Научная статья на тему 'Направления инновационного развития предприятий мясной промышленности России'

Направления инновационного развития предприятий мясной промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1624
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / MEAT-PROCESSING INDUSTRY / INNOVATION DEVELOPMENT / PRODUCT INNOVATIONS / PROCESS INNOVATIONS / MARKETING INNOVATIONS / ORGANIZATION INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев А. А.

В статье показана роль инноваций в развитии предприятий мясной промышленности. Дается оценка эффективности инновационной деятельности, и выявляются ограничения инновационного развития предприятий отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN INNOVATION DEVELOPMENT OF MEAT-PROCESSING INDUSTRY ENTERPRISES

The author examines the role of innovations in development of enterprises in the meat-processing industry. The paper presents an assessment of innovation activity efficiency and identifies limitations of innovation development of meat-processing enterprises.

Текст научной работы на тему «Направления инновационного развития предприятий мясной промышленности России»

Системное изучение влияния указанных факторов на динамику металлопотребления может способствовать улучшению основных технико-экономических по -казателей деятельности предприятий машиностроения. По оценке специалистов в области технологии машиностроения, в перспективе до 2015 г. основным по удельному весу останется парк металлорежущих станков , доля которого в настоящее время составляет почти 58%. Разработка, например, долгосрочных государственных станкостроительных программ должна определяться прежде всего на основе учета динамики структурно-технологических изменений в черной и цветной

металлургии, которые с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать.

1. Браун Т Ключ к высоким технологиям // Промышленность Казахстана. 2006. № 2.

2. Рустенова Э.А. Электроэнергия в машиностроении. Шымкент, 2009.

3. Сухарев О.С. Экономика технологического развития. М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Татарских Б.Я. Организационно-экономические проблемы повышения эффективности машиностроения России. Самара: Артель, 2008.

УДК 338.45:637.5 А.А. Соловьев

□ ЛПГЛШШПП □□□□□ЛЩШШППШМС ГЛГППГПП

В статье показана роль инноваций в развитии предприятий мясной промышленности. Дается оценка эффективности инновационной деятельности, и выявляются ограничения инновационного развития предприятий отрасли.

Ключевые слова: мясная промышленность, инновационное развитие, продуктовые инновации, процессные инновации, маркетинговые инновации, организационные инновации.

A.A. Solovyev

TRENDS IN INNOVATION DEVELOPMENT OF MEAT-PROCESSING INDUSTRY ENTERPRISES

The author examines the role of innovations in development of enterprises in the meat-processing industry. The paper presents an assessment of innovation activity efficiency and identifies limitations of innovation development of meat-processing enterprises.

Key words: meat-processing industry, innovation development, product innovations, process innovations, marketing innovations, organization innovations.

Современные процессы, происходящие в мировой экономике, накладывают свой отпечаток на условия функционирования как национальных экономик в целом, так и отдельных фирм-производителей товаров и услуг. Постепенно формируется новое восприятие продукта, внедряются новые подходы к организации производственного процесса. Развитие производственных мощностей опережает развитие потребительского спроса, в связи с этим возникает жесткая конкуренция среди производителей товаров и услуг за рынки сбыта. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что будущее принадлежит тем предприятиям, которые сумеют использовать все возможности для удовлетворения потребностей покупателей, отказавшись от всего лишнего в пользу повышения качества своего продукта и его доступности для любого потребителя в любом месте земного шара. Любая организация, которая хочет выжить и преуспеть в новой внешней среде, должна работать над постоянными улучшениями на системной основе, используя множество инструментов и методов, разработанных специально для этой цели. Улуч -шения касаются как технологий, качества продуктов и услуг, так и качества менеджмента.

Ужесточение масштабов конкуренции в значительной степени повышает требования к инновационной составляющей деятельности российских предприятий мясной промышленности. Приход на рынок новых производителей сокращает жизненные циклы продуктов,

несмотря на сильную традиционность вкусов россиян, т.е. увеличивается частота рождения новых продуктов, а следовательно, частота переоснащения производства и перехода на новые технологии. Стратегия повышения конкурентоспособности мясоперерабатывающих предприятий предполагает их ориентацию на инновационное развитие, причем инновации должны быть комплексными, охватывающими все функциональные сферы деятельности предприятия. Особое внимание следует уделять формированию маркетинговой ориентации и созданию условий для развития инноваций, поскольку инновации являются единственным уникальным ресурсом предприятия, ключевой компетенцией, которую крайне сложно скопировать конкурентам [1, с. 67]. Именно инновации могут помочь предприятиям повысить свою конкурентоспособность, обеспечить выгодную конкурентную позицию на рынке и успешно преодолеть кризисные тенденции [3, с. 51].

Значительная часть нововведений в пищевой, и в том числе в мясной, промышленности осуществляется крупнейшими транснациональными и национальными компаниями. На флагманов пищевой промышленности работают целые научно-исследовательские институты. Для них процесс нововведений □ не просто неотъемлемая часть каждодневной работы, но и чуть ли не единственная возможность развития. Так, круп -нейшая в мире компания по производству продуктов питания Шт^егП (около 400 торговых марок, среди

которых □Са!уеП, Шр1:опП, «Не!!тапп 0П) с оборотом 48 млрд дол. тратит на научные исследования до 2,5% от своего объема продаж. Еще 10 лет назад этот показатель составлял 1,9%.

Кроме того, во многом инновационной предприимчивости предприятий мясной промышленности способствует взаимодействие их в рамках корпоративных структур (объединений, товариществ, обществ). Значительная доля инновационных предприятий входит в состав корпоративных структур, доля же неинновационных организаций среди аналогичных структур гораздо ниже. Преимущества такого взаимодействия определяются прежде всего финансовой выгодой от объединения и оптимизации денежных потоков; возможностью сэкономить на привлечении кредитов, снизив процентные ставки по ссудам банка, входящего в корпорацию; снижением затрат на исследования, разработки и освоение новых изделий; расширением рынков сбыта выпускаемой продукции. Подавляющая часть головных организаций таких корпоративных структур сосредоточена в России.

Основными видами инноваций в мясной промыш -ленности являются продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные.

Продуктовые инновации □ преобладающий вид инноваций в мясной промышленности; главным результатом инновационной деятельности многие предприятия называют расширение ассортимента. При этом в своем большинстве продуктовые инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве.

Понятие продуктовой инновации в мясной промышленности в основном подразумевает разработку нового рецепта либо изготовление продукции по восстановленным старым рецептам. Вопрос, насколько все это действительно инновации, остается открытым; предположение, что большинство из них носит «космети-ческийп характер, подтверждается данными о доле процессных инноваций.

Полагаем, что направления продуктовых инноваций в мясной промышленности должны определяться с учетом тенденций продовольственного рынка (российского и мирового) □ возрастания интереса к продуктам здорового питания, к полуфабрикатам и готовым продуктам, не требующим домашней обработки, к удобству потребления продуктов. К тому же перечисленные сегменты рынка являются наиболее быстрорастущими, т.е. получить отдачу от инноваций предприятие может в относительно короткий срок.

Важнейшим элементом пищевого продукта является его упаковка. По данным Всемирной упаковочной организации ^РО), в ряде развивающихся стран до 50% сельхозпродуктов портится и не доходит до потребителей из-за отсутствия необходимой упаковки, в то время как в развитых странах, где упаковочные технологии соответствуют современному уровню, порче под -вержено лишь 2 □ 3% продукции. Несмотря на положительные результаты развития упаковочного производства в России ощущается существенный недостаток выпуска и реализации ряда упаковочных материалов и изделий. Один из показателей такого положения □ низкое по сравнению с целым рядом стран потребление упаковки на душу населения. Если в Канаде, Японии, США, Франции и Германии этот показатель составляет

соответственно 450, 425, 395, 250 дол., то в России □ порядка 70 дол.

В настоящее время для упаковки мясопродуктов применяют самые разнообразные материалы: целлофан, полимерные и комбинированные материалы, жесть, стекло, алюминий и др. Большое распространение получают удобные лотки для хранения мясных, рыбных изделий или полуфабрикатов, особенно позволяющие разогревать продукт. Кроме того, при выборе упаковки строго учитывают степень готовности пищевого продукта, например свежему мясу или рыбе требуется газопроницаемая упаковка, а кулинарным изделиям □ непроницаемая.

Одно из приоритетных направлений пищевых технологий XXI в. □ предотвращение потерь, сохранение качества и обеспечение биологической безопасности продуктов питания на всех стадиях производства и последующего хранения. В настоящее время общепризнанно, что потеря качества пищевой продукции вследствие поражения микроорганизмами наиболее распространена и значительно превышает негативные воздействия физических, химических и биохимических факторов. В этой связи одно из основных направлений работы ученых проблемной научно-исследовательской лаборатории биологической защиты сырья и продуктов питания МГУ прикладной биотехнологии □ разработка упаковочных материалов, обладающих фунгицидными свойствами , предназначенных для пролонгированной защиты поверхности продуктов питания от поражения плесневыми грибами. Разработаны методы модификации полимерных материалов антимикробными соединениями, обладающими выраженной фунгицидной активностью, что позволяет существенно увеличить сроки хранения пищевых продуктов.

Для противоплесневой защиты и длительной сохранности вкусовых качеств широкого ассортимента сырокопченых, варено-копченых, полукопченых колбас, мясной деликатесной продукции ученые МГУ прикладной биотехнологии разработали и внедрили в производство эксклюзивные комплексные пищевые добавки □Дела- септП и «Микосепт» предназначенные для обработки путем замачивания натуральных и искусственных белковых колбасных оболочек. Эти добавки можно также использовать для обработки поверхности различного рода вареных колбас, сосисок, сарделек, шпикачек и другой ординарной колбасной продукции, производимой в натуральных и искусственных белковых оболочках [6, с. 60].

В связи с обострением экологической ситуации, связанной с утилизацией полимерных упаковочных материалов, в середине 1970-х гг. ученые обратили внимание на возможность использования биополимеров для производства биоразлагаемой упаковки. Развитию рынка биополимеров в Европе способствуют программы по раздельному сбору компостируемых отходов и специальные директивы, предусматривающие штрафы за совместное захоронение отходов различного вида. Поэтому ученые всех стран активно работают над созданием как биоразлагаемых упаковочных материалов, так и съедобных упаковок.

Доля процессных инноваций в отечественной мясной промышленности относительно низка. Это значит, что до сих пор многие предприятия не производят реконструкции устаревших мощностей, не внедряют но-

вых принципов организации работы и очень медленно усовершенствуют свою ИТ-инфраструктуру. Для большинства предприятий, осуществляющих процессные инновации, первым шагом явился качественный пересмотр своих ассортиментных позиций или связанная диверсификация, потребовавшие закупки нового оборудования и соответствующего внедрения адекватных информационных систем.

Низкий удельный вес процессных инноваций в мясной отрасли объясняется относительно более высокой их стоимостью, которую предприятия, функционирующие в условиях недостатка собственных финансовых ресурсов, просто не могут себе позволить. Полагаем, что в условиях глобальной конкуренции роль процессных инноваций должна быть восстановлена, по -скольку они дают предприятию более устойчивые конкурентные преимущества (не только в качестве продукции, но и в уровне издержек производства), нежели продуктовые нововведения.

Основными направлениями процессных инноваций в мясной промышленности являются усовершенствования техники и технологии, касающиеся увеличения сроков хранения пищевых продуктов, внедрения современных методов водоподготовки и водоочистки, а также методов микробиологического контроля [7, с. 12]. Но самые новые научные исследования касаются использования нанотехнологий в производстве продовольствия (так называемого наноеда). Нанотехнологии могут предоставить мясоперерабатывающим предприятиям уникальные возможности по контролю качества и безопасности продуктов в процессе производства. Речь идет о диагностике с применением различных наносенсоров, способных быстро и надежно выявлять в продуктах наличие загрязнений или неблагоприятных агентов. Еще одна область нанотехнологии □ это разработка методов транспортировки и хранения продуктов, ведь упаковка не менее важный фактор современной пищевой продукции, чем ее содержание. По предварительным оценкам, массовое производство таких нанотехнологических упаковок начнется к 2012 г.

Как было отмечено выше, доля маркетинговых инноваций на предприятиях мясной промышленности в настоящее время очень низка, что является существенной слабой стороной деятельности предприятий. Ведь вывод на рынок продуктов иностранными компаниями происходит менее затратно по сравнению с отечественными. Причина тому □ мощнейшая практическая база и технологии маркетинга, рекламы и продвижения товара, в которых иностранные компании являются но -сителями знаний.

Организационные инновации предполагают преобразование многих элементов системы управления предприятием. В целом система управления предприятием в условиях предпринимательского типа стратегического поведения должна быть:

□ инновационной, т.е. способной к инновациям относительно не только продуктов и процессов, но и структур , использования человеческого потенциала, снабжения, контроля запасов, маркетинга, обслуживания;

□ адаптационной, т.е. способной приспособиться к изменениям в поведении работников организации, предпочтениях клиентов, ожиданиях инвесторов, правовых нормах, доступности ресурсов на глобальном рынке, стратегиях конкурентов;

□ эффективной, т.е. способной к удержанию длительного преимущества над конкурентами в сфере продуктов, производительности, удовлетворенности персонала, лояльности клиентов, качества и легкости обслуживания товаров.

Главными направлениями организационных инноваций в мясной промышленности являются: применение современных систем контроля качества и сертификации, реализация мер по развитию персонала, внедрение современных (на основе организационных технологий) методов управления.

Таким образом, инновационная активность предприятий мясной промышленности пока недостаточна для обеспечения и повышения их конкурентоспособности . Полагаем, что главными факторами, ограничивающими распространение инноваций в отрасли, являются экономические □ недостаток собственных финансовых ресурсов, высокая стоимость нововведений, длительный срок их окупаемости, а также недостаточная финансовая поддержка со стороны государства.

В составе внутрипроизводственных факторов, препятствующих инновациям, наибольшее беспокойство вызывает низкий инновационный потенциал предприятий мясной промышленности, определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовностью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений, недостатком информации о новых технологиях, рынках сбыта, низкими кооперационными связями.

Таким образом, использование инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества российскими предприятиями мясной промышленности в современных условиях является императивом. В настоящее время ситуация такова, что лишь небольшая часть лидирующих пищевых компаний может выступать крупными заказчиками дорогостоящих технологических и организационных инноваций, в то время как значительная часть средних предприятий ориентируется на сравнительно недорогие и гибкие решения. Поэтому решение проблемы активизации инновационной деятельности на микроуровне невозможно без участия государства. Среди основных мер государственной поддержки этого направления развития можно назвать увеличение выделяемых бюджетных средств на НИОКР и повышение координации усилий научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих организаций, создание условий для повышения восприимчивости бизнеса к инновационному развитию.

1. Васильева Н.А. Концептуальные подходы к исследованию стратегического потенциала предприятия // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

2. Кайшев В.Г. Основные тенденции развития мясной индустрии России // Мясная индустрия. 2007. № 3.

3. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Применение модульного подхода в инновационном процессе // Вестник СГСЭУ. 2010. № 33.

4. Кузнецова Л. С. и др. Традиции и инновации в упаковке пищевых продуктов // Пищевая промышленность. 2008. № 6.

5. Лисицын А.Б. Состояние и тенденции развития мясной отрасли и науки о мясе // Все о мясе. 2009. № 12.

6. Ухарцева И.Ю. Упаковочные материалы в мясной отрасли // Мясная индустрия. 2009. № 11.

7. Титов Е.И. и др. Российский рынок технологического оборудования для отрасли // Мясная индустрия. 2009. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.