Е. Г. БАГИЕВ
Евгений Георгиевич Багиев — кандидат экономических наук, докторант кафедры производственного менеджмента и экономики СПбГУЭФ.
В 1995 г. закончил Санкт-Петербургский государственный институт инженеров железнодорожного транспорта.
Автор более 23 научных публикаций.
Область научных интересов: экономика промышленности, предпринимательства и маркетинга.
^ ^ ^
НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕКОНСТРУИРУЕМОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ*
Динамичное поведение потребителей, быстрое распространение новых технологий и глобализация приводят к появлению нового конкурентного окружения для многих предприятий. Одновременно у них возникают совершенно новые перспективы для выбора направлений технического перевооружения или реконструкции промышленных объектов, а также их строительства. Специфика этого обстоятельства обусловливается инвестиционной напряженностью, т. е. несоответствием потребностей в инвестициях производственно-технического назначения лимитам капиталовложений. Эту ситуацию сегодня усугубляет мировой финансовый кризис, что придает разработке проектных решений по реконструкции промышленного предприятия особую актуальность.
Эффективность этих решений во многом зависит от результатов проведения специального всестороннего технико-экономического его обследования, в рамках которого выделяются следующие разделы: 1) основные данные по заводу; 2) объем производства и номенклатура выпускаемой продукции; 3) производственное кооперирование; 4) основные фонды завода (промышленного назначения; 5) капитальное строительство; 6) труд и заработная плата; 7) себестоимость продукции; 8) технико-экономические показатели.
В рамках этого обследования особое значение для практики модернизации или технического перевооружения промышленных предприятий имеет, в частности, два аспекта. Один из них связан с формированием системного представления о расширении и переустройстве существующих цехов и агрегатов на действующих заводах, включая модернизацию и замену оборудования. Второй из них связан с выявлением полного состава и структуры основных средств (фондов) завода, а также степени их использования.
Необходимо отметить, что основные промышленные фонды должны подвергаться анализу по структуре и эффективности капитальных вложений в основные фонды.
Разнообразие структур этих фондов определяется отраслевой спецификой и в целом зависит от следующих факторов:
— специализация производства и автоматизация производства (они повышают удельный вес оборудования и соответственно понижают удельный вес зданий и сооружений);
— географическое положение предприятия;
— прогрессивность проектных строительных решений и др.
Эффективность капитальных вложений в основные фонды при составлении проекта реконструкции завода должна определяться с учетом имеющихся основных фондов и новых капитальных вложений в основные фонды. Для ее определения необходимо брать следующие показатели:
— выпуск продукции на единицу стоимости основных промышленных фондов;
— выпуск продукции на единицу общей развернутой площади всех зданий промышленного предприятия;
— прирост выпуска продукции на единицу новых капитальных вложений в денежном исчислении;
ГРНТИ 06.81.30 © Е. Г. Багиев, 2009
Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. И. Попова.
— окупаемость капитальных вложений в основные фонды и др.
По оценкам специалистов, методика анализа эффективности вложений предприятия в основные средства, их эксплуатации и воспроизводства должна учитывать ряд следующих принципиальных положений:
— функциональная полезность основных средств сохраняется в течение ряда лет, поэтому расходы по их приобретению и эксплуатации распределены во времени;
— момент физической замены (обновления) основных средств не совпадает с моментом их стоимостного замещения, в результате чего могут возникнуть потери и убытки, занижающие финансовые результаты деятельности предприятия;
— эффективность использования основных средств оценивается по-разному в зависимости от их вида, характера участия в производственном процессе и т. п., так как они обслуживают, в том числе, и социально-бытовую, культурную и другие сферы деятельности предприятия.
Технико-экономическое обследование промышленного предприятия должно создавать объективные предпосылки для эффективного осуществления стадии аванпроектирования, которая является связующим звеном между этапами «внешнего» и «внутреннего» проектирования производственных предприятий. На этой стадии формируется системный облик этих объектов, причем на уровне основных конструктивных параметров этих систем генерируется избыточное множество вариантов машин и оборудования. Последние сначала подвергаются предварительной промышленной маркетинговой оценке и лишь затем рассматриваются сквозь призму функционально-стоимостного анализа на предмет их исключения из этого множества за счет выбора наиболее эффективных альтернативных вариантов машин и оборудования. Это обстоятельство и определяет актуальность осуществления мер промышленного маркетинга в проектных границах обновления производства.
Необходимо отметить, что на промышленном рынке покупателей гораздо меньше и они преимущественно крупные, т. е. товар покупается крупными и средними партиями. Логика действий покупателя при этом описывается следующей инвариантной схемой: определение потребностей производственно-технического характера ^ анализ промышленного рынка (выбор машин и оборудования и, соответственно, идентификация поставщиков) ^ оценка поставщиков ^ заключение договора поставки ^ доставка машин и оборудования ^ прием промышленного товара по количеству и качеству ^ монтаж машин и оборудования и ввод их в эксплуатацию ^ контроль за выполнением поставщиком договорных обязательств.
Специалисты выделяют следующие отличительные черты промышленных рынков [1]:
— существенную роль на этих рынках играет техника и технология;
— продажа товара осуществляется специалистами, владеющими производственной и коммерческой стороной предпринимательства;
— ориентация на производственный спрос и контроль конечного потребителя;
— слабая чувствительность покупателя на изменение цены товара (неэластичный спрос);
— разнообразный характер спроса на продукцию производственно-технического назначения;
— различный уровень взаимозависимости клиентуры в коммерческих сделках;
— длительный период изготовления изделий (от месяца до нескольких лет);
— продолжительный жизненный цикл оборудования (10, 15, 20 лет и более);
— большая осведомленность продавца о потенциальных покупателях;
— лучшая информированность промышленных клиентов о товаре.
Несомненно, следует принимать во внимание тот факт, что покупатели промышленных товаров часто после того, когда критерии их закупок уже разработаны, не предпринимают усилий по изменению подобных правил. Очевидным в этом случае является задача продавца повлиять на приведение этих правил к адекватному виду. Интересными в этом плане представляются общие рекомендации по использованию продавцом, по крайней мере, трех стратегий [2]:
— акцентирование внимания на тех критериях, которые он способен удовлетворить;
— формирование «побочных» критериев, которые покупатели обычно упускают из виду;
— отвлечение внимания покупателя от существенных критериев, которые он не в состоянии удовлетворить.
В теории промышленного маркетинга продавцам рекомендуется использовать методический подход, в основе которого лежит использование такой категории, как дифференциаторы [3].
«Дифференциаторы» должны удовлетворять двум требованиям:
— действительно выявлять разницу между промышленными товарами, т. е. базироваться на таких его характеристиках, которые позволяют проводить четкие различия между теми или иными вариантами, имеющимися в распоряжении покупателя;
— базироваться на потребностях конкретного покупателя, т. е. альтернативные варианты должны отличаться особенностями, актуальными и важными для конкретного потенциального потребителя.
Идеальным представляется случай, когда существует возможность согласовать дифференциаторы с критериями принятия решений, заранее сформулированными потребителями промышленных товаров.
«Жесткие» дифференциаторы, таким образом, являются очевидными характеристиками промышленных товаров, которые зачастую имеют определенное количественное выражение: вес, скорость, пропускная способность и т. п. Наиболее очевидным жестким дифференциатором служит цена.
«Мягкие» дифференциаторы представляют собой менее очевидные, хотя, возможно, и весьма существенные преимущества, обеспечиваемые соответствующим промышленным товаром. Чтобы сделать их более очевидными для потенциальных покупателей, требуется разработка специального подхода.
Вполне очевидно, что существует определенная взаимосвязь между «жесткими» и «мягкими» дифференциаторами.
В публикациях, посвященных промышленному маркетингу, отмечается, что одним из наиболее существенных мягких дифференциаторов является то положительное влияние, которое оказывает оборудование на использующих его работников. В частности, речь идет о том, как оно способствует снижению производственного травматизма и, соответственно, уменьшению продолжительности отпусков по болезни. Иначе говоря, акцент делается на взаимосвязи между оборудованием и затратами, которые несет предприятие в связи с производственным травматизмом, имеющим место при его эксплуатации.
Теория промышленного маркетинга рекомендует продавцам использовать стратегию превращения любых мягких дифференциаторов, которыми располагает их товар, в жесткие дифференциаторы.
В этом плане можно назвать, по крайней мере, три подхода, которые могут быть использованы при разработке такой стратегии:
— вынудить покупателя самому определить соответствующие дифференциаторы;
— конкретизировать дифференциаторы и предпринять усилия по закреплению в сознании покупателя того факта, что мягкие дифференциаторы по своим параметрам близки к жестким, в частности путем расширенных комментариев продавца;
— обоснование объективных предпосылок учета специфики мягких дифференциаторов, в частности исходя из особенностей проектов технического перевооружения и модернизации промышленных объектов.
Понимание возможных сценариев поведения продавца промышленных товаров, таким образом, является необходимым для покупателя, поскольку оно создает объективные предпосылки для рационального противодействия маркетинговой политике продавца.
Потребность в машинах и оборудовании является производной от проектной производственной мощности промышленного объекта и технологии. Если последняя предопределена проектом, то она является неотъемлемой частью поставки машин и оборудования. В ином случае выбор машин и оборудования должен осуществляться вслед за определением производственной технологии, так как между ними имеется прямая связь [4].
Маркетинг поставок должен осуществляться как для начальных закупок на стадии проектирования промышленных объектов, так и в ходе реализации проектов их технического перевооружения, реконструкции или строительства, поскольку ситуация на рынке поставок машин и оборудования может меняться. Интенсивность маркетинга поставок должна возрастать по мере увеличения риска:
— изменения цены на машины и оборудование;
— появления дополнительных не предусмотренных проектом издержек, в том числе логистических и др.;
— появления сбоев в поставках машин и оборудования.
Таким образом, обследование реконструируемого промышленного предприятия создает объективные предпосылки для углубленной разработки экономической части проекта модернизации производства, проведения анализа технико-экономических его показателей и определения степени прогрессивности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багиев Г. Л., Назим Сайед-Мохамед, Юлдашева О. У. Промышленный маркетинг: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. — 38 с.
2. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.
3. Минет С. Промышленный маркетинг: принципиально новый подход к решению маркетинговых задач / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. 208 с.
4. Зотов И. С., Говсиевич Р. Е., Куцин Б. М. и др. Экономическое обоснование проектов машиностроительных заводов. М.: Изд-во «Машиностроение», 1965. 456 с.