Научная статья на тему 'Направления и проблемы развития дополнительного профессионального образования в отрасли печати'

Направления и проблемы развития дополнительного профессионального образования в отрасли печати Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУПЕНЧАТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SKILLS / EDUCATION / RETRAINING / IMPROVEMENT OF EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / LIFELONG EDUCATION / EDUCATION LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пухнатый Ф. А.

Подготовка высококвалифицированного персонала для обеспечения адекватного мировым тенденциям развития экономики является необходимым условием реализации стратегии государства. Критически оценены этапы изменения политики подготовки персонала, обоснованы перспективные направления реформирования системы образования. Рекомендовано частичное использование западного опыта в предоставлении дополнительных образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пухнатый Ф. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions and problems of development of secondary vocational education in the printing industry

Directions and problems of development of secondary vocational education in the printing industry. Preparation of highly qualified staff to ensure adequate global trends in the development of the economy is necessary for the implementation of the strategy of the State. Critically evaluated stages training policy changes, grounded perspective directions of the reform of the education system. Recommended partial use Western experience in providing additional educational services.

Текст научной работы на тему «Направления и проблемы развития дополнительного профессионального образования в отрасли печати»

Пухнатый НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ДПО В ОТРАСЛИ ПЕЧАТИ Ф.А.

12.10. НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТРАСЛИ ПЕЧАТИ

Пухнатый Ф.А., аспирант, Национальный институт бизнеса

Контакты автора: slavica@mail.ru

Аннотация. Подготовка высококвалифицированного персонала для обеспечения адекватного мировым тенденциям развития экономики является необходимым условием реализации стратегии государства. Критически оценены этапы изменения политики подготовки персонала, обоснованы перспективные направления реформирования системы образования. Рекомендовано частичное использование западного опыта в предоставлении дополнительных образовательных услуг.

Ключевые слова: система повышения квалификации, образовательные структуры, переподготовка, модернизация образования, дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, ступенчатое образование

DIRECTIONS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE PRINTING INDUSTRY

Puhnatyj F.A., the post-graduate student, National institute of business

Annotation: Directions and problems of development of secondary vocational education in the printing industry. Preparation of highly qualified staff to ensure adequate global trends in the development of the economy is necessary for the implementation of the strategy of the State. Critically evaluated stages training policy changes, grounded perspective directions of the reform of the education system. Recommended partial use Western experience in providing additional educational services. Keywords: skills, education, retraining, improvement of education, secondary vocational education, lifelong education, education levels

В настоящее время в Российской Федерации роль инвестиций в человеческий капитал полностью ещё не осознана как на государственном уровне, так и предпринимателями. Это существенно отличает Россию от развитых западных и даже отдельных развивающихся стран, в которых человеческому капиталу уделяется много внимания, и ни у кого не вызывает сомнения в эффективности подобных инвестиций. Опыт США, Германии, Великобритании, Франции, Японии, Южной Кореи, Гонконга и других подтверждают, что подобная стратегия экономического развития является наиболее эффективной. Прирост душевого дохода в этих странах напрямую связан с повышением образовательноквалификационного уровня рабочей силы [5].

Сегодня на российских предприятиях практически отсутствует система развития персонала. Многие предприятия почти не вкладывают средства в обучение своих сотрудников. Зачастую сам работник оплачивает свое обучение. При этом основной мотивацией обучения для работника является желание сохранить свою работу и занимаемую должность.

Для формирования на предприятиях системы развития персонала ещё не созданы экономические условия, статистическая отчетность по различным формам обучения на фирмах не ведется, поэтому расчёт добавленной стоимости обучения персонала в настоящее время затруднителен.

В истории дополнительного профессионального образования в России в XX веке традиционно выделяют четыре основных периода.

Первый период можно назвать периодом организационного становления. В 1969 году система повышения квалификации и переподготовки кадров как единое целое впервые получила официальное признание правительственным постановлением.

Из разбросанной и неупорядоченной совокупности учебно-курсовых комбинатов, прообразов современных учебных центров дополнительного профессионального образования, были выделены отраслевые институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов как отраслевые центры дополнительного профессионального образования.

При этом вся система была раздроблена по многочисленным министерствам и ведомствам и не имела общей нормативной и методической базы, а словосочетание «дополнительное профессиональное образование» не было распространено.

Второй период начался в 1979 году. Высшим руководством СССР был сделан шаг к централизации и унификации этой системы. Было организовано Учебнометодическое управление по повышению квалификации руководящих работников и специалистов в составе Министерства высшего и среднего специального образования (МВиССО) СССР, введены жесткие единые требования к структуре учебных планов и программ повышения квалификации, публикации методических материалов.

Однако, при очень жестких и не всегда рациональных формальных требованиях, централизованное государственное регулирование дополнительного профессионального образования в этот период не касалось содержания образовательных программ, за исключением традиционных для того времени идеологических дисциплин, и в содержательном отношении программы были полностью отданы на откуп ведомствам.

Это в полной мере отвечало основным задачам повышения квалификации в рассматриваемый период: «свертывание» ценностной системы граждан к официальной идеологии, соответственно, запрет на индивидуализацию личностного развития, на качественные изменения сознания в процессе дополнительного профессионального образования, сведение содержания к количественному накоплению знаний, умений и навыков в узко-профессиональной сфере.

В этот период среди форм образования преобладали лекции, расчетно-практические работы, лабораторные практикумы, семинары по обмену опытом, стажировки на передовых предприятиях.

В то же время по инициативе ряда институтов повышения квалификации и под сильнейшим давлением

МВиССО СССР в отраслевых институтах стали внедряться такие формы образовательной деятельности как: изучение конкретных ситуаций, имитационные деловые игры, рожденные в СССР в 20-30-е годы XX века, прочно вошедшие в мировую практику профессионального образования и забытые на родине.

В те же годы, не дожидаясь официального разрешения и признания, появлялись различные средства личностного развития управленцев, не имеющие аналогов за рубежом.

Время широкого распространения форм настало с началом перестройки, ознаменовавшей качественно новый - третий - этап развития системы дополнительного профессионального образования.

В особенности с 1989 года, когда развитие демократических процессов стало играть ведущую роль в общественной жизни. Страна оказалась в преддверии рыночной экономики, возникла серьезная общественная потребность в ревизии системы ценностей, в переходе от фиксации знаний к проблематизации знаний, профессиональных и жизненных позиций, повышении роли мышления в управлении и производственной деятельности.

Одновременно в систему повышения квалификации (на 2-3 года раньше, чем в другие области деятельности) пришла рыночная система: большинство отраслевых институтов было снято с государственного финансирования, они получили полную свободу заключения договоров на оказание образовательных услуг - и в результате оказались в полной зависимости от реальных потребностей производства. К этому они были совсем не готовы.

Лекционно-семинарские формы занятий перестали пользоваться спросом, а новые формы развивались иными образовательными структурами. Традиционные учреждения повышения квалификации распадались или переходили на организацию зарубежных стажировок, пользуясь только что возникшей открытостью международных деловых связей и повышенным спросом на поездки за рубеж, пока еще недоступные частным лицам.

Это увлечение обучением за рубежом во многом носило спекулятивный характер: в качестве обучающих часто привлекались третьесортные зарубежные фирмы, большая часть средств тратилась не на учебный процесс, а на знакомство с западным образом жизни: проживание в «пятизвездочных» отелях, экскурсии и прочее. Качество таких образовательных услуг и их практическая полезность были очень низкими.

Конец этого периода и начало следующего совпали с гиперинфляцией 1992 года, которая сделала большинство традиционных предприятий неплатежеспособными, а рынок повышения квалификации и переподготовки, еле сформировавшись, рухнул.

Новое, только что появившееся поколение предпринимателей, еще не ощутило потребности в профессионализме, заменяя его остротой интуиции, энергичностью и отсутствием внутренних препятствий к решению своих проблем криминальными методами. Требование образования как элемента престижа при отсутствии у руководителей и специалистов формальных признаков образования в области бизнеса привело к возникновению целого ряда платных псевдобразова-тельных учреждений.

Спекулятивный характер экономики приводил к столь же спекулятивному характеру многих из тех образовательных институтов, которые были призваны

готовить слушателей к участию в экономической деятельности.

Повышение квалификации и переподготовка в технико-технологических и, тем более, гуманитарных областях были почти свернуты и лишь отчасти поддерживались государственной службой занятости в порядке переподготовки безработных граждан. Этот период в истории дополнительного профессионального образования - период многочисленных фирм-однодневок в форме различных школ бизнеса, непрофессиональных факультетов повышения квалификации в университетах, очень далеких по своему основному профилю от экономики и бизнеса как областей, пользующихся спросом, - можно назвать спекулятивным периодом.

Однако, как и в предыдущие периоды, в глубине видимых на поверхности явлений вызревали основания для принципиально иных процессов в образовательной сфере. Постепенно формировалась новая популяция образовательных учреждений, отличающихся осознанным стремлением к профессионализму. Этому способствовали и качественно новые международные связи с крупными зарубежными образовательными учреждениями. Удар, нанесенный переходной экономике событиями августа 1998 года, открыл дорогу профессионалам, ценность которых во всех областях экономической и социальной жизни возрастает в геометрической прогрессии.

Последние годы не принесли ничего существенно нового в области содержания и форм образования и в этом смысле гораздо беднее предыдущих периодов; однако происходящие ценностные изменения представляются гораздо боле важными: после периодов увлечения или узко-профессиональными знаниями-умениями-навыками, или формированием свободной, мыслящей личности, или получением дипломов и сертификатов - формирование профессионала как свободной, мыслящей личности, владеющей профессиональными знаниями, умениями, навыками и общекультурными нормами и имеющей соответствующий диплом - настоящий период уже синтезировал накопленные богатства и позволил перейти к новому качеству всей системы дополнительного профессионального образования.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года включительно и Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы определены основные цели и задачи модернизации образования.

Главной целью модернизации является создание механизма устойчивого развития системы образования, приведение ее в соответствие с запросами личности, общества и государства в XXI веке.

В федеральной концепции модернизации образования в Российской Федерации особая роль отводится непрерывному образованию, составной частью которого выступает дополнительное профессиональное образование.

Перед дополнительным профессиональным образованием ставятся следующие стратегические задачи:

- преодоление функциональной неграмотности выпускников высшей школы;

- вторичная профессиональная социализация выпускников высшей школы;

- повышение конкурентоспособности управленческого персонала и специалистов на рынке труда;

- усиление их мобильности и адаптивности на различных этапах трудовой самореализации.

Пухнатый НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ДПО В ОТРАСЛИ ПЕЧАТИ Ф.А.

Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации - это новый социальный институт, развивающийся с учетом потребностей рыночной экономики и перестраивающийся организационно, с целью приближения к потребностям рынков труда, а также структурируемый в соответствии с реальными возможностями использования потенциала различных учебных центров дополнительного профессионального образования и задачами целевых программ повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов с высшим образованием.

Деятельность таких учебных центров должна иметь соответствующее кадровое, учебно-методическое и информационное обеспечение, способствуя постоянному расширению и ассортимента образовательных услуг и повышению их качества.

В конце XX века в Париже прошла первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию. Причиной ее проведения стал факт признания всемирного кризиса в области высшего образования, который обусловлен тем, что многие высшие учебные заведения живут оторвано от жизни и не успевают за ее динамизмом.

В настоящее время человечество находится в новейшей фазе своего развития, которую специалисты называют информационной революцией и которая чем далее, тем отчетливее высвечивает нарастающий кризис существующей системы образования.

Суть этого кризиса заключается в неэффективности подготовки специалистов к тому, чтобы справляться на профессиональном, но даже на бытовом уровне с активно нарастающими потоками информации.

Например, чтобы овладеть всем тем, что предлагают программы подготовки специалистов в высшей школе, нынешний студент, по мнению специалистов, должен проводить 80% своего времени в сутки за учебниками. При этом ни один студент не в состоянии усвоить всю необходимую ему информацию. Это современное явление получило название «функциональной неграмотности ».

Кризис существующей системы высшего образования проявляется еще и в том, что она не успевает за теми изменениями, которые происходят в современном обществе. Например, в Российской Федерации это наиболее наглядно проявляется в том, что по отдельным направлениям профессиональной подготовки от 50 до 80% выпускников вузов не работают по специальности, так как уровень их квалификации не позволяет им выполнять в полном объеме свои профессиональные функции.

Кроме того, необходимо учитывать, что динамизм современной жизни сегодня таков, что специалисту уже не хватает однажды полученного высшего образования, чтобы полноценно выполнять свои профессиональные функции в обществе. Если двадцать-тридцать лет назад выпускнику университета хватало полученных профессиональных знаний практически на всю жизнь, то в настоящее время система этих знаний кардинально меняется в течении 5-7 лет. Особенно это заметно в отношении экономических и юридических специальностей.

Таким образом, современный специалист стоит перед проблемой постоянного обновления полученной однажды в высшей школе системы знаний. Не случайно ООН был выдвинут лозунг: «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».

Поэтому в современном мире альтернативой традиционному образованию становятся более гибкие по содержанию и более демократичные по форме модели непрерывного образования, выступающие условием развития гражданственности, социальной интеграции, достижения равных возможностей и занятости.

Непрерывное образование обеспечивает подготовленность специалиста к выполнению меняющихся профессиональных функций, его личностное и социальное развитие, творческую самореализацию. Во многих экономически развитых странах непрерывное образование ориентировано еще и на развитие образовательных программ для широких групп населения, причем без особой прагматической ориентации, как форма культурного досуга, показатель демократизации образования.

В современной России также становится очевидным, что только «образование через всю жизнь» помогает сохранить конкурентоспособность специалиста, предотвращает его выпадение из активной профессиональной деятельности.

Поэтому последнее десятилетие в Российской Федерации отмечено активными теоретическими и практическими поисками моделей непрерывного образования, отвечающим насущным потребностям XXI века. Идея непрерывного образования заложена, в частности, в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Как было отмечено выше, одной из форм непрерывного образования является дополнительное профессиональное образование. При этом специалисты обращают внимание на то, что во многих западных странах темпы развития дополнительного профессионального образования превосходят темпы развития традиционной системы учебных заведений.

Например, в США действует система так называемого «продолженного образования», являющаяся важной составной частью непрерывного образования взрослых, ведущая роль в котором отводится университетам. В целом в США треть всех университетов активно занимается дополнительным профессиональным образованием. При этом большое внимание уделяется связям между учебными заведениями и работодателями, как внутри страны, так и международным.

В системе «продолженного образования» во Франции важную роль играет Национальная ассоциация профессионального образования взрослых. Ее функции заключаются в регулировании рынка труда и адаптации специалистов к изменяющимся требованиям производства. Ассоциация включает около 130 учебных центров дополнительного профессионального образования, часть которых занимается педагогическими исследованиями в области дополнительного профессионального образования и составлением учебных программ.

В Германии в настоящее время активно действует и развивается система ступенчатого образования, ориентированная на различные отрасли. Ступенчатое образование предполагает не только обучение до ученой степени бакалавра или магистра наук, но и дальнейшее повышение квалификации специалиста на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

Причем повышение квалификации постоянно проходят не только бакалавры и магистры наук (третий уровень квалификации), но и специалисты второго и первого уровня квалификации, аналогичных российскому

среднеспециальному образованию (выпускники техникумов и училищ, колледжей соответственно). При этом, дополнительным профессиональным образованием в Германии занимаются не только учебные заведения (классические университеты и учебные центры), но и отрасли. Так, отрасль печати признала задачу повышения квалификации инженеров, техников и рабочих сферой своей деятельности. Объединение Принт-промоушн и фирма «Гейдельберг Друкмашинен АГ» решают эту задачу на уровне отрасли печати не только Германии, но и других стран Европы.

В развитых странах в высших учебных заведениях большое внимание уделяется оказанию дополнительных образовательных услуг студентам. При этом реализуются самые разнообразные дополнительные профессиональные образовательные программы, удовлетворяющие потребности, возникающие «здесь и сейчас».

В последние годы в Российской Федерации дополнительному профессиональному образованию также стало уделяться повышенное внимание. Развитие дополнительного профессионального образования в нашей стране в настоящее время носит во многом конъюнктурный характер, вызванный кардинальными переменами, произошедшие за последние годы.

Формирование нового информационного, экономического, социального, правового, политического и культурного пространства вызвали повышенную потребность в целом ряде специальностей и профессий, в постоянном обновлении имеющихся у специалистов профессиональных знаний и умений, в их готовности к переквалификации и усвоению инновационных форм и технологий профессиональной деятельности. Объективно появляются реальные возможности и условия освоения новейших научных достижений в различных отраслях профессиональной деятельности через дополнительное профессиональное образование.

Список литературы:

1. Volodymyr Oleksijovyc Abasnik, Ludwig Heinrich von Jakob (1759-1827), ein Hallescher Professor in Charkov und Sankt Petersburg, in: Europa in der Fruhen Neuzeit. Festschrift fur Gunter Muhlpfordt. Bd 7: Unbekannte Quellen; Aufsatze zu Entwicklung, Vorstufen, Grenzen und Fortwirken der Fruhneuzeit in und um Europa; Inhaltsverzeichnisse der Bande 1-6; Personenregister der Bande 1-7, hg. von Erich Donnert, Koln, Weimar, Wien 2008, S. 895—927.

2. Vladimir Abashnik (Abaschnik), Ludwig Heinrich von Jakob. In: The Dictionary of eighteenth-century German philosophers. General editors: Heiner F. Klemme, Manfred Kuehn. In 3 vol. London: Continuum International Publishing Group Ltd., 2010, Vol. 2: H - P, pp. 590-594.

3. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.

4. Shultz T. Investment in Human Capital. N.Y., London, 1971, p. 26-28;

5. Becker, Gary S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.

6. Владимирова М.П. Функционирование и развитие эффективных организаций в рыночной экономике: монография/М.П. Владимирова, Пухнатый Ф.А., Е.Е. Инякина; под ред. М.П. Владимировой-М.: Экономика,2010.-264с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Пухнатого Ф.А. «Направления и проблемы развития дополнительного профессионального образования в отрасли печати».

Проблема подготовки профессиональных кадров для обеспечения реализации инновационной стратегии

развития экономики требует анализа, выявленные резервы позволят сформировать адекватную систему подготовки персонала.

В статье рассмотрены исторические этапы развития системы профессионального образования в России, выявлены характерные особенности положительные и негативные стороны процесса. Автор акцентирует внимание на задачах, стоящих перед дополнительной профессиональной подготовкой кадров в соответствии с будущими требованиями глобальной экономики.

В этом ракурсе актуализируется «Образование через всю жизнь», аналогичное зарубежному. Расширение перечня профессий требует учета узкой специфики, что может быть реализовано при дополнительном образовании на основе усвоенных общенаучных знаний.

Статья Пухнатого Ф.А. содержит обоснованные теоретические подходы к решению важной народнохозяйственной задачи - формирования системы подготовки персонала, обеспечивающего инновационное развитие экономики на долгосрочную перспективу.

Вышеизложенное позволяет рекомендовать статью к публикации в рецензируемом журнале.

Национальный институт Бизнеса,

профессор,

д.э.н. И.И. Лютова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.