Научная статья на тему 'Народная медицина восточных славян'

Народная медицина восточных славян Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
816
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / СЛАВЯНЕ / НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Порваткина А.Е.

У восточнославянских народов медицина включает в себя, как народные средства, так и разные магические приёмы. Самыми распространёнными были растительные средства лечения. Зелье было главным средством лечебных рекомендаций. Лечением занимались большей частью пожилые женщины, называли их лекарками, травницами. Для лечения они применяли настойки, порошки из трав. К XVI веку развилась широкая торговля лекарственных трав в «зелейных рядах». Первая аптека в России (1581 г.) размещалась в Кремле и снабжала лекарствами только царя и его семью. В конце XVII века был учреждён в Москве Аптекарский приказ, в котором было сосредоточено всё аптекарское и врачебное дело в России. В начале XVII века Аптекарский приказ приступил к организованному сбору лекарственных растений. Для этой цели была установлена натуральная «ягодная» повинность. Особые глашатаи ходили по деревням и призывали «знающих людей» к сбору лекарственных растений и изготовлению из них лекарств. В Аптекарском приказе имелись особые чиновники «травники», разбиравшие присланные из разных мест России травы. Одними из первых медицинских сочинений в России были так называемые «травники», «вертограды» с описанием растений. Особенно усердно занималась сбором народных знаний «книжная» женщина Древней Руси – Евпраксия, внучка Владимира Мономаха, обобщившая народный опыт и собственные наблюдения в трактате «Мази».В лечебной практике народа примешивались также и магические элементы. Большое значение придавалось заговорам, заклинаниям. Внутренние болезни, выражающиеся в общем недомогании, считали причиной «действие злого духа». Для лечения таких болезней применяли «обереги», а лечили их знахари. В течение многих веков знахарь заменял крестьянам врача. В уставе князя Владимира Мономаха употребление заговоров было отнесено к юрисдикции церковного суда. При императрице Екатерине II суеверия преследовались с особой силой. В 1770 году был составлен «Указ о наблюдении за появлением во вверенных местностях суеверий и ложных чудес и пресечении их».Наряду с положительными сторонами в народных способах лечения было много несовершенного и неправильного и они далеко не всегда давали хорошие результаты. Однако исторические документы свидетельствуют, что многовековой опыт народа привёл к правильному применению с лечебной целью различных трав, употребление которых постепенно стало входить в научную медицинскую практику с самого начала её появления на Руси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная медицина восточных славян»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 1

Ю: 2016-01-28-^5888 Тезис

Порваткина А.Е.

Народная медицина восточных славян

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

У восточнославянских народов медицина включает в себя , как народные средства ,так и разные магические приёмы. Самыми распространёнными были растительные средства лечения. Зелье было главным средством лечебных рекомендаций. Лечением занимались большей частью пожилые женщины, называли их лекарками , травницами. Для лечения они применяли настойки, порошки из трав. К XVI веку развилась широкая торговля лекарственных трав в «зелейных рядах». Первая аптека в России (1581 г.) размещалась в Кремле и снабжала лекарствами только царя и его семью. В конце XVII века был учреждён в Москве Аптекарский приказ, в котором было сосредоточено всё аптекарское и врачебное дело в России. В начале XVII века Аптекарский приказ приступил к организованному сбору лекарственных растений. Для этой цели была установлена натуральная «ягодная» повинность. Особые глашатаи ходили по деревням и призывали «знающих людей» к сбору лекарственных растений и изготовлению из них лекарств. В Аптекарском приказе имелись особые чиновники «травники», разбиравшие присланные из разных мест России травы. Одними из первых медицинских сочинений в России были так называемые «травники», «вертограды» с описанием растений. Особенно усердно занималась сбором народных знаний «книжная» женщина Древней Руси - Евпраксия, внучка Владимира Мономаха, обобщившая народный опыт и собственные наблюдения в трактате «Мази».

В лечебной практике народа примешивались также и магические элементы. Большое значение придавалось заговорам, заклинаниям. Внутренние болезни, выражающиеся в общем недомогании, считали причиной «действие злого духа». Для лечения таких болезней применяли «обереги», а лечили их знахари. В течение многих веков знахарь заменял крестьянам врача . В уставе князя Владимира Мономаха употребление заговоров было отнесено к юрисдикции церковного суда. При императрице Екатерине II суеверия преследовались с особой силой. В 1770 году был составлен «Указ о наблюдении за появлением во вверенных местностях суеверий и ложных чудес и пресечении их».

Наряду с положительными сторонами в народных способах лечения было много несовершенного и неправильного и они далеко не всегда давали хорошие результаты. Однако исторические документы свидетельствуют , что многовековой опыт народа привёл к правильному применению с лечебной целью различных трав, употребление которых постепенно стало входить в научную медицинскую практику с самого начала её появления на Руси.

Литература

1. Энциклопедия народной медицины.

2. Иванов В.П. Знахарство.

Ключевые слова: медицина, славяне, народные средства

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.