесные формулы идентичны с оригиналом за небольшими исключениями» [11]. Эти игры являются «автономными, т.е. полностью зависят от детской инициативы при выборе места, определении времени и продолжительности игры. Они проводятся не в точно определенном режиме, а во время игры во дворе детского сада, на улице, в парке, где участниками могут быть и дети постарше» [9].

На вопрос, касающийся свободного времени детей и занятий, которые посещают по интересам, результаты показывают, что 48% детей не посещают занятий в свободное время, а 32% посещают народные танцы. Последнее является доказательством, что родители заинтересованы, чтобы в свободное время их дети проводили занимания, связанные с болгарским фольклором. Эти занимания, однако, не включают народные игры. Остальные 20% родителей не включают своих детей в деятельность, связанную с болгарским фольклором.

■ да, народный мяч

■ нет

□ не включают деятельность, связанную с фольклором

Рис. 4. Диаграмма результатов ответа на

вопрос: «Посещают ли Ваши дети в свободное время занятия, связанные с болгарским фольклором?»

Организовать фольклорные праздники Использовать народную игру как элемент утренней гимнастики Народные игры являются неизменной частью дневного распорядка

55% 25% 20%

самостоятельным характером. Развитие само-оятельности и инициативности возможно на нове способности ребенка к самоуправлению умению контролировать свою деятельность, новываясь на предварительно приобретенных обобщенных знаниях и умениях. Этот процесс язан со специфическим подходом во время орга-1зации и управления двигательной активностью бенка, учитывая развитие его самостоятельно-и, организованности и ответственности» [7].

Заключение

Теоретические исследования и результаты юведенных анкет позволяют сделать следую-ие выводы:

Игры народа представляют исторический до-мент, который, включая неявный дидактиче-ий аспект и состязательный компонент, делает

исключительно значимыми и желанными для :тей этого возраста.

В дошкольном возрасте «народные игры соз-ют условия для индивидуального выражения, мостоятельности, инициативности, воспитыва-г товарищеские взаимоотношения, стремление благородным поступкам. Они являются доступ->й формой ознакомления с окружающей дей-вительностью. На основе наследия создаются 1вые ценности. Это источник для развития все-оронних интересов, повышения познаватель->й активности, воспитания болгарского самознания, формирования физической и общей льтуры» [1]. Включая народные игры в жизнь дростков, создаются условия для богатого гжличностного общения, нравственного роста, :повторимых эмоциональных ощущений.

«Игра является деятельностью, которая полно-ью ангажирует душевность играющего, при этом цент падает на образность и эмоциональность» |. Это часть «организованного социокультурно-дагогического пространства, в котором созда-гся самые благоприятные условия для духовно-явственного развития учащихся» [12].

Народные игры в большой степени усилива-г процесс социализации в дошкольном возрас-. Их изучение как часть болгарских традиций ляется способом сохранения и возврата ряда :нностей прошлого. Включение фольклорной адиции в образование в самом раннем воз-сте является стабильной основой, которая га-нтирует сохранение болгарской идентичности поисках новых измерений в контексте Европы.

ЛИТЕРАТУРА

дах, 1999. итание. 2001. № 5. 003.

Дошкольное воспитание. 2001. № 5.

ные обычаи // Дом, ребенок, детский сад. 2009. № 4.

ганизации у 5-7 летних детей в условиях детского сада //

8. Терзиева М. Фольклорная не сказочная проза в детских садах и в начальной школе, 2000.

9. Терзиева М. Фольклорные игры в группах продленного дня и педагогические ситуации по родному языку. Игра -забытый образ детства, 2001.

10. Терзиева М. Фольклор для детей. Специфика и присутствие в дошкольном возрасте, 1998.

11. Терзиева М. Фольклорные и дидактические игры - стимул для развития детской речи в дошкольном возрасте // Гуманитарный вектор. Серия: педагогика и психология, 2009.

12. Чернышева Е.И., Левашова Л.И., Белых И.В. Духовно-нравственное вос-питание обучающихся в объединениях центра дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12).

REFERENCES

1. Angelova T. Bolgarskie narodnye igry dlia detei v detskikh sadakh [Bulgarian folk games for children in kindergartens], 1999.

2. Blazheva B. Arts and folk customs. Doshkol'noe vospitanie - Pre-school education, 2001, no. 5.

3. Georgieva E. Aktual'nye problemy doshkol'noipodgotovki [Actual problems of preschool education], 2003.

4. Dinekov P. Bolgarskiifol'klor. Chast' 1 [Bulgarian folklore. Part 1], 1990.

5. Evtimova E. Something more about the educational value of folklore. Doshkol'noe vospitanie - Preschool education, 2001, no. 5.

6. Pyrvanova Z. Let's keep Bulgarian, using folk customs. Dom, rebenok, detskii sad - Home, baby, kindergarten, 2009, no. 4.

7. Stratieva Kh. Folk outdoor games for development of self-organization among 5-7 years old children in kindergarten. Sport i nauka - Sports and science, 1996, no. 8 (in Russian).

8. Terzieva M. Fol'klornaia ne skazochnaia proza v detskikh sadakh i v nachal'noi shkole [Folk no fairy-tale prose in kindergartens and in primary school], 2000.

9. Terzieva M. Fol'klornye igry v gruppakh prodlennogo dnia i pedagogicheskie situatsii po rodnomu iazyku. Igra - zabytyi obraz detstva [Folklore of the game in groups of the prolonged day and pedagogical situation by mother tongue. Game - forgotten image of childhood], 2001.

10. Terzieva M. Fol'klor dlia detei. Spetsifika iprisutstvie v doshkol'nom vozraste [Folklore for children. The specificity and presence of school age], 1998.

11. Terzieva M. Folklore and didactic games - incentive for the development of child language in preschool age. Gumanitarnyi vektor. Seriia: pedagogika i psikhologiia - Humanitarian vector. Series: pedagogy and psychology, 2009.

12. Chernysheva E. I., Levashova L. I., Belykh I. V. Moral and Spiritual re-nourishment of students in the joins of the center of additional education. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 6 (12) (in Russian).

P. S.

Исследование проведено командой студентов педагогических специальностей Университета имени проф. д-ра Асена Златарова (г. Бургас). Частичные результаты исследования представлены на студенческой научной конференции в мае 2015 г., под руководством автора статьи.

Информация об авторе

Тодорова Марияна Станчева

(Болгария, Бургас) Кандидат педагогических наук Кафедра "Педагогики и психологии" Университет им. проф. д-ра Асена Златарова E-mail: mstancheva111@abv.bg

P. S.

The study was conducted in a team with students from teaching courses at the University "Prof. Dr. Zlatarov - Burgas. Partial results of the study were presented by students of the Student Scientific Conference in may 2015, under the leadership of the author.

Information about the author

Todorova Mariiana Stancheva

(Bulgaria, Bourgas) PhD in Pedagogy Department of "Pedagogy and psychology" Bourgas Prof. Assen Zlatarov University E-mail: mstancheva111@abv.bg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.