Научная статья на тему 'Налоговые риски: понятие, идентификация и методика оценки'

Налоговые риски: понятие, идентификация и методика оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заика В. С.

В статье рассматриваются вопросы определения понятия «налого­вый риск», идентификации и оценки налоговых рисков. Приведены ис­точники возникновения налоговых рисков, исходя из которых проведе­на их квалификация. Предложена методика количественной оценки на лотового риска по отдельной хозяйственной операции и риска оказать­ся в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок и последующих мероприятий налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые риски: понятие, идентификация и методика оценки»

Координатор Программы совместно с исполнителями соответствующих направлений, ежегодно уточняет и согласовывает перечень и объемы финансирования мероприятий по реализации разделов Программы и вносит их на утверждение Земскому собранию Ильинского муниципального района [4].

Кроме данной программы в районе принята краткосрочная программа: «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ильинском муниципальном районе на 2009-2011 гг.», районная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Ильинского муниципального района на 2010-2012 гг.».

Список литературы:

1. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 от 6.10.2003 г.

2. Схема территориального развития Ильинского муниципального района. - 2006.

3. Устав Ильинского муниципального района.

4. Комплексная программа «Основные направления социально-экономического развития Ильинского муниципального района на 2007-2010 гг.».

5. Основы муниципального управления. - М.: РАГС, 2000.

6. www.ilinsk.perm.ru.

7. www.gks.ru.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: ПОНЯТИЕ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

© Заика B.C.*

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Сургут

В статье рассматриваются вопросы определения понятия «налоговый риск», идентификации и оценки налоговых рисков. Приведены источники возникновения налоговых рисков, исходя из которых проведена их квалификация. Предложена методика количественной оценки на -лотового риска по отдельной хозяйственной операции и риска оказаться в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок и последующих мероприятий налогового контроля.

В настоящее время понятие «налоговый риск» широко применяется в практическом аспекте как государственными органами, участвующими в процессе налогообложения, так и учеными-экономистами, специалистами

* Научный руководитель: Г.Е. Каратаева, заведующий кафедрой «Финансы, денежное обращение и кредит», доктор экономических наук, доцент.

компаний, оказывающих консультационные услуги в сфере налогообложения, а также рядовыми налогоплательщиками.

Широкое использование термина «налоговый риск» в научном лексиконе, учитывая неиспользование данного термина в законодательстве о налогах и сборах, делает необходимым его строгое определение. При этом необходимо учитывать, что для российских компаний основным налоговым риском является риск предъявления налоговых претензий, в отличие от западного бизнеса, для которого это неэффективное налогообложение, т.е. риск переплаты налогов [4].

Для определения понятия «налоговый риск» вначале рассмотрим само понятие «риск». В экономической литературе понятие «риск» определяется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода и имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами [3, с. 358].

Учитывая, что в определении понятия «налог», представленном в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), отсутствуют выделенные отечественной финансовой наукой признаки законности и регулярности уплаты налога, спорность термина «отчуждение», а также некорректность формулировки порядка уплаты налога как «взимаемого государством», можно согласиться с И.А. Майбуровым [1, с. 212-213], что на сегодняшний день наиболее адекватным видится определение налога, данное В.Г. Пансковым: «Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований» [2, с. 16].

Исходя из взаимосвязанного содержания указанных понятий, получаем понятие «налоговый риск», под которым, по нашему мнению, подразумевается опасность возникновения непредвиденных финансовых потерь для налогоплательщика из-за действий (бездействия) государственных органов и (или) органов местного самоуправления.

Можно трактовать налоговый риск не только с финансовой, но и с правовой точки зрения, говоря о возможном наступлении неблагоприятных правовых последствий (например, риски выемки документов, ареста имущества налогоплательщика, принятия налоговым органом обеспечительных мер для вынесения решения и т.д.) [6].

Определившись с тем, что такое налоговый риск, рассмотрим особенности его идентификации.

Идентификация риска - это процесс выявления субъектов, объектов и ситуаций, несущих риск, факторов риска и классификации риска по видам. Основной целью идентификации рисков является создание условий для возможности их последующего измерения и снижения.

Рис. 1. Источники возникновения налоговых рисков

Для идентификации источников возникновения налоговых рисков, риски, вызванные действиями (бездействием) государственных органов, можно подразделить на:

- риски, вызванные действиями (бездействием) законодательных (представите льных) органов;

- риски, вызванные действиями (бездействием) органов исполнительной власти;

- риски, вызванные действиями (бездействием) судебных органов.

Кроме того, действия (бездействие) налогоплательщика могут провоцировать возникновение налогового риска (рис. 1).

Таким образом, для идентификации и оценки налоговых рисков необходимо результаты действий (бездействия) налогоплательщика соотнести с результатами действий (бездействия) государственных органов и (или) органов местного самоуправления. Данные результаты могут носить как реализованный, так и планируемый (предполагаемый) характер.

А

! 6 1

1 г..... высокий риск

¡средний ' | 5 , риск 1

+ -.1-]—2-4-1

1 низкий риск , 4 1

1

Рис. 2. Квалификация налоговых рисков

При этом, исходя из указанных источников возникновения, можно предложить условную шкалу оценки экспертами возможных налоговых рисков в результате действий (бездействия) налогоплательщика, квалифицируя их как высокие, средние или низкие (рис. 2), в соответствии со следующими критериями:

- высокий риск - требования налогового законодательства, по мнению экспертов, нарушены, а позиция Минфина России и (или) налоговых органов достаточно обоснованна и неблагоприятна для налогоплательщика (отрезок 3); арбитражная практика отсутствует (отрезок 5) либо сложилась не в пользу налогоплательщика (отрезок 6);

- средний риск - требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены, но позиция Минфина России и (или) налоговых органов неблагоприятна для налогоплательщика (отрезок 2); арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна (отрезок 5).

- низкий риск - требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены (отрезки 1 и 2); позиция Минфина России и (или) налоговых органов неблагоприятна для налогоплательщика (отрезок 2), неоднозначна или отсутствует (отрезок 1), но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика (отрезок 4).

Для количественной оценки налогового риска можно использовать по аналогии методику, предложенную для примерной оценки вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности (приложение к Положению по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденному приказом Минфина России от 29.11.2001 № 96н), в соответствии с которой малая вероятность оценивается как 0-5 %, средняя - 5-50 %, высокая 50-95 %.

Существуют и другие критерии оценки уровня налогового риска. Например, Е.Е. Смирнова [5] использует следующие критерии:

- высокий уровень налогового риска - свыше 30 %;

- средний уровень налогового риска - от более 15 % до 30 %;

- низкий уровень налогового риска - в интервале 1-15 %.

Количественным выражением налогового риска будет произведение

ожидаемых финансовых потерь при наступлении вероятностного события и процента вероятности потерь:

R = S xP,

где R - налоговый риск;

S - возможные финансовые потери при наступлении вероятностного события; P - вероятность потерь.

Предложенная методика оценки налоговых рисков предназначена для оценки рисков по отдельным хозяйственным операциям.

Для оценки уровня налоговых рисков по организации в целом представляется целесообразным воспользоваться Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»):

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Система критериев налогового риска должна оцениваться во взаимосвязи. Если рассматривать всю совокупность критериев, имеющую значение 100 %, то каждый из составляющих ее критериев будет иметь удельный вес, определенный путем экспертной оценки, исходя из значимости для отдельных категорий налогоплательщиков и с учетом отраслевой специфики.

В данном случае полученный сложением процентов по каждому из имеющих место в деятельности налогоплательщика критериев процент будет характеризовать условную вероятность оказаться в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок и последующих мероприятий налогового контроля, а также общий уровень налогового риска налогоплательщика.

Список литературы:

1. Майбуров И.А. Теория и история налогообложении: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Налоги и налогообложение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

2. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 464 с.

3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

4. Родионов И. Можно ли снизить налоговые риски? // Консультант. -2010. - № 1. - С. 60-64.

5. Смирнова Е.Е. Оценка налоговых рисков при планировании выездных налоговых проверок // Финансы. - 2008. - № 12. - С. 39-42.

6. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития Налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Статут, 2007. - 236 с.

ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ В ОБСЛУЖИВАНИИ КРЕДИТОВ

© Зинина С.В.*

Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Пластиковые карты в наши дни это отнюдь не редкость. Они стали своего рода традиционной платежной системой. Пластиковые карты существуют различных видов: пластиковые карточки для студентов, для инвалидов, для предпринимателей. Несмотря на то, что они изготавливаются все из пластика, они могут быть золотыми, платиновыми и обычными. Необходимо знать, что,

* Кафедра Экономической информатики. Научный руководитель: Т.П. Костюкова, профессор кафедры Экономической информатики, доктор технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.