Научная статья на тему 'Направления трансформации таможенной системы транзитивной экономики России'

Направления трансформации таможенной системы транзитивной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления трансформации таможенной системы транзитивной экономики России»

Э.А. Тихонович, 2004

НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Э.А. Тихонович

Мирохозяйственное взаимодействие в условиях глобализации стало постоянно действующим фактором экономического роста национальной экономики, независимо от ее размеров и потенциала. Степень и формы участия конкретной страны в системе международных экономических отношений определяются уровнем развития и спецификой ее хозяйственной системы, элементом которой выступает таможенная система.

Алгоритм возникновения новой экономической системы можно описать следующим образом: возникновение противоречий, дающее импульс последующей ее трансформации как процессу изменений составляющих элементов, и ее дальнейшее развитие.

Либерализация внешнеторговой сферы как направление рыночных преобразований российской экономики сопровождалась накапливанием противоречий в таможенной системе. Принятие указа «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991 года, согласно которому все хозяйствующие субъекты получили право заниматься внешнеэкономической деятельностью, положило начало формированию нового механизма регулирования внешнеэкономических связей в России. Либерализация была осуществлена путем снятия ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и качественных ограничений на вывоз топливносырьевых товаров), частичной либерализации валютного курса и отмены любых ограничений на импорт. Импортный таможенный тариф как регулятор торгового оборота был введен с 1992 года. При этом он был недостаточно дифференцирован, на все виды товаров существовали практически одинаковые ставки пошлин, что делало этот инструмент тарифной защиты значительно менее эффективным, чем нетарифные методы регулирования (лицензии, квоты и обязательная продажа валюты). В 1993 году были приняты Таможенный кодекс и Закон о таможенном та-^ рифе, определившие ориентиры таможенной

политики на среднесрочную перспективу. Приоритетной стала ориентация на преимущественно тарифные методы регулирования внешней торговли. В период либерализации внешней торговли экономически оправданным оказалось применение экспортного таможенного тарифа

Таким образом, уже в первые годы либерализации во внешнеэкономической сфере проявились противоречия между: целями либерализации и требованиями внешней и внутренней среды функционирования национальной экономики; целями реформы, методами и инструментами их реализации; поставленными целями и полученными результатами. Формой их проявления в таможенной системе стало противоречие между необходимостью обеспечения ею защитной функции и существующей структурой действовавшего таможенного тарифа как протекционистского инструмента.

Разрешение этих противоречий потребовало трансформационных изменений прежде всего следующих элементов таможенной системы:

- диверсификации целей (содействие реализации интересов экономических субъектов хозяйственной системы общества и поддержание ее конкурентоспособности, устойчивости и безопасности);

- расширения основных функции (обеспечение разрешительного порядка и определение условий пропуска товаров и факторов производства через таможенную границу);

- увеличения числа субъектов (хозяйствующие субъекты внешнеэкономической деятельности и таможенные органы);

- развития и усложнения связей и отношений между ними (системы, средства и виды деятельности, обеспечивающие осуществление таможенных процедур, передачу информации о ходе этого процесса и полученных результатах);

- объектов (товары, факторы производства и интеллектуальная собственность, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации).

До начала либерализации внешней торговли целью таможенной системы, не изменявшейся в течение всего периода плановой экономики, был мониторинг товаров, поступавших на внутренний рынок, так как действовавший таможенный тариф не соответствовал ценам мирового и внутреннего рынка, а разница, составлявшая размер ввозной пошлины, покрывалась из бюджета. Объективной основой изменения цели и функции таможенной системы послужили Указ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15.11.91 и Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 07.07.95, в которых определялись основы регулирования внешнеторговой деятельности и порядок ее осуществления резидентами и нерезидентами РФ.

В современной таможенной системе субъектная составляющая усложнилась за счет добавления таможенных органов, выполняющих контролирующую функцию и реализующих таможенную политику правительства, вырабатывающих принципы и цели внешнеэкономической политики; международных торговых организаций, занимающихся согласованием действий стран-участниц в области таможенных отношений, внешней торговли и другими вопросами, касающимися корректировки внешнеэкономической политики. Расширился состав субъектов, непосредственно занимающихся перемещением товаров через таможенную границу за счет предприятий, организаций, фирм, участвующих во внешнеэкономической деятельности и взаимодействующих с сотрудниками таможенных органов как на национальном, так и на межнациональном уровне.

Преобразование связей в системе в связи с усложнением субъектно-объектной составляющей потребовало внедрения в процесс таможенного оформления и контроля новых информационных технологий — технических средств таможенной экспертизы, Единой автоматизированной информационной системы ГТК России, системы контроля за нарушением таможенных режимов, а также таможенных объектов, которые создают условия для функционирования таможенных органов, помещения товаров под таможенные режимы, а также обслуживания пассажиров (материально-техническая база таможенных органов — административные здания, пункты пропуска и перехода, терминалы, склады, транспортные средства, зоны таможенного контроля и т. д.)2.

Эффективность функционирования таможенной системы целесообразно рассматривать как степень достижения результата, заданного ее функциями; как степень соответствия полученного результата (эффекта) тому, который имел бы место при всей полноте выполнения этой системой своих функций.

Соответственно, необходимо оценивать эффективность реализации таможенной системой каждой из функций (защита национальных товаропроизводителей, пополнение доходов бюджета, соответствие требованиям международных организаций). Таким образом, эффективность таможенной системы — понятие многоуровневое; при этом эффективность одного уровня не обязательно сопровождается эффективностью другого, что наблюдается в России.

Существующая российская таможенная система пока не является полностью эффективной, так как не соответствует требованиям международных экономических организаций (Всемирной торговой организации и Международной таможенной организации).

Происходящая трансформация таможенной системы способствовала появлению следующих эффектов:

• эффекта доходов, проявляющегося в увеличении объема доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Это результат эффективного функционирования таможенной системы в фискальном аспекте;

• эффекта перераспределения доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом как результата эффективного функционирования системы в протекционистском аспекте.

Если система полностью выполняет свои функции, то есть функционирует эффективно, а экзогенное воздействие внешней среды не может на данном этапе вывести систему из равновесия, она является достаточно устойчивой.

Преобразование таможенной системы должно означать процесс приобретения ею нового качества обеспечения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности российской экономики путем оптимизации механизма регулирования перемещения товаров и факторов производства через таможенную границу страны. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что с 1991 года произошла эволюционная трансформация всех элементов таможенной системы, что привело к изменению таможенных отношений. Понятие «таможенные отношения» подразумевает совокуп-

ность экономических, организационно-правовых и социально-политических взаимоотношений в области регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на законодательно закрепленных принципах и направлениях таможенной политики стран-участниц международных экономических отношений. Особенностью современных таможенных отношений является взаимодействие и взаимообусловленность таможенных методов регулирования внешнеэкономической деятельности различных государств, что объясняется значительной зависимостью экономик стран мира друг от друга и требованиями международных организаций (ВТО, МТО). РФ на различных этапах внешнеторговой либерализации присоединилась к ряду международных организаций и конвенций, наиболее значимые среди которых — Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза, Конвенция о временном ввозе (Стамбульская), Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров, Таможенная конвенция о контейнерах, Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений (Конвенция Найроби), Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото)3.

Таможенная политика государства разрабатывается с использованием соответствующей международной законодательно-право-вой базы, на основе которой начинает действовать весь механизм международных торговых отношений. В свою очередь, внешнеэкономическая деятельность оказывает влияние на организационное взаимодействие внутри государства, что требует адекватной реакции таможенной политики. В результате получаемая обратная связь (ответные меры государства) корректирует направление развития внешнеэкономической политики, а значит, изменяется курс таможенной политики и так далее4.

Проведение той или иной таможенной политики направлено на получение вполне

1/лпг»г«оттт г\г /чАпплтит т-яг пгат!пггпт х тх уч'г пггаигиогп

14.OnJ4.pCi ПЫА и!№1ПШЛ Си ОПС1иГ1'_1 О

мира, а несоблюдение правил игры, негласных этических норм влечет за собой серьезные последствия. Это оказывает прямое влияние на устойчивость и безопасность хозяйственной системы общества, которая может быть обеспечена через создание внешнего и внутреннего защитного механизма.

Внешний защитный механизм упорядочивает отношения хозяйственной системы и

среды. Он должен создать безопасные условия существования системы, под которыми понимается минимальный уровень внешних возмущений, способных вывести систему из равновесия и угрожающих ее существованию.

Повысить степень защиты экономической системы можно, учитывая при разработке таможенной политики в рамках каждой тарифной позиции следующие группы факторов:

• наличие у страны нескольких торговых партнеров;

• введение страной торговых ограничений на отечественный экспорт;

• существующий уровень тарифного обложения;

• существование субсидируемого экспорта.

Данные факторы необходимо дополнительно учитывать при выработке тарифной политики с корректировкой на интересы иностранной страны — торгового партнера.

Принятие решения об уровне тарифного обложения товаров из какой-либо страны целесообразно принимать на основе анализа:

• наличия у страны-партнера других торговых партнеров по данному виду товаров;

• наличия установленных нетарифных ограничений экспорта. Затем необходимо провести тарификацию, то есть перевести нетарифные меры в отношении экспорта данного товара в ставку пошлины, величина которой по своему ограничительному действию будет эквивалентна нетарифным мерам;

• существующего уровня тарифного обложения импорта, поступающего в страну;

• уровня государственной поддержки и стимулирования экспорта;

• уровня тарифного и нетарифного обложения импорта, выраженного через таможенные тарифы, поступающего из России.

Если полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что иностранная страна - торговый партнер практикует свободную торговлю, то тарифы можно устанавливать на максимальном уровне, но не превышающем запретительный. Анализ уровня тарифных и нетарифных ограничений российского экспорта в данной стране помогает определить оптимальный размер субсидий отечественного экспорта в рамках поддержки отечественных товаропроизводителей. Размер субсидий не должен превышать уровень тариф-

ных и нетарифных ограничений, выраженных через тарифы 5.

На основе использования результатов проведенного исследования можно выработать рекомендации, позволяющие выбрать наиболее эффективную систему предоставления льгот и преференций. Тарифные льготы и преференции значительно расширяют адаптационные возможности хозяйственной системы и повышают ее устойчивость к внешним воздействиям.

Внутренний защитный механизм национальной экономики обеспечивает решение следующих задач:

• отражает провоцируемые средой внешние воздействия, которые преодолели внешнюю защиту;

• осуществляет борьбу со структурными возмущениями, порождаемыми системой, в том числе и самим защитным механизмом;

• способствует развитию таможенной системы для осуществления целевых предназначений.

Внутренний механизм обеспечения национальной экономической безопасности должен сократить потери от негативных воздействий, проникших через внешний механизм. Инструментами внутреннего защитного ме-

ханизма таможенной системы можно считать специальные тарифные методы регулирования внешнеторгового оборота: сезонные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые используются в соответствии с законом «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14.04.98.

В современных условиях возникла необходимость построения механизма безопасности, частью которого является современная таможенная система, как внутреннего, так и внешнего, основой которого должен стать принцип адаптации к существующим возмущениям с последующей трансформацией системы для ликвидации угроз или нанесенного ущерба.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Основы таможенного дела. М., 1998.

2 Там же.

3 См.: ЕршовА. Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000.

4 См.: Водянов А. Таможенно-тарифная политика в контексте новых макроэкономических реальностей // Российский экономический журнал. 2000. № 5—6.

5 Lesly Yong. Optimal tariffs : a generalization // International economic review. 1991. № 2. P. 15—25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.