Научная статья на тему 'Направления государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономике'

Направления государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2061
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВЫЕ ДОХОДЫ / ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТЕНЕВЫХ ДОХОДОВ / АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ / SHADOW ECONOMY / SHADOW INCOME / SHADOW CAPITAL / FINANCIAL MONITORING / LEGALIZATION OF SHADOW INCOMES / AMNESTY OF CAPITALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Георгиева Елена Христовна

В статье представлены основные мнения и подходы к решению проблемы существования теневой экономики в РФ, обосновывается неэффективность репрессивных методов (формирования системы контроля, ужесточения законодательства, усиления наказания), предложены мероприятия, направленные на включение теневого бизнеса в легальный сектор экономики. Автор приходит к выводу, что эффективная государственная политика в отношении теневой экономики возможна только при одновременном применении экономических и административных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF THE STATE ECONOMIC POLICY IN THE SPHERE OF SHADOW ECONOMY CONTROL

The article reviews the main opinions and approaches dealing with the resolution of the issue of shadow economy in the Russian Federation. The author corroborates inefficiency of repressive methods (control system, increasing legislative pressure, upgrading of penalties) and suggests the measures aimed at the inclusion of the shady business into the official economy. It is concluded, that the effective state policy regarding the shadow economy is possible only with the simultaneous introduction of economic and administrative actions.

Текст научной работы на тему «Направления государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономике»

УДК 338.2

Георгиева Елена Христовна

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Georgieva Elena Khristovna

DIRECTIONS OF THE STATE ECONOMIC POLICY IN THE SPHERE OF SHADOW ECONOMY CONTROL

Аннотация:

В статье представлены основные мнения и подходы к решению проблемы существования теневой экономики в РФ, обосновывается неэффективность репрессивных методов (формирования системы контроля, ужесточения законодательства, усиления наказания), предложены мероприятия, направленные на включение теневого бизнеса в легальный сектор экономики. Автор приходит к выводу, что эффективная государственная политика в отношении теневой экономики возможна только при одновременном применении экономических и административных мер.

Ключевые слова:

теневая экономика, теневые доходы, теневой капитал, финансовый мониторинг, легализация теневых доходов, амнистия капиталов.

Summary:

The article reviews the main opinions and approaches dealing with the resolution of the issue of shadow economy in the Russian Federation. The author corroborates inefficiency of repressive methods (control system, increasing legislative pressure, upgrading of penalties) and suggests the measures aimed at the inclusion of the shady business into the official economy. It is concluded, that the effective state policy regarding the shadow economy is possible only with the simultaneous introduction of economic and administrative actions.

Keywords:

shadow economy, shadow income, shadow capital, financial monitoring, legalization of shadow incomes, amnesty of capitals.

В настоящее время на всех уровнях государственного управления пришло осознание факта неразрывной связи коррупции и теневой экономики. Связь эта в нашей стране уже успела приобрести статус системной проблемы. «Глава Росстата Александр Суринов не так давно заявил, что теневая экономика России составляет 16 % ВВП и в ней заняты примерно 13 млн человек, что составляет 17-18 % экономически активного населения» [1].

Вопросы государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономике являются чрезвычайно сложными и спорными, что приводит к возникновению диаметрально противоположных мнений и практических подходов к их разрешению: от усиления карательных мер (репрессивный подход) до значительной либерализации экономических отношений и соответствующего законодательства (радикально-либеральный подход).

Репрессивный подход предполагает усиление и расширение полномочий соответствующих государственных служб вплоть до формирования системы тотального контроля; ужесточение законодательства и усиление мер наказания. В рамках первого подхода на основе анализа существующего законодательства по противодействию легализации теневых доходов [2; 3] О.С. Говор предлагает ввести в существующее законодательство изменения, связанные с сокращением доли наличных платежей и стимулированием безналичных расчетов; пересмотром в сторону увеличения штрафных санкций [4].

Однако применение исключительно репрессивных методов приведет к тому, что власть столкнется с сопротивлением как «теневых» предпринимателей, так и немалой части наемных рабочих, для которых теневой сектор экономики является стабильным источником дохода. В целом, по мнению экспертов, использование репрессивных методов не приведет к существенному наполнению государственной казны, однако может грозить ростом социальной напряженности вследствие всплеска безработицы, ослабления кадрового потенциала топ-менеджмента экономики (по причине возможного бегства способных предпринимателей за границу с вывозом капитала) и т. д. [5].

Поэтому не вызывает сомнений, что эффективная государственная экономическая политика по отношению к теневому сектору экономики возможна лишь при соблюдении баланса административных и экономических мер.

Анализ мирового опыта показывает, что противодействие теневой экономике посредством репрессивно-административных методов малопродуктивно. В связи с чем необходимо найти такие экономические решения, которые приведут в равновесие интересы государства и бизнес-сообщества.

В настоящее время наиболее проблемными зонами в плане противодействия теневой экономике являются следующие:

1) денежное обращение, в сфере которого криминализация наиболее опасна для общества, поскольку ведет к криминализации экономической системы в целом;

2) отношения собственности, в первую очередь в топливно-сырьевой сфере, в строительстве, в сельском хозяйстве и связанных с ним земельных отношениях;

3) внешнеэкономическая деятельность, посредством которой наиболее эффективно осуществляется незаконный экспорт капитала;

4) потребительский рынок, в наибольшей степени имеющий черты теневой экономики: от уклонения от уплаты налогов и «серой» зарплаты работников до осуществления незаконной предпринимательской деятельности.

Среди направлений деятельности государства в противодействии теневой экономике можно выделить амнистию теневых капиталов и легализацию теневых доходов.

В разрезе проблемы амнистии теневых капиталов интерес представляет исследование Н.И. Протопоповой, считающей основными целями подобной амнистии, во-первых, выведение избежавших налогообложения денежных средств; во-вторых, формирование источника инвестиционных ресурсов. Автором обозначены виды правонарушений и объекты, подлежащие амнистии: денежные средства, полученные путем ухода от налогообложения; а также сроки амнистии - до девяти месяцев, с тем чтобы все желающие имели возможность использовать предоставленное государством право, а владельцы зарубежной недвижимости и иностранных ценных бумаг, пожелавшие их амнистировать, успели бы реализовать их и осуществить перевод полученных средств на счета уполномоченных банков. При расчете платы за амнистию теневых капиталов Н.И. Протопопова предлагает оплачивать ее по нулевой процентной ставке с условием инвестирования амнистированного капитала в российскую экономику сроком на 10 лет, обосновывая это тем, что такая ставка обеспечивает баланс интересов, поскольку одновременно выгодна государству (дополнительный источник инвестиций) и привлекательна для владельцев теневого капитала [6].

Проблема легализации теневых доходов в настоящее время занимает первое место среди мероприятий по нейтрализации теневого сектора экономики. По мнению A.C. Аджиковой, основой действующего механизма легализации доходов теневого сектора экономики должно стать сочетание различных методов и форм оказания воздействия - административных, экономических, правовых, ведущими из которых являются мероприятия по сокращению налогооблагаемой базы, реконструированию налоговой задолженности для малого и среднего бизнеса, переносу основного бремени налогообложения из производственной области в область личного потребления [7].

Сегодня государством применяются различные меры, в том числе реформируется налоговая система, что способствует выводу части доходов из необлагаемой налогами теневой сферы; ужесточается борьба с коррупцией; предпринимаются попытки по возвращению уже вывезенных и прекращению вывоза капиталов путем формирования более позитивного инвестиционного климата; выявляются различные подпольные производства (например ликероводочной продукции) и пресекается их деятельность; усиливается контроль финансовых потоков, препятствующий отмыванию незаконных доходов.

В стране действует пакет антикоррупционных федеральных законов, в соответствии с которыми введены антикоррупционные стандарты, то есть единая система разрешительно-запретительных ограничений в соответствующих областях деятельности; предоставление в обязательном порядке сведений, касающихся доходов и имущества государственных служащих, членов их семей; часть предметов ведения государственных органов передана саморегулируемым организациям.

Противодействие теневым операциям требует создания комплексной системы по контролю экономики, которая должна быть основана на сборе и анализе информации о хозяйственной деятельности организаций и физических лиц и последующем обмене этой информацией между уполномоченными государственными органами.

При формировании экономической политики по отношению к теневой экономике необходим учет трех обстоятельств. Первое - исключено возвращение к исключительному преобладанию государственной собственности и административно-командной распределительной системе. Второе - на первом месте в новой реформированной экономике должны находиться интересы российских производителей и потребителей. И, наконец, третье - реализация экономических реформ требует приведения в действие всех заинтересованных сил, в том числе и тех, которые работают в тени.

Учитывая вышесказанное, следует, с одной стороны, осуществить изменение общих условий хозяйствования, с другой стороны, реализовать специальную программу по включению те-

невой экономики в легальный сектор. Для формирования и поддержания благоприятной для бизнеса правовой и хозяйственной среды необходимо постоянное корректирование правовых условий предпринимательской деятельности, приоритетное по отношению к усилению репрессивноправовых методов.

Сегодня становится опасно отставлять в сторону проблему легализации теневой экономической деятельности. Возникла необходимость в разработке конкретной программы по легализации доходов теневого сектора экономики с участием в работе специалистов во всех сферах экономики и права.

При этом, на наш взгляд, особое внимание необходимо уделить мерам, направленным на противодействие подпольному бизнесу, занятому в производстве услуг и товаров народного потребления. К первоочередным мерам в данном направлении следует отнести:

- изменения в налоговом законодательстве, направленные на реализацию возможности выхода бизнеса из теневого сектора экономики;

- облегчение процедур оформления вновь создаваемого предприятия для перекрытия возможностей коррупции чиновничьего аппарата;

- создание условий невозможности осуществления подпольного бизнеса в любой форме, для чего необходимо усиление мер административной и уголовной ответственности для подпольных производителей, установление против незаконных предпринимателей жестких экономических санкций в соответствии с их доходами и нанесенным обществу ущербом.

Результаты, полученные при реализации государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономике, определят дальнейший путь развития российской экономики и, как следствие, общества в целом. Российская экономика либо твердо реализует свой значительный потенциал роста, либо при ее дальнейшем формировании будут преобладать узкогрупповые интересы, обрекающие на низкий жизненный уровень основную массу населения. Будем надеяться, что России предстоит эволюционное изменение теневой экономики, сопровождающееся смягчением и легализацией одних теневых сфер деятельности и неминуемых исчезновением других, неприемлемых в цивилизованном обществе.

Ссылки:

1. Пономаренко А. Теневой бизнес в цифрах [Электронный ресурс] // Forbes. 2011. URL: http://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/65945-tenevoi-biznes-v-tsifrah (дата обращения: 19.07.2014).

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // НПП «Гарант Сервис». URL: http://base.garant.ru/12164203/#ixzz35dsyaQt5 (дата обращения: 19.07.2014).

3. Федеральный закон от 17 июля 2009 г.№ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [Электронный ресурс] // НПП «Гарант Сервис». URL: http://base.gar-ant.ru/195958/#ixzz35dtZLUKn (дата обращения: 19.07.2014).

4. Говор О.С. Проблемы легализации доходов в Российской Федерации : состояние и перспективы // Экономика. 2012. № 3 (19).

5. Котов К.В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика. 2010. № 6. С. 26-33.

6. Протопопова Н.И. Экономическая амнистия как институт согласования интересов общества, бизнеса и государства // Финансы и бизнес. 2008. № 1. С. 21-27.

7. Аджикова А.С. К вопросу о легализации теневой экономической деятельности // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Серия 5, Экономика. 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.