Научная статья на тему 'Направления перспективного развития дошкольного образовательного учреждения'

Направления перспективного развития дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3375
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОУ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ / КЕЙС-МЕТОД / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОУ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / PRESCHOOL EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / PROGRAM DEVELOPMENT / DOE FINANCIAL SUPPORT PROGRAMS / CASE STUDY / MANAGEMENT MODEL / DOE / ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / DEVELOPMENT STRATEGY DOE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермишина Елена Борисовна

Перед современным образованием в сфере дошкольных образовательных учреждений стоит задача организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Дошкольные учреждения должны перейти в своей работе к инновационным формам, основанным на федеральных государственных требованиях и предложенных примерных основных общеобразовательных программах. Воспитание творческой личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития. Для того необходимо сбалансировать инициативы взрослых и детей, учитывать мотивы и потребности участников образовательного процесса. Новые подходы к управлению становятся движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. При этом ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагог развивает свои профессиональные и личные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов, коллектив организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность и создает условия для сохранения здоровья ребенка. Таким образом, модель управления педагогическим процессом объединяет коллектив воспитателей, родителей и детей в едином образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Before modern education in the sphere of preschool educational institutions the task of organization of the integrated educational process. The preschool must move in his work towards innovative forms, based on Federal requirements and the proposed approximate basic educational programs. Education of the creative personality involves the recognition of the importance of processes of self-development of the child, his status as a subject of their own development. For that you need to balance initiatives adults and children to consider the motives and needs of participants in the educational process. New approaches to management to be the driving force, which can translate a pre-school establishment from operating in developing. Developing preschool is constantly working in the search mode. The child realizes their right to individual development in accordance with their needs, abilities and capabilities, the teacher develops their professional and personal qualities, the head ensures the success of children and teachers, the team organizes a variety of educational activities and creates conditions for preserving the health of the child. Thus, the model of management of pedagogical process brings together a team of educators, parents and children in a single educational space.

Текст научной работы на тему «Направления перспективного развития дошкольного образовательного учреждения»

УДК 373 ББК 74.104 Е 73

НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(Рецензирована)

Ермишина Елена Борисовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 213 23 27, е-mail: elena-ermishina@mail.ru

Аннотация. Перед современным образованием в сфере дошкольных образовательных учреждений стоит задача организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Дошкольные учреждения должны перейти в своей работе к инновационным формам, основанным на федеральных государственных требованиях и предложенных примерных основных общеобразовательных программах.

Воспитание творческой личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития. Для того необходимо сбалансировать инициативы взрослых и детей, учитывать мотивы и потребности участников образовательного процесса.

Новые подходы к управлению становятся движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. При этом ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагог развивает свои профессиональные и личные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов, коллектив организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность и создает условия для сохранения здоровья ребенка. Таким образом, модель управления педагогическим процессом объединяет коллектив воспитателей, родителей и детей в едином образовательном пространстве.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Программа развития ДОУ, финансовое обеспечение программы, кейс-метод, модель управления ДОУ, дополнительные образовательные услуги, стратегии развития ДОУ.

PROMISING DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

(Reviewed)

Еrmishinа Elena Borisovna,

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Economics Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 213 23 27, e-mail: elena-ermishina@mail.ru

Summary. Before modern education in the sphere of preschool educational institutions the task of organization of the integrated educational process. The preschool must move in his work towards innovative forms, based on Federal requirements and the proposed approximate basic educational programs.

Education of the creative personality involves the recognition of the importance of processes of self-development of the child, his status as a subject of their own development. For that you need to balance initiatives adults and children to consider the motives and needs of participants in the educational process.

New approaches to management to be the driving force, which can translate a pre-school establishment from operating in developing. Developing preschool is constantly working in the search mode. The child realizes their right to individual development in accordance with their needs, abilities and capabilities, the teacher develops their professional and personal qualities, the head ensures the success of children and teachers, the team organizes a variety of educational activities and creates conditions for preserving the health of the child. Thus, the model of management of pedagogical process brings together a team of educators, parents and children in a single educational space.

Keywords: preschool educational institution, preschool education, Federal state educational standard of preschool education, Program development, DOE financial support programs, case study, management model, DOE, additional educational services, development strategy DOE.

В государственной политике страны прослеживается приоритетное отношение к дошкольному образованию, понимание его значимости для совершенствования всей системы непрерывного образования. Дошкольное детство рассматривают как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Однако переход от парадигмы образовательной услуги к парадигме основного ресурса человеческого капитала государства обусловливает новые приоритеты в организации дошкольного образования.

В 2009 году приняты Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, стандартизирующие содержание дошкольного образования в условиях вариативности.

В 2012 году Федеральный закон № 273 - ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» впервые определил дошкольное образование в качестве первого уровня общего образования. Введение закона потребовало пересмотра путей развития дошкольного образования, что послужило основой для принятия приказа Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО).

Необходимо развитие системы повышения квалификации, призванной осуществлять непрерывное постдипломное образование работников дошкольных организаций на основе инновационных образовательных технологий, способствующих развитию творческого потенциала педагогов, их полноценной самореализации в профессии, расширению базовых профессиональных компетенций.

Родители, как одни из главных участников процесса реализации ФГОС, не всегда правильно понимают и осуществляют свои обязанности. В связи с этим, возникает проблема разработки учебно-методического обеспечения и программ подготовки педагогов и родителей к осознанному выполнению своих функций по образованию детей.

К основным направлениям развития системы дошкольного образования в Российской Федерации относят:

- доступное и качественное дошкольное образование;

- повышение качественного уровня педагогических кадров и увеличение социального статуса педагогической деятельности;

- государственно-общественный характер управления образованием;

- повышение экономической эффективности дошкольного образования.

На примере результатов деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» города Краснодара были разработаны перспективные направления развития ДОУ (дошкольного образовательного учреждения).

В связи с принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стала актуальной проблема создания Программы развития ДОУ, реализуемой в несколько этапов:

1 этап - Организационно-аналитический (2016 г.);

2 этап - Практический (2016-2019 гг.);

3 этап - Оценочно-обобщающий (2020 г.).

В таблице 1 отражены правовой аспект создания программы, цель, задачи реализации, возможности финансового обеспечения программы.

На первом этапе реализации Программы развития проводится анализ и оценка состояния развития ДОУ, определяются приоритеты и разрабатывается содержание Программы развития ДОУ.

На втором этапе осуществляется реализация основных мероприятий Программы развития в ДОУ, проводится текущий контроль в соответствии с планом реализации программы.

На третьем этапе дается оценка эффективности реализации Программы на предмет соответствия ожидаемым результатам, обобщаются результаты внедрения Программы развития в соответствии с требованиями новой государственной политики, прогнозируется дальнейшее развитие учреждения ДОУ.

Степень выполнения и реализации Программы в большей степени будут зависеть от субъективных условий, которые складываются в современный период вокруг системы образования, а более конкретно, в управленческих вопросах и финансировании.

Мероприятия по реализации Программы являются основой годового плана работы. Для реализации Программы есть условия внутреннего развития, хотя существуют и некоторые риски. Это отражено в СВОТ-анализе, таблица 2.

Для проведения контроля выполнения Программы необходимы следующие меры:

- отражать План мероприятий контроля в годовом плане ДОУ и тематике педагогических советов;

- наглядно оформлять Отчеты о мероприятиях по реализации Программ, публиковать результаты на сайте ДОУ, в СМИ;

- администрация должна отчитываться перед Педагогическим советом, родительским комитетом, общим родительским собранием;

Таблица 1

Паспорт Программы развития ДОУ «Детский сад»

Наименование программы Программа развития на 2016-2020 годы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» г. Краснодара

Основания для разработки программы - Федеральный Закон « Об образовании Российской Федерации от 29.12.2012.№ 273; -Федеральные государственные образовательные стандарты основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условий ее реализации; -Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Цель - реализация дошкольной образовательной Программы. Задачи: - создать психолого-педагогические и социальные условия, способствующие развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка; - разработать инвариантную и вариативную части образовательной программы дошкольного образования с учетом новых требований ФГОС ДО; - разработать и взять за основу при осуществлении образовательной деятельности систему комплексно-тематического, перспективного и календарного планирования образовательной и коррекционной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО; - строить взаимодействие с детьми в процессе непосредственно-образовательной деятельности на основе инновационных технологий, интегративных методов обучения и аутогенного подхода к оценке развития детей; - разработка модели детского межвозрастного сообщества как формы социально- коммуникативного развития детей и условий ее реализации; - совершенствовать систему физкультурно-оздоровительной и лечебно- профилактической работы в ДОУ, включая культуру здорового образа жизни и работу с семьями воспитанников; - развивать систему оценки освоения детьми образовательной программы путем использования целевых ориентиров; - развивать систему мониторинга в вопросах индивидуализации образования детей, оптимизации работы в группах, диагностики отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); - обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОУ в условиях современных требований; - продолжить работу по сопровождению и консультированию семей воспитанников по вопросам образования и развития детей дошкольного возраста общеобразовательных и ОВЗ групп по повышению уровня компетенции родителей в вопросах детской педагогики, психологии и логопедии. -содействовать активному включению родителей в образовательный процесс.

Цели и задачи программы

Финансовое обеспечение программы эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств; - спонсорская помощь, благотворительность; - участие в грантовых конкурсах; - деятельность, приносящая доход.

Таблица 2

СВОТ-анализ ДОУ «Детский сад»

Сильные стороны 1. Имеется большой практический опыт образовательной деятельности по реализации программных задач 2.Создана развивающая среда и комфортные условия пребывания детей в детском саду в том числе с ОВЗ 3. Высокая оценка деятельности ДОУ в социуме 4.Развивающая система контроля оценки качества деятельности сотрудников ДОУ 5. Пополнение материально- технической базы Слабые стороны 1.Недостаточное предоставление платных образовательных услуг, как способа повышения компетентности педагога З.Профессиональное выгорание 4. Прирост молодых педагогов, не имеющих опыта работы и обслуживающего персонала 5. Недостаточная оснащённость ИКТ оборудования в ДОУ 5. Недостаточный уровень владения техническими средствами в вопросах деятельности ДОУ

Возможности 1. Развитие системы повышения квалификации педагогических работников 2. Создание мотивационной программы заинтересованности педагогов и родителей с целью дальнейшего развития ДОУ 3. Внедрение новых идей и технологий 4. Повышение мотивации сотрудников Угрозы 1.Сложная экономическая ситуация в стране 2.Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе. 3. Изменение социальных потребностей и возможностей семьи 4. Демографические изменения.

- участвовать в экспертизе образовательной деятельности, самоэкспертизе, привлекать внешних экспертов;

- участвовать в городских, региональных семинарах, конференциях.

Предполагаемая Программа развития ДОУ не является застывшей, коллектив готов ее совершенствовать и уточнять. Судьба Программы, степень ее реализации будут определяться субъективными условиями, которые в ближайшее время сложатся вокруг системы образования, а именно в вопросах управления и финансирования

Целью деятельности ДОУ «Детский сад» в ходе реализации «Программы развития ДОУ» является обеспечение условий по организации образовательного пространства, расширяющего возможности всестороннего развития воспитанников ДОУ.

Методические условия обеспечивающие, реализацию образовательной стратегии.

1. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого воспитанника ДОУ и на основе этого выбор оптимальной стратегии развития его способностей и обучения. Разработка специалистами методических рекомендаций для воспитателей и родителей, создание «портфолио» для каждого ребенка.

2. Разработка технологий организации работы с детьми, позволяющих реализовать право детей на выбор тех или иных видов деятельности и способов

её организации, в процессе работы: в детской комнате, комнате правил дорожного движения (ПДД) и др.

3. Внедрение в практику функционирования Семейной гостиной, предоставляющей возможность включения родителей во все формы детской активности, участие в проведении занятий с детьми и организации досуговой деятельности.

4. Разработка комплекса диагностических методик, позволяющих оценивать эффективность представления детям свободы выбора в ходе осуществления образовательного процесса ДОУ.

5. Выбор оптимальных форм и методов методической работы с воспитателями и педагогами, позволяющих научить их моделированию педагогических условий, обеспечивающих свободу выбора воспитанникам ДОУ.

6. Активное использование игротехнических технологий создания творческих «команд» при организации методической работы с сотрудниками детского сада и родителями детского сада.

Применительно к работе ДОУ рассматривается 3основных вида возможных стратегий развития.

1. Стратегия сохранения, задачами которой являются:

- анализ образовательной ситуации в ДОУ, выявление причин возникновения проблем и путей их решения;

- разработка стратегий привлечения дополнительного клиента и их внедрения.

2. Стратегия повышения прибыльности, задачами которой являются:

- повышбение прибыльности ДОУ и рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств финансирования;

- привлечение дополнительных средств финансирование ДОУ;

- проведение мониторинга на предмет расширения услуг представляемых детским садом.

3. Стратегия повышения конкурентоспособности ДОУ, задачами которой являются:

- повышение конкурентной способности сада за счет повышения качества образовательного процесса;

- расширение количества образовательных услуг.

В ДОУ «Детский сад» разработан курс «Управление качеством дошкольного образования», предусматривающий обучение педагогов и родителей на основе кейс-метода. Это необходимо для развития системы повышения квалификации, призванной осуществлять непрерывное постдипломное образование работников дошкольных организаций на основе инновационных образовательных технологий, а также для подготовки родителей к осознанному выполнению своих функций по образованию детей.

Для решения этой проблемы в ДОУ «Детский сад» разработан курс «Управление качеством дошкольного образования», предусматривающий обучение педагогов и родителей на основе кейс-метода. Тематика и примеры кейсов для педагогов и родителей представлены в таблице 3.

Такая организационная модель управления ДОУ позволяет:

- осуществить мобилизацию всего коллектива на эффективное развитие учреждения;

- расширить степень влияния каждого субъекта управления на качество протекания управленческого процесса;

- способствовать налаживанию взаимодействия между специалистами, педагогами и родителями воспитанников, важнейшего условия развития ДОУ;

- перейти от технологии управления качеством по целям связанную с программно-целевым управлением, на технологию управления качеством по результатам;

- способствовать дальнейшей демократизации управления учебно-воспитательным процессом.

В ДОУ «Детский сад» для расширения познавательного развития детей было проведено анкетирование среди родителей на тему: «Какие дополнительные образовательные услуги хотели бы вы получить в нашем детском саду?». Также был проведен социальный опрос среди педагогов на тему: «Какие дополнительные образовательные услуги вы можете предоставить в нашем детском саду?»

Был определен спрос на дополнительные образовательные услуги и сделан анализ имеющихся ресурсов (материально-техническое оснащение, педагогический состав, профессиональная компетентность педагогов).

В результате разработаны программы кружка по фортепиано «Шаг за шагом» музыкальным руководителем, кружка по шахматам «Сказки в шахматной стране» и кружка по бисероплетению «Волшебная бусинка». Также были определены цены предлагаемой услуги, отражены в таблице 4.

Таблица 3

Тематика кейсов по курсу «Управление качеством дошкольного образования»

Тип кейса Наименование тем кейса Время выполнения

Организационный Повышение статуса дошкольного образования 2,5 месяца

Деятельностный Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования 2,5 месяца

Коммуникативный Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства образовательных программ, требований к их структуре и результатам освоения 2,5 месяца

Методический Сохранение единства образовательного пространства России относительно уровня дошкольного образования 2,5 месяца

Таблица 4

Дополнительные образовательные услуги

Наименование платных дополнительных образовательных услуг Цена, руб. за одно занятие на одного ребенка (30 мин.)

1. Занятие в кружке «Шаг за шагом» 50 8 занятий в месяц - 400

2. Занятие в кружке «Сказки в шахматной стране» 40 8 занятий в месяц - 340

3. Занятие в кружке «Волшебная бусинка» 40 8 занятий в месяц - 340

В итоге можно сделать вывод, что перспективные направления развития ДОУ «Детский сад» направлены на получение социального эффекта:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Для ДОУ - повышение конкурентоспособности учреждения.

2. Для воспитанников - получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка. Формирование основных компе-тентностей (мотивационной, учебно-познавательной, коммуникативной), умений и навыков.

3. Для педагогического коллектива - совершенствование профессиональной компетенции, повышение уровня педагогического мастерства.

4. Для семьи - сохранение и укрепление здоровья ребенка, всестороннее развитие и формирование личности ребенка, подготовка к обучению в школе.

5. Для социума - распространение опыта работы ДОУ, повышение доступности качественного образования, улучшение качества реализации образовательной деятельности, повышение эффективности использования бюджетных средств.

Таким образом, формируется общественно-государственная система воспитания детей, учитывающая интересы и актуальные потребности современного российского общества и государства.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. - М.: Просвещение, 2014. - 234 с.

2. Веретенникова В.Б. Структурно-функциональная модель образовательного процесса в современной системе дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. - С. 102-111.

3. Веретенникова В.Б. Структурно-функциональная модель качества компетентностно-ориентиро-ванного образовательного процесса в системе дошкольного образования // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 5. Часть 2. - С. 76-81.

4. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. - М: Новая школа, 2011. - 48 с.

5. Каняшина О.А. Управление ДОУ в режиме развития // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - № 4. - С.17-30.

6. Полякова М.Н. Педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить! // Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Выпуск №2. -СПб: Академия постдипломного педагогического образования. - 24-25 марта 2014 года.

7. Пронина А.Н. Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. - 162 с.

8. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников. - М.: Линка-Пресс, 2011. - 320 с.

9. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. -М.: Педагогическое общество России, 2013. - 80 с.

10. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для руководителей ДОУ. - М.: АРКТИ, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.