Научная статья на тему 'Направления работы по гражданскому воспитанию студентов высших учебных заведений в условиях глобализации: опыт Азербайджанской Республики'

Направления работы по гражданскому воспитанию студентов высших учебных заведений в условиях глобализации: опыт Азербайджанской Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КАЧЕСТВА СОЗНАТЕЛЬНОГО ГРАЖДАНИНА / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / HIGHER SCHOOLS / GLOBALIZATION / EDUCATION / CIVIC EDUCATION / FORMS AND METHODS OF CIVIC EDUCATION / QUALITIES OF A CONSCIOUS CITIZEN / SPEECH CULTURE / SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITIES OF STUDENTS / REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова Н.А.

В статье затронута актуальная тема гражданского воспитания студентов вузов в условиях преобладания тенденций глобализации. В качестве компонентов гражданского воспитания определены знания, вера и деятельность, автором представлена модель «примерного гражданина». Обозначена важность правильного использования методов воспитания, соблюдения законов логики в процессе формирования студента -сознательного гражданина. Предложены направления и пути развития качеств гражданственности у обучающихся вузов Азербайджанской Республики, среди которых особое внимание уделено поддержанию интереса студентов к национальной истории и культуре, привлечение их к ведению общественно-политической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The areas of civic education of higher school students in the conditions of globalization: experience of the Republic of Azerbaijan

The article touches upon a topical issue of civic education of university students in the conditions of prevalent trends of globalization. Knowledge, faith and work are considered as components of civic education. The model of "an exemplary citizen" is presented. The author emphasizes the importance of proper use of education methods, compliance with the laws of logic in the development of students conscious citizens. The paper suggests the directions and the ways of higher school students' civic qualities development in the Azerbaijan Republic, with the focus on the keeping students' interest in the national history and culture, involvement in social and political activities.

Текст научной работы на тему «Направления работы по гражданскому воспитанию студентов высших учебных заведений в условиях глобализации: опыт Азербайджанской Республики»

УДК 37.017.4:378(479.24)

Исмаилова Нигяр Агали кызы

докторант Института проблем образования Азербайджанской Республики

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОПЫТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ismayilova Nigiar Agali

Doctoral student, Institute of Education Problems of the Azerbaijan Republic

THE AREAS OF CIVIC EDUCATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION: EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Аннотация:

В статье затронута актуальная тема гражданского воспитания студентов вузов в условиях преобладания тенденций глобализации. В качестве компонентов гражданского воспитания определены знания, вера и деятельность, автором представлена модель «примерного гражданина». Обозначена важность правильного использования методов воспитания, соблюдения законов логики в процессе формирования студента -сознательного гражданина. Предложены направления и пути развития качеств гражданственности у обучающихся вузов Азербайджанской Республики, среди которых особое внимание уделено поддержанию интереса студентов к национальной истории и культуре, привлечение их к ведению общественно-политической деятельности.

Ключевые слова:

высшие учебные заведения, глобализация, воспитание, гражданское воспитание, формы и методы гражданского воспитания, качества сознательного гражданина, культура речи, общественно-политическая деятельность студентов, Азербайджанская Республика.

Summary:

The article touches upon a topical issue of civic education of university students in the conditions of prevalent trends of globalization. Knowledge, faith and work are considered as components of civic education. The model of "an exemplary citizen" is presented. The author emphasizes the importance of proper use of education methods, compliance with the laws of logic in the development of students - conscious citizens. The paper suggests the directions and the ways of higher school students' civic qualities development in the Azerbaijan Republic, with the focus on the keeping students' interest in the national history and culture, involvement in social and political activities.

Keywords:

higher schools, globalization, education, civic education, forms and methods of civic education, qualities of a conscious citizen, speech culture, social and political activities of students, Republic of Azerbaijan.

Современный период реформирования образовательной системы Азербайджана отличается многообразием глобальных призывов и лозунгов, отличающихся по своей сути. Эти вопросы, наряду с внесением нового содержания в образование, требуют постоянной готовности к использованию дифференциальных подходов, отвечающих изменениям, происходящим в системе образования. Процесс глобализации переводит деятельность по гражданскому воспитанию молодежи в совершенно новую плоскость. В период бесконечного расширения возможностей виртуальной сети модернизация, с одной стороны, рассматривается как проблема сохранения национальных нравственных ценностей, с другой - выдвигает новые требования к обучению и воспитанию.

Исторические повторы и параллели требуют особо чуткого подхода. Именно поэтому для лучшего определения будущего ни в коем случае нельзя забывать свое прошлое. Такова реальная панорама становления истории человечества, его развития [1, с. 7].

Прежде всего следует учитывать тот факт, что глобализация ввиду своего общемирового характера является объектом философии и других смежных социально-политических и гуманитарных наук и изучается все глубже и более разносторонне. То есть глобализация представляет собой общемировое явление, объединившее интегративные особенности ведущих современных тенденций. С момента своего появления глобализация вызывает самые широкие дискуссии во всех сферах политики, науки и культуры - будь то общественная практика, теоретические исследования, аналитические прогнозы, официальные политические акции или же образование и педагогика - и оказывает самое серьезное влияние на общественно-гуманитарную ситуацию в современном мире.

Если подходить к интеракции процессов глобализации и цивилизации с позиции методологии, составляющей основу философии гармонии, то появляется больше возможностей для глубокого и концептуального понимания и уяснения названных процессов, прогнозирования их

на основе полученных данных. При подходе к проблеме с позиции названной методологии раскрывается прежде всего ее системообразующая суть, приходит понимание способов проявления ее в мировой системе. Таким образом, эволюция мировой системы, ее интенсивное движение к универсальной (глобальной) цивилизации проявляется в виде комплекса качеств и свойств, характеризующих динамику этого процесса [2].

В литературе по современным гуманитарным и социальным наукам часто употребляются такие термины, как «универсальная цивилизация», «планетарная цивилизация», «единая цивилизация», «мировая (или общемировая) цивилизация», «метацивилизация» и др. Следует отметить, что данные понятия, как правило, употребляются в близком, а иногда даже в одинаковом смысле. Вместе с тем не вызывает никакого сомнения, что для определения данного процесса необходима более точная терминология.

Что касается педагогики, глобализация создает поистине уникальные исторические возможности для более продуктивного и системного применения обобщенного универсального опыта в масштабе всей планеты, направления этой деятельности на достижение единых общечеловеческих целей. Азербайджан имеет огромное геополитическое значение для глобальной политики. Являясь суверенным, независимым государством, он принимает самое активное участие в процессах глобализации. Именно поэтому процессы глобализации должны изучаться в Азербайджане еще глубже. Это необходимо для определения национальной стратегии, способной регулировать деятельность страны в системе международных отношений в соответствии с этими процессами, характером их развития и, конечно же, интересами страны. Данная стратегия должна постоянно совершенствоваться и укрепляться [3, с. 14].

Общенациональный лидер Гейдар Алиев, говоря о ключевой роли образования в решении названных выше проблем и его перспективных задачах, указывал, что «в настоящее время основной целью преобразований, проводимых в системе образования, является приведение ее в соответствие с мировыми стандартами с тем, чтобы каждый специалист, получивший образование в Азербайджане..., имел возможность работать и в других странах» [4, с. 444]. Реализация этой задачи требует новой организации работы, нового подхода к воспитательной работе в высших учебных заведениях и гражданскому воспитанию студентов, поиска новых форм, методов и путей с позиции актуальных общественно-гуманитарных требований.

Метод (греч. methodos - 'правильный путь, способ, ведущий к ожидаемому результату') -это совокупность принципов и правил, регулирующих теоретическую и практическую деятельность, приемов, используемых для проведения в жизнь той или иной педагогической задачи [5]. Осознанные закономерности являются объективными факторами метода, педагогическая реальность, изучаемая с опорой на те же закономерности, приемы и средства проведения в жизнь поставленных педагогических задач, представляется субъективным фактором метода.

Формирование есть процесс развития личности под влиянием среды, наследственности и воспитания, результат этого развития. В понятие «пути воспитания» входят: уроки различного типа, лекции, семинары, внеаудиторные мероприятия с привлечением государственных символов и атрибутов, совместная работа преподавателей вузов с родителями и студенческими советами, средства массовой информации, активно участвующие в гражданском воспитании.

Гражданское воспитание является одной из важнейших составных частей нравственного воспитания личности. Компоненты, составляющие гражданское воспитание: знания, вера, деятельность - формируются в результате объединения процессов обучения и воспитания. Влияние обучения и воспитания (взятых в единой системе) на личность студента связано с правильным использованием первой группы методов воспитания (ее составляют методы формирования сознания личности, контроля и самоконтроля в воспитании):

1) устное изложение - это: а) пересказ материалов обучения, представление информации о них, б) описание и характеристика, рассказ и рассуждения, в) конкретизация и опрос в процессе пересказа и описания вопросов гражданственности, собеседование;

2) метод наглядного обучения - использование в процессе изучения исторических материалов: картин, фотографий, иллюстраций, портретов и карикатур, карт, применение на уроках доски, мела, экрана и других технических средств;

3) практические методы - предполагают практические задания, упражнения: а) работу с текстом учебника на занятиях и дома, б) работу с историческими документами и материалами, в) использование произведений художественной литературы;

4) метод убеждения - имеет большое значение для формирования сознательности личности (политических взглядов, убеждений, идейности);

5) метод освоения (организация политической деятельности);

6) методы поощрения (стимуляция общественно-политической деятельности и поведения);

7) метод самоконтроля и самооценки и др.

Вторую группу методов воспитания составляют методы стимулирования деятельности и поведения. Сюда входят поощрение, принуждение, наказание, соревнование в общественно полезном труде, организация жизни студентов, развитие в них способности к контролю, самоконтролю и нормальной самооценке [6].

При формировании гражданского сознания у студентов необходимо соблюдение законов логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания) [7].

Согласно закону тождества, правильная связь мыслей создается, если в процессе суждения основной предмет мысли остается неизменным. То есть основной предмет мысли не должен меняться на протяжении всего хода рассуждений.

Закон непротиворечия доказывает, что в случае, когда одно из решений подтверждает, доказывает мысль о предмете, а другое, напротив, опровергает его, то оба суждения не могут быть верными одновременно. Закон непротиворечия применяется в том случае, когда предполагается обеспечение одинакового уровня как для доказательства, так и для опровержения.

По закону исключенного третьего, в случае если существуют два противоположных друг другу суждения, одно из них обязательно верно: третьего суждения об этих понятиях быть не может. Основываясь на законе исключенного третьего, можно указать, что одно из двух решений обязательно является правильным. Студент, обладающий качествами истинного гражданина, должен уметь оценивать свой образ жизни, свои политические суждения, отношение к Родине. Эти умения достигаются именно при помощи закона исключенного третьего. Следование, подчинение этому закону тесно связано с процессами восприятия и понимания.

Студент, обладающий всеми качествами сознательного гражданина, должен также уметь выдвигать определенные суждения. Они должны следовать в такой последовательности, чтобы каждое суждение логически вытекало из предыдущего и в конечном результате давало четкий ответ на поставленный вопрос. Вместе с тем те же студенты должны уметь использовать и доказательства. Доказательство есть необходимый элемент мышления. С точки зрения логики и в зависимости от того, что именно доказывается, каждое доказательство имеет две составные части: тезис и основу. Логическая связь между этими компонентами называется способом доказательства (демонстрацией).

Студент, имеющий научное мировоззрение, должен также уметь воздействовать как на ум, так и на чувства собеседника или слушателя. По нашему мнению, такое воздействие должно осуществляться с применением глубоких теоретических знаний. С этой целью необходимо развивать у студентов способность делать соответствующие выводы из первоисточников: учебной литературы, теоретических знаний, полученных из дополнительной литературы, прочитанной ранее, и т. д. Наблюдения показывают, что в системе теоретических знаний особое место занимают философия, право, язык, литература, искусство и др.

Культура речи также является одним из показателей примерного, сознательного гражданина. Слово является незаменимым средством воздействия на мышление и эмоции человека. Силой слова можно внушить человеку любую мысль, любую идею. С этой точки зрения в письменных и устных речах общенационального лидера Г. Алиева есть отдельная область, требующая особого исследования. Он умел говорить с каждым слушателем на соответствующем уровне. Прекрасно говоря и на родном, и на русском языке, Гейдар Алиев никогда не использовал в своей речи ни одного иноязычного слова [8, с. 41-42].

В процессе формирования гражданских качеств у студентов необходимо уделять особое внимание точности, правильности, ясности, выразительности, логичности, связности речи. Точность речи определяется уместным употреблением слов, следованием правилам орфоэпии, правильным построением предложений.

Методы стимуляции общественно-политической деятельности и поведения есть процесс, начинающийся после определения положительных и отрицательных свойств, выявленных в результате применения способа освоения (или привыкания). В связи с этим отметим, что студент не должен страдать вследствие недостатка мероприятий, проводимых с целью формирования у него гражданского сознания. При проведении подобных мероприятий для повышения их результативности необходимо полностью отказаться от фактора принуждения. Студенты, принимающие участие в мероприятиях, должны поощряться. Общественно-политическая деятельность студентов стимулируется именно таким путем. Другим свойством, стимулирующим названную выше деятельность, является проводимое среди студентов соревнование на звание «лучшего», как например: «лучший ведущий круглого стола», «образцовые гражданские качества», «лучший политический обозреватель», «автор лучшего доклада» и т. п.

Политический самоконтроль наблюдается в случаях, когда результаты деятельности характеризуются поставленной перед ее осуществлением целью. Целью политического самоконтроля является совершенствование личности с политической, нравственной и профессио-

нальной точки зрения, проявление активной жизненной позиции. Отсутствие политического самоконтроля приводит к бессмысленному критиканству. Подобные личности несоответствие принятых в обществе норм и идеалов их личным жизненным и нравственным нормам объясняют дефектами государственных учреждений, руководства и т. д., не желая при этом замечать собственных ошибок.

Понятие «примерный гражданин» включает в себя следующие компоненты:

1) умение связывать свой образ жизни с нормами жизни всего общества (т. е. умение дать самому себе политическую оценку);

2) контроль объективности своих политических взглядов и соображений (самоконтроль политического мышления);

3) соответствие реальной деятельности личности провозглашаемым принципам (политическая принципиальность и ее антипод - политическое лицемерие).

Следует отметить, что здесь представлена модель идеального гражданина. То есть совершенно ясно, что гражданственность является многоплановым понятием. Воспитание личности как примерного гражданина заключается в том, чтобы, работая с воспитуемыми, создать в них целостную систему качеств, выражающих их личностную полноценность.

Основные направления и пути формирования качеств гражданственности можно определить следующим образом: с целью формирования в студентах гражданского мировоззрения и гражданской позиции, используя государственную символику и атрибуты, широко пропагандировать в высших учебных заведениях жизнь и деятельность общенационального лидера Г.А. Алиева.

Необходимо обеспечить присутствие национального флага на всех общественно-политических, спортивных, культурных мероприятиях. Суть национальных атрибутов и символов должна разъясняться молодежи и подросткам посредством СМИ и других информационных каналов. Следует определить меры административного наказания по отношению к лицам, проявляющим неуважительное отношение к национальным атрибутам и государственным символам (к таким нарушениям относятся название денежных единиц другими именами, разрывание, повреждение их на некоторых обрядах, разбрасывание их на полу и т. п.).

Для поднятия духа студентов и укрепления в них чувства патриотизма в СМИ необходимо вести целенаправленную, оперативную пропагандистскую кампанию, при этом предпочтение должно отдаваться художественным материалам. Для более близкого ознакомления молодежи с биографией личностей, имеющих особые заслуги в истории Азербайджана, необходимо издание книг и брошюр, посвященных их жизни и деятельности. Эта работа должна считаться делом первостепенной важности.

Организация (минимум один раз в неделю) на республиканских телеканалах передач, посвященных выдающимся воинам, также может способствовать этой деятельности. Увеличение количества рекламы и плакатов, играющих положительную роль в воспитании духа патриотизма у молодежи и студентов, повышение их качества могут сделать эту работу в значительной степени более результативной.

С целью усиления ответственности родителей за гражданское воспитание молодежи необходимо начать реформирование патриотически-воспитательного процесса. Каналы ТВ должны готовить передачи на эту тему, проводить дискуссии и дебаты. Учитывая ведущую роль преподавателей в деле гражданского воспитания молодежи, государство должно проявлять больше заботы о преподавателях, создать условия для решения их социально-экономических и моральных проблем. Пропаганда деятельности государства в этой сфере должна быть усилена на занятиях по общественно-гуманитарным дисциплинам. Отмечая значимость исторической памяти в воспитании гражданского мировоззрения, необходимо уделить внимание преподаванию национальной истории в учебных заведениях. Воспитание чувства национального достоинства, национального «я», осознание этих понятий, идея «азербайджанизма» должны составлять основу учебно-воспитательной работы.

Глава Администрации Президента Азербайджанской Республики (АР), академик Рамиз Мехтиев в своей статье «Общественные и гуманитарные науки: взгляд в контексте времени» пишет: «Нам не следует забывать, что общественные и гуманитарные дисциплины во все времена обеспечивали национальное самосознание народа... Главным достоинством каждого гражданина, представителя любой профессии являются его высокая культура, мировоззрение и патриотизм. Цельность каждой личности, ее гармоничное развитие и внутреннее богатство определяются именно этими ценностями» [9].

В высших учебных заведениях должен неукоснительно поддерживаться интерес студентов к национальной истории и культуре, следует стимулировать работу молодежной организации в этой сфере. Для пропаганды национальной культуры «История культуры Азербайджана», «Тео-

рия и практика гражданского воспитания», «Методика воспитательной работы» должны преподаваться в вузах как отдельные дисциплины. С целью популяризации азербайджанской народной музыки и выявления талантливых детей, создания условий для их музыкального образования следует обратить особое внимание на уровень олимпиад, конкурсов, проводимых по линии соответствующих министерств и ведомств.

Пропаганда законов и Конституции АР, преподавание их основ имеют огромное значение для воспитания у студентов чувства уважения к демократическим ценностям, соблюдения ими законов АР. С этой точки зрения необходимо еще шире использовать потенциал дисциплины «Человек и общество», преподаваемой во всех вузах.

В Азербайджане должна быть разработана специальная концепция по укреплению религиозных ценностей среди молодежи. Эта концепция должна рассматриваться как программа деятельности всех религиозных организаций. Целесообразно организовывать широкие дискуссии по вопросам национальных религиозных обрядов и ритуалов, распространять среди молодежи идеи толерантности, мультикультурализма, популяризировать литературу, посвященную национальным обычаям и обрядам.

Важно избавляться от банальностей при праздновании национальных праздников. Праздничные мероприятия должны способствовать укреплению у молодежи чувства преданности Родине. Реклама, чуждая национальному духу, должна быть удалена с улиц, следует широко применять национальные лозунги и призывы как серьезное средство воспитания. К выбору лозунгов необходимо подходить с особой тщательностью, в случае необходимости проводить конкурсы.

Проблема выбора имен и фамилий должна быть предоставлена на обсуждение молодому поколению, за основу необходимо брать национальное начало. Для усиления гражданского сознания молодежи в вузах необходимо широко отмечать «День молодежи». С этой целью следует использовать огромный потенциал Центров Гейдара Алиева, функционирующих в районных управлениях по делам молодежи и спорта.

В законе «Об образовании» АР в связи с основными целями образования на современном этапе говорится: «...Подготовка конкурентоспособных специалистов и кадров, обладающих современным мышлением, теоретическими и практическими знаниями, широким кругозором, способных оценивать инициативы и нововведения, сохранять и развивать национальные и общечеловеческие ценности, закреплена в качестве приоритетной задачи» [10, с. 11].

В процессе обучения и воспитания важны правильный выбор методов работы с молодежью и их правильное применение на основе требований современной педагогики. Обучение и воспитание - процесс двусторонний, в обоих частях которого педагог руководит развитием студента, формированием его как личности с высоким политическим сознанием. В этом деле наряду с активностью преподавателя необходимы также активность студентов, их умение работать над собой, стремление к саморазвитию.

Обучение служит пониманию жизни, объективных законов развития природы, общества и сознания, развитию умственных сил и логического мышления студентов. Патриотическое воспитание формирует у них правильное отношение к объективному миру, общественной жизни, новым гражданским реалиям.

Ссылки:

1. Мехтиев Р.Э. Азербайджан: вызовы глобализации. Баку, 2004. 584 с.

2. Ahmadov H.H. The Strategy of Education Development in Azerbaijan. Saarbrücken, 2014. 245 p.

3. Улусель Р.С. Глобализация и философия гармонии. Баку, 2005.

4. Алиев Г.А. Образование - будущее народа. Баку, 2002. 580 с.

5. Метод [Электронный ресурс] // Словарь по логике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/logic/180 (дата обращения: 25.09.2016).

6. Ильясов М.Т., Назаров М.Н. Гражданское воспитание учащихся старших классов. Баку, 2003. 64 с.

7. Там же.

8. Алиев Г.А. Путями независимости. Кн. III. Баку, 1998. 588 с.

9. Мехтиев Р.Э. Общественно-гуманитарные науки: взгляд в контексте времени // Республика : газета. 2009. 10 дек.

10. Об образовании : закон Азербайджанской Республики. Баку, 2009. 80 с.

References:

Ahmadov, HH 2014, The Strategy of Education Development in Azerbaijan, Saarbrücken, 245 p.

Aliyev, GA 1998, Ways independence, Bk. III, Baku, 588 p., (in Russian).

Aliyev, GA 2002, Education - the future of the people, Baku, 580 p., (in Russian).

Ulusel, RS 2005, Globalization and the philosophy of harmony, Baku, (in Russian).

Ilyasov, MT & Nazarov, MN 2003, Civic education of high school students, Baku, 64 p., (in Russian).

Mehtiyev, RE 2004, Azerbaijan: the challenges of globalization, Baku, 584 p., (in Russian).

Mehdiyev, RE 2009, 'Social and Human Sciences: view in the context of time', Respublika: newspaper, Dec.10, (in Russian). 'Method' 2016, The Logic Dictionary, viewed 25 September 2016, <http://dic.academic.ru/dic.nsf/logic/180>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.