Научная статья на тему 'Народная художественная культура как средство развития профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта'

Народная художественная культура как средство развития профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / MUSICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER-MUSICIAN / FOLK ARTISTIC CULTURE / FOLK MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кириченко Тд., Ефремова И.В., Пиджоян Л.А., Климов В.И., Дубровский В.В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в условиях вуза, проблема непрерывного профессионального музыкально-педагогического образования. Раскрываются понятия непрерывного музыкального образования и профессиональной компетентности педагога-музыканта. На современном этапе компетентный специалист в области музыкально-педагогического образования, с одной стороны, должен быть готов решать широкий круг профессиональных задач в области педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности (в соответствии с требованиями ФГОСов), с другой способствовать сохранению и приумножению культурного наследия. В последнее время, отмечают авторы, значительно возрос интерес со стороны научного сообщества к процессу взаимодействия народной художественной культуры и современного человека. Подчеркнуто, что одним из важных условий организации профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта является его приобщение к национальной музыкальной культуре и традициям, активное вовлечение в работу по изучению, сохранению и популяризации музыкального фольклора как самобытного явления народной художественной культуры России, его регионального компонента. Всё это приведет к закреплению художественного опыта студентов, позволит сформировать гармонично развитую личность, способную целостно проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кириченко Тд., Ефремова И.В., Пиджоян Л.А., Климов В.И., Дубровский В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ART CULTURE AS A MEAN OF PROFESSIONAL COMPETENCE’S DEVELOPMENT OF FUTURE PEDAGOGUE-MUSICIAN

This article considers the urgent problems of professional competence’s development of future pedagogue-musician in the conditions of university, the problem of continuous professional music pedagogical education. The article also exposes notions of continuous music education and professional competence of pedagogue-musician. Today a competent specialist in the field of music pedagogical education, on the one hand, must be ready to settle a wide scope of professional objectives in the field of pedagogical, project, research and cultural-educational activity (according to the requirements of FSES), and on the other hand promote saving and multiplication of cultural heritage. Recently, as the authors underline, the interest of scientific society is rising toward the process of interaction between folk art culture and modern humankind. It is stressed that one of the most significant conditions of professional training of future pedagogue-musician is a familiarization with folk music culture and traditions, active involvement of students to work with studying, saving and popularization of music folklore as an original phenomenon of folk art culture of Russia, and also involvement of students into studying of its regional component. All these factors will lead to strengthening of art experience of students and form a harmonious developed personality which can show worth in different spheres of life.

Текст научной работы на тему «Народная художественная культура как средство развития профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта»

Т.Д. Кириченко, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой,

И.В. Ефремова, канд. пед. наук, доцент, Л.А. Пиджоян, канд. пед. наук, доцент, В.И. Климов, канд. пед. наук, доцент, В.В. Дубровский, доцент, кафедра музыкального образования, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Россия, autentichnyi25@yandex.ru

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в условиях вуза, проблема непрерывного профессионального музыкально-педагогического образования. Раскрываются понятия непрерывного музыкального образования и профессиональной компетентности педагога-музыканта. На современном этапе компетентный специалист в области музыкально-педагогического образования, с одной стороны, должен быть готов решать широкий круг профессиональных задач в области педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности (в соответствии с требованиями ФГОСов), с другой - способствовать сохранению и приумножению культурного наследия. В последнее время, отмечают авторы, значительно возрос интерес со стороны научного сообщества к процессу взаимодействия народной художественной культуры и современного человека. Подчеркнуто, что одним из важных условий организации профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта является его приобщение к национальной музыкальной культуре и традициям, активное вовлечение в работу по изучению, сохранению и популяризации музыкального фольклора как самобытного явления народной художественной культуры России, его регионального компонента. Всё это приведет к закреплению художественного опыта студентов, позволит сформировать гармонично развитую личность, способную целостно проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, компетентностный подход, профессиональная компетентность педагога-музыканта, народная художественная культура, музыкальный фольклор.

Поэтапное реформирование системы образования, а также интеграция России в единое образовательное пространство Европы оказали существенное влияние на определение требований к уровню подготовки выпускника (будущего специалиста) в любой сфере деятельности, в том числе и музыкально-педагогической. Одно из необходимых условий - реализация ком-петентностного подхода в процессе профессиональной подготовки и становления

специалиста. Изучением его основ, путей, механизмов реализации занимаются как отечественные (В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, А. И. Субет-то, М.А. Холодная, А.В. Хуторской и многие другие), так и зарубежные (Ж. Делор, В. Хутмахер) ученые.

Рассматривая сущность компетентност-ного подхода, необходимо выделить две его категориальные составляющие: «компетенция» и «компетентность». Стоит отметить,

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

что в некоторых научных исследованиях эти для развития профессиональной компетент-

понятия используются как взаимозаменяе- ности в будущей деятельности. мые. Хотя большинство ученых все же го- Рассматривая профессиональную ком-

ворят о различии данных категорий и сове- петентность будущего педагога-музыканта,

туют избегать их синонимичного использования, подчеркивая, скорее, их многоаспект-ность и взаимодополняющий характер.

Так, А. В. Хуторской отмечает: «... владение компетентностью предполагает, что обучающийся усвоил не просто определенный набор знаний и умений, а весь комплекс действий, предполагающий совокупность определенных образовательных компонентов для успешного осуществления определенной деятельности»1. А. К. Маркова говорит о компетентном учителе, который успешно осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает высоких результатов в образовании учени-ков2 А. А. Вербицкий определяет компетенцию как систему ценностей и набор качеств личности; определенных знаний, умений, навыков, а также способностей человека, которые обеспечивают готовность к профессиональному осуществлению той или иной деятельности. Компетентность он обозначает как реализованную в практической деятельности компетенцию3. Исследователь Ю.Г. Татур включает в область компетентности владение набором компетенций в самых разных видах деятельно- -

сти4. Кроме того, достаточно четко обозначена область профессиональной компетентности выпускника в федеральных государственных образовательных стандартах, где определен перечень общекультурных, общепрофессиональных, про-

Рассматривая профессиональную компетентность будущего педагога-музыканта, необходимо уточнить, что выпускник вуза должен быть готов решать широкий круг профессиональных задач в области педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности.

Осознание значимости культуры собственного народа, желание понять и приобщиться к ее истокам всегда имело воспитательно-

образовательный контекст и способствовало интеллектуальному и духовно-нравственному развитию обучающегося.

необходимо уточнить, что выпускник вуза должен быть готов решать широкий круг профессиональных задач в области педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности. Реализуя основную образовательную программу, образовательное учреждение высшего образования гарантирует результат профессиональной подготовки выпускника - развитие профессиональной компетентности будущего специалиста, содержанием которой является не только готовность к осуществлению теоретической и практической деятельности, но и сформированность личностных качеств педагога, характеризующих уровень его культуры в целом.

Тенденции последних лет в образовании отражают запросы общества на квалифицированного педагога-музыканта, владеющего навыками организации культурно-образовательного пространства и обладающего высоким уровнем духовной культуры. Образовательный процесс в вузе способен обеспечить условия для развития профессиональной компетентности будущего специалиста и его гармоничного вхождения в окружающее социокультурное пространство. Актуализация потенциальных возможностей личности будущего специалиста способствует его успешной самореализации в избранной профессии.

В связи с этим, все большую актуальность

фессиональных компетенций. приобретают научное обоснование значения

Таким образом, владение определен- народной культуры в системе духовно-куль-

ным комплексом ключевых компетенций, турных ценностей, выявление внутренних

на наш взгляд, служит прочным основанием воспитательно-образовательных резервов

народной культурной традиции; возрастает интерес к механизмам взаимодействия народной художественной культуры и различных сфер образования.

Одним из важных условий организации профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта на современном этапе должна стать опора на национальную культуру и традиции, которые аккумулируют и транслируют многовековой художественный опыт. Осознание значимости культуры собственного (русского) народа, желание понять и приобщиться к ее истокам всегда имело воспитательно-образовательный контекст и способствовало интеллектуальному и духовно-нравственному развитию обучающегося.

На современном этапе термин «народная художественная культура» понимается неоднозначно. Это обусловлено тем, что, изучая какой-либо аспект народной культуры, исследователи не уделяли ей должного внимания в целом. А ведь она непосредственно связана с природной средой, общественным и семейным укладом жизни человека, обрядами и обычаями. Отличительными признаками народной художественной культуры принято считать коллективный творческий характер, традиционность и вариативность. Коллективность проявляется в полном доверии к общественному практическому опыту, накопленному множеством предшествующих = поколений. Традиционность, в свою очередь, характеризуется опорой на накопленный человеческим сообществом практический опыт и знания, передающиеся от поколения к поколению. Вариативность предполагает множественность воплощений произведений народного творчества в процессе их бытования.

Специфика народной художественной культуры заключается в том, что она, извлекая из многообразия примеров народного творчества духовный материал, обеспечи-

Историческое развитие русского музыкального фольклора определялось как пространственно-временными, так и социокультурными условиями, целостное представление о мощи и красоте данного феномена можно составить, зная не только музыкально-фольклорные традиции разных географических, стилевых зон, но и местные музыкальные особенности региона.

вает развитие личности, ее нравственно-эстетических качеств. В современных условиях она существует исключительно в качестве живой традиции, воспроизводимой ее носителями.

Стоит отметить, что понятие «народная художественная культура» довольно часто приравнивается к термину «народное творчество». При этом в целом понятия культуры и художественной культуры не являются тождественными феномену «творчество». Общеизвестно, что народное творчество характеризуется как «совокупность различных видов и форм художественного творчества того или иного народа»5.

Одним из самых ярких и универсальных проявлений народной художественной культуры, на наш взгляд, является народное музыкальное творчество, или музыкальный фольклор. Рассматривая понятие «фольклор» в ретроспективе, необходимо отметить, что, зародившись в западной фольклористике (И.Ф. Кнафль, У.Дж. Томс), данный термин вошел в научный обиход в России в конце XIX века благодаря таким ученым, как М.К. Азадовский, В.П. Аникин, Г.С. Виноградов, Д.К. Зеленин, В.В. Лесевич, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов и другие. В своих исследованиях они сходятся во мнении, что к фольклору помимо устных жанров следует относить и песни, и музыкальные наигрыши, и обряды, и ритуалы с использованием музыкальной интонации.

Историческое развитие русского музыкального фольклора определялось как пространственно-временными, так и социокультурными условиями, что явилось причиной возникновения локальных фольклорных традиций -реального воплощения русского музыкального фольклора. В то же время целостное представление о мощи и красоте данного феномена можно составить, зная не только музыкально-фольклорные традиции разных географических, стилевых

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

зон, но и местные музыкальные особенно- ной функции музыкального фольклора. Речь

сти региона. идет о концентрации художественных цен-

Являясь одним из важнейших воспи- ностей, накопленных за многовековую исто-

тательных средств народной педагогики, рию народа, о развитии личностных качеств

музыкальный фольклор и на современном этапе выполняет общественно ценные функции, важными из которых в контексте исследуемой проблемы являются познавательная, эстетическая и воспитательная. Познавательное значение музыкального фольклора проявляется в содержании текстов и интонационном многообразии народных песен, в которых отражаются исторические сведения; рассказывается о быте наших предков; о мировоззрении народа и т.д. Его эстетическая функция заключается в умении ценить и понимать прекрасное в произведениях народного творчества. Стоит уделить особое внимание воспитатель-

Стоит уделить особое внимание воспитательной функции музыкального фольклора. Речь идет о концентрации художественных ценностей, накопленных за многовековую историю народа, о развитии личностных качеств русского человека; патриотизме, духовности, нравственности; стремлении к самосовершенствованию.

русского человека; патриотизме, духовности, нравственности; стремлении к самосовершенствованию, что является немаловажным фактором в становлении будущего педагога-музыканта - носителя ценностей культуры и музыкальных традиций региона.

В российской провинции последовате-

лями и энтузиастами в деле собирания и сохранения музыкального фольклора выступают обучающиеся музыкальных отделений учреждений дополнительного образования детей (ДМШ, ДШИ), колледжей искусств, вузов.

Современное музыкально-педагогическое образование, ориентируясь на ста-

новление личности будущего педагога- к взаимодействию с участниками образо-музыканта как носителя ценностей музы- вательного процесса; готовности организо-кальной культуры и традиций, обращается вывать сотрудничество обучающихся, поди к народному музыкальному творчеству. держивать активность и инициативность, Подготовка специалистов в Елецком государ-

ственном университете им. И. А. Бунина по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка» ориентирована на широкую сферу профессионально- музыкальной деятельности, к которой готовится обучающийся, исходя из потребностей рынка труда. Реализуемая основная образовательная программа включает широкий круг дисциплин, в рамках которых в разных аспектах рассматриваются особенности народной художественной культуры. Среди них «Мировая художественная культура», «История зарубежной музыки», «История русской музыки», «Народное музыкальное творчество», «Сольфеджио», «Класс основного музыкального инструмента», «Концертмейстерский класс», «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур», «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Коллективное исполнительство» (оркестр народных инструментов), «Ансамбль» (фольклорный ансамбль).

В ходе изучения вышеперечисленных дисциплин в соответствии с ФГОС ВО у будущего выпускника формируются различные компетенции, в том числе и профессиональные, содержание которых заключается в способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета; осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся; готовности

Интерес к историческому прошлому своего народа, обращение к бесценному духовному опыту предков, к народным традициям приобретает особую значимость на современном этапе развития России, а возрождение

русской традиционной музыкальной культуры является одним

из приоритетных направлений в области образования, культуры и искусства.

самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности; выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп; разрабатывать и реа-лизовывать культурно-просветительские про-

граммы .

По окончании обучения выпускники музыкального отделения института истории и культуры ЕГУ им. И.А. Бунина, как правило, имеют широкий спектр возможностей трудоустройства в качестве солистов и преподавателей различных учреждений культуры и искусства, участников творческих коллективов, руководителей детских фольклорных хоров, ансамблей и т.д.

Осуществление профессиональной деятельности невозможно без сформированных навыков и компетенций в области исследовательской, проектной работы, ко -торые являются важной составляющей целостного образа педагога-музыканта. В высшем учебном учреждении необходимо создавать такие условия, в которых каждый обучающийся сможет проявить себя не только как будущий педагог-музыкант-просветитель, но и как исследователь. Активное участие студентов в различных тематических научно-практических конференциях, семинарах, научно-исследовательских и творческих проектах, конкурсах научных работ открывает широкие возможности и перспективы для вхождения будущего специалиста в профессию. Результаты и успех этой работы во многом зависят от профессионализма преподавателей, от их умения объединить студентов в научно-творческую лабораторию по изучению различных явлений музыкальной культуры.

С целью сохранения и распространения народно-художественной культуры,

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Ц

приобщения обучающихся к музыкальным традициям Юга России, воспитания их личностных качеств, обеспечения исторической преемственности поколений коллективом преподавателей кафедры музыкального образования института истории и культуры ЕГУ им. И. А. Бунина разработан творческий проект «Не забывайте старину!!!». Его актуальность определяется тем, что интерес к историческому прошлому своего народа, обращение к бесценному духовному опыту предков, к народным традициям приобретает особую значимость на современном этапе развития России, а возрождение русской традиционной музыкальной культуры является одним из приоритетных направлений в области образования, культуры и искусства. В Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» подчёркивается, что «Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовеко-

Активное участие студентов в различных тематических научно-практических конференциях, семинарах, научно-исследовательских и творческих проектах, конкурсах научных работ открывает широкие возможности и перспективы для вхождения будущего специалиста в профессию.

вых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала»7. В связи с этим мы считаем необходимым использование народной художественной культуры как части огромного культурного наследия при развитии профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта.

Данный проект направлен на сохранение, популяризацию народно-песенного творчества и национальной музыкальной культуры, воспитание личностных качеств молодежи, формирование ее мировоззрения и национальной идентичности. Его содержанием являются организация и проведение студенческих фольклорных экспедиций с целью сбора, сохранения и распространения аутентичного фольклорного материала; сведений о носителях и исполнителях народного музыкального творчества Юга России, в частности, на территории Липецкой, Орловской, Воронежской, Тамбовской областей, в местах непосредственного проживания участников. Предла-

гаемый творческий проект также позволяет частично решить проблему тиражирования собранного аннотированного музыкального материала, так как в современных публикуемых сборниках в ос- = новном печатается только поэтический текст (стихи песен), а нотная локальная запись отсутствует.

Осуществление проекта посредством проведения фольклорных экспедиций предполагает организацию творческих встреч-бесед с народными исполнителями - знатоками местных традиций; запись, фото и видеосъемку собранного материала. Все это позволяет обучающимся, с одной стороны, в реальных условиях познакомиться и изучить локальный аутентичный музыкальный фольклор, с другой -использовать собранный материал в дальнейшей педагогической и концертной деятельности.

Результатом реализации творческого проекта «Не забывайте старину!!!» должно стать 1) создание базы данных нотирован-ного песенного репертуара, аудио и видеозаписей песен и инструментальных наигрышей Юга России = с последующим ее использованием в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений и учреждений культуры; 2) издание сборника «Музыкальный фольклор Юга России», где будут представлены нотный и поэтический материал собранных песен, инструментальных наигрышей, а также историко-культурные особенности исследуе- = мого региона.

Кроме того, реализация данного проекта открывает широкие возможности в воспита-

Народная художественная культура способна стать действенным средством развития профессиональной компетентности лишь в том случае, если музыкальный фольклор и национальные художественные традиции являются неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта.

Приобщение к традиционной музыкальной культуре должно происходить в атмосфере сотворчества педагогов и обучающихся, посредством специально организованной педагогической

деятельности, направленной на изучение, сохранение и популяризацию музыкального фольклора как уникального и самобытного явления народной художественной культуры России и культуры регионов.

собствует осознанию обучающимися ценностей народной музыкальной культуры, региональных музыкальных традиций Юга России; обеспечению исторической преемственности поколений; воспитанию личностных качеств молодёжи: духовности, нравственности, патриотизма, норм поведения, а также развитию особенностей русского национального характера, уважения к старшим, отзывчивости, трудолюбия, стремления к добру, соборности, любви к малой Родине.

Таким образом, являясь частью образовательного процесса, высшее музыкально-педагогическое образование на современном этапе активно включается в решение задач, связанных с интенсификацией развития профессиональной компетентности будущего специалиста. Сущность профессиональной подготовки в условиях компетентностного подхода определяется и обусловлена организацией определенных условий, ситуаций и среды, которые будут способствовать формированию необходимых компетенций и тем самым развивать устойчивый интерес к избранной специальности.

Новые требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника высшего учебного заведения в области музыкально-педагогического образования, связаны с решением задач по сохранению и приумножению культурного достояния России, ее народной культуры и традиций, этики, эстетики, музыкального фольклора. Народная = художественная культура способна стать действенным средством развития профессиональной компетентности лишь в том случае, если музыкальный

тельно-образовательном плане. Проект спо- фольклор и национальные художественные

традиции являются неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта.

Приобщение к традиционной музыкальной культуре должно происходить в атмосфере сотворчества педагогов и обучающихся, посредством специально организованной педагогической деятельности, направленной на изучение, сохранение и популяризацию музыкального фольклора как уникального и самобытного явления народной художественной культуры России и культуры регионов. ^

Литература

1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

3. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32.

4. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб.: Наука, 2004. С. 93.

5. Большая советская энциклопедия: в 32 томах. М.: АСТ: Астрель, 2010. Т. 18. С. 488.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки «Педагогическое образование» (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 9.02.2016 г № 91).

7. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70828330/#ixzz4BjMD3oue (дата обращения: 16.07.2016).

NATIONAL ART CULTURE AS A MEAN OF PROFESSIONAL COMPETENCE'S DEVELOPMENT OF FUTURE PEDAGOGUE-MUSICIAN

T.D. Kirichenko, Candidate of Pedagogy, Docent, head of the department, I.V. Efremova, Candidate of Pedagogy, Docent, L.A. Pidjoyan, Candidate of Pedagogy, Docent, V.I. Klimov, Candidate of Pedagogy, Docent, V.V. Dubrovsky, Docent, The department of music education, Yelets State University named after Ivan Bunin, Yelets, Russia, autentichnyi25@yandex.ru

This article considers the urgent problems of professional competence's development of future pedagogue-musician in the conditions of university, the problem of continuous professional music pedagogical education. The article also exposes notions of continuous music education and professional competence of pedagogue-musician. Today a competent specialist in the field of music pedagogical education, on the one hand, must be ready to settle a wide scope of professional objectives in the field of pedagogical, project, research and cultural-educational activity (according to the requirements of FSES), and on the other hand - promote saving and multiplication of cultural heritage. Recently, as the authors underline, the interest of scientific society is rising toward the process of interaction between folk art culture and modern humankind. It is stressed that one of the most significant conditions of professional training of future pedagogue-musician is a familiarization with folk music culture and traditions, active involvement of students to work with studying, saving and popularization of music folklore as an original phenomenon of folk art culture of Russia, and also involvement of students into studying of its regional component. All these factors will lead to strengthening of art experience of students and form a harmonious developed personality which can show worth in different spheres of life.

Key words: musical-pedagogical education, competence approach, professional competence of the teacher-musician, folk artistic culture, folk music.

References

1. Khutorskoi A. Kliuchevye kompetentsii kak 5. Bol'shaia sovetskaia entsiklopediia: v 32 tomakh komponent lichnostno-orientirovannoi paradigmy [Great Soviet encyclopedia: in 32 vol.]. Moscow, obrazovaniia [Key competences as a component AST: Astrel' Publ., 2010. Vol. 18. 503 p.

of personality-oriented education paradigm]. Narod- 6. Federal state educational standard of higher edu-

noe obrazovanie - National education, 2003, no. 2, cation. Direction of preparation "Pedagogical edu-

pp. 58-64. cation" (approved by order of the Ministry of edu-

2. Markova A.K. Psikhologiia professionalizma [Psy- cation and science of the Russian Federation from chology of professionalism]. Moscow, 1996. 312 p. 9.02.2016, No. 91) (in Russian).

3. Verbitskii A.A. Kontekstno-kompetentnostnyi pod- 7. Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabria 2014 g. khod k modernizatsii obrazovaniia [Context-compe- № 808 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstven-tence approach to the modernization of education]. noi kul'turnoi politiki» [The decree of the Presi-Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education dent of the Russian Federation from December in Russia, 2010, no. 5, pp. 32-37. 24, 2014 № 808 "On approving the Fundamentals

4. Putilov B.N. Fol'klor i narodnaia kul'tura. In me- of state cultural policy"]. Available at: http://base. moriam [Folklore and folk culture. In memoriam]. St. garant.ru/70828330/#ixzz4BjMD3oue (accessed Petersburg, Nauka Publ., 2004. 464 p. 16.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.