Научная статья на тему 'Народно-историческая и культурная основа польского танца'

Народно-историческая и культурная основа польского танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1662
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народно-историческая и культурная основа польского танца»

А.Л. Васильева

НАРОДНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ОСНОВА ПОЛЬСКОГО ТАНЦА (Окончание. Начало в № 21)

Одним из популярнейших польских танцев является мазурка. «Магиг» или «тагигек» (небольшой мазур, польск.) - общий термин для ряда польских народных танцев в трехдольном размере, которые возникли на равнинах Мазовии вокруг Варшавы. Население Мазовии называли мазурами (тагигв). По этой народности танец и получил свое название. Мазуры отличаются веселым нравом, откровенностью, беззаботностью, любят пошутить, поплясать и считаются родоначальниками мазурки. Термин «мазур» как название танца впервые появился в музыкальном словаре, опубликованном в 1752 году.1

Мазур в своем фольклорном варианте в народной среде всегда танцевался очень примитивно, гораздо проще остальных польских танцев, например краковяка и обертаса. Он не имел канонизированной композиции и носил импровизационный характер. В польских деревнях его до сих пор танцуют под пение частушек или народный оркестр. «Для этого танца народ сложил много забавных и остроумных припевок. Чаще всего в них восхваляется красивая и ловкая в работе девушка, с которой хотят танцевать все парни. Основная роль в «мазуре» часто принадлежит девушке первой пары, которая ведет танец, она может, танцуя, подбросить платок вверх, а все юноши стараются поймать его. Тот, кто поймает платок, может потанцевать с этой девушкой».2 Мазурка начиналась с «коло» (круга), а уже из него по очереди выходили пары, делая незамысловатые движения.

Мазур - быстрый танец в трехдольном размере 3/4 или 3/8 -занимает середину между медленным, лирическим куявяком и неистово стремительным обереком. В различных областях Польши темпы существенно отличаются; на юге танцы быстрее, чем в северной части страны. Для мазурки характерны пунк-

тирный ритм, резкие скачки в мелодии, прихотливая акцентировка, особенно на слабых долях такта, а также резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. Ранние лютневые и органные табулатуры XVI века содержали много примеров мазурочного ритма в музыкальных фрагментах, озаглавленных как польский танец, или на латыни «chorea polonica».

При короле Сигизмунде III (XVI век), когда столица Польши была перенесена из древнего Кракова в Варшаву, мазур становится придворным шляхетским танцем. С течением времени сильно меняется характер танца и манера его исполнения. Постепенно в мазурку вводятся фигуры, заимствованные, по мнению польского этнографа Чернявского, из французских кадрилей и привившиеся при королевах-француженках. Сами движения также усложняются: из краковяка появляются «голубцы», а некоторые наиболее удалые танцоры рисковали даже вводить обороты, наподобие pas обертаса, но только без опускания вниз, что на придворном балу не допускалось, так как считалось дурным тоном. По существу, происходит создание если не нового, то в корне обновленного танца, в дальнейшем среди специалистов получившего наименование «Варшавской» мазурки, в отличие от мазурки «Краковской», под которой подразумевался народный характер исполнения. В этой новой шляхетской мазурке песня уже не находит места, и танец становится самодостаточным. В характере исполнения «Варшавской» мазурки большую роль стали играть лоск и манера танцующего, его осанка, рыцарское отношение к даме, умение неожиданно и вместе с тем почтительно опуститься на колено. У женщин непременным условием стала абсолютная плавность хода при быстрых, бисерно-мелких переборах ногами во время бега (pas couru). «Горделивая осанка, изгиб шеи, поворот головы - все, вплоть до надменного взгляда из-под полуопущенных ресниц, должно было учитываться молодыми панами и паненками, желающими блеснуть на придворном балу и восхитить своих почита-телей».3

В течение XVII века танец распространяется по Польше и появляется также в соседних странах. Тогда же мазурка входит в цикл польских крестьянских танцев, так называемый «сельский бал», в котором медленные танцы, начиная с двудольного «taniec chodzony», сменялись быстрыми «taniec goniony».

В дальнейшем, в XVIII веке, во время правления короля Августа III, который очень любил мазурку и представлял ее при королевском дворе Германии, этот танец становится городским и придворным. Мазур, так же, как и любой другой народный танец в Польше, имел свои разновидности, и их структура зависела от социального статуса людей. Таким образом, существовали народная деревенская мазурка и городской мазур, имевшие различные версии, а также единственный вариант исполнения для дворянства и знати. В XIX веке мазурка получила распространение и как бальный танец, в том числе и в других странах Европы.

Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами. Перемена их зависит от ведущей пары.

Основные движения мазурки: «bieg mazurowy» (бегущие шаги) - pas couru, скользящие шаги - pas gala, «holubiec» с продвижением и с шагом в сторону. Особенно типичны удары каблуков - «ключ» в конце каждой фигуры. Существуют также и другие движения, исполняющиеся соло и в паре. Положение тела в мазурке, как в полонезе: высоко поднятая голова, подтянутый корпус, изящные движения рук. Разница между характерами этих танцев опеределяется более быстрым темпом, присутствием нерегулярно расположенных акцентов и щелчками каблуков.

Мазур - танец веселый, жизнерадостный. Ада Дзивановска описала его как танец, наполненный контрастами: «он сочетает в себе огненный дух с гордостью и элегантностью, бодрость с лиризмом, достоинство с радостью, и с дерзновением галант-ность».4 Такой танец представляет собой богатый материал для

творчества хореографов и импровизации отдельных исполнителей.

Существует, по крайней мере, четыре различных социально-исторических версии мазурки. Каждый вид танца как бы подчеркивает различные классовые характеристики и дает изображение различных слоев польского общества. Это дворянская мазурка XVII века, бальный танец XIX века, городской народный танец центральной Польши, а также региональные разновидности фольклорного танца западной и юго-центральной части Польши. Дворянскую мазурку танцуют в костюмах польской знати XVII века.5 Бальный танец XIX века мужчины исполняют в костюмах польских легионеров - наполеоновское обмундирование и конфедератки с национальным гербом. Женщины в очаровательных имперских платьях с длинными перчатками, иногда их почти голые плечи покрывают легкие, струящиеся шарфы. Народные версии мазурки могут исполняться в различных костюмах Мазовского региона.

Народный оркестр, сопровождающий мазур, состоит из скрипки, большого барабана, польского народного аккордеона -«harmonía trzyrzedowa» и кларнета.

Мазурке принадлежит огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Несмотря на то, что мазурка появляется в музыкальной литературе уже в XVIII веке, только Ф. Шопену было суждено сделать ее важным жанром профессионального искусства.

Оберек (обэрэк) или обер, оберт (польск. - «oberek», «ober-kiem») - живой и веселый танец Мазовии. Название танца происходит от глагола «obracac» - вращаться, оборачиваться. Танец имеет также названия «obertas» - шутливо от «обер»; «obertany» от «поворот»; «wyrwas» от «вытащить»; «wykretacz» от «выворот»; «drygant» - название одного из движений танца; «zwijas», «zwijacz» от «вращаться» или «крутиться»; «drobny» от «малый» или «ступать маленькими шажками» и «okrNgly» от «круглый». Эти названия отражают быстрый темп, круговое движение и вихревой характер танца. Впервые «обертас» упо-

минается в 1697 году в книге Корзинекого «Lanezafty». Польские исследователи считают, что оберек возник в деревнях Мазовии в центральной части Польши. Иногда танец рассматривают как вариант мазурки. Советский педагог и балетмейстер Анатолий Кузнецов говорил об особом историческом пути формирования танца. Оберек, по его мнению, не создан какой-то определенной ветвью польского народа, как это имеет место с мазуркой, куявяком и краковяком, - а возник, несомненно, под влиянием вальса. Об этом можно судить по основному pas обертаса, напоминающему pas вальса.

Ада Дзивановска писала об обереке как об истинно народном танце «не только потому, что он является общим для всей Польши, но также и потому, что он танцевался во всех социальных слоях. Различные регионы, однако, все еще сохраняют свой местный стиль, варианты и характерную для них музыку».6 Оберек - «радостный, цветистый и шумный танец с топотом и криками».7

Основные движения оберека - pas couru, balancù, «ключ» с продвижением вперед, тройной притоп, подъемы и переносы партнерши, различные вращения в паре, во время которых мужчина опускается на колено, делает «пистолет» или «козлы». Оберек исполняется парами, которые двигаются по кругу против часовой стрелки «pod slonce» - («против солнца»), и одновременно поворачиваются вокруг собственной оси по часовой стрелке («ze sloncem» - «за солнцем»). Мужчины и женщины на протяжении всего танца, не разъединяясь, держатся за руки, за исключением быстрых поворотов у женщин. Пары двигаются по кругу, по диагонали или по прямой линии. Существует большая разница между фольклорным исполнением танца и стилизованными формами и вариантами, ориентированными на сцену. Танцевальные ансамбли исполняют в обереке много трюковых, акробатических движений.

Оберек принадлежит к группе танцев с так называемым «мазурочным ритмом», которая включает в себя медленный куявяк, мазурку в умеренном темпе и самый быстрый из них - оберек.

Эти танцы зачастую исполнялись подряд (им предшествовали ходзоны), следуя за ускорением темпа.

Оберек танцевался парами под пение и инструментальную музыку в трехдольном размере. Сопровождение танцев было неразрывно связано с пением. Музыканты реагировали на первоначальный куплет, который пел солист. Примечательной особенностью является то, что слоги и словосочетания, сопровождающие танец, могли имитировать звуки музыкальных инструментов, выражать силу и удовольствие танцоров, а также выполнять другие функции. Наиболее популярными являются возгласы: «оо ёапа, ¿апа», «иск, иска-ска», или «оу dzis, ¿Ый». Последнее выражение означает «да, сегодня, сегодня». Это, по словам Ады Дзивановска, либо имитация ударных инструментов, либо «передает типичные черты польского характера, что сегодня мы живем весело, и кого волнует то, что будет завтра».8 В отличие от куявяка, в обереке из-за очень быстрого темпа почти не существует гиЬа1о9. Солирующий скрипач демонстрирует свое мастерство, играя все новые и новые варианты одной и той же мелодии; темп остается постоянным или постепенно возрастает к концу танца, в результате чего он становится более виртуозным. Каждая музыкальная фраза состоит из 4 или 8 тактов. Основной акцент, как правило, падает на третью долю каждого такта. Как уже упоминалось выше, оберек является самым быстрым из пяти национальных танцев и в народных выступлениях достигает головокружительной скорости.

В центральной части Польши оберек танцуют в сопровождении небольшого деревенского оркестра «каре1а», в котором солирует скрипка, исполняющая мелодии с обильными украшениями в высоком регистре. Размер и состав оркестра зависит от той части региона, в которой исполняют танец. В северных районах Мазовии (Плоцк) оркестр состоял из скрипки, большого барабана и народного аккордеона («кагтота tгzyгzyеdоwа»). В центральном районе (Лович) к этим трем инструментам зачастую присоединялся кларнет. В области Скерневице, где темп обереков наиболее стремителен, типичный ансамбль включал скрипки, три

струнных «Ьаяу», дающих также ударный аккомпанемент, и небольшой барабан с бубенчиками, иногда аккордеон.

Костюмы, в которых сейчас танцуют оберек в народных ансамблях - это красочные полосатые костюмы региона Лович. У женщин - шерстяные юбки из полосатой ткани, а также отделанные кружевом и оборками многослойные нижние юбки. Поверх белых рубашек с белой вышивкой они надевают плотный жилет, расшитый цветами. Вокруг головы повязан яркий платок, косы схвачены лентами. У мужчин - брюки из той же ткани в полоску, высокие черные ботинки, длинные темные жилеты и белые рубашки. Существует также описание народных костюмов района Варшавы конца XIX века, которые не были такими яркими. По словам этнографа, «костюмы, изготовленные из богатой толстой ткани, показывали достаток их владельцев крестьян».10 Мужчины носили длинное толстое пальто @««$иктапа»»), которое было либо белого, либо темно-синего цвета с темно-красной отделкой, брюки белые или неярких цветов. В селах мужчины танцевали босиком. У женщин украшенная цветами красная юбка с сине-белым полосатым фартуком была длиной ниже колена. Единственный элемент костюма, который остался без каких-либо серьезных изменений, это женский жилет, завязанный спереди лентой и украшенный характерными складками вокруг талии. В отличие от мазурки, оберек никогда не танцевался в дворянском или военном костюме. Это еще раз подтверждает истинно «народный» статус танца.

Наиболее яркими из региональных танцев Польши являются гуральские и збуйницкие танцы. Это танцы горного региона Подгале (Ройка1е).11

Гуральские танцы различаются по своему содержанию и стилю исполнения от одной деревни к другой, от одного танцовщика к другому. Танец исполняется сольной парой. Мужчина доминирует в паре, выбирает фигуры для исполнения. Он поет мелодию, под которую хочет танцевать, музыканты подхватывают ее и повторяют с украшениями. Мужчина выводит девушку на середину площадки и поворачивает ее вокруг -

«wyzwyгtaniе». Затем он танцует соло, кружит вокруг партнерши, исполняя различные движения. Девушка в основном отвечает на движения мужчины, поворачиваясь и исполняя удары каблуками и притопы. Несмотря на то, что это парный танец, партнеры коснутся друг друга лишь исполняя вместе финальный поворот, фигуру, называемую «zwyгtaniе». Затем, когда одна пара заканчивает свой танец, другая пара может вступать. Танец обычно начинается медленно, а заканчивается стремительно. Движения носят импровизационный характер, чаще всего это «¿гоЬпу» - небольшие стремительные шаги, «kгzеsany» (кшэ-саны), прыжки на одной или обеих ногах, высокие прыжки согнутыми коленями. В танце движения ног невелики. Важно, что верх корпуса у мужчин и у женщин неподвижен, чуть наклонен вперед, а все движения исполняются рессорно, на присогнутых коленях и низких полупальцах. По словам Ады Дзивановска, «гуральский - не легкий танец для обучения. Техническое исполнение основных шагов является одной проблемой. Стиль -другой, даже большей проблемой. Его трудно имитировать и невозможно довести до совершенства, если вы не родились и выросли в Подгале».12

Мужской гуральский костюм состоит из белой рубашки с широкими рукавами, завязывающейся спереди красной лентой. Штаны, плотно обтягивающие ноги, и куртка («гуня») из грубой белой шерсти соответствуют суровому климату гор. «Гуня» не надевается в рукава, а чаще набрасывается на плечи. Широкий кожаный ремень богато украшен, на голове плоская круглая шляпа с орнаментальным украшением и лентой из перьев и ракушек. Мужчины в правой руке должны держать «сiирaga»}ъ Цюпага помогает в горах как средство обороны против диких животных, таких, как медведи, а также используется как оружие. В настоящее время он может служить тростью и реквизитом для танцев. И мужчины, и женщины носят кожаные туфли-мокасины с набивным орнаментом, называемые «Ыегрсе». Женские костюмы более красочные, чем у мужчин. Шерстяные юбки украшены цветочными мотивами роз на зеленом, красном или

белом фоне (белый цвет используется только для свадеб). Женщины носят белые рубашки, отделанные кружевом, жесткие жилеты с орнаментом, чуть ниже талии, и коралловые бусы на шее, а волосы заплетены в косички с цветными ленточками.

Збуйницкие танцы (от польск. «гЬо]тк» - бандит или разбойник) танцуют только мужчины. В ХУП-ХУШ веках банды грабителей процветали в Татрах. Они пришли из гуральских деревень этого района еще в ХП-ХШ веках, а после пика активности в XVIII веке были подавлены правительством Австрии. Эти разбойничьи банды включали горцев, которые пытались скрыться в горах от угнетения или избежать военной службы, крестьян из других районов Польши, стремившихся избежать бремени крепостного права, а также различных преступников и лиц, ищущих приключений или надеющихся найти легендарные сокровища, скрытые в татрских горных пещерах. В горных анклавах были группы из разбойников Подгаля, Силезии, Моравии и Словакии. Банды грабили усадьбы, таверны и экипажи путешествующих купцов. Самым известным предводителем разбойников был сын словацкого крестьянина Юрай Яношик. В истории он стал легендарным героем как на словацкой, так и на польской стороне Татр, и факты из его жизни были переплетены с народными легендами и рассказами об «идеализированном бандите» или «хорошем разбойнике». Он был щедрым сердцем и, как Робин Гуд, грабил богатых, но делился своими богатствами с бедным населением и был их защитой. В конце концов, как гласит легенда, одна ревнивая подруга предала его австрийской жандармерии. Они захватили его и отвели в замок Ога№а, где он был повешен в 1713 (ему было всего 25 лет). Широкое восхищение Яношиком и другими «благородными разбойниками» среди жителей деревень в Татрах выразилось в создании многих рассказов, стихов и песен, описывающих их поступки и мужество. Сейчас в Татрах нет разбойников, но в польской культуре существует память о них. Танцевальные формы збуйниц-ких танцев стилизуют физическую выносливость и браваду горных грабителей.

Збуйницкие танцы исполняются четным количеством мужчин - не менее четырех. Один из них, «кагпай» (лидер), выкрикивает: «Не], сМорсу, zbоjескiеgо!» («Гей хлопцы, станцуем збуйницкого!»). И мужчины начинают прохаживаться, как бы разогревая свои мышцы. Ходьба энергичная, следующая «упругому» ритму музыки. Танцующие останавливаются в полукруге и поют, шагая в сторону то одной ногой, то другой (переступая с ноги на ногу). Затем они снова прохаживаются и по призыву лидера выполняют одно из впечатляющих збуйницких движений (высокие прыжки, сложные движения в присядке), затем опять ходят и поют. Таким образом, исполнители сохраняют чередование эффектных движений с движениями «отдыха», боевые кличи и пронзительный свист с тихими, осторожными, крадущимися движениями. Некоторые фигуры танца изображают «разбойников» вокруг костра. Танцующие прыгают через центр круга, а также объединяются в пары и бьются топориками («цюпага»), стоят в два ряда и бросают топорики друг другу, прыгают через них, взятым в обе руки, и т.д. В конце концов, они зацепляются локтями и поворачиваются в парах на месте, вокруг своей оси и затем уходят. Костюмы для збуйниц-кого танца те же, что и для гуральского.

Подгале - это единственная область в Польше, где народная культура жива, так как она присутствует в повседневной деятельности гуральцев. Они носят национальные костюмы, говорят на местном диалекте, поют и играют традиционные мелодии. Музыка в этом регионе сильно отличается от польской народной музыки северных регионов тем, что в ней доминирует двухдольный метр (тройной метр является самым популярным на равнинах Мазовии). Музыка в народной традиции Гура-ли, как правило, исполняется малым струнным ансамблем, похожим на состав струнного квартета: солирующая скрипка, исполняющая орнаментальные мелодии, сопровождают ее две скрипки и три струнных Ьайу, предоставляющих гармоническую основу для аккордов. Збуйницкие мелодии используют так называемую «подгальскую» гамму, ее характеризует повышен-

ная четвертая ступень, что наиболее часто выделяют в качестве основного признака польского фольклора подгальской области и что имитировалось композиторами во многих стилизациях этой музыки. Именно этот ритм отличает збуйницкую музыку от других мелодий, исполняемых одним и тем же составом ансамбля.

Среди других региональных танцев выделяются также следующие танцы.

«Трояк» - танец Силезии. Его исполняют тройками - один юноша и две девушки. Первая, медленная, часть танца (3/4) сопровождается пением, под которое парни, представляя своих девушек, ведут их по кругу. Для второй, быстрой и веселой, части (2/4) характерны вращения. «Парень ударяет в ладоши, а девушки в это время быстро кружатся. Затем он поочередно кружится со своими партнершами и каждый раз, прежде чем поменять девушку, хлопает в ладоши. Пока парень кружится с одной девушкой на месте, вторая обегает их».14 В конце танца исполнители снова образуют тройки.

«Вырвас» (вырванец) - (польск. «vyrvas» - «вырывание). В этом танце из круга танцующих «вырывается», выхватывается понравившаяся девушка или парень.

«Отсуваны» - (польск. «odsuwany», «odsuwac sie» - отодвигаться) - танец в парах, в котором танцующие по команде или на определенный музыкальный такт резко отодвигаются друг от друга или приближаются друг к другу.

«Завируха» - (польск. «zawrirucha» - метель). Название отражает стремительность танца.

«Скочек» - (польск. «skoczek», от «skok» - прыжок) польский народный танец, состоящий из множества прыжков.

«Крыжачок» - танец Польши и Белоруссии. «Krzyz» - крест (польск., белорус.). Темп танца медленный, затем постепенно ускоряется. Танцующие пары располагаются крестом.

В наше время хореография, основанная на национальных, народных образах и движениях переживает период ослабления традиций и переосмысления. В этой связи особенно важно постоянно возвращаться к истокам, к первоначальной чистоте па

и образов, присутствующих в народной традиции. На примере изучения польских танцев можно увидеть некоторые цели в педагогике преподавания и изучения характерного танца в классическом балете. Важной задачей является единство изучения основных pas на занятиях характерным танцем с общим образованием обучающихся для понимания ими общекультурного и исторического контекста народного и характерного танца.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 J. Riepel's music dictionary.

2 Ткаченко Т. Народный танец. M., 1975. - С. 142.

3 Кузнецов А. Польский народный танец. Монография. Рукопись из личного архива Васильевой А.Л.

4 Dziewanowska, Ada. Polish Folk Dances & Songs: A Step by Step Guide. New York, 1999. - P. 509.

5 См. костюм полонеза. Васильева А. Народно-историческая и культурная основа польского танца.Вестник АРБ им. А.Я. Вагановой, №21.

6 Dziewanowska, Ada. Polish Folk Dances & Songs: A Step by Step Guide. New York, 1999. - P. 592.

7 Там же. - С. 591.

8 Dziewanowska, Ada. Polish Folk Dances & Songs: A Step by Step Guide. New York, 1999. - P. 591.

9Rubato - ритмически свободно, допуская отклонения от метра по желанию исполнителя.

10 Kolberg О. Mazowsze Polne in Dziela Wszystkie (Complete Works), vol. 24-5. Wroclaw-Poznan,1963. Reprint of a 1885 publication. - P. 39

11 Скалистое подножие Татр и сами Татры, расположенные в южной части Польши, на границе со Словакией и Моравией.

12 Dziewanowska, Ada. Polish Folk Dances & Songs: A Step by Step Guide. New York, 1999. - P. 268.

13 Цюпага - горныйтопорик (ледоруб), имеет длинную ручку из ясеня с металлическим острием, и стальным острым топором на самом верху. Небольшие металлические колечки привязаны на верхнюю часть рукоятки, они звенят, когда «ciupaga» трясут.

14 Ткаченко Т. Народный танец. М., 1975. - С. 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.