Научная статья на тему 'Направления тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза'

Направления тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА / ЭТАПЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА / BEGINNING TEACHER'S TUTOR SUPPORT IN THE FRAME OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS / BRANCHES OF BEGINNING TEACHER'S TUTOR SUPPORT IN THE FRAME OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубаков Артем Викторович, Овчинникова Олеся Сергеевна, Хильченко Татьяна Викторовна

Настоящая статья посвящена анализу организационных аспектов тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза. Авторы выделяют направления тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза, обозначают их целевые установки и особенности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубаков Артем Викторович, Овчинникова Олеся Сергеевна, Хильченко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The branches of beginning teacher’s tutor support in the frame of higher education establishments

The article is devoted to the analysis of organization of beginning teacher’s tutor support in the frame of higher education establishments. The authors define the branches of beginning teacher’s tutor support in the frame of higher education establishments, define the goals of these branches and peculiarities of their organization.

Текст научной работы на тему «Направления тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

А.В. Дубаков, О.С. Овчинникова, Т.В. Хильченко, г. Шадринск

Направления тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза

Настоящая статья посвящена анализу организационных аспектов тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза. Авторы выделяют направления тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза, обозначают их целевые установки и особенности организации.

Тьюторское сопровождение начинающего учителя в условиях вуза, этапы тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза.

A.V. Dubakov O.S. Ovchinnikova T. V. Khilchenko Shadrinsk

The branches of beginning teacher's tutor support in the frame of higher education establishments

The article is devoted to the analysis of organization of beginning teacher's tutor support in the frame of higher education establishments. The authors define the branches of beginning teacher's tutor support in the frame of higher education establishments, define the goals of these branches and peculiarities of their organization.

Keywords: Beginning teacher's tutor support in the frame of higher education establishments, branches of beginning teacher's tutor support in the frame of higher education establishments.

В самом начале педагогической деятельности, в так называемый профессионально-адаптационный период, начинающие учителя испытывают разнообразные профессиональные затруднения. Не обладая необходимым опытом и достаточными знаниями всех особенностей реальной школьной среды, вчерашние выпускники вузов не знают, как справиться с данными трудностями. Возникновение новых профессиональных проблем, возрастающий эмоциональный дисбаланс приводят к тому, что некоторые начинающие учителя принимают решение не в пользу педагогической деятельности. Однако, по мнению многих начинающих учителей, данной негативной тенденции можно было бы избежать, при организации для них в самом начале педагогической деятельности целенаправленного сопровождения. На наш взгляд, данное сопровождение можно обозначить как тьюторское, принимая во внимание характерные особенности адаптационного периода начинающего учителя в школе.

Тьюторское сопровождение начинающего учителя целесообразно обозначить в качестве образовательной деятельности, заключающейся в целенаправленной организации и реализации его персонального профессионального маршрута. Тьюторское сопровождение начинающего учителя ориентировано на профессиональную и личностную поддержку, оказание помощи в преодолении профессиональных затруднений и решении возникающих профессиональных проблем.

В отечественной образовательной традиции процесс профессионального сопровождения начинающего учителя большей частью осуществлялся и осуществляется на уровне школы. Здесь следует отметить систему наставничества (кураторства), которая реализуется в так называемой «Школе молодого педагога» или других подобных объединениях. За начинающим учителем закрепляется опытный педагог-наставник, курирующий его и выстраивающий индивидуальный маршрут его профессионального развития. Сопровождение может осуществляться на предметном, методическом и личностном уровнях. Наставничество сегодня, как правило, осуществляется де-факто: оно организуется далеко не в каждой школе и является несколько неформальным направлением. Именно наставник начинающего учителя осуществляет его тьюторское сопровождение, которое может осуществляться и в условиях вуза. Тьюторское сопровождение начинающего учителя в условиях вуза может осуществляться кафедрами, так и в рамках специально созданных вузовских центров и координироваться преподавателями, которые, могут взять на себя роль наставника, тьютора, коуча. С учётом выявленных профессиональных затруднений, которые испытывает начинающий учитель, характерных особенностей, интересов, устремлений, тьютор (наставник) выстраивает индивидуальный маршрут совершенствования его профессиональных компетенций, стратегию эффективного сопровождения, ориентированного на помощь в решении профессиональных проблем.

Организация тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза базируется на совокупности принципов, к которым относятся:

- принцип целостности;

- принцип технологичности;

- принцип индивидуализации;

- принцип паритетности;

- принцип гибкости.

Тьюторское сопровождение начинающего учителя в условиях вуза является комплексным процессом и состоит из совокупности направлений - консультационно-информационного, методического, практико-ориентированного; направления профессионального взаимодействия начинающих учителей; оценочно-диагностического [1, с.172]. Каждое из направлений выполняет определенные функции и предусматривает конкретные организационные формы. Остановимся на особенностях каждого из обозначенных направлений.

1. Консультационно-информационное направление тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза. В контексте тьюторского сопровождения в условиях вуза целесообразна организация консультаций для начинающих учителей. Необходимость подобного направления определяется постоянным увеличением профессиональных информационных потоков и начинающему учителю, в некоторых случаях, трудно отобрать необходимую информацию и компетентно применить её в учебных целях. Кроме того, в реальной школьной жизни возникают неоднозначные ситуации, решение которых требует педагогического опыта. Тьютор, закрепленный за начинающим учителем, всегда находится в курсе профессиональных инноваций и эта информация, в случае организации тьюторского сопровождения, может быть донесена до начинающего учителя быстро и своевременно.

Консультации, организуемые для начинающих учителей могут быть как кратковременными, так и долговременными.

Кратковременные консультации представляют собой единоразовые советы по конкретному вопросу. Долговременное консультирование, представляет собой длящееся определенное время сопровождение начинающего педагога в решении

какого-либо вопроса (вопросов) (в большей мере научно-исследовательская работа (проект), тема по самообразованию, конкурсы профессионального мастерства и т.д.). Консультации планируются заранее, а иногда проводятся спонтанно - по мере возникновения проблем, требуемых немедленного решения (чаще затруднения, спонтанно возникающие в образовательном процессе).

Консультации в условиях тьюторского сопровождения начинающего учителя в условиях вуза могут проводиться дистанционно. Здесь следует обозначить консультации в формате вебинара, которые преподаватели проводят с помощью Интернет-ресурса в режиме онлайн.

К функциям консультационно-информационного направления тьюторского сопровождения начинающего учителя относятся:

- функция информационного обеспечения (предоставление необходимой информации по основным направлениям развития образования, новым педагогическим технологиям, подбор необходимой литературы и т.д.);

- консультационная (оказание помощи по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы ее решения);

- коррекционная (коррекция профессиональных проблем и затруднений начинающего учителя).

2. Методическое направление тьюторского сопровождения начинающего учителя. Методическое сопровождение начинающих учителей в условиях введения новых образовательных стандартов должно опираться на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определяется та зона, в которой начинающий учитель с помощью опытных методистов, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого начинающего учителя индивидуальна. При реализации обозначенного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности начинающего учителя, в том числе при внедрении ФГОС; актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь начинающему учителю в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога [2].

К функциям методического направления тьюторского сопровождения начинающего учителя относятся:

- организационно-методическая (планирование урока / внеклассного мероприятия, разработка методического инструментария урока, методические разработки и др);

- научно-методическая (проведение мастер-классов, теоретических и проблемных семинаров, ориентированных на развитие научно-исследовательских умений начинающего учителя и др).

Исходя из особенностей методического направления тьюторского сопровождения начинающего учителя, можно выделить его две разновидности:

- Организационно-методическое сопровождение - целенаправленное, планомерное, практико-ориентированное, пошаговое взаимодействие преподавателей и методистов педагогических вузов с начинающими учителями [3]. Организационно-методическое сопровождение деятельности педагога - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности [4, с. 175].

На наш взгляд, наиболее эффективными формами реализации организационно-методического сопровождения начинающего учителя в условиях вуза могут быть: методический тренинг, коучинг, мастер-класс, деловая игра, симуляция, курсы повышения квалификации учителей.

- Научно-методическое сопровождение начинающего учителя рассматривается как научно обоснованный способ взаимодействия сопровождающего (наставника, опытного специалиста, талантливого сотрудника) и сопровождаемого (начинающего учителя), направленный на непрерывное саморазвитие учителя в профессии, обусловленный количественными и качественными, содержательными и структурными преобразованиями личности учителя, что ведет к усовершенствованию природного, к поступательному восхождению в профессии [2].

Среди форм научно-методического сопровождения начинающего учителя в условиях вуза можно рассматривать: рефлексивные диалоги, рефлексивные тренинги, модераторские семинары, тренинги профессионального роста, консультирование; педагогические форумы, мастер-классы, научно-практические конференции.

3. Практико-ориентированное направление тьюторского сопровождения начинающего учителя. Для обеспечения качества профессиональной деятельности начинающего учителя в контексте тьюторского сопровождения целесообразна организация практико-ориентированного направления. Здесь деятельность тьютора направлена непосредственно на профессиональную практику начинающего учителя: посещение уроков и внеклассных мероприятий, классных часов, анализ их целесообразности и эффективности, обозначение достоинств и недостатков, коррекция ошибок и др. В рамках практико-ориентированного направления акцент делается на затруднении в проведении уроков, внеклассных мероприятий, коррекцию и совместный анализ данных затруднений.

Известно, что наибольшая часть профессиональных проблем у начинающих учителей возникает именно при проведении урока. Урок является магистральной единицей процесса обучения и основным полем профессиональной деятельности учителя. Возникающие проблемы могут быть связаны с недостаточным уровнем умений в трансляции учебного материала, неумении найти контакт с обучающимися, мотивировать их к работе, затруднения в оценке и т.д. Наглядно подобного рода трудности и допущенные ошибки можно выявить лишь на уроке, которые тьютор посещает. Оптимальными для посещения будут неподготовленные уроки. Лишь обычный, рутинный урок способен дать истинные представления об ошибках начинающего учителя, допускаемых в практическом плане. Тьютор посещает серию уроков, обсуждает их достоинства и недостатки с начинающим учителем, даёт конкретные советы, отслеживает наличие или отсутствие прогресса.

К функциям практико-ориентированного направления тьюторского сопровождения начинающих учителей относятся:

- организационно-практическая (сопровождение в проектировании уроков и внеклассных мероприятий, посещение уроков);

- практико-корректирующая (коррекция возникающих ошибок).

4. Направление профессионального взаимодействия начинающих учителей. Практика показывает, что профессиональная адаптация начинающих учителей будет более эффективной, если они взаимодействуют друг с другом в рамках специально-организованного образовательного поля. Профессиональное сотрудничество начинающих учителей организуется на базе вуза и может осуществляться посредством следующих форм: педагогической консультации; коммуникативной лаборатории; методического тренинга; мастер-классов; моделирования; супервизии и др. Взаимодействуя под руководством тьютора, начинающие учителя приобретают

полезный профессионально-предметный и профессионально-коммуникативный опыт, узнают новое, приходят к оптимальным вариантам решения возникающих проблем.

К функциям направления профессионального взаимодействия начинающих учителей относятся:

- рефлексивно-стимулирующая (формирование профессиональной рефлексивной позиции);

-коммуникативно-развивающая (развитие умений профессионального взаимодействия);

- самообразования (формирование познавательной самостоятельности, аналитических умений и т.д.).

5. Оценочно-диагностическое направление тьюторского сопровождения начинающего учителя. Тьюторское сопровождение начинающего учителя длится определенное время. По его окончании возникает вопрос о том, насколько осуществленная деятельность была эффективной, как изменился уровень сформированности компетенций начинающих учителей. Для осуществления подобной диагностики возможна разработка и проведение квалификационного экзамена. К основной функции оценочно-диагностического направления тьюторского сопровождения начинающего учителя относится экспертно-диагностическая, предполагающая диагностику сформированности компетенций начинающего учителя.

Опираясь на изложенное выше, можно сделать вывод, что реализация тьюторского сопровождения начинающего учителя возможна в условиях вуза. Эффективность данного сопровождения, в том числе, определяется целенаправленной организацией системы его направлений, к которым могут относиться: информационно-консультационное, методическое, практико-ориентированное, направление профессионального взаимодействия начинающих учителей, оценочно-диагностическое направление. В рамках каждого направления разрабатываются конкретные стратегические и технологические алгоритмы их реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубаков, А.В. К вопросу о необходимости организации тьюторского сопровождения начинающего учителя на уровне вуза / А.В. Дубаков, О.С. Овчинникова, Т.В. Хильченко // Крымский научный вестник. - 2016. - № 1(7). - С.163-179.

2. Кирдянкина, С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя : дис. ... канд. пед. наук / С.В. Кирдянкина. - Хабаровск, 2011. - 198 с.

3. Лебедева, Е.П. Организационно-методическое сопровождение повышения технологической компетентности учителя / Е.П. Лебедева, М.И. Губанова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 1. - С.120-123.

4. Решетников, В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования / В.Г. Решетников // Омский научный вестник. Сер. Психологические и педагогические науки. - 2013. - №5 (122). - С. 174-177.

УДК 378

Н.М. Жданова, г. Шадринск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.