Научная статья на тему 'Направления регулирования экспортной деятельности предприятий ЮФО'

Направления регулирования экспортной деятельности предприятий ЮФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАДИИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / МАКРОРЕГИОН / EXPORTING ACTIVITY / EXPORTING ACTIVITY GOALS / STAGES OF EXPORTING ACTIVITY / EXPORTING POLICY / MACROREGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батманова В. В.

В статье рассматриваются направления регулирования экспортной деятельности предприятий в Южном федеральном округе. Выявлены основные цели развития и учтена стадийность процесса экспортной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления регулирования экспортной деятельности предприятий ЮФО»

© Батманова В.В., 2010

УДК 332.1:339.564(470.4/6) ББК 65.049.(2Рос)+65.428.2

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЮФО

В.В. Батманова

В статье рассматриваются направления регулирования экспортной деятельности предприятий в Южном федеральном округе. Выявлены основные цели развития и учтена стадийность процесса экспортной деятельности.

Ключевые слова: экспортная деятельность, цели экспортной деятельности, стадии экспортной деятельности, экспортная политика, макрорегион.

Экспортная сфера, являясь важной составляющей национальной и региональной экономики, дает возможность не только осваивать внешние рынки, но и позволяет решать задачи внутренней экономической политики: стабилизировать и развивать производство, увеличивать занятость, обеспечивать повышение доходов населения, пополнять налоговыми отчислениями бюджеты различных уровней, что весьма актуально в условиях выхода страны из финансового кризиса.

Регулирование экспортной деятельности на уровне федерального округа, способствуя более рациональному использованию имеющихся природных, финансовых, управленческих ресурсов, позволит значительно увеличить ее эффективность.

Образование федеральных округов и макрорегионов в их границах стало значимым явлением в развитии социально-экономических отношений в России. В 2000 г. субъекты Федерации были объединены в федеральные округа, в том числе был создан Южный федеральный округ (ЮФО), из состава которого в 2010 г. был выделен Северо-Кавказский федеральный округ.

Макрорегионы, объединяющие административно-территориальные структуры (субъекты федерации, автономные образова-

ния, крупные регионы), создаются для стратегического планирования, улучшения структуры экономического пространства [2, с. 111]. Характерная черта федеральных округов - то, что они являются интегрированными единицами, крупными территориальными образованиями, состоящими из регионов, которые встраиваются в систему вертикальных связей центр - регион [1, с. 7]. Важной функцией макрорегионов становится координация деятельности и формирование общей экономической политики хозяйственных субъектов различного уровня [5, с. 185].

Макрорегион предстает как конгломерат региональных экономик и их экспортных производств с предпосылками совершенствования связей субъектов различных отраслей, сфер, сегментов, секторов и уровней.

Постепенное совершенствование структуры макрорегионального экономического пространства формирует возможности совершенствования системы государственного управления по линии макрорегион - субъект федерации, что позволит повысить эффективность использования как природных, так и организационных ресурсов, улучшить социально-экономические показатели в отдельных регионах.

Регулирование экспортной деятельности в федеральном округе как направление осуществления экономической политики предусматривает реализацию ряда целей, которые целесообразно разделить на общие и частные.

К общим целям можно отнести:

- создание условий, обеспечивающих стабильное развитие экономики и экспортного производства как одного из секторов экономики на мезоуровне;

-повышение эффективности государственного регулирования на данном уровне государственного управления;

- улучшение социально-экономической ситуации;

- достижение сочетания текущих и перспективных направлений развития региональной экономики.

Частными целями государственной экспортной политики в федеральном округе являются:

- повышение конкурентоспособности экспортной продукции;

- осуществление мобилизационной диверсификации производства, под которой подразумевается постепенная модернизация ассортимента экспортной продукции на основе комбинирования имеющихся конкурентных преимуществ;

- реализация структурной модернизации производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и их приспособление к требованиям прогресса;

-развитие и укрепление наиболее перспективных отраслей экспортного производства;

- стимулирование инноваций в сфере экспортного производства;

- развитие инфраструктуры экспортной деятельности;

- расширение экспорта услуг.

Реализация целей и задач государственного регулирования экспортной деятельности осуществляется посредством выполнения органами управления соответствующего уровня конкретных функций или определенных видов деятельности. Одной из важнейших таких функций является координация, которая предполагает осуществление деятельности, направленной:

- на согласование инициатив региона и центра в области инвестиционной политики, инноваций, развития научно-технического прогресса;

- разработку мер регулирования экспортной деятельности на уровне объедине-

ний предприятий и их кластеров, их согласование с государственными органами власти для реализации интересов на федеральном уровне регулирования. Другой функцией выступает функция защиты, которая направлена:

- на законодательное регулирование уровня концентрации капитала на экспортных предприятиях;

- стимулирование инноваций, научных разработок посредством соответствующих программ и защиту прав и торговых марок в результате инновационного процесса;

- обеспечение защиты патентов, лицензий, ноу-хау предприятий-экспортеров, защиту товарных знаков;

- защиту прав производителей и потребителей экспортной продукции. Государственная политика регулирования

во внешнеэкономической сфере на уровне ЮФО должна преследовать две цели. С одной стороны, это повышение конкурентоспособности производимой продукции, увеличение стоимостных объемов экспорта, а с другой - решение социально-экономических задач, связанных с занятостью населения, доходами бюджетов различного уровня, развитием новых производств.

Для их реализации необходимо ориентироваться на мобилизационную диверсификацию, которая подразумевает вовлечение в экспорт товаров, незначительно корректирующих сложившуюся экспортную специализацию на основе использования имеющихся конкурентных преимуществ [3, с. 302].

В современных условиях государство ставит целью наращивание конкурентных преимуществ. В этой связи важным является выбор направления диверсификации структуры экспорта, что должно быть приоритетным направлением регулирования экспортной деятельности на уровне макрорегиона.

Как отмечает А.Н. Спартак, для любой страны существуют три основных направления диверсификации экспортной структуры [там же, с. 303-304]. Первое (оптимизационное) не выходит за рамки традиционного ассортимента продукции. Второе связано с углублением переработки первичных ресурсов и их движением по цепочке сырье - промежуточная продукция - готовые изделия. Это

направление связано с облагораживанием экспортной структуры за счет последовательного вовлечения в оборот развитых факторов производства. Третье представляет собственно диверсификацию, то есть расширение ассортимента зарубежных поставок за счет новой и ранее не экспортировавшейся продукции.

В зависимости от экономической ситуации диверсификация может быть мобилизационной, когда в экспортные поставки вовлекаются товары, принципиально не меняющие, а лишь незначительно корректирующие сложившуюся специализацию, и инновационной, сопровождающейся последовательной модернизацией экспортного ассортимента [3, с. 303304]. При первом варианте используются имеющиеся конкурентные преимущества путем их консолидации и оптимального комбинирования. При втором - развивается система конкурентных преимуществ, концентрирующихся на завершающих стадиях технологического цикла и обеспечивающих высокую динамику инновационной деятельности. На этом этапе создаются благоприятные предпосылки для формирования инновационной экспортной специализации, ориентированной на перспективные и наиболее динамичные рыночные ниши. Для России предпочтительным является одновременное движение в обоих направлениях. Однако реализация задач мобилизационной диверсификации требует меньших затрат и необходима для инвестиционно-финансового обеспечения перехода к этапу инновационной диверсификации.

Мобилизационная диверсификация представляет собой достижение тактических целей развития региональной экспортной деятельности, однако стратегическим ориентиром должна стать инновационная диверсификация, сопровождающаяся последовательной модернизацией экспортного ассортимента. Для этого в рамках мобилизационной диверсификации, как переходной стадии к инновационной, необходимо формирование инновационного потенциала округа на основе привлечения к разработке экспортных проектов и поддержки ведущих научно-исследовательских и учебных учреждений, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведения полного цикла разрабо-

ток, заканчивающихся созданием готовой продукции, расширения сети малых инновационных предприятий [4, с. 2-7].

Развитие экспортной деятельности на уровне ЮФО предполагает формирование системы мероприятий по поддержке экспортеров с учетом стадийности ее процесса, что будет способствовать его целостности.

Приоритеты регулирования при реализации экономической политики в Южном макрорегионе на предварительном, основном и завершающем этапах экспортной деятельности могут выглядеть следующим образом:

1. На предварительном этапе должны быть осуществлены: информационное обеспечение всех субъектов экспортной деятельности, создание единой системы внешнеторговой информации; консультирование экспортеров на базе отдела внешнеэкономических связей при администрации полномочного представителя Президента РФ в ЮФО; организация стажировок и специализированного обучения участников внешнеэкономической деятельности на базе ведущих учебных и научных центров региона; привлечение внутренних и внешних инвестиций под различные проекты. Таким образом, на предварительном этапе необходимо акцентировать внимание на информационной и консалтинговой поддержке субъектов экспортной деятельности.

2. На основном этапе экспортной деятельности необходимы отбор и оценка перспективных проектов с целью повышения конкурентоспособности производимой продукции, учитывая специфику и интересы макрорегиона.

3. На завершающем этапе предполагаются организационное и информационное сопровождение экспортеров и поддержка в реализации экспортной продукции путем организации ярмарок и выставок, проведения рекламных кампаний; установления связей с контрагентами, привлечения аппарата МИДа и торгпредств; а также предоставления возможности прохождения стажировок в структурах МИДа.

В современных условиях в ЮФО не сформирована информационная система, содержащая сведения для экспортеров об институциональных структурах и организациях,

способных оказать поддержку субъектам экспортной деятельности. Экспортеры не всегда имеют возможность получить достаточную информацию о реализуемых программах стимулирования экспортной деятельности на различных уровнях федерации, о проводимых конкурсах, тендерах проектов и т. д.

В данной ситуации необходимо создание специализированного раздела, возможно, в структуре официального интернет-сайта ЮФО, с информацией об экспортных проектах, программах и стратегиях развития внешнеэкономических связей как макрорегиона в целом, так и входящих в него субъектов Федерации.

Разрозненность информационной базы ЮФО не дает возможности ее эффективного использования. Создание банка статистических и аналитических данных внешнеторговой и внешнеэкономической информации на базе отдела внешнеэкономических связей при полномочном представителе Президента РФ в Южном округе будет способствовать повышению результативности процесса экспортной деятельности при условии доступа к такому банку данных участников экспортной деятельности.

На базе Департамента по экономической и социальной политике аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО целесообразно создание так называемых «команд помощи» («Service Teams») - групп, подобных функционирующим при Министерстве торговли США. В их составе специалисты различных направлений внешнеэкономической деятельности, оказывающие консалтинговую помощь начинающим экспортерам [6, с. 1]. Такие структуры могут эффективно работать на уровне федеральных округов, причем возможна организация выездных либо стационарных консультационных пунктов методической помощи региональным экспортерам. Кроме того, с учетом возникающих проблем эти группы специалистов могут разрабатывать и осуществлять специальные программы помощи экспортерам. Поскольку предоставлению услуг содействия развитию экспорта уделяется недостаточно внимания, такое направление является перспективным в свете дальнейшего развития экспортной деятельности макрорегиона.

Методическая помощь предприятиям-экспортерам и органам управления субъектов Федерации на предварительном и завершающем этапах экспортной деятельности предполагает также обеспечение специалистами в сфере внешнеэкономической деятельности и международного бизнеса. Региональные учебные центры должны осуществлять подготовку и переподготовку представителей (работников) предприятий для работы на внешних рынках за счет региональных бюджетов, программ финансирования, грантов и т. п.

Таким образом, основным направлением регулирования экспортной деятельности на предварительном этапе ее осуществления является усиление организационной поддержки, включающей совершенствование системы информационного обеспечения как экспортеров, так и потребителей экспортной продукции, инвесторов; расширение консалтинговых услуг; использование образовательного и исследовательского потенциала округа.

Основной этап предполагает отбор проектов, направленных на создание и развитие экспортных производств макрорегиона на основе ряда критериев и показателей экономической эффективности, а также поиск источников их финансирования. Это позволит осуществлять селективную поддержку экспортеров, чья продукция является конкурентоспособной на мировом рынке. Отбор проектов будет способствовать реализации экспортной политики в рамках мобилизационной диверсификации, созданию конкурентных преимуществ региона и решению социальных задач.

Источником средств на поддержку проектов может стать целевой фонд развития экспортной деятельности, формируемый за счет средств региональных бюджетов и фискальных доходов, получаемых от внешней торговли субъектов хозяйствования этих территорий.

На завершающем этапе целесообразно организационное сопровождение экспортной продукции с целью повышения эффективности продаж и установления перспективных торговых отношений.

Помимо механизмов координации политики федерального центра и регионов, при осу-

ществлении экспортной деятельности на завершающей стадии важно наличие организационно-институциональных механизмов, призванных обеспечить реализацию международных обязательств и участие регионов в этих процессах.

Интенсификация контактов региональных производителей с зарубежными контрагентами возможна за счет координации взаимодействия структур федерального округа и МИД в экспортной деятельности. Развитие институциональных связей между МИДом и федеральным округом должно вестись по двум направлениям. Представителям округа целесообразно создать базу данных об экспортерах своего макрорегиона и их продукции и выходить с предложениями о сотрудничестве на торгпредства и структуры МИДа, а также привлекать представителей МИДа на заседания исполнительных органов округа в сфере ВЭД и региональные конференции предпринимателей .

Интересным опытом развития торговоэкономических связей субъектов РФ с зарубежными странами следует считать прогрессивные организационные формы сотрудничества, применяемые, например, Торгпредством РФ в Болгарии. Так, в 2000 г. была создана Ассоциация болгарско-русских бизнес-клубов, в состав которой вошло 11 региональных отделений, объединивших более 800 болгарских производственных структур и фирм различных форм собственности. Деятельность Ассоциации осуществляется путем партнерства на базе взаимных интересов коммерческих структур обеих стран. За десятилетний период существования Ассоциации Торгпредство оказало содействие более 350 предприятиям из регионов России в установлении контактов с болгарскими предпринимательскими структурами [7, с. 3].

Использование потенциала системы МИДа позволит поддержать экспортеров округа на завершающей стадии экспортной деятельности и более эффективно представить продукцию Юга на внешнем рынке.

Таким образом, предложенные мероприятия на различных этапах экспортной деятельности будут способствовать обеспечению системности процесса экспортной деятельности, а также повышению эффективно-

сти ее регулирования в Южном макрорегионе России.

Регулирование экспортной деятельности ЮФО должно проводиться с учетом мобилизационной диверсификации, когда в экспортные поставки вовлекаются товары, незначительно корректирующие сложившуюся специализацию за счет имеющихся конкурентных преимуществ путем их консолидации и оптимального комбинирования.

В то же время стратегическим ориентиром экономической политики в ЮФО должна стать инновационная диверсификация, сопровождающаяся последовательной модернизацией экспортного ассортимента на основе формирования инновационного потенциала округа уже в рамках мобилизационной диверсификации за счет привлечения ведущих научно-исследовательских и учебных учреждений к разработке проектов в этой сфере и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях исследований.

В рамках мобилизационной диверсификации регулирование экспортной деятельности предприятий должно быть ориентировано на все ее стадии в целях соблюдения целостности процесса. В частности, на предварительном этапе необходимо усиление консультационного и информационного обеспечения; на основном - организация отбора экспортных проектов и поиск источников их финансирования; на завершающем - сопровождение результатов экспортной деятельности посредством организационных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иншаков, О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: (Методологические и методические проблемы формирования) / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. - 115 с.

2. Искренко, Э. В. Внешнеэкономические отношения макрорегиона (тенденции, специфика, стратегия развития) : [монография] / Э. В. Искренко ; РАН, ЮНЦ, ВолГУ - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2006. - 378 с.

3. Спартак, А. Н. Перспективы формирования конкурентоспособной внешнеторговой специализации России : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.14 / А. Н. Спартак. - Элетрон. текстовые дан. - М. : РГБ, 2003. - Режим доступа: http: //diss.rsl.ru.

4. Спартак, А. Н. Экспорт России в XXI веке: от специализации к диверсификации / А. Н. Спартак // БИКИ. - 2003. - № 16 (8512). - С. 2-7.

5. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. А. Г. Гранберга. - М. : Наука, 2004. - 720 с.

6. США - Деятельность центров содействия экспорту // БИКИ. - 2000. - № 24 (8124). - 2 марта. -С. 1.

7. О развитии системы регулирования внешнеэкономических связей регионов России // БИКИ. -2001. - № 21 (8217). - С. 3.

VECTORS OF EXPORT ACTIVITY REGULATION AT ENTERPRISES IN THE SOUTHERN FEDERAL OKRUG

V.V. Batmanova

The article concentrates on directions of export activity regulation at enterprises of the Southern Federal okrug. The author dwells on the chief targets of its developments and takes into account the stages of export activity.

Key words: exporting activity, exporting activity goals, stages of exporting activity, exporting policy, macroregion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.