Научная статья на тему 'Народная дипломатия как средство разрешения социальных конфликтов. Цели и задачи Центра'

Народная дипломатия как средство разрешения социальных конфликтов. Цели и задачи Центра Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1553
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ / ДИАЛОГ / КУПЕЧЕСТВО / МЕДИАТОРЫ / АТАЛЫЧЕСТВО / ГОСТЕПРИИМСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чеучев Нальбий Шабанович

Насильственное разрешение социальных конфликтов, обобщение опыта народов Северного Кавказа в предупреждении межэтнических споров основная цель данной публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народная дипломатия как средство разрешения социальных конфликтов. Цели и задачи Центра»

УДК 316.48 ББК 60. 524.228 Ч 51

Н.Ш. Чеучев

Народная дипломатия как средство разрешения социальных конфликтов. Цели и задачи Центра

Аннотация:

Насильственное разрешение социальных конфликтов, обобщение опыта народов Северного Кавказа в предупреждении межэтнических споров - основная цель данной публикации.

Ключевые слова:

Ненасильственное разрешение социальных конфликтов, диалог, купечество, медиаторы, аталычество, гостеприимство.

Конфликты редко кто любит. Конфликтных работников тем паче. Начальник, прежде чем принять на работу нового сотрудника интересуется, не конфликтен ли он. И редко когда руководитель спрашивает, насколько новый товарищ профессионален, деятелен, честен и принципиален. Как не парадоксально, руководителям не нравятся принципиальные подчиненные, которые не проходят мимо актуальных, но по какой-то причине не решаемых вопросов. Это люди, не равнодушные к делу, ответственные за порученный участок работы, за судьбу коллектива и предприятия. Они мужественные. Не боятся в глаза высказать правду. Подхалимство и лесть чужды их натуре.

Но отклонение кандидатуры такого человека или расправа с ним не гарантирует безмятежную жизнь начальнику. Острые вопросы ведь не решаются сами по себе. Руководители, которые боятся конфликтных людей, загоняя силой власти острые проблемы вглубь, лишают коллектив и его людей активности, творческих поисков и роста. Конечно, конфликты бывают разные. Есть социально значимые споры, жизненно важные вопросы, которые, по каким-то причинам (нередко по вине нерадивых руководителей) годами не решаются. Но есть и конфликты, которые нередко вызываются завистью, непроверенной информацией, сплетнями. Такие попусту лихорадят работу учреждения, надолго выводят талантливых людей из равновесия, мешают росту коллектива.

1. Народная дипломатия имеет дело с конфликтами первой категории, т.е. с проблемами, спорами, острыми вопросами, правильное разрешение которых принесет людям радость победы, материальное благополучие. Она, как мост, который сближает людей разных духовных и идеологических ориентации, на основе проверенных жизнью гуманистических идеалов. Народная дипломатия отвергает войны, насилие, коварство, подкупы, ложь.

Всем методам и средствам снятия социальной напряженности она предпочитает диалог и компромиссы, трезвый и честный учет интересов конфликтующих сторон. Родившись в седой древности как институт управления гражданским обществом, она выработала свои специфические инструменты положительного воздействия на конфликтующие стороны и характер социальных конфликтов, сформировала принципы, обозначила свои

отличительные особенности от официальной дипломатии. Ведущий и неизменный принцип народной дипломатии -отрицание насилия (войн) в жизни общества как путь разрешения социальных конфликтов. Народная дипломатия призвана сеять в обществе уверенность в победе чистых и миролюбивых идеалов. Жизнь без войн и грабежей, без оружия массового уничтожения людей. Она против социального эгоизма, который часто ведет к воспитанию ненависти, к созданию образа врага, там, где его нет, что нередко приводит к войнам. Возможна ли жизнь без войн? Народная дипломатия уверена, что возможна. И она, такая жизнь, наступит. Для этого необходимы некоторые факторы:

Широкое внедрение в дипломатической практике компромиссов. Там, где как принципы разрешения споров они не в почете, постоянная напряженность, войны, страх, ожидание насилия. Сегодняшнее состояние грузиноабхазских отношений, положение в республиках Северного Кавказа - Чечне, Ингушетии, Северной Осетии-Алания, определяется во многом отсутствием или недооценкой в переговорных процессах роли и значения продуманных и ответственных компромиссов. Основа компромиссов - строгий и справедливый учет интересов обеих сторон.

Переговоры. Предпочтительнее прямые и ответственные. Народная дипломатия рекомендует (испокон веков) допускать в их подготовке и проведению людей авторитетных, знающих сущность спора, традиции, мужественных и честных. Пусть переговоры длятся долго. Это лучше, чем «хорошая» война. Во время переговоров утихают пушки. (Пример: Вторая Мировая война

закончилась в 1945 г. разгромом немецкого фашизма и милитаристской Японии, оставив много нерешенных проблем. Взять спор между нашей страной РФ и Японией о 4-х северных, территориях - островов Курильской гряды. Идут переговоры уже почти 50 лет. А конца его разрешению не видно. Никто из сторон не хочет отступить от своих позиций. Но войны нет. И слава богу. Придет время - мирно разрешится конфликт. И две страны - РФ и Япония, два вечных соседа - придут к правильному решению и заключат долгожданный Мирный договор с учетом интересов народов обоих государств. А пока идут переговоры. Укрепляются торгово-экономические, культурные, научно-технические, спортивные и

человеческие связи. Народная дипломатия стоит на том -пусть переговоры, чем война.

2. Диалог. Важная часть переговорного процесса. А в его основе - учет интересов сторон, аргументированность предлагаемых вариантов, мудрость, толерантность, высокие ораторские данные участников, их стремление к принятию такого решения, которое устраивало бы участников переговоров (без насилия, без угроз, обмана и подкупа). Нечестное разрешение конфликта с перевесом интересов одной из сторон не принесет долгожданного мира. (Примеры из истории: Тильзитский мирный договор между Россией и Францией (25 июля 1807 г.) существовал только 5 лет. Почему? - В нём присутствовал фактор нажима и неискренности со стороны Наполеона I и безответственности перед своим народом со стороны Александра I, согласившегося на континентальную блокаду Англии и заключению наступательного и оборонительного союза между двумя сторонами. В 1812 г. Наполеон напал на Россию. Она унижена, обманута и оскорблена. И утешилась лишь после победоносной войны, завершившейся в 1815г. Те переговоры плодотворны, которые носят честный и ответственный характер и защищают интересы мира на долгие годы, и не рассчитаны на удовлетворение эмоций, сиюминутных желаний политиков и правительств.

3. Посредники. Давно человечество стало прибегать к

посредничеству в разрешении конфликтов (особенно запутанных: семейно-бытовых, межэтнических,

территориальных и др.), которые, по каким-то причинам (объективным или субъективным), не решались с помощью прямых переговоров. Официальная дипломатия, давно и прочно стала на позиции защиты любой ценой интересов своих правителей и игнорирует принципы народной дипломатии (Примеры из истории: те же французско-российские отношения, 1807-1812 гг., история германо-российского договора 1939 г., вся политическая история эпохи «холодной войны», современная дипломатия США). Современные лидеры наиболее богатых держав считают для себя унизительным прибегать к услугам квалифицированного посредничества, предпочитая решать свои проблемы с помощью силы.

4. Кавказ всегда считался лакомым кусочком для соседей и мировых держав. В силу этого и особенностей характера народов, проживающих там, он часто страдал от внутренних и внешних конфликтов. Кавказские народы выработали эффективные приемы предупреждения войн, ненасильственного разрешения сложных конфликтов и установления мира. К ним, в частности, относятся законы Адата, которые, несмотря на излишнюю регламентацию рассматриваемых кадиями и джамалатами вопросов и их преимущественно бытового характера, долгие годы служил основой разрешения социальных споров (земельных, семейно-бытовых и др.). Даже несколько позже (ХУШ-ХІХ вв.) заменившие их шариат и российское светское законодательство вполне терпимо относилось к ним, считая законы обычного права (адаты) более близкими к нуждам народного судопроизводства. Действительно, в этих правилах было много от народной дипломатии.

Законы же шариата (араб., букв. - надлежащий путь, свод мусульманских и теологических нормативов,

провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных Лустановлений) строгие и не подлежащие обсуждению, они не оставляют места для дискуссий. Им либо подчиняться беспрекословно, либо, рискуя быть строго наказанным , вплоть до лишения жизни, отвергнуть их. Здесь нет места для дипломатических компромиссов. Конфессиональные споры, доходящие иногда до опасного накала между различными вероисповеданиями, своим источником нередко имеют не столько наставления священных книг «Корана» и «Библии», признающих единобожие основой сближения и единства народов, сколько политизация Священных писаний с целью столкновения людей разных вер.

На Кавказе долгое время существовала кровная месть как институт разрешения конфликтов. Она отдавала предпочтение лишению жизни виновного. Эта форма наказания считалась мудрой, мужественной и справедливой при разрешении многих типов социальных конфликтов. У кавказских народов кровная месть считалась показателем мужского достоинства и чести. Отказ от ее использования считался позором. В XIX веке на нее стали смотреть как на явление реликтовое, незаконное, как своего рода самосуд, преступное деяние. На первый план выступают другие формы, которые ранее существовали, но занимали менее почетное место: компенсация нанесенного ущерба пострадавшей стороне со стороны виновника, очистительная клятва (публичная), клятва на Коране, покаяние (публичное), решение суда старейшин племени или рода, родительское (чаще материнское) проклятие в адрес убийцы, изгнание из аула или рода (остракизм).

5. С давних времен на Кавказе (адыгами, кумыками, карачаевцами и т.д.) как инструменты народной дипломатии широко использовались и другие формы снятия социального напряжения, прекращения кровной мести, вражды. К ним, в частности, относятся встречи старейшин «на священных полянах», под «священными деревьями», принятия совместных заявлений и клятв, заключение смешанных браков, куначество,

гостеприимство, аталычество и другие, (См.: Бларамберг И. Кавказская рукопись, Хан-Гирей. Черкесская рукопись, Горданов В.К. Общественный строй адыгских народов (ХУШ - первая половина XIX в. - М., 1999, и др.). В годы тоталитарного режима в СССР, предупреждение и снятие социальных конфликтов считалось исключительной прерогативой государственных силовых органов (ОПТУ, «Тройка», НКВД, КГБ, партийных, советских органов, судов, прокуратуры). Для предания делам подобного рода демократической окраски иногда приглашались женсоветы, различные комиссии, товарищеские суды, которые, как правило, о своих возможных решениях получали предварительный инструктаж начальства. Поэтому смело можно сказать, что в этих условиях никакого места народная дипломатия не могла иметь. Любое инакомыслие, конфликт (межэтнический, политический, идеологический, проявление религиозных чувств) пресекались быстро и энергично. Легко можно было получить статью (чаще всего 58-ю), смертельные статусы «врага народа», «шпиона империализма» со всеми вытекающими обстоятельствами.

В постсоветское время стало возможным вернуться к давно загнанным в подполье и забытым формам гражданского существования, в том числе к народной дипломатии. Появились региональные, национальные и международные Центры народной дипломатии, такие как ОБСЕ, Лондонский центр «Ресурсы примирения», Берхговский научно-исследовательский Центр Управления Конфликтами. В Адыгее - Центр народной дипломатии и кафедры народной дипломатии и др.

6. В последние годы появились заслуживающие внимания труды абхазских, а также грузинских ученых, работающих в рамках международных и региональных примиренческих комиссий, комитетов, общественных союзов, которые пытаются, на основе оценки причин случившегося в 1992-1993гг. между соседними народами, предложить варианты недопущения впредь ситуаций, могущих повторить недавнюю трагедию, которая оставила без крыши над головой около 300000 человек, более 20000 убитыми с обеих сторон. Число искалеченных и пропавших без вести во время грузино-абхазского и грузино-южно-осетинской войн исчисляется десятками тысяч. При наличии порою в этих трудах диаметрально противоположенных точек зрения в оценке причин возникновения конфликта, путях выхода из кризиса и примирения сторон, в них просматривается одна, безусловно обнадеживающая особенность - желание покончить с последствиями трагических событий 19921993 гг., поиски надежных морально-этических и политических опорных точек соприкосновения, которые помогли бы народам забыть недавние споры и действия преступных политиков обеих сторон, приведших к трагедии. И в этих трудах ученые, общественные деятели часто уповают на опыт народов по ненасильственному разрешению социальных конфликтов. Опыт международный и кавказский.

Цели и задачи Центра народной дипломатии определены в его «Положении», утвержденном ректором АГУ в октябре 2000 года. Его содержание сводится к сбору и обобщению опыта народов Северного Кавказа и частично Закавказья по ненасильственному решению социальных конфликтов и за счет распространения добытой информации внедрить в сознание молодежи приоритет идей о ненасильственном пути выхода из социальных конфликтов, сохранения и укрепления мира между государствами и народами. Мир и содружество людей не имеет альтернативы.

На базе спецкурса, который на протяжении 7 лет читается на историческом факультете АГУ, созданы кафедра народной дипломатии в МГТУ, факультативные клубы в 30 общеобразовательных школах РА. К реализации программы Центра народной дипломатии привлекаются государственные и общественные деятели РА, Краснодарского края, Москвы и Санкт-Петербурга, Международные комитеты и фонды неправительственных организаций (МКГД, МКНФ). Активное участие в научноисследовательской и научно-педагогической деятельности в пропаганде идей народной дипломатии принимают: Б.М.Гокжаев, вице-президент РА, профессиональный дипломат; ученые Шеуджен Э.А., Шадже А.Ю., Ляушева, Шебзухова Ф.Х., Ханаху Р.А, ректоры университетов РА Хунагов Р.Д., Тхакушинов А.К., проректор по научной

работе, профессор Шаханова А.В., руководитель международного комитета народной дипломатии Дико

Н.С., постоянные представители республик Абхазия, Дагестана, Чечни, Краснодарского края Камагуртов П.А., Бутба Р.Т., видный миротворец, руководитель Санкт-Петербургского Совета Мира и Согласия Бортнова В.Н., министры, руководители ведомств РА, главы администраций и районов Тлехурай М.А., Гусарук Г.С., С.И.Панчишко, А.Хуако, А.КМамиёк, М.Кудаев, известные деятели Парламента - Хасэ РА В.Богус, М.Тхаркахов, Т.Петрова, Т.Безусько, члены общественного движения Лиги Мира РА А.А.Идрисов, ВДШаханов, журналисты, писатели, композиторы и художники, религиозный деятель владыка Пантелеймон и другие.

За время работы Центра народной дипломатии и относящихся к нему структур, проведено 5 научных конференций в г. Майкопе (2000, 2002гг.), х. Гавердовском, в ст. Ханская (2001, 2002 гг.), в Красногвардейском районе (2002 г.), Шовгеновском районе, хуторе Киров (1999 г.), на которых выступали ученые АГУ, главы администраций, учителя общеобразовательных школ. Опубликовано и передано по телевидению и радио более 5 тыс. статей и иной информации о деятельности Центра народной дипломатии, о преимуществах средств народной дипломатии в разрешении социальных конфликтов. Центр разработал 28 обращений к государственным деятелям РФ, Северного Кавказа, Закавказья, к общественным организациям с призывом к участникам конфликтов прекратить войну в Чечне и Ингушетии, Абхазии, Южной Осетии, приступить к ведению мирных переговоров, сесть за «круглый стол». Можно с уверенностью сказать, что не без активных действий Центра народной дипломатии, кафедры народной дипломатии и их членов, клубов народной дипломатии общеобразовательных школ в РА наметился переход от холодной официалыцины к методам народной дипломатии, поняв неэффективность силы в решении конфликтов на Кавказе, чаще стали отмечать роль народной дипломатии в умиротворении Кавказа.

Центр народной дипломатии поддерживает связи с миротворческими силами РФ, в частности Москвы и Санкт-Петербурга, Республик Дагестан, Кабардино-Балкарии, Чечни, Северной Осетии - Алания, Калмыкии, Краснодарского края, Абхазии. Делаются попытки установления связи с учеными и общественными деятелями Грузии, стоящими на позициях мирного разрешения конфликта 1992-1993гг. на основе соблюдения прав и свобод народов, международных договоров, других согласованных региональных документов.

Совершены поездки в Республики Калмыкия (2000 г.), Северную Осетию-Алания (2000 г.), Абхазию (1994, 1996, 2005 гг.), Санкт-Петербург (1999 г.), Москву (1999 г.,2004 г.), Краснодар (более 5 раз), в районы Республики Адыгея 15 раз. Состоялись встречи с руководителями Республик Дагестана, Калмыкии, Чечни, Северной Осетии - Алания, Краснодарского края. Участниками встреч, в рамках организаций и партий, были «Единая Россия», КПРФ, Ассамблеи народов РФ, которые проходили в г. Пятигорске (1996, 2000, 2002, 2003, 2004 гг.), на которых обсуждались актуальные вопросы Северо-Кавказского региона и грузино-абхазского конфликта.

Цель названных и других мероприятий, проведенных Центром народной дипломатии в сотрудничестве с государственными органами НПО, учеными, работниками СМИ, культуры и науки, ветеранскими, женскими, молодежными, религиозными движениями - поднять уровень политической и нравственной культуры населения РА, особенно молодежи, научить её овладеть искусством предупреждения конфликтов, формам их ненасильственного разрешения. Народная дипломатия не одинокая дисциплина. Она основывается на традициях, открытиях и достижениях социологии, конфликтологии, социальной и этнической психологии, истории и философии, обществоведения, политологии, Только в такой связке она может вернуть утерянные позиции и стать

надёжной опорой официальной дипломатии и

международного сообщества в разрешении конфликтов.

Примечания:

1. Всеобщая декларация прав человека. (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.)

2. Конституции РФ и РА. (Приняты соответственно - 1993., 1996 гг.)

3. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. (4 ноября 1950г.)

4. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик, 1978; Бларамберг И. Кавказская рукопись. - Ставрополь, 1991.

5. Цицуева АА. Осетино-ингушский конфликт, его предисловия и факторы развития: Ист.-соц. очерк. - М.,1998;

6. Фишер Роджер, Юри Ульям. Путь к согласию. - М., 1940.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.