Научная статья на тему 'Народная педагогика, народная этика и нравственная культура саха в их взаимодействии'

Народная педагогика, народная этика и нравственная культура саха в их взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1593
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егоров Марк Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная педагогика, народная этика и нравственная культура саха в их взаимодействии»

Влияние этнопедагогических традиций на формирование гуманной личности

3. См.: Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь: Этнографический сборник. - СПБ., 1890. -С. 301.

4. См. : Никифоровский М. Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. - Витебск, 1897. - С. 30.

5. См. : Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей. этнографией, педагогикой и гигиеной). - 2-е изд. - М., 1885. - С. 368.

6. Соболев А. Детские игры и песни. - Владимир, 1915. -С. 48.

7. Калтерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.

8. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. - Т. 2. - С. 257.

9. Макаренко А. С. Собр. соч. - М. . 1957. - Т, 4. - С. 398.

10. Сухомлинский В. А. Письмо Г. Н. Волкову от 6 февраля 1967 г. //Волков Г. Н. Эт-нопедагогика. - Чебоксары, 1974. - С. 162.

11. См.: Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. - СПб., 1896. - С. 15.

12. Виноградов Г. С. Народная педагогика. - Иркутск, 1926. - С. 5—9.

13. Там же. - С. 58.

14. Шацкий С. Т. Из курса лекций по педагогике //Педагогические сочинения: В 4 т. -М., 1960-1963. -Т. 3.

15. См. : Хинтибидзе А. Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе. - Тбилиси, 1952.-С. 14-17.

16. См.: Хинтибидзе А. Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики. - Ростов-н/Д, 1975.

17. См.: Коган Д. Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры: Изучение истории культуры как системы. - Новосибирск, 1983.

18. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары. 1966. - С. 21.

19. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. - С. 3.

20. Волков Г. Н. Этнопедагогика в условиях длительной социально-экономической нестабильности // Этнопедагогика Якутии: поиски и решения. - Якутск, 2000. -С. 3, 6.

21. Григорьева А. А. Концепция этнопедагогики якутов как теоретико-методические знания // Этнопедагогика Якутии: поиски и решения. - Якутск, 2000. - С. 39.

22. Неустроен Н. Д. Этнопедагогика народов Севера. - Якутск:ИПКРО, 1999. - С. 39.

23. Афанасьев В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. - Якутск: Якут-скнигоиздат, 1966.-С. 8—9.

24. Портнягин И. С. Этнопедагог К. С. Чиряев: педагогические мысли, идеи и взгляды, -Якутск: Бичик, 2002. - С. 52.

25. Мординов А. Е. О социалистическом содержании и национальной форме советской культуры. - М.. 1959.

26. Августинович Ф. Три года в Северо-Восточной Сибири //Древняя и новая Россия. -1800-Т. 18.-С. 678.

27. ЯОПА, Ф. 3, Оп. 125, Д. 355, Л. 4.

28. Ушннский К. Д. Родное слово //Педагогические сочинения: В 6 т. - М. . 1988. - Т. 1. -С. 101.

29. Росенко М. Н. и др. Основы этических знаний. - СПб.: Изд-во «Лань», 1998. - С. 160.

30. Кант И. Сочинения: В 6 т. 1965. - Т. 4, 4.1. - С. 270.

УДК 370.179+ 39

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА, НАРОДНАЯ ЭТИКА И НРАВСТВЕННАЯ КуЛЬТуРА САХА В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

М. Н. Егоров

Народная педагогика, народная этика и нравственная культура тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве, где все эти три фено-

мена оказываются равноправно действующими. Все они имеют самостоятельные поля функционирования. В свое время В. А. Сухомлинский писал Г. Н. Волкову, что берется за исследование украинской народной педагогики и при этом его более всего затрудняет сложность разграничения народной этики и народной педагогики. Он считал, что принципы народной педагогики - это не сухие, абстрактные положения, а идейно-нравственные, художественно-образные сгустки, аккумулирующие в себе тысячелетний опыт народа, его духовные ценности. Народная этика естественно входит в этнопедагогическое пространство как неотъемлемый аксиологический компонент народной педагогики, как стремление к жизненной мудрости, к разумному поведению. А народная этика и народная нравственная культура настолько тесно связаны друг с другом, что можно представить последнюю как неотьемлимую часть первой. Все это становится ясным при рассмотрении народной педагогики и народного воспитания как предмета этнопедагогики.

Народная педагогика, прежде всего, ориентирована на духовность, демократизацию, гуманизацию и гуманитаризацию образования и культуры. Под влиянием современной общественной жизни и науки о воспитании народная педагогика подвергается существенным изменениям, и в первую очередь демократизирует педагогическую науку, приближая ее к жизни народа. По мнению Г. Н. Волкова, «демократизация системы образования, так или иначе, укрепляет позиции народной педагогики» [1, с. 102]. Однако справедливо и обратное: народная педагогика поддерживает позиции демократической системы образования. Народная педагогика — самый убедительный факт реального функционирования национального суверенитета. Без нее нет и не может быть полноценной национальной школы. В сочетании с современными новыми традициями она служит всенародному делу воспитания и обучения молодого поколения. Многие выдающиеся творения народа переходят свои национальные границы, становятся достижением всех народов страны, по сути своей, общечеловеческими ценностями, в то же время, конечно, с национальноэтнической фактурой (Т. Н. Петрова), что редко исчезает бесследно. Сегодня интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она -часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Принципы народной педагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Представляется уникальным в истории педагогики факт признания народной педагогики в Республике Саха на конституционном уровне. Постоянно поддерживал народную педагогику М. Е. Николаев, первый президент республики. Он лично участвовал в деятельности Музея народной педагогики в с. Оросу Верхневилюйского улуса.

Народная педагогика как результат творческого коллективного вклада в духовную культуру нашей многонациональной страны рассмотрена в трудах Ш. М.-Х. Арсалиева, В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, В. М. Григорьева, А. А. Григорьевой, А. Ф. Хинтибидзе, А. Ш. Гашимова, В. Н. Иванова, К. Ж. Кожахметовой, Н. А. Корякиной, О. Д. Мукаевой, Т. Н. Петровой, 3. Б. Цаллаговой, К. С. Чиряева, Л. И. Федоровой и других. В работах Т. Н. Петровой дается аналитическое представление эволюции есте-

ственного взаимодействия народной педагогики, народной этики и народной нравственной культуры. Исследования 3. Б. Цаллаговой построены на богатейшем полиэтническом материале народной афористики, формирующей мышление, мировоззрение, взгляды на жизненные события и представляющей мощный пласт нравственной культуры.

Из богатейшего фольклорного материала народов, являющегося важнейшим источником народной педагогики, самобытной основой для функционирования национальной культуры, можно извлечь самое ценное: передающиеся из века в век посредством традиций, обычаев, национально-этнической обрядности, произведений декоративно-прикладного искусства, празднично-игровой культуры, правила национального этикета, прогрессивные идеи и опыт воспитания совершенного человека, т. е. взаимодействие народной нравственной культуры и народной педагогической культуры аналогично взаимосвязи народной педагогической этики и народной педагогики, на что обратил внимание в свое время В. А. Сухом-линский.

Якутская народная педагогика представляет собой синтез педагогической мысли, опыта народа; она всегда служила широким слоям трудящихся масс и выражала их идеи и традиции [3, с. 17]. При этом народная педагогика во все времена была нравственно ориентированной, была пронизана этическими идеями (правдивость, трудолюбие, скромность, честность, искренность). На современном этапе развития общества она помогает восстановить нарушенные функции социокультурных организмов в духовной жизни народа. Творчески преобразуя окружающий мир, активно усваивая социальный опыт поколений, человек становится человеком в полном смысле этого слова (букв, по якут. - киИи гсиИитэ), вероятнее всего, благодаря именно народной педагогической культуре, вобравшей в себя все лучшее, что есть в этике общества: почтительное отношение к старшим, гостеприимство, скромность, трудолюбие, высокую нравственность, правдивость, честность и т. д. Нравственная культура личности, как ничто другое, является показателем того, насколько человек стал для себя и других человеком в своих социальных связях и отношениях.

Народ создавал тысячелетиями и передавал из поколения в поколение устои, правила, приемы, способствующие в каждом человеке формированию таких черт нравственной культуры, как доброта, правдивость, честность, скромность, верность, чувства чести и достоинства, патриотизма, мужества.

Почтительному отношению к природе якуты учили детей с малых лет. Запреты и поверья заставляли оберегать природу. Это выражается в культе божьей коровки у русских, чувашей, татар, башкир; в культах водных источников у казахов, калмыков; в культах священных рощ у хакасов, якутов, бурят. У народов Севера природа и культура тесно взаимодействуют. Им было свойственно брать, не разоряя, используя все рационально [2, с. 251]. Живя в экстремальных природных условиях планеты, северные народы доказали всему человечеству своей историей истинность одного из великих законов бытия: брать у природы лишь столько, сколько необходимо для жизни. Вот вечные, незыблемые основы духовно-нравственной жизни человечества. «Вся жизнедеятельность этнических сис-

тем немыслима без органического симбиоза с окружающей средой», -говорил Л. Н. Гумилев. Об этой среде мы судим как об особого рода этнокультурном пространстве, в котором функционирует и нравственная культура с ее национальными особенностями.

Исключительно уникальна и богата система природосберегающих традиций и обычаев народа саха, представляющая собой духовную, нравственную ответственность человека за сохранение живой природы. Природосберегающие традиции и обычаи охотников Якутии, соблюдающиеся ими и свидетельствующие о высоком уровне нравственной культуры, рациональны и поучительны. У якутов человек не считался владыкой природы, поэтому в отношения с природой вносились элементы глубоко почтительного общения с ней. По религиозным воззрениям якутов, все живое имеет свой кут (душу). Поэтому неуважительное обращение к озеру или к реке, к дереву или к лесу, алаасу (круглый луг в лесу) или к стойбищу, может изменить отношение духов-хозяев не только к самому виновнику, но и ко всему его роду. Существовали табу на охоту в период размножения промысловых зверей, в определенных священных местностях. Регламентировалась охота на священных тотемных животных и птиц -покровителей и защитников племени Айыы (волк, медведь, стерх, лебедь, орел). Если убить, например, медведя во время его зимней спячки, за него отомстят другие медведи, нападая на спящего охотника. Остерегаясь такой мести, охотники непременно будят медведя, лежащего в берлоге, лишь после этого вступают с ним в бой. Во время промысла диких животных, птиц, рыбы нельзя бить всю стаю (весь табун или стадо); считалось, что массовое убийство живых существ может обидеть дух этих существ, и в первую очередь, дух тайги Баай Байаная, и они перестанут водиться в этих местах. Во время промысла добывают столько мяса, сколько надо для пропитания. Это диктовалось, видимо, и привычкой потребления постоянно свежей пищи, что влияло на состояние здоровья самого человека. Били выборочно: преимущественно самцов и старых особей. В бесконечном диалоге с Природой-Творцом и определяется нравственное начало в человеке.

Сохранение и воспроизводство представителей животного мира - в этом глубокий смысл многих существующих запретов. Так, например, в период нереста якуты ставили туу (вершу), ловили карасей из лучших озер и в тымтаях (самодельных посудах из лучины) переносили в другие озера, бедные карасями. Через два-три года питались из этих озер здоровой, жирной рыбой. Ребенок уже с шести-семи лет должен быть готов установить взаимоотношения с природой. В этом заключалась экологическая мудрость народной педагогики саха. Якуты говорят: «КиМ - айыла оото, айыла - киИи алаИата» («Человек - дитя природы, природа - дом человека»). Это знание передается стариками молодому поколению и по-прежнему почитается среди якутов. Якуты особое внимание уделяли царственной птице - орлу. Считали, что орел - сын Верховного божества Урун Аар Тойон, Хомпоруун Тойон, или Хотой Айыы. Ольхонские буряты орла тоже считали своим божеством, как некоторые якутские роды. Во время культовых обрядов якутские шаманы обращались к орлу с молитвенными заклинаниями. Поэтому появление фигурки далан-ексеку (дву-

главого орла) в качестве подвески к шаманскому костюму отнюдь не случайно.

С древнейших времен у якутов сохраняется система обрядов обращения, предваряющих вмешательство в природную среду. Например, приступали к сенокосу только после обращения к божествам и духам с молением. Таковыми были обряды обращения к божествам и духу тайги Баай Байанаю, к духам местности, где будет проводиться строительство. Прежде чем строить дом, выбирают удобное местоположение для домашнего очага: перед строительством бросают на землю, где будет стоять дом, кору дерева. Если в течение нескольких дней там появится какая-то живность (червячки, пауки и т. д.) - считалось, что это место подходит для строительства жилья. После этого производят апгыс (благопожелание) местности и бросают жребий хамыйахом (ковшом). Если хамыйах падает прямо на основание, то вопрос о строительстве считается решенным и организуется обряд строительства. Строгое соблюдение этикета каждым участником обряда в какой-то мере уже предвещало положительный результат. Поэтому на ритуальное исполнение обряда приходили люди с добрым сердцем и с чистой душой, единые в своих помыслах, добрых намерениях и чувствах. Никто из участников обряда не должен был нести с собой какой-либо отрицательный заряд. Нарушение считалось большим грехом, а ритуал мог оказаться недейственным или несовершенным и нанести вред, привести к неприятностям, болезням, бедствиям.

Вызывает удивление и восхищение созданная народом саха уникальная система природопользования, так называемая сайылычная (сайылык -летник). Она заключалась в сезонном ритме эксплуатации пастбищных и сенокосных угодий. Это обеспечивало равномерное использование биологической продуктивности при изъятии ежегодного прироста массы растений и сохраняла самовосстановительную способность экосистем. Любовь к природе, ее сбережение и поклонение ей - это только первый, начальный этап формирования нравственной культуры гуманистического аспекта. Все это рассказывается младшим школьникам на уроках национальной культуры Якутии, в ходе которых у детей вырабатывается нравственное и разумное отношение к окружающей их среде. Наши длительные наблюдения и ретроспективный анализ школьной жизни в младших классах, ровесников и старших убеждают в том, что такая информация доступна семи-десятилетним детям, и во многом в состоянии определить их поведение. Этим традиционным этическим идеям и идеалам уделяется особое внимание в работе с учащимися.

Народный этикет якутов, органично связанный с их религиозными верованиями, является важнейшим, может быть, и определяющим компонентом нравственной культуры. Учением Айыы выработаны определенные нормы нравственности: «Никогда не убивай, не разрушай, не ломай», «Не будь зловредным и жестоким». Этими заповедями украшены классные стенды якутских школ - своего рода материализация духовных сокровищ народа. С малых лет дети узнают, что несоблюдение правил Учения Айыы приводит к нарушению гармонии. Это фактическое материализованное требование к поведению человека. К общепринятым нормам поведения якуты относили совокупность определенных человеческих ка-

честв и достоинств, характерных для «Айыы аймаа» (племени Айыы). Обладание нравственными качествами, такими как почитание старших, щедрость, гостеприимство, общительность, взаимопомощь и соблюдение законов природы, по представлению якутов, является гарантом и залогом того, что после смерти их души не превратятся в уер - душу человека, не принятую ни в Верхний мир, ни в Нижний, а оставшуюся в Среднем мире и приносящую много неприятностей другим людям. Муж, мать и старые родственники мужа якутской женщины находятся в особом почитании и уважении. Невеста не допустит, чтобы ее увидели с непокрытой головой и с босыми ногами. Она не ходит по правой стороне у каминного огня и не называет родственников мужа по их якутскому прозвищу. Если женщина не соблюдает правила поведения, то ее муж считается очень несчастным. Общечеловеческие положительные нормы поведения: быть осторожным в мыслях и действиях, чтобы не навредить другим, тем самым прожить свой век в согласии с собой и другими - испокон веков вовлекались в неписаные законы жизни в виде определенных обычаев, которые непременно соблюдались всеми.

Десятилетний опыт реализации Концепции развития национальной школы со всей убедительностью доказал ее жизненность и перспективность. В Республике Саха заметно улучшилось преподавание и изучение родного языка, народных традиций, обычаев, тысячелетнего опыта народной духовности, этики на основе межнационального диалога культур, прежде всего благодаря коренному улучшению преподавания русского языка и русской культуры.

Ведущую созидательную роль оказали уникальные программы воспитания духовно-нравственного, этического направления - «Эркээйи», «Ура-анхай саха оото», «Кыыс Куо» и «Урун Уолан». Этнопедагогика «кут-сюр» дополнительно подтверждает глубокую древность искусства воспитания и одновременно эмпирических знаний о нем. С другой стороны, «кут-сюр» -доказательство пансофического характера и народной этики, и народной педагогики, существования в них глубинных этнических корней, наконец и наличия в педагогической культуре саха «глубины памяти», как это замечательно подметил М. Е. Николаев в своей книге под этим названием. Более того, уровень признания этнопедагогики «кут-сюр» - это факт, доказывающий достаточно высокий уровень развития педагогической культуры якутов и Якутии в целом.

Нравственная культура саха является своего рода духовным стержнем всей системы народного воспитания. Ее нельзя представить отдельно, изолированно от культуры других народов: русских, появившихся на Лене в первой трети XVII в. и прививших здесь земледельческую культуру; эвенов, эвенков, чукчей и тюркоязычных долган, являющихся носителями традиционного уклада Севера, обладающих самобытной культурой и, как свойственно автохтонным народам, имеющих богатый опыт адаптации к природно-климатическим условиям Арктики и др.

В результате межличностного, межэтнического общения, взаимодействия и взаимопроникновения, несомненно, обогащаются этическая, экологическая, нравственная, трудовая, художественная культуры. Этот процесс неизбежно ведет к усилению, углублению и развитию интеграцион-

Этические традиции народной педагогики бурят

ных процессов. Все это вошло в сокровищницу общей нравственной культуры. За последние столетия накоплен огромный исторический опыт сотрудничества народов, населяющих Якутию, сформировался общий пласт культуры, который в свою очередь выступает сегодня фактором относительной межэтнической стабильности в регионе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. -1989,-№7.

2. Кукушин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000.

3. Портнягин И. С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. -М.: Academia, 1998.

УДК370.179+ 39

ЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ БуРЯТ

3. Б. Лопсонова

Понятия «этика», «мораль», «нравственность» входят в сферу духовной культуры человека. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей личности, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Под этической культурой личности мы понимаем характеристику ее этического развития, отражающую степень освоения ею морального опыта общества, органичную способность постоянно следовать в поведении и отношениях с другими людьми определенным ценностям, нормам и принципам, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Этическая культура личности - целостная система элементов, охватывающая культуру мышления (умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации); культуру чувств (способность к состраданию, сопереживанию); культуру поведения (совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе), основанных на гуманных и эстетических началах.

Воспитание этической культуры требует формирования доверия и доброжелательности к другим людям, проявления вежливости, соблюдения условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу: приветствий, слов благодарности, извинений, правильного поведения в общественных местах, уважительного общения женщин и мужчин.

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла этической культуры, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям.

Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «обращение к старому, возрождение старого, его сохранение — это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, ощущение себя в истории. Задержку в раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.