Научная статья на тему 'Направления продвижения туристических услуг на рынке Чувашской Республики'

Направления продвижения туристических услуг на рынке Чувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / РЕГИОН / REGION / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / VOLGA FEDERAL DISTRICT / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / АНАЛИЗ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябинина Элина Николаевна, Иванова Нина Анатольевна

Цель исследования выявление основных направлений продвижения туристской отрасли Чувашской Республики. К методам исследования относится: сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов, теоретическая и количественная обработка полученных результатов построение таблиц, диаграмм, качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных, интерпретация данных и формулирование выводов. Результатами исследования являются: выявление основных направления развития туристской отрасли Чувашской Республики, недостатков и преимуществ ее развития. Научная новизна исследования заключается в установлении факторов, отражающих современное политическое и экономическое состояние России, являющихся основополагающими для развития внутреннего регионального туризма. Практическая значимость исследования в том, что предложенные авторами выводы и рекомендации предназначены для применения в практике управления туристско-рекреационным комплексом Чувашской Республики. Развитие туристской отрасли Чувашской Республики оказывает благоприятное влияние на социально-экономическое положение региона и заинтересованность представителей малого и среднего бизнеса, что должно способствовать увеличению внутреннего туристического потока. В этих целях необходимо разработать механизм стимулирования туристических фирм при непосредственном участии региональных и местных органов власти, учитывающий политику ценообразования туристской отрасли региона, основанной на сочетании цены и качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябинина Элина Николаевна, Иванова Нина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS PROMOTION OF TOURIST SERVICES IN THE MARKET OF THE CHUVASH REPUBLIC

A research aim is an exposure of basic directions of advancement of tourist industry of Chuvash Republic. To the methods of research behaves: capture actual data, providing authenticity of conclusions, theoretical and quantitative treatment of the got results is a construction of tables, diagrams, quality analysis and synthesis, data obtained during research, interpretation of data and formulation of conclusions. Research results it is been: exposure basic directions of development of tourist industry of Chuvash Republic, defects and advantages of her development. The scientific novelty of research consists in the exposure of factors reflecting the modern political and economic state of Russia, being fundamental for development of internal regional tourism. Practical meaningfulness undertaken a study is in that offer authors conclusions and recommendations are intended for application in the practical worker of management the tourist-recreational complex of Chuvash Republic.

Текст научной работы на тему «Направления продвижения туристических услуг на рынке Чувашской Республики»

УДК 338.486.2 (470.334) ББК У433.1 (2 Рос. Чув.)

Э.Н. РЯБИНИНА, НА. ИВАНОВА

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА РЫНКЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: туризм, регион, Приволжский федеральный округ, туристско-рекреационный комплекс, государственная поддержка, анализ, внутренний туризм, конкурентоспособность.

Цель исследования - выявление основных направлений продвижения туристской отрасли Чувашской Республики. К методам исследования относится: сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов, теоретическая и количественная обработка полученных результатов - построение таблиц, диаграмм, качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных, интерпретация данных и формулирование выводов. Результатами исследования являются: выявление основных направления развития туристской отрасли Чувашской Республики, недостатков и преимуществ ее развития. Научная новизна исследования заключается в установлении факторов, отражающих современное политическое и экономическое состояние России, являющихся основополагающими для развития внутреннего регионального туризма. Практическая значимость исследования в том, что предложенные авторами выводы и рекомендации предназначены для применения в практике управления туристско-рекреационным комплексом Чувашской Республики. Развитие туристской отрасли Чувашской Республики оказывает благоприятное влияние на социально-экономическое положение региона и заинтересованность представителей малого и среднего бизнеса, что должно способствовать увеличению внутреннего туристического потока. В этих целях необходимо разработать механизм стимулирования туристических фирм при непосредственном участии региональных и местных органов власти, учитывающий политику ценообразования туристской отрасли региона, основанной на сочетании цены и качества.

E. RYABININA, N. IVANOVA DIRECTIONS PROMOTION OF TOURIST SERVICES IN THE MARKET OF THE CHUVASH REPUBLIC Key words: tourism, region, Volga Federal District, tourist and recreational complex, state support, competitive analysis.

A research aim is an exposure of basic directions of advancement of tourist industry of Chuvash Republic. To the methods of research behaves: capture actual data, providing authenticity of conclusions, theoretical and quantitative treatment of the got results is a construction of tables, diagrams, quality analysis and synthesis, data obtained during research, interpretation of data and formulation of conclusions. Research results it is been: exposure basic directions of development of tourist industry of Chuvash Republic, defects and advantages of her development. The scientific novelty of research consists in the exposure offactors reflecting the modern political and economic state of Russia, being fundamental for development of internal regional tourism. Practical meaningfulness undertaken a study is in that offer authors conclusions and recommendations are intended for application in the practical worker of management the tourist-recreational complex of Chuvash Republic.

Одним из главных направлений политики стимулирования экономического роста, эффективно проводимой правительством Чувашской Республики, является укрепление факторов, позволяющих улучшить уровень жизни населения региона, в том числе за счет развития конкурентоспособности, качества туристических услуг на региональном рынке.

Для российской экономики, в том числе региональной, такие сферы экономической деятельности, как услуги туристических компаний, коллективные средства размещения, объем платных туристических услуг, производство сувенирной и иной продукции, являются неотъемлемой частью успешного развития.

С изменением ориентиров, методов и инструментов организации туризма в России в настоящее время меняются и направления продвижения туристических услуг - активизация внутреннего туристско-рекреационного комплекса. Развитие внутреннего туризма и рекреации позволит удовлетворить спрос населения в данных услугах и совмещать активный отдых с национальными и культурными традициями, улучшить экологическое состояние территорий и привлечет крупные инвестиции для социально-экономического развития регионов.

Следуя этому, только за последние пять лет российские законодатели федерального и регионального уровней интенсивно разрабатывают и вводят в действие ряд нормативно-правовых актов, программ государственной поддержки содействия эффективному развитию туристской отрасли экономики [2].

Для Чувашской Республики можно выделить такие законодательные документы, как утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года» от 07.02.2011 г. № 165-р, Постановление Кабинета министров ЧР «О республиканской целевой программе "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2018 годы"» от 15.09.2010 г. № 298 в редакции от 28.03.2013 г.

Приволжский федеральный округ (ПФО) занимает 3-е место в Российской Федерации по объему внутреннего туризма: в год субъекты округа посещают 2,5 млн человек, что составляет 10% всего объема этого вида туризма в России1.

В состав ПФО входит 14 субъектов, из которых нами были выбраны 4 по признаку территориальной близости и климатическим условиям: Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Ульяновская область. Проведенный авторами SWOT-анализ всех перечисленных регионов показал, что развитие туристско-рекреационного комплекса относится, наряду с другими, к числу основных конкурентных преимуществ. Однако развитие туристических услуг в этих регионах происходит неравномерно ввиду различий социально-экономического уровня, объемов ВРП, уровня жизни и доходов населения, численности населения и т.д. (табл. 1) [1].

Приведенные данные показывают, что наиболее высокая доля численности работников турфирм рассматриваемых регионов в ПФО составляет в Республике Татарстан - 17,2%, доля остальных регионов не многим отличаются друг от друга. Аналогичная картина складывается по долевому показателю объема платных туристических услуг. Вместе в тем соотнесение объема платных туристических услуг к численности работников турфирм свидетельствует

1 Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 165-р.

о том, что в Ульяновской области эта величина составляет 4,8 (млн руб./чел.); Республике Марий Эл - 4,7; Чувашской Республике - 3,1; Республике Татарстан - 1,8. Это говорит о том, что при оценке эффективности деятельности туристской отрасли относительные показатели дают более точную характеристику ее состоянию и возможностям развития.

Таблица 1

Основные показатели деятельности туристических фирм ПФО в 2014 г.

Субъекты РФ Численность работников турфирм Объем платных туристических услуг Инвестиции в основной капитал

человек доля, % млн руб. доля, % млн руб. доля, %

Республика Марий Эл 147 1,9 685.4 2,6 0,4

Чувашская Республика 227 2,9 701.8 2,7 29,2 1,9

Ульяновская область 247 3,2 1173,7 4,4

Республика Татарстан 1340 17.2 2477,5 9,4 485,5 31,5

Приволжский федеральный округ 7793 100,0 26389,3 100,0 1543.7 100,0

Примечание. * - направленный на развитие коллективных средств размещения.

По данным статистики по Приволжскому федеральному округу за 2012 г., по количеству обслуженных туристов в расчёте на 1000 человек населения 1-е место занимает Нижегородская область - 71 турист, на 2-м месте Республика Марий Эл - 66 туристов, далее Чувашская Республика и Республика Татарстан -64 туриста. Самый низкий показатель в Пензенской области - 21 турист [3].

Согласно Республиканской целевой программе «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2018 годы», за счет развития туристской отрасли предусматривается рост доходной части республиканского и местных бюджетов, а также увеличение инвестиций в основной капитал и создание дополнительных рабочих мест. Для достижения важнейших целевых индикаторов и показателей Программы предполагается стратегия финансирования с наращиванием объемов, пик которых был предусмотрен на 2014-2016 гг., а затем с постепенным их снижением. Причем в структуре источников финансирования преобладают внебюджетные источники (за счет объема платных услуг, оказанных коллективными средствами размещения и туристическими организациями и т.д.), а не средства из федерального и республиканского бюджетов. Данная стратегия финансирования, на наш взгляд, оправдана, так как активное инвестирование в первые годы должно в перспективе обеспечивать повышение доходов данной отрасли, способствовать сохранению инвестиционной привлекательности региона и «одновременно определить направления, по которому целесообразно двигаться отрасли региона» [4].

Толчком для развития внутреннего туризма в настоящее время послужили такие факторы, как социальные потрясения, связанные с проявлением терроризма, военные действия и политические перевороты, повышенный уровень угрозы жизни для людей, находящихся за рубежом, рост цен на зарубежные турпутевки, банкротства крупнейших туроператоров России.

По данным доклада министра культуры по делам национальностей и архивного дела ЧР В. Ефимова «Об итогах развития туристской отрасли Чувашской Республики за 2014 год» (03.03.2015 г.) были проанализированы основные показатели ее деятельности (табл. 2).

Динамика приведенных показателей свидетельствует о благоприятной тенденции развития туристской отрасли. Наиболее высокими темпами за 2010-2014 гг. рос показатель - количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения, темпы роста составили 172%. Количество туристических компаний и объем оказанных туристических услуг увеличились, соответственно, на 146% и 145%.

Таблица 2

Основные показатели деятельности туристской отрасли Чувашской Республики

за 2010-2014 гг.

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014

Число туристических компаний, агентств, всего 98 104 115 130 143

Объем оказанных туристических услуг, млн руб. 460 480 490 495 670

Количество размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. человек 220 221 226 300 380

Развитию внутреннего туризма в Чувашской Республике также должна способствовать ценовая политика на санаторно-оздоровительные и экскурсионные услуги. Динамика индексов потребительских на эти услуги представлена на рисунке1.

160

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 экскурсионные услуги □ Санаторно-оздоровительные услуги

Индексы потребительских цен на отдельные виды туристических услуг в Чувашской Республике за 2005-2014 гг.

1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по ЧР (Чуваш-стат): офиц. сайт. URL: www.chuvash.gks.ru.

Проведенные нами исследования туристской отрасли Чувашской Республики показали, что к слабым сторонам развития туризма можно отнести:

- низкий брендинг республики и маркетинговых исследований;

- недостаток рекламных материалов о возможностях и преимуществах внутреннего туризма;

- неравномерность оказания туристических услуг, связанных с сезонностью и климатическими условиями;

- дефицит номерного фонда во время туристического сезона;

- несоответствие туристического сервиса современным требованиям;

- степень износа существующей туристической инфраструктуры необходимость реконструкции объектов туризма;

- отсутствие стимулов (льгот по налогообложению, кредитованию, предоставлению лизинга и т.д.) для развития внутреннего туризма.

Оценка состояния и перспектив развития туристской отрасли Чувашской Республики свидетельствует, что туризм укрепляет свои позиции и оказывает благоприятное влияние на социально-экономическое положение региона. Увеличение внутреннего туристического потока и снижение поездок за рубеж позволят формировать условия и факторы для развития внутреннего туризма. Этому во многом должна способствовать заинтересованность представителей малого и среднего бизнеса, что предполагает необходимость разработки дальнейших механизмов его стимулирования при непосредственном участии региональных и местных органов власти. Доступность транспортных коммуникаций (железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный виды транспорта) позволяет жителям близлежащих регионов пользоваться туристическими услугами Чувашской Республики. Политика ценообразования туристской отрасли, основанная на сочетании цены и качества, также является привлекающим фактором. Расширяющийся ассортимент с учетом сезонности предоставляемых туристических услуг и появление «уникальных» услуг, характерных для Чувашской Республики, повышают конкурентоспособность туристических предложений. Туристический паспорт Чувашской Республики, который скомплектован и размещен на сайте Минкультуры Чувашии, является предпосылкой организации для разработки новых туристических маршрутов.

Литература

1. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в 2014 году [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму: офиц. сайт. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rl/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2014-god.

2. Рябинина Э.Н., Цапулина Ф.Х. Инновационные бизнес-процессы успешного развития экологического туризма Чувашии // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 390-394.

3. Талалаев М.В. О развитии финансового регулирования предпринимательства в сфере туризма в регионах (на примере Республики Марий Эл) // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4.

4. Тумаланов Н.В., Павлова С.Ю. Определение и оценка векторов роста аграрной отрасли региона // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Сер. Экономика и управление. 2015. № 1(25). С. 62-71.

References

1. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti kollektivnykh sredstv razmeshcheniya v 2014 godu [Basic indicators of collective accommodation facilities in 2014]. URL: http://www.russiatourism.ru/con-tents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2014-god.

2. Ryabinina E.N., Tsapulina F.Kh. Innovatsionnye biznes-protsessy uspeshnogo razvitiya eko-logicheskogo turizma Chuvashii [Business processes successful development of ecological tourism in chuvashia]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2013, no. 4, pp. 390-394.

3. Talalaev M.V. O razvitii finansovogo regulirovaniya predprinimatel'stva v sfere turizma v regionakh (na primere Respubliki Marii El) [About development of financial regulation in tourism in regions (Mari El Republic)]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2012, no. 4.

4. Tumalanov N.V., Pavlova S.Yu. Opredelenie i otsenka vektorov rosta agrarnoi otrasli re-giona [Definition and assessment of growth vectors in the agricultural sector of a region]. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Ser.: Ekonomika i upravlenie [Vestnik of Volga State University of Technology], 2015, no. 1(25), pp. 62-71.

РЯБИНИНА ЭЛИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, декан экономического факультета, заведующая кафедрой финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ryabinina-en@yandex.ru).

RYABININA ELINA - Candidate of Economics Sciences, Dean of Economic Faculty, Head of Finance, Credit and Statistics Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ИВАНОВА НИНА АНАТОЛЬЕВНА - доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

IVANOVA NINA - Associate Professor of Management and Marketing Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.