Научная статья на тему 'Народное хоровое искусство и исполнительство как научно-творческая и методическая проблема'

Народное хоровое искусство и исполнительство как научно-творческая и методическая проблема Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1765
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ПРЕЕМСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жирова О. Я.

В рамках данной статьи представлен опыт и перспективы развития народного хорового искусства и исполнительства в системе профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры. Содержание статьи раскрывает общие и частные вопросы научно-исследовательского, научно-методического и творческого характера, направленные на повышение качества образовательных услуг, уровня подготовки конкурентноспособных, востребованных на рынке труда специалистов в области народного хорового и сольного певческого искусства и исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Жирова О. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK ART AND CHORAL Executions HOW TO RESEARCH AND CREATIVE methodological problems

In this article, the experience and prospects of development of choral and performing arts (folk, academic) in vocational education Belgorod State Institute of Art and Culture. Content of the article reveals the general and specific issues of research, scientific methods and creative nature to improve the quality of educational services, the level of competitive training in demand in the labor market experts in the field of choral art of singing and performing.

Текст научной работы на тему «Народное хоровое искусство и исполнительство как научно-творческая и методическая проблема»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК - 784(075.8)

НАРОДНОЕ ХОРОВОЕ ИСКУССТВО И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

О.Я. Жирова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kisknarp216@rambler.ru

В рамках данной статьи представлен опыт и перспективы развития народного хорового искусства и исполнительства в системе профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры. Содержание статьи раскрывает общие и частные вопросы научно-исследовательского, научно-методического и творческого характера, направленные на повышение качества образовательных услуг, уровня подготовки конкурентноспособных, востребованных на рынке труда специалистов в области народного хорового и сольного певческого искусства и исполнительства.

Ключевые слова: хоровое народное искусство, исполнительство, преемственная система профессионального музыкального образования, научно-исследовательская, научно-методическая, творческая деятельность, современные образовательные технологии.

Осознание обществом объективной реальности того, что культура, искусство, музыка, как одна из важнейших составляющих культуры, являются действенным фактором духовной и физической безопасности россиян, особенно молодого поколения, поскольку служат приумножению созидательных и творческих возможностей человека, выступают эффективным средством приобщения к богатейшему историко-культурному наследию страны, а следовательно, формируют патриотизм, духовно-нравственные ориентиры и идеалы, чувство единства со своим народом, гордость за державу, желание участвовать в ее экономическом социальнополитическом и культурном процветании - способствовало разработке Концепции сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации. В состав редакционной комиссии вошли известные теоретики, организаторы, специалисты-

практики в области хорового искусства и исполнительства. Появление Концепции обосновано необходимостью возрождения в стране российского хорового общества.

Этот вопрос был рассмотрен на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте в присутствии ВВ. Путина (сентябрь 2012 г.), получив одобрение и поддержку. Учредительный съезд ВХО, состоявшийся в феврале 2013 г., избрал председателем общества художественного руководителя Мариинского театра В.А. Г ергиева.

Концепция содержит анализ состояния массовой музыкальной культуры в Российской Федерации, предлагает пути решения проблем (цели и задачи хорового творчества), актуализируя внимание на многофункциональном ресурсе хорового искусства (культурный, социальный, коммуникативный, психологический, художественно-эстетический, творческий и т.д.). Документ представляет информацию об историческом опыте России по развитию хоровой культуры: структура и содержание деятельности по направлениям, вклад выдающихся деятелей музыкальной культуры (патриарх русской хоровой школы А.В. Свешников, композитор А.Г. Новиков, выдающиеся хоровые деятели А.А. Юрлов, В.Г. Соколов, Н. В. Кутузов).

Концепция включает научно обоснованные стратегические ориентиры сохранения и развития отечественной хоровой культуры, реализация которых особенно значима и актуальна в области профессионального музыкального образования, массового музыкально-эстетического воспитания в

общеобразовательной школе, в различных формах досуговой деятельности, в развитии фестивального движения, пропаганды в средствах массовой информации и т.д. Более того, концепция предлагает перечень мероприятий организационнопрактического, нормативно-правового, научно-методического и творческого характера, направленных на сохранение и развитие хорового искусства, объединяющего в себе три важнейших пласта национальной музыкальной культур -народное, духовное и светское песнетворчество.

Народное хоровое и сольное исполнительское искусство является одним из наиболее действенных и востребованных творческих направлений музыкальной культуры современной России. Это обусловлено демократичностью жанра, его способностью проникать во многие сферы жизнедеятельности общества (досуговую, семейно-бытовую, праздничную, профессиональную, любительскую), удовлетворять эстетические, музыкальные потребности и интересы, развивать творческие способности и дарования, формировать духовно-нравственную основу социокультурного пространства.

Помимо богатейшей музыкально-эстетической составляющей народное хоровое искусство обладает неоспоримым социально-нравственным,

культуросообразующим содержанием, необходимым для формирования патриотических основ, ценностных мировоззренческих ориентиров молодого поколения. Так, ставшее крылатым выражение «Песня - душа русского народа, которая и ум формирует, и чувства глубокие в душе пробуждает» (М.В. Ломоносов) в полной мере отражает символическую природу и самобытность русской культуры, русской души, русского языка, русского характера. Воздействуя непосредственно на человека, народное хоровое искусство является менее затратным и при этом наиболее эффективным механизмом формирования духовных скреп общества: милосердия, сочувствия, сострадания к друг другу, соборности, поддержки и взаимопомощи. Как отметил Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию 12.12. 2012 г., именно это всегда, во все исторические времена делал нас

крепче и сильнее, поскольку сплачивало общество, повышало национальное самосознание.

Это одно из убедительных свидетельств особой значимости национального хорового искусства в научной, образовательной, творческой, культурно-досуговой сферах, разных уровнях его осмысления и преломления: цивилизационном,

содержательном, смысловом, жанрово-видовом, психолого-педагогическом, социокультурном и т. д.

Поэтому вполне обоснованным представляется формирование в Белгородском государственном институте искусств и культуры научно-творческого направления в области народного хорового и сольного искусства и исполнительства, реализующегося в преемственной системе профессионального образования, включающей Детскую школу искусств, осуществляющую дополнительное музыкальное образование детей. Искусство народного пения, в том числе белгородской певческой традиции, 30 учащихся Школы искусств постигают в хоровой группе образцового ансамбля песни и танца «Везелинка» (рук. Горбачева С.Н.), неоднократного призера и лауреата городских и областных смотров-конкурсов, постоянного участника всех социально-культурных мероприятий вуза. Творческое направление ансамбля - популяризация музыкального фольклора Белгородчины в детской и подростковой среде, социокультурная адаптация и музыкальноэстетическое воспитание молодежи средствами народной музыки.

На уровне среднего профессионального образования БГИИК хоровое певческое искусство реализуется на специализациях: «Руководитель народного хора», специальности «Сольное и хоровое народное пение», квалификация «Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива».

На уровне высшего профессионального образования хоровое исполнительство представлено специализациями: «Народный хор», квалификация «Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель»; направлениями подготовки: «Искусство народного пения», «Педагогическое образование».

Перспективные выпускники народно-хоровой специализации имеют возможность продолжить послевузовское образование в аспирантуре БГИИК.

Высокая вокально-исполнительская, научно-методическая подготовка выпускников, их умение синтезировать в единый учебно-образовательный комплекс элементы фундаментальных знаний, организационно-практическую и творческую готовность действования в области народного хорового и сольного певческого искусства самых разных направлений образовательной, культурно-досуговой, социально-культурной сфер жизнедеятельности общества находят подтверждение в востребованности и конкуретноспособности наших воспитанников, руководителей народных хоров, фольклорных ансамблей на рынке труда, их закрепляемости в учреждениях образования, искусства и культуры Белгородской области.

Кафедра гордится своими выпускниками - ныне преподавателями учреждений дополнительного музыкального образования Белгородской области, среди которых Хруслова Е.В. - зав. фольклорным отделением ДШИ № 1 г. Белгорода; Эрнст В.В. -ДШИ № 4 г. Белгорода; Городова О.А. - ДМШ № 3 г. Белгорода; Санина С.И. - завуч ДШИ № 5 г. Белгорода; Гринёва С.Е. - ДШИ № 2 г. Валуйки; Халепа И.Н., Кладченко Я.Ю. - ДШИ им. М.И. Дейнеко п. Волоконовка; Сотников А.А. - ДМШ п. Пятницкое Волоконовского района; Попова Е.Н. - ДШИ № 2 г. Старого Оскола; Мазалова Ю.Ю.

- директор ДШИ с. Красное Красненского района; Копылова Ж.В. - ДШИ № 2 г. Губкина; Суворова Т.Н. - ДШИ г. Щигры Курская область; Семерняк Т.А. - педагог-организатор по духовно-нравственному воспитанию МОУ СОШ № 42 г. Белгорода;

Анохин Д.М., преподаватель, Фатьянова О.В. - директор Великомихайловской ДШИ Новооскольского района и многие другие. Эти преподаватели имеют детские фольклорные ансамбли, удостоенные званий Лауреатов и Дипломантов областных, Всероссийских и международных конкурсов народного певческого искусства.

Многие выпускники кафедры талантливо сочетают управленческую и творческую деятельность (Ищенко А.А. - директор Государственного центра народного творчества «Сокол» г. Белгород; Морозова Г.С. - директор Майского районного Дома народного творчества; Домрачёва Н. М. - директор Прохоровского РОМЦ; Нечаев В.И. - директор Нижнепокровского Модельного сельского Дома культуры Красногвардейского района и одновременно руководитель известного на Белгородчине и в России фольклорного ансамбля «Усерд», Щебетенко О.И. -художественный руководитель РДК п. Волоконовка, возглавляет руководство ансамбля народной песни «Калинушка», и талантливейшая исполнительница частушек и народных песен с. Фощеватово, имеющая множество наград высшей пробы.

Отдельные наши воспитанники нашли своё призвание в исполнительской деятельности профессиональных коллективов Белгородской областной филармонии (Кулеш Н. А. - солистка ансамбля народной музыки «Отрада»; Кузнецова Т. Д. -солистка оркестра народных инструментов; Демченко А.П. - артистка театра эстрадной песни; Овсянников С., Перминова Е., Науман Ю., Карпец П., Клавкина С. -артисты вокально-хореографического ансамбля «Белогорье»).

Ежегодно профессорско-преподавательский состав кафедры пополняется выпускниками, которые успешно сочетают педагогическую, творческую и научную деятельность (Т.А. Селюкова, С.Н. Горбачева, Н.П. Шамина, Н.Ф. Москвич, О.В.Щербинина). К примеру, в 2011 году защитила кандидатскую диссертацию выпускница 2005 года Т.А. Селюкова, осуществлена предзащита диссертационного исследования выпускницы 2007 года С.Н. Горбачёвой; пять молодых преподавателей 3-х последних лет выпусков являются аспирантами и соискателями по специальностям: «Музыкальное искусство», «Теория и история культуры», «Теория и методика профессионального образования».

В настоящее время кадровый состав кафедры искусства народного пения представлен несколькими поколениями высококлассных специалистов, сочетающих в себе богатый жизненный и педагогический опыт, высокое профессиональное мастерство и научно-методическую подготовку, здоровые творческие амбиции (2 профессора, 1 доктор наук, 6 кандидатов, 7 доцентов, 4 заслуженных работников культуры РФ, 6 почётных работников среднего профессионального образования). Это позволяет кафедре осуществлять подготовку специалистов народно-певческой направленности на должном научно-теоретическом, методическом и практическом уровнях.

Соответствие качества подготовки специалистов современным требованиям социокультурной сферы в области хорового искусства и исполнительства обеспечивается развитием научно-творческой и научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов вуза. Эта работа представлена на кафедре разработкой Грантов, имеющих как теоретическое, так и прикладное назначение, в том числе, в виде научных статей, исследований, записи и расшифровки народных песен Белгородчины, издания репертуарных сборников, комплекса учебных программ «Народная художественная культура», методических пособий, видеофильмов по изучению музыкального и хореографического фольклора. Среди наиболее значимых отметим грант РГНФ «Народная художественная культура: из прошлого к

настоящему и будущему» - 2008 г.; «Этнохудожественное образование на Белгородчине: от теории к практике» - 2011/2012 гг., конкурс грантов для ученых области по основным направлениям развития профессионального образования региона; «Традиционная свадьба Белгородского края» - 2012 г., внутривузовский грант; «Народное певческое искусство: традиции и современные тенденции» в рамках V научно-творческих «Маничкиных чтений» - 2013 г., внутривузовский грант.

Одним из важных показателей качества образовательных услуг хоровых кафедр является их обеспеченность соответствующей качественной учебной и методической литературой, в первую очередь, с грифом УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры РФ. В основном это работы по праздничнообрядовой культуре, песенному фольклору Белгородчины, традиционному народному костюму, инструментальной музыке фольклорной традиции края, авторами которых выступили преподаватели кафедры искусства народного пения М.С Жиров, О.Я. Жирова, Т. А. Селюкова, Э.А. Селюков.

Вопросы совершенствования учебного процесса являются предметом особого внимания ППС кафедры искусства народного пения. Поэтому подготовка и издание учебных и методических пособий, репертуарных сборников является приоритетным и как представляется, весьма продуктивным направлением. За последнее десятилетие в учебно-творческий процесс введено более 20-ти работ научного и теоретикометодического характера, включающих разработку современных образовательных технологий в сфере народного исполнительства, адаптированных к условиям и возможностям региональной системы этнохудожественного образования в БГИИК.

Полагаем возможным представить ряд наиболее значимых работ, подготовленных профессорско-преподавательским составом кафедры: Матвеева Н.Ю. Фольклорные отделения в детских музыкальных школах и школах искусств. Проблемы, перспективы. (2001. - 51 с.); Цуканова Н.В. Специфика изучения обработок народных песен в классе хорового дирижирования (2010. - 40 с.); Музыкальный фольклор Белгородчины: реконструкция, адаптация, трансляция: материалы областного научно-методического семинара (2010. - 140 с.); Алексеева О.И. Народная хореография региона (2010. - 104 с.); Климанова И.В. Инновационные методы вокального воспитания младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе» (2010 г.); Сараева Л.П. Расшифровка народной песни как метод ее познания (2011. - 132 с.); Жиров М.С., Жирова О Я., Алексеева О.И., Сараева Л.П. Фольклорные традиции Валуйского района (2011. - 445 с.); Климанова И.В. Игровой метод музыкального обучения как основополагающий фактор развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки (2011 г.); Жирова О.Я., Алексеева О.И., Коноваленко С.П., Сараева Л.П., Хорошилова Е.Л., Москвич Н.Ф., Щербинина О.В., «Бояре, а мы к вам пришли» - музыкальный фольклор Белгородчины - детям (Выпуск 1, 2; 2012, 2013-231 с.); репертуарных сборников: Жиров М.С., Жирова О.Я., Алексеева О.И. Фольклорные песни села Мощеное Яковлевского района (1998. - 88 с.); Власенко-Гращенко Л.Н. Свадебные песни села Сухосолотино Белгородской области (2001. - 72 с.); Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиции народной художественной культуры Прохоровского района (2001. - 156 с.); Полева Л., Хорошилова Е., Ковалева Л. Колокола звонят в России; Дыханье музыки. Песни на стихи белгородских поэтов (2004. - 60 с.); Кузнецова Н.С. У ворот бела береза стояла: свадебные песни русских сел Чернянского и Новооскольского районов Белгородской области (2012. - 108 с.) и др.

Серьезные перспективы для совершенствования образовательных услуг, формирования целевой аудитории потенциальных абитуриентов мы видим в постоянно действующем областном научно-методическом семинаре кафедры искусства народного пения «Музыкальный фольклор Белгородчины: реконструкция, адаптация, трансляция», который проводится с 2007 года. В рамках его работы осуществлена разработка следующих тематических направлений: «Музыкальный фольклор Белгородчины как научно-методическая проблема» - 2007 г.; «Методика школьного музыкального воспитания и вокально-хоровой работы» - 2010 г.; «Методы освоения музыкального фольклора Белгородчины» - 2011 г.; «Музыкальный фольклор Белгородчины - детям» - 2012 г. Цель научно-методического семинара -разработка теоретико-методологических подходов в освоении музыкального фольклора в преемственной системе этнохудожественного образования по типу «дошкольные - образовательные - культурно-досуговые учреждения - колледж -вуз»; реализуемые задачи - повышение квалификации специалистов сферы дополнительного образования Белгородской области; оптимизация процесса профориентационной работы среди участников детских народно-певческих коллективов. Программы научно-методического семинара включают мастер-классы, семинары-практикумы, уроки-показы, практические занятия, лекции-иллюстрации, подготовку методических рекомендаций для преподавателей ДМШ и ДШИ, разработку рабочих программ, рецензирование учебно-методических материалов, оказание консультационной помощи в подборе репертуара.

Огромный ресурс в оптимизации процесса развития хорового и сольного исполнительства содержат конкурсы, смотры, фестивали разного уровня (городские, зональные, областные), жюри которых возглавляют ведущие, наиболее опытные в профессиональном и творческом плане педагоги кафедры. Это - «Белгородчина заповедная», «Музыкальный калейдоскоп», «Звездочки Белогорья» и др. С 2007 года кафедра искусства народного пения проводит региональный конкурс-фестиваль фольклорной музыки «Молодая Белгородчина», организаторами которого являются Управление культуры Белгородской области, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Региональный учебно-методический центр по художественному образованию БГИИК. Целью конкурса является выявление потенциальных абитуриентов и поддержка талантливых учащихся учреждений дополнительного музыкального образования; задачи - формирование у молодого поколения интереса к музыкальному наследию края, его культурно-историческим традициям, потребности к их изучению и творческому освоению в рамках социокультурной и образовательной деятельности. Ежегодно в конкурсе принимают участие более пятисот конкурсантов (соло, ансамбли); наиболее одаренные пополняют ряды студенчества.

Одним из важнейших направлений деятельности хоровых кафедры искусства народного пения в настоящее время является научно-исследовательская и творческая деятельность. Её планирование и реализация осуществляется с учетом задач, стоящих перед вузами творческого профиля и социокультурных потребностей региона. В этом отношении особого внимания заслуживает организация и проведение Всероссийских (с международным участием) научно-творческих «Маничкиных чтений», имеющих своей целью разработку вопросов научно-теоретического, учебно-методического, творческого характера в области народного певческого искусства (сольного ансамблевого, хорового) в условиях деятельности учреждений образования, культуры и искусства («Музыкальный фольклор Белгородчины - детям» - 2007 г.; «Народное певческое искусство: опыт, проблемы, перспективы» - 2008 г.; «Музыкальный

фольклор в контексте современных социокультурных процессов» - 2009 г.; «Музыкальное наследие народных исполнителей: к проблеме преемственности» -2011 г.; «Народное певческое искусство: традиции и современные тенденции» -2013 г.

В рамках программ пяти научно-практических конференций была организована работа научно-творческой лаборатории «Музыкально-обрядовый фольклор Юга России в социокультурном пространстве региона». Содержание реализованных программ включало мастер-классы аутентичных ансамблей из заповедных песенных уголков Белгородчины: сёл Нижней Покровки

Красногвардейского района; Иловки и Афанасьевки Алексеевского района; Нижних Пен и Введенской Готни Ракитянского района; Богородского, Макешкино, х. Гринева, Борового Новооскольского района; Козинки Грайворонского района; фольклорного коллектива «Берестяночка» Берестовеньского сельского клуба Красноградского района Харьковской области; открытые занятия по сольному и ансамблевому народному исполнительству, инструментальной музыке педагогов-фольклористов Е.О. Засимовой (г. Москва), С.Н. Старостина (г. Москва), В.Н. Осадчей (г.Харьков) и др., творческие показы и презентации фрагментов музыкально-обрядовой культуры Юга России в исполнении студентов и преподавателей кафедры.

Апробация научно-исследовательской, образовательной деятельности кафедры искусства народного пения находит отражение в плодотворной работе творческих коллективов: «народных коллективов» - студенческих фольклорных ансамблей «Млада» (рук. Жирова О.Я., Алексеева О.И.), «Раздолье» (рук. Сушкова Л.Н.); «Дивия» (рук. Селюкова Т.А.); «Белгородцы» (рук. Матвеева Н.Ю.); «Истоки» (рук. Гращенко А.Г.), «Лазоревый цвет» (рук. Щербинина О.В.); хоровой группы народного ансамбля песни и танца БГИИК «Везелица» (рук. Шамина Н.П.), имеющего профессиональный статус. Все эти коллективы - неоднократные участники областных, Всероссийских и Международных смотров, конкурсов и фестивалей народного песенного искусства, удостоенные званий Дипломантов и Лауреатов в номинации «академический» и «народный вокал» (Москва, Смоленск, Калязин, Брянск, Ростов-на-Дону, Орел, Курск, Воронеж, Харьков, Ялта, Италия, Чехия, Болгария, Польша, Султанат Оман и т.д.).

Популяризация хорового искусства, в том числе, музыкального фольклора Белгородчины, осуществляется нами посредством подготовки и проведения творческих программ фольклорно-этнографического абонемента «Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем», «Народное музыкальное творчество Юга России». К примеру, в октябре текущего года творческими коллективами кафедры осуществлено около пятнадцати выступлений в образовательных учреждениях г. Белгорода (гимназии № 3, 10, 22, 38; СОШ № 39, 40, 43, 46, 49) и Белгородского района (гимназия пос. Майский). Велика доля участия студентов и преподавателей кафедры в праздниках народного и православного календаря (Рождество Христово, Сретенские встречи, Широкая Масленица, Светлое Христово Воскресенье и т.д.), этнографических показах, театрализованных представлениях, отчетных концертах, вузовских мероприятиях городского и областного уровней. Это позволяет нам расширять границы социокультурного пространства для популяризации лучших образцов музыкального фольклора, традиций национальной культуры, постижения контекста национальной музыки Белгородского региона. Ввиду этого формирование банка данных о традиционной художественной культуре края является приоритетным направлением в научно-исследовательской, учебной и творческой деятельности кафедры.

С этой целью, профессорско-преподавательским составом кафедры сформированы фольклорно-этнографические материалы, включающие более тысячи единиц аудио-, видеозаписей народной музыки края (песни, наигрыши). На наш взгляд, формирование систематизированных песенных фондов имеет огромное значение в решении частных и общих вопросов «воспроизводства» живой региональной традиции, освоения исполнительского мастерства самобытных народных певцов и музыкантов Белгородчины: О.И. Маничкиной, Е.Т. Сапелкина, Л.И. Кузнецовой, М.С. Скуридиной, М.В. Сычёва, М.А. Щербинина, братьев Н.Д. и К.Д. Щербининых, Н.И. Маняхиной, М.Г. Лопатиной, Р.М. Малаховой, М.Т. Яковенко и многих других. Экспедиционные записи являются ценнейшим дидактическим «сырьём» для качественной, этнографически достоверной реализации дисциплин «Расшифровка народной музыки», «Методика расшифровки народной песни», «Певческие стили», «Фольклорный ансамбль», «Вокальная подготовка», «Хоровая аранжировка», учебная и педагогическая практика и др.

Такой комплексный подход в подготовке специалистов дает нам возможность апробировать концепцию поддержки музыкального фольклора, народного хорового искусства и исполнительства в рамках учебной, научной, методической и творческой деятельности кафедры, профессиональной самореализации студентов и преподавателей.

Наряду со значительными положительными результатами в подготовке высококвалифицированных специалистов в области народного хорового искусства и исполнительства, мы видим необходимость принятия ряда мер организационнопрактического, научно-методического, творческого характера, направленных на взаимодействие учреждений образования и культуры Белгородской области в целях оптимизации процесса развития хорового искусства и исполнительства в детской и молодежной среде.

В цикле организационно-практических мероприятий планируется провести рабочую встречу заинтересованных представителей сферы образования и культуры на предмет заключения договора о сотрудничестве между Белгородским государственным институтом искусств и культуры и Управлением образования г. Белгорода с целью:

- формирования базовых площадок для организации работы школьных хоровых коллективов;

- организации педагогической практики студентов кафедры на уроках музыки в школе с последующим трудоустройством;

- оказания методической помощи учителям музыки общеобразовательных школ, руководителям хоровых коллективов в разработке учебно-программного материала, репертуара для хоровых студий и кружков;

- укрепления материально-технической базы школьных хоров, кабинетов музыки (наличие качественных инструментов, оснащение компьютером, Интернетом, сценическими костюмами);

- выявления талантливых детей, их творческого развития и поддержки, профессиональной музыкальной ориентации.

Раздел научно-методических мероприятий предусматривает:

- организацию круглого стола на тему «Хоровое искусство как ценностный ресурс духовно-нравственной позитивности общества»; научно-методического семинара на тему «Музыкальный фольклор Белгородчины как научно-творческая проблема»;

- привлечение учителей музыки общеобразовательных школ, преподавателей учреждений дополнительного музыкального образования, хормейстеров школьных хоров, народно-певческих коллективов культурнодосуговых учреждений области к участию в традиционных Всероссийских (с международным участием) научно-творческих «Маничкиных чтениях»;

- разработку тематики курсов повышения квалификации для учителей музыки общеобразовательных школ (по разделу народное хоровое исполнительство); учебной программы по народному певческому искусству для переподготовки музыкальных работников системы дошкольного образования;

- подготовку к изданию учебно-методической литературы в помощь хормейстерам и педагогам по сольному пению: учебное пособие «Методика работы с детским народно-певческим коллективом»; учебно-методическое пособие «Народная хореография региона в системе хорового исполнительства» с приложением компакт-диска «Народная хореография Белгородчины», а также репертуарных сборников в помощь учителям музыки в школе, преподавателям хоровых дисциплин ДМШ, ДШИ для разных возрастных групп учащихся с методическим обоснованием работы над произведениями: «100 народных песен Белгородской области» (2013 г.); «Бояре, а мы к вам пришли...». Вып. 2 (2013 г.) и др.

Раздел творческих мероприятий включает дальнейшую практику проведения регионального конкурса-фестиваля фольклорной музыки «Молодая Белгородчина» (соло, ансамбли). Безусловно, этот раздел работы особенно нуждается в информационной поддержке. Поэтому, предусмотрено регулярно освещать в средствах массовой информации ход и результаты смотров, конкурсов, фестивалей народного хорового искусства, мероприятий научно-методического и творческого характера, инновационный опыт хормейстеров Белгородской области и ведущих преподавателей кафедры искусства народного пения БГИИК. Таким образом, кафедра искусства народного пения при конструктивной поддержке и внимании со стороны ректора БГИИК проф. И.Б. Игнатовой находится в постоянном творческом поиске и апробации научно обоснованных проектов и технологий, направленных на освоение и развитие национальной музыкальной культуры России, музыкального фольклора Белгородчины в частности.

FOLK ART AND CHORAL EXECUTIONS HOW TO RESEARCH AND CREATIVE METHODOLOGICAL PROBLEMS

O.J. Zhirova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: kisknarp216@rambler.ru

In this article, the experience and prospects of development of choral and performing arts (folk, academic) in vocational education Belgorod State Institute of Art and Culture. Content of the article reveals the general and specific issues of research, scientific methods and creative nature to improve the quality of educational services, the level of competitive training in demand in the labor market experts in the field of choral art of singing and performing.

Keywords: choral folk and academic art, Performance, continuity system of professional music education, research, scientific, methodical, creative activities, modern educational technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.