Научная статья на тему 'Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг как новые виды налоговых проверок'

Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг как новые виды налоговых проверок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голосная Ольга Геннадиевна

Статья посвящена налоговому контролю трансфертного ценообразования и налоговому мониторингу как направлениям совершенствования налогового администрирования, призванного увеличить доходы бюджета на основе гармоничного сочетания интересов налогоплательщиков и государства. Автор дает определение налогового контроля трансфертного ценообразования и налогового мониторинга, раскрывают их особенности. Анализ действующего налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг являются новыми разновидностями налоговых проверок. Они отличаются от традиционных камеральных и выездных налоговых проверок по предметам, срокам, механизму осуществления. Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг нацелены на сокращение затрат на налоговое администрирование, развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров, повышению уровня правовой культуры участников налоговых правоотношений. Однако механизм их правового регулирования не лишен определенных недостатков. В частности, по мнению автора, в налоговом праве необходимо использовать оценочные категории как можно реже. Требует развития институт ответственности самих налоговых органов и их должных лиц за ненадлежащее выполнение или невыполнение возложенных на них функций и полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control of transfer pricing and tax monitoring as new types of tax audits

Article is devoted to tax monitoring of transfer pricing and tax monitoring as to the directions of enhancement of the tax administration designed to increase budget revenues on the basis of a harmonic combination of interests of taxpayers and the state. Authors give definition of tax monitoring of transfer pricing and tax monitoring, reveal their features. The analysis of the current tax law allows to draw a conclusion that tax monitoring of transfer pricing and tax monitoring are new varieties of tax audits. They differ from traditional cameral and exit tax audits in objects, periods, the implementation mechanism. Tax monitoring of transfer pricing and tax monitoring are aimed at abbreviation of costs of tax administration, development of a pre-judicial order of permission of tax disputes, to increase in level of legal culture of participants of tax legal relationship. However the mechanism of their legal regulation is not deprived of certain shortcomings. In particular, according to authors, in the tax right it is necessary to use evaluation categories as little as possible. The institute of responsibility of tax authorities and their due persons for inadequate execution or omission of the functions and powers laid to them requires development.

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг как новые виды налоговых проверок»

11.4. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК НОВЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Голосная Ольга Геннадиевна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: rapgospd@bk.ru

Аннотация: Статья посвящена налоговому контролю трансфертного ценообразования и налоговому мониторингу как направлениям совершенствования налогового администрирования, призванного увеличить доходы бюджета на основе гармоничного сочетания интересов налогоплательщиков и государства.

Автор дает определение налогового контроля трансфертного ценообразования и налогового мониторинга, раскрывают их особенности.

Анализ действующего налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг являются новыми разновидностями налоговых проверок. Они отличаются от традиционных камеральных и выездных налоговых проверок по предметам, срокам, механизму осуществления.

Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг нацелены на сокращение затрат на налоговое администрирование, развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров, повышению уровня правовой культуры участников налоговых правоотношений. Однако механизм их правового регулирования не лишен определенных недостатков. В частности, по мнению автора, в налоговом праве необходимо использовать оценочные категории как можно реже. Требует развития институт ответственности самих налоговых органов и их должных лиц за ненадлежащее выполнение или невыполнение возложенных на них функций и полномочий.

Ключевые слова: налоговый контроль, трансфертное ценообразование, налоговые органы, налоговый мониторинг, налоговое законодательство.

CONTROL OF TRANSFER PRICING AND TAX MONITORING AS NEW TYPES OF TAX AUDITS

Golosnaya Olga Gennadievna. Position: Senior Lecturer. Place of employment: Russian University of Justice. Branch: Rostov branch. Department: State and legal disciplines chair. E-mail: rapgospd@bk.ru

Annotation: Article is devoted to tax monitoring of transfer pricing and tax monitoring as to the directions of enhancement of the tax administration designed to increase budget revenues on the basis of a harmonic combination of interests of taxpayers and the state.

Authors give definition of tax monitoring of transfer pricing and tax monitoring, reveal their features.

The analysis of the current tax law allows to draw a conclusion that tax monitoring of transfer pricing and tax moni-

toring are new varieties of tax audits. They differ from traditional cameral and exit tax audits in objects, periods, the implementation mechanism.

Tax monitoring of transfer pricing and tax monitoring are aimed at abbreviation of costs of tax administration, development of a pre-judicial order of permission of tax disputes, to increase in level of legal culture of participants of tax legal relationship. However the mechanism of their legal regulation is not deprived of certain shortcomings. In particular, according to authors, in the tax right it is necessary to use evaluation categories as little as possible. The institute of responsibility of tax authorities and their due persons for inadequate execution or omission of the functions and powers laid to them requires development. Keywords: tax control, transfer pricing, tax authorities, tax monitoring, tax legislation.

В юридической науке справедливо отмечается, что совершенствование форм и методов контрольной работы налоговых органов является единственно прогрессивным способом увеличения доходной части бюджета [3, с.26], сочетающим публичные и частные интересы в налоговой сфере.

За последние годы в этом направлении сделан ряд важных шагов. Полномочия налоговых органов существенно расширились. Они стали осуществлять налоговый контроль контролируемых сделок и проводить налоговый мониторинг.

Основной формой данного направления налогового контроля стали налоговые проверки, предмет которых не совпадает с предметом ни камеральных, ни выездных налоговых проверок.

Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки.

Статья 105.1 НК РФ определяет условия признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения. При наличии законодательно установленных признаков налогоплательщики - физические лица и организации вправе признать себя взаимозависимыми и по другим основаниям. Лица могут быть признаны взаимозависимыми также и по решению судов.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоговые органы при осуществлении налогового контроля в связи с осуществлением сделок между взаимозависимыми лицами вправе проверять полноту исчисления и уплату налога на прибыль организаций; налога на доходы физических лиц (уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; лицами, занимающимися частной практикой); налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах); налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

Помимо сделок между взаимозависимыми лицами, к контролируемым сделкам для целей налогообложения приравниваются и другие сделки, указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации, например, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контро-

НОВЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Голосная О.Г.

лируемых сделках. Соответствующее уведомление должно быть направлено в налоговый орган не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации контроль трансфертного ценообразования относится к исключительной компетенции Федеральной налоговой службы России. Территориальные налоговые органы не имеют права в рамках мероприятий налогового контроля осуществлять контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

Налоговая проверка сделок, являющихся контролируемыми в целях налогообложения, по своей сущности отличается от камеральных и выездных налоговых проверок.

Решение о назначении проверки полноты исчисления и уплаты налогов при совершении контролируемых сделок может принимать руководитель ФНС России в случае получения ФНС России либо уведомления налогоплательщика о проведенных контролируемых сделках, либо извещения территориального налогового органа, проводившего камеральную (выездную) налоговую проверку. Данное решение должно быть вынесено не позднее двух лет со дня получения налоговыми органами уведомления или извещения.

При этом проведение данной проверки не препятствует проведению камеральных и выездных налоговых проверок, поскольку они имеют совершенно разные предметы.

Проверка проводится в отношении тех контролируемых сделок, которые были совершены налогоплательщиком в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки.

Срок проведения проверки составляет шесть месяцев. В исключительных случаях он может быть продлен до 12 месяцев. Перечень и порядок продления сроков проверки относится к компетенции ФНС России.

Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает права ФНС России проводить повторные проверки трансфертного налогообложения.

Законодательно определены методы определения соответствия цены сделки уровню рыночных цен (налоговые органы вправе использовать такие методы, как метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимости рентабельности; методы распределения прибыли).

Для осуществления нового направления налогового контроля ФНС России наделена широким кругом государственно-властных полномочий. В частности, она правомочна направлять налогоплательщикам требования о предоставлении документов по контролируемым сделкам. В то же время налоговые органы не вправе требовать предоставления документов, подтверждающих соответствие цен в сделке рыночным ценам, если применяемые цены относятся к категории регулируемых; сделка заключена между лицами, не являющимися взаимозависимыми; имеется соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

Так же как и при проведении выездной налоговой проверки в последний день проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок составляется справка о проведенной проверке.

Справка вручается налогоплательщику лично, его представителю или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения.

В том случае, если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, приведшие к занижению налога, в течение двух месяцев со дня составления

справки о проведенной проверке должностные лица ФНС России, проводившие проверку, обязаны составить акт проверки по установленной форме.

Акт проверки подписывается всеми участниками, один экземпляр вручается налогоплательщику. Ему предоставляется право представить в ФНС России письменные возражения по акту проверки. Материалы проверки и иные документы рассматриваются руководителем налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководитель ФНС России вправе при наличии соответствующих оснований принять решение о доначислении налогов, однако данная задолженность может быть взыскана с налогоплательщика исключительно в судебном порядке в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщики - организации вправе при соблюдении ряда законодательно определенных условий перейти на налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг представляет собой форму налогового контроля, представляющую собой особую системы взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа, строящуюся на основе свободного доступа налоговых органов в режиме реального времени к данным бухгалтерского (налогового) учета.

Налоговый мониторинг, относится, на наш взгляд, к такому виду финансового контроля, как предварительный. Он нацелен не только на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, но и на предупреждение совершения налоговых правонарушений, развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров. Данное направление деятельности налоговых органов является важнейшей составляющей процесса укрепления финансовой безопасности государства [4, с. 30-33].

Налоговый мониторинг есть система особых взаимоотношений, складывающихся между налоговыми органами и налогоплательщиками - организациями, способ их расширенного информационного взаимодействия [1, с. 5, 7].

На налоговый мониторинг могут перейти не все налогоплательщики. Соответствующее заявление и документы вправе подать только те организации, которые отвечают определенным критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно:

совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, которая подлежит уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Если налогоплательщик - организация отвечает всем предъявляемым требованиям, она вправе не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить в налоговый орган по месту своего учета заявление, а также Регламент информационного взаимодействия; учетную

политику для целей налогообложения; сведения о лицах, прямо или косвенно участвующих в организации.

В случае принятия положительного решения налоговый мониторинг начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и завершается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

В процессе налогового мониторинга налогоплательщик имеет право запросить мотивированное мнение налогового органа в случае возникновения сомнений в правильности исчисления и уплаты налогов и сборов. Налоговые органы правомочны представить налогоплательщику мотивированное мнение и по своей собственной инициативе, если в режиме информационного обмена ими будут выявлены факты, свидетельствующие о неправильном исчислении и уплате фискальных платежей.

Как справедливо отмечают ученые, прозрачность и прогнозируемость взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа будут способствовать повышению качества налогового контроля [6].

В случае выполнения мотивированного мнения налоговых органов налогоплательщик будет освобождаться от налоговой ответственности. Думается, что данное направление должно развиваться. В целях обеспечения баланса публичных и частных интересов в налоговой сфере, налогоплательщик должен освобождаться не только от применения в отношении него налоговых санкций, но и от уплаты пеней, поскольку несвоевременная уплата налогов и сборов обусловлена виной налоговых органов.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено освобождение налогоплательщиков, участвующих в налоговом мониторинге, от налоговых проверок в течение срока осуществления информационного взаимодействия в рамках налогового мониторинга.

Выездная налоговая проверка проводится, если:

вышестоящий налоговый орган осуществляет контроль деятельности нижестоящего налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

налоговый мониторинг прекращается досрочно;

налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение налогового органа.

При этом важным представляется законодательное ограничение предмета данных выездных проверок -налоговые органы вправе проверять правильность исчисления и уплаты налогов только в соответствии с мотивированным мнением.

Налоговый мониторинг - это форма налогового контроля, построенная на добровольности и высокой степени доверия между налогоплательщиком и налоговым органом, реализующая применение концепции «горизонтального мониторинга». Названная концепция подразумевает применение альтернативных (внесудебных) способов урегулирования налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками [6].

Поэтому трудно не согласиться с А.В. Деминым, считающим налоговый мониторинг примером удачного использования зарубежного опыта правового регулирования налоговых отношений [2].

Выводы:

Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг являются новыми разновидностями налоговых проверок. Они отличаются от традиционных камеральных и выездных налоговых проверок по предметам, срокам, механизму осуществления.

Налоговая проверка трансфертного ценообразования представляет собой систему действий налоговых органов, направленную на оценку правильности исчисления налоговой базы, своевременности и полноты уплаты налогов по контролируемым сделкам.

Налоговый мониторинг - это налоговая проверка, позволяющая налоговым органам осуществлять контроль правильности, своевременности и полноты исчисления и уплаты фискальных платежей в режиме реального времени путем проведения анализа данных бухгалтерского (налогового) учета на основе соглашения, заключенного по инициативе налогоплательщика.

Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг нацелены на сокращение затрат на налоговое администрирование, развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров, повышение уровня правовой культуры участников налоговых правоотношений.

Контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг являются новыми институтами налогового права. Механизм правового регулирования возникающих налоговых правоотношений, к сожалению, не лишен недостатков, в частности:

при проведении проверок правильности исчисления и уплаты налогов по контролируемым сделкам законодательно предусмотрено широкое использование оценочных категорий, что создает предпосылки для развития правовых конфликтов в налоговой сфере;

определение оснований и порядка продления сроков проведения проверок трансфертного ценообразования отнесено к компетенции ФНС России;

законодательно не определены меры ответственности налоговых органов за нарушение законодательно установленного порядка проведения новых видов налоговых проверок.

Налоговый контроль является важнейшим направлением деятельности налоговых органов. Эффективный налоговый контроль позволяет не только реализовать фискальные интересы государства, но и укрепить доверие налогоплательщика к институтам публичной власти [5, с.95].

Список литературы:

1. Горкина Т. Новые способы налогового контроля государства. К чему готовиться налогоплательщикам // Финансовая газета. 2017. № 6. С. 5, 7.

2. Демин А.В. Диспозитивность и налогообложение: комментарий законодательства и практики налогового администрирования // СПС «Консультант Плюс». 2017.

3. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Расширение области применения норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга как формы налогового контроля // Финансовое право. 2016. № 2. С. 26 - 34.

4. Мигачева Е.В. Налоговый мониторинг как способ обеспечения финансовой безопасности // Финансовое право. 2016. № 1. С. 30 - 33.

5. Мирошник С.В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 4. С.90-95.

6. Налоги и сборы: законодательные новеллы / Ю.В. Гинзбург, А.А. Гусейнова, А.С. Емельянов и др.; под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 15.

Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены

с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат», оригинальность текста - 88,25%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.