Научная статья на тему 'Налоговые льготы, предоставляемые субъектам инвестиционной деятельности в субъектах РФ'

Налоговые льготы, предоставляемые субъектам инвестиционной деятельности в субъектах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1562
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ / ИНВЕСТОР / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко А.В., Вавулин Д.А.

Одним из наиболее мощных экономических рычагов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов региона является система налогообложения, в рамках которой основным инструментом стимулирования выступает механизм предоставления налоговых льгот. В данной статье авторы рассматривают практику налогового стимулирования инвесторов в регионах РФ, методику оценки эффективности предоставленных инвесторам налоговых льгот и проблемы, возникающие при ее применении на практике, а также поднимают вопрос о необходимости инвентаризации налоговых льгот на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы, предоставляемые субъектам инвестиционной деятельности в субъектах РФ»

Таким образом, государственный кадастр, это разноплановая сфера, представляющая собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета нуждающегося в совершенствовании и результативности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2015 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2015)

2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2015)

3. Кириченко Ю.Н., Сусликов В.Н. Проблемы нормативно-правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения с использованием данных, полученных с помощью глобальной навигационной системы ГЛОНАСС // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2015. № 2 (15). С. 58-64.

4. Кириченко Ю.Н. Характеристика некоторых видов преступлений в сфере оборота с земельными участками // Современное уголовно-процессуальное право России - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования сборник материалов. Материалы Всероссийской конференции 15-16 октября 2015 года: Сб. науч. трудов. ОрЮИ МВД РФ. - Орел, 2015. С. 218-223.

5. Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 N 903 «О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)», ред. от 25.12.2014 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.11.2015)

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ СУБЪЕКТАМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РФ Сидоренко А.В., начальник общего отдела Управление ФНС России по Орловской области Вавулин Д.А., к.э.н., доцент Центральный банк России

Одним из наиболее мощных экономических рычагов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов региона является система налогообложения, в рамках которой основным инструментом стимулирования выступает механизм предоставления налоговых льгот. В данной статье авторы рассматривают практику налогового стимулирования инвесторов в регионах РФ, методику оценки эффективности предоставленных инвесторам налоговых льгот и проблемы, возникающие при ее применении на практике, а также поднимают вопрос о необходимости инвентаризации налоговых льгот на региональном уровне.

Ключевые слова: налоговые льготы, эффективность налоговых льгот, инвестор, регион

Одной из методологических предпосылок, на которых основывается эффективная система методов регулирования социально-экономического развития субъектов РФ, является воздействие региональных органов управления на предприятия и организации, действующие в регионе и участвующие в развитии его социально-экономической среды, преимущественно экономическими методами [2].

К числу наиболее мощных экономических рычагов воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов региона и его социально-экономическое развитие в целом, бесспорно, относится система налогообложения, в рамках которой основным инструментом стимулирования выступает механизм предоставления налоговых льгот.

Налоговой льготой признается предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере [1].

Существующая сегодня в РФ налоговая система предполагает предоставление налоговых льгот на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Основная нормативная база, регламентирующая предоставление налоговых преференций:

на федеральном уровне - Налоговый кодекс РФ (НК РФ); на региональном уровне - законы субъектов РФ. Законодательство РФ о налогах и сборах предоставляет право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ региональными законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Например, в Орловской области налоговые льготы установлены в Законах «О налоге на имущество организаций», «О транспортном налоге», «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области». Близкие как по названию, так и по содержанию законы приняты и в других субъектах РФ;

на местном уровне - нормативные акты представительных органов власти, определяющие порядок и условия установления налоговых льгот по налогу на землю и налогу на имущество физических лиц.

Предоставление льгот на региональном уровне может быть направлено на решение различного рода задач социально-экономического развития территорий. Большая группа льгот носит социальный характер и направлена на поддержку граждан с невысокими доходами. Льготы, которыми пользуются учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансируемые из регионального или местного бюджета, установлены для устранения встречных финансовых

потоков и рационального использования бюджетных средств. Другая часть налоговых льгот призвана стимулировать приток инвестиций в экономику региона, что должно обеспечивать рост налогооблагаемой базы и, как следствие, в перспективе прирост налоговых поступлений в региональные бюджеты.

Решая задачу привлечения инвестиций в экономику, регионы в рамках налогового законодательства РФ устанавливают для инвесторов пониженную налоговую ставку федерального налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ. Как известно, в общем случае ставка налога на прибыль составляет 20%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 18% - в бюджеты субъектов РФ. Региональная часть ставки налога на прибыль может быть снижена на 4,5 процентных пунктов с 18 до 13,5%. Таким образом, совокупная налоговая ставка налога на прибыль может быть снижена до 15,5%. Если же в регионе создана особая экономическая зона федерального уровня, то региональная составляющая ставки налога на прибыль организаций для инвесторов-резидентов такой зоны не может превышать 13,5%, то есть может быть снижена до 0%. В этом случае инвестор будет уплачивать налог на прибыль организаций уже по ставке 6,5% (2% в федеральный бюджет и 4,5% в бюджет региона). Помимо того, в регионах инвесторам могут быть установлены другие налоговые преференции (нулевая или пониженная налоговая ставка) по региональным налогам (налог на имущество организаций и транспортный налог) и местным налогам (налог на землю) [1].

В условиях конкурентной борьбы за деньги инвесторов субъекты РФ достаточно активно применяют механизм предоставления налоговых преференций для стимулирования на своих территориях инвестиционной активности. Те или иные налоговые льготы для инвесторов установлены во всех субъектах РФ. При этом можно проследить два подхода к установлению региональных налоговых преференций - либеральный, предполагающий предоставление инвесторам всех возможных налоговых льгот в максимально возможных пределах и на длительные сроки, и консервативный, предполагающий значительно более взвешенные решения этого вопроса.

Наиболее ярким примером использования первого подхода на сегодняшний день является Ульяновская область.

В этом регионе для инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, с 1 января 2013 года действуют следующие налоговые преференции [3]:

налоговая ставка 0% по налогу на имущество организаций, сроком на 10 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта;

налоговая ставка 1,1% по налогу на имущество организаций сроком на 5 лет со дня, следующего за днем окончания исчисления срока использования права на применение налоговой ставки налога в размере 0%;

пониженная налоговая ставки налога на прибыль организаций, в части, подлежащей зачислению в областной бюджет Ульяновской области в размере 13,5%, сроком на 15 лет с 1-го числа отчетного периода, в котором произошло возникновение прибыли, но не ранее начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта;

освобождение от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта.

Отметим, что в Ульяновской области предусмотрено также предоставление из областного бюджета субсидий на срок 10 лет в размере, соответствующем уплаченному в областной бюджет налогу на прибыль организаций. При этом организации, которым статус особо значимого инвестиционного проекта присвоен до 1 июля 2013 года могут выбрать механизм субсидий на срок 8 лет в размере, соответствующем уплаченному в областной бюджет налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.

Кроме того, для инвесторов, реализующих на территории Ульяновской области инвестиционные проекты, которым присвоен статус приоритетных, установлены следующие налоговые льготы: налоговая ставка 0% по налогу на имущество организаций; налоговая ставка налога на прибыль организаций, в части, подлежащей зачислению в областной бюджет Ульяновской области в размере 13,5%.

Указанные налоговые преференции предоставляются на срок окупаемости инвестиционных затрат, но не более 5 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом в котором присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта.

Значительно более консервативно к установлению налоговых льгот для инвесторов подходят другие регионы, например, Орловская область.

Хотя здесь, как и в Ульяновской области, инвесторам предоставляется льготы по налогам на имущество и прибыль организаций, однако подходы к предоставлению льгот несколько иные [4]:

налоговая ставка 0% по налогу на имущество организаций предоставляется инвесторам в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта в течение первых трех лет его реализации, за исключением переданного в аренду, лизинг. При этом срок предоставления льготы поставлен в зависимость от объема инвестиций, осуществленных в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта. На максимальный срок (три

года) льгота предоставляется инвесторам, вложившим в проект 2 млрд. рублей;

налоговая ставка 1,1% по налогу на имущество устанавливается для организаций осуществляющих производство строительной керамики, селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта, производство основной фармацевтической продукции. Данная льгота предоставляется при условии реинвестирования указанными организациями высвободившихся вследствие льготного налогообложения средств в развитие производственной базы;

налоговая ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет Орловской области, может быть понижена до 13,5%. В зависимости от объема инвестиций, осуществленных в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта, предусмотрены три возможных уровня снижения процентной ставки: свыше 0,1 млрд. рублей до 0,5 млрд. рублей включительно - 1,5 процентных пункта; свыше 0,5 млрд. рублей до 2 млрд. рублей включительно - 3 процентных пункта; свыше 2 млрд. рублей - 4,5 процентных пункта. При этом снижение налоговой ставки определяется путем умножения уровня возможного снижения на коэффициент, рассчитываемый как отношение стоимости вновь созданного и приобретенного в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта имущества на конец налогового периода, в котором достигнут уровень, дающий право на применение пониженной налоговой ставки, и стоимости имущества, находящегося на балансе организации на конец отчетного (налогового) периода, предшествующего началу реализации инвестиционного проекта. В случае если стоимость вновь созданного и приобретенного имущества (за исключением сданного в аренду, лизинг) больше стоимости имущества, находящегося на балансе организации на начало реализации инвестиционного проекта, то коэффициент устанавливается равным 1.

Налоговые льготы в целом и инвестиционные в частности в некотором смысле аналогичны бюджетным расходам и, следовательно, должны подвергаться столь же тщательной проверке с точки зрения их прозрачности и эффективности. Однако до сих пор отсутствует единая для всех регионов методика оценки эффективности налоговых льгот, разработанная на федеральном уровне. В такой ситуации субъекты РФ осуществляют такую оценку на основе собственных методик, утвержденных региональным законодательством.

Так, например, на территории Орловской области правовые основы проведения оценки эффективности налоговых льгот определяют Закон «Об оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, устанавливаемых отдельным категориям налогоплательщиков», а также принятый в развитие его положений

Порядок ежегодной оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 30.06.2009 № 70.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами оценка эффективности установленных (планируемых к установлению) льгот проводится ежегодно в целях: минимизации потерь бюджета области, связанных с установлением налоговых льгот; достижения стабильной производственной, финансово-экономической деятельности организаций на основе применения мер государственной поддержки; проведения социальной политики, в том числе в сфере занятости населения.

При этом оценка эффективности установленных (планируемых к установлению) льгот осуществляется с точки зрения их бюджетной, социальной и экономической эффективности.

Под бюджетной эффективностью понимается результат в виде увеличения доходов областного бюджета Орловской области и/или сокращения расходов бюджета Орловской области, обусловленный установлением налоговой льготы, сопоставленный с суммой установленной (планируемой к установлению) налоговой льготы. Бюджетная эффективность определяется для налоговых льгот, установленных (планируемых к установлению) юридическим лицам.

Под социальной эффективностью понимается результат (комплекс результатов) общественного либо социального характера, возникающий благодаря применению налоговой льготы. Социальная эффективность может определяться на основе одного либо нескольких критериев, в том числе:

сохранение занятости населения;

формирование благоприятных условий для незащищенных слоев населения;

поддержка организаций и/или проведение мероприятий, имеющих социальную и/или общественную значимость.

Под экономической эффективностью понимается темп роста у организаций, получающих налоговую льготу, объема отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены) товарных кредитов, всех товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных (продажных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Экономическая эффективность определяется в отношении налоговых льгот, устанавливаемых в соответствии с Законом Орловской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области».

Оценка эффективности осуществляется в отношении налоговых льгот, установленных (планируемых к установлению) законами Орловской области, по следующим налогам:

налог на прибыль;

налог на имущество организаций;

транспортный налог.

Оценка эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот проводится в три этапа:

1) обобщение информации о применении налоговых льгот (о планируемых к применению налоговых льготах), оценка и прогнозирование показателей, необходимых для расчетов эффективности;

2) расчет эффективности налоговых льгот:

3) интерпретация результатов расчетов эффективности налоговых льгот.

Рассмотрим оценку эффективности налоговых льгот на примере оценке

эффективности налоговых льгот, предоставленных организациям, осуществлявшим в 2012 году на территории Орловской области инвестиционную деятельность.

Законодательство Орловской области устанавливает в отношении инвесторов льготное налогообложение по налогам на имущество и прибыль организаций. Преференции, предоставляемые инвесторам по этим налогам, были рассмотрены выше. В частности, к ним относится нулевая и пониженная ставка по налогу на имущество организаций, а также пониженная ставка по налогу на прибыль организаций. На практике же в Орловской области в отношении инвесторов работает только льгота по налогу на имущество организаций в виде снижения налоговой ставки до 1,1 %, которая предоставляется следующим категориям налогоплательщиков, реализующим инвестиционные проекты на территории региона:

1) организациям, осуществляющим производство строительной керамики (к данной категории относятся два предприятия);

2) организациям, осуществляющим производство основной фармацевтической продукции (к данной категории относится одно предприятие);

3) организациям, осуществляющим селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта (к данной категории относится одно предприятие).

Бюджетная эффективность налоговых льгот применительно к указанным выше категориям налогоплательщиков рассчитывается по следующей формуле:

Б = SUM Д э Л '

где:

Бэ - бюджетная эффективность налоговой льготы, устанавливаемой (планируемой к установлению) определенной категории налогоплательщиков;

SUM Д - сумма дополнительных доходов областного бюджета, формируемая благодаря применению налоговой льготы (определяется как разность налоговых доходов, полученных за истекший период текущего года и соответствующий период предшествующего года);

Л - сумма недопоступления в областной бюджет Орловской области средств в связи с предоставлением налоговой льготы (определяется как величина налоговой льготы по данному налогу, полученная за истекший период текущего года).

Социальная эффективность налоговых льгот рассчитывается следующим образом:

ССЧ

С =-п-,

э (ССЧп_1 + ССЧ п - 2)/2

где:

Сэ - социальная эффективность налоговой льготы;

ССЧП, ССЧп-1, ССЧп-2 - среднесписочная численность работников организаций, которые имеют право на получение налоговой льготы, за истекший период текущего года, в отчетном году и предшествующем ему году соответственно.

Экономическая эффективность налоговых льгот рассчитывается следующим образом:

V

Э =-п-,

э (Vn-1 +Vn - 2)/2 где:

Ээ - экономическая эффективность налоговой льготы;

Vn , Vn-1, Vn-2 - объем отгруженных или отпущенных в порядке продажи, а также прямого обмена (по договору мены), товарного кредита, всех товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в фактических отпускных (продажных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) за истекший период текущего года, и соответствующие периоды отчетного года и предшествующего ему года соответственно.

Полученные результаты интерпретируются следующим образом. Предельные значения коэффициентов эффективности налоговых льгот по всем видам эффективности установлены в размере не менее 1. Обобщающий критерий эффективности предполагает, что значения не менее 2-х коэффициентов при проведении оценки будут больше или равны 1. Приоритет отдается коэффициенту бюджетной и социальной эффективности. В случае если фактические результаты расчета эффективности налоговой льготы ниже предельного значения более чем по одному коэффициенту, то налоговая льгота может быть признана неэффективной и отменена.

Исходные данные для расчетов и результаты оценки эффективности налоговых льгот для перечисленных выше категорий налогоплательщиков представлены в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1. Результаты оценки эффективности налоговых льгот

№ п/п Показатель 2010 2011 2012

Организации, осуществляющие производство строительной керамики

1. Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн. рублей X 208 257

2. Льгота по налогу на имущество, млн. рублей X 39,1 41,5

3. Среднегодовая численность работающих, человек 1309 1457 1590

4. Объем отгрузки, млн. рублей 4156,5 6796,7 7453,6

Бюджетная эффективность X X 1,19

Социальная эффективность X X 1,63

Экономическая эффективность X X 1,36

Организации, осуществляющие производство основной фармацевтической продукции

1. Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн. рублей X 19,1 19,8

2. Льгота по налогу на имущество, млн. рублей X 13,5 13,4

3. Среднегодовая численность работающих, человек 128 135 132

4. Объем отгрузки, млн. рублей 77,5 476 452

Бюджетная эффективность X X 0,05

Социальная эффективность X X 1

Экономическая эффективность X X 1,63

Организации, осуществляющие селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн. рублей X 43,2 48,7

2. Льгота по налогу на имущество, млн. рублей X 16,6 14,9

3. Среднегодовая численность работающих, человек 777 818 849

4. Объем отгрузки, млн. рублей 1942 2480 2514

Бюджетная эффективность X X 0,37

Социальная эффективность X X 1,06

Экономическая эффективность X X 1,14

Источник: составлено авторами по данным Департамента экономики Орловской области

Как следует из таблицы 1, в 2012 году значения всех трех коэффициентов (бюджетной, социальной и экономической)

эффективности, рассчитанные в отношении организаций, осуществляющих производство строительной керамики, оказались больше 1, что

свидетельствует о высокой эффективности налоговой льготы. По обобщающему критерию эффективности налоговая льгота, предоставленная двум другим категориям налогоплательщиков, также является эффективной, так как значения коэффициентов социальной и экономической эффективности не меньше 1. Однако коэффициенты бюджетной эффективности у них значительно меньше 1. При этом у организаций, осуществляющих производство основной фармацевтической продукции, наблюдается наименьшая позитивная динамика по показателям эффективности. Численность работающих в 2013 году снизилась по сравнению с 2012 годом, в результате чего коэффициент социальной эффективности достиг нижнего предела допустимого значения (1). Это ставит под вопрос эффективность предоставления налоговых льгот данной категории налогоплательщиков и соответственно об их отмене.

Методики оценки эффективности налоговых льгот, аналогичные рассмотренной, приняты и в других субъектах РФ. Хотя они достаточно сильно разнятся, тем не менее, все также предусматривают триединую оценку эффективности налоговых льгот (действующих и вводимых), предполагающую оценку по трем категориям: бюджетной, экономической и социальной эффективности. И, если качество и само содержание этих документов весьма грамотные и не вызывают сомнений, то их применение на практике вызывает вопросы.

Общей проблемой для региональных органов государственной власти является отсутствие в силу статьи 102 НК РФ, регламентирующей режим налоговой тайны, доступа к достоверной информации о суммах предоставленных налоговых льгот по региональным и местным налогам в разрезе конкретных налогоплательщиков. В отсутствии единого подхода регионы по-разному подходят к решению этой проблемы. Так, например, в Орловской области необходимую для оценки эффективности налоговых льгот информацию получают непосредственно от предприятий, которым предоставлены (планируется предоставить) налоговые льготы. Территориальный орган налоговой службы предоставляет только информацию о суммах, не поступивших в бюджеты всех уровней, в связи с предоставлением налоговых льгот федеральным, региональным и местным законодательством.

Надо сказать, что и сама по себе практика предоставления налоговых льгот является одним из наиболее спорных вопросов применения российского налогового законодательства, что подтверждается наличием большого числа связанных с этим судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами. Это объясняется тем, что налоговые льготы представляют собой, в том числе, основной канал законной оптимизации уплаты налогов и сборов. Да и вообще предоставление налоговых льгот зачастую вступает в противоречие с основными качественными характеристиками налоговой системы: нейтральностью, справедливостью, эффективностью (включая простоту

администрирования и исполнения налогового законодательства), искажает процессы в экономике, отрицательно сказывается на конкуренции, создает риски злоупотреблений представителями законодательной и исполнительной власти и стимулы к рентоориентированному поведению экономических агентов. Кроме того, несмотря на то, что предоставление налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, оно снижает доходы бюджета, которые, если бы были получены, могли направляться на решение тех же социально-экономических задач, что и предоставленные налоговые льготы.

Как показывает изучение практики предоставления налоговых льгот в субъектах РФ, из года в год происходит увеличение их общего объема. Так, например, в Орловской области в течение 2010 - 2012 годов общий объем налоговых льгот вырос почти 1,5 раза. Динамика изменения объема налоговых льгот в Орловской области в период с 2010 года по 2012 год представлена в нижеследующей таблице 2.

Таблица 2. Динамика изменения объема предоставленных налоговых льгот _в Орловской области в течение 2010 - 2012 годов_

2010 2011 2012

Общий объем налоговых 1,81 1,96 2,49

льгот, млрд. рублей

Объем налоговых льгот, 0,88 0,99 1,51

установленных федеральным

законодательством, млрд. рублей

Объем налоговых льгот, 0,73 0,76 0,77

установленных региональным

законодательством, млрд. рублей

Объем налоговых льгот, 0,2 0,21 0,21

установленных

представительными органами

местного самоуправления, млрд. рублей

Источник: составлено авторами по данным УФНС по Орловской области

В 2010 - 2012 годах основной объем налоговых льгот в Орловской области был предоставлен по налогам на имущество организаций и на прибыль организаций. Структура налоговых льгот в период с 2010 года по 2012 год представлена в таблице 3.

Как следует из данных вышеприведенной таблицы, в 2010 - 2012 годах в Орловской области более 86% от общего объема налоговых льгот был предоставлен по налогам на имущество организаций - 3,7 млрд. рублей (59,1%), в том числе на региональном уровне - 2,2 млрд. рублей и по налогу на прибыль организаций - 1,7 млрд. рублей (27,2%). По налогу на

прибыль организаций в рассматриваемом периоде льготы хозяйствующим субъектам складывались из преференций сельхозтоваропроизводителям и снижения налогооблагаемой базы на величину полученных в прошлые периоды убытков, что регламентировано федеральным законодательством. На региональном уровне льготы по налогу на прибыль не предоставлялась.

Таблица 3. Структура налоговых льгот, предоставленных в Орловской области, в течение 2010 - 2012 годов

Вид налога 20 10 2011 2012

федеральная льгота региональна я льгота местная льгота всего федеральная льгота региональна я льгота местная льгота всего федеральная льгота региональна я льгота местная льгота всего

Налог на 390 - - 390 458,2 - - 458,2 827,8 2,6 - 830,3

прибыль

организаций, млн. рублей

Налог на 23,3 - 0,008 23,31 30,89 - 0,01 30,9 31 - 0,014 31,01

имущество физических 4

лиц, млн.

рублей

Налог на 453,3 695,4 - 1148,7 477,1 722,1 - 1199,2 620,3 731 - 1351,

имущество 3

организаций,

млн. руб.

Транспортны - 38,5 - 38,5 3,3 36,4 - 39,6 3,3 36,8 - 40,1

й налог,

всего, млн.

рублей

в том числе

Транспортны - 22,6 - 22,6 - 21,1 - 21,1 - 21 - 21

й налог с

организаций,

млн. рублей

Транспортны - 15,9 - 15,9 3,3 15,3 - 18,6 3,3 15,8 - 19,1

й налог с

физических

лиц, млн.

рублей

Земельный 14,1 - 190,2 204,3 17,6 - 213,2 230,7 23,6 - 213,2 236,8

налог, всего,

млн. рублей

в том числе:

Земельный 13,9 - 184,8 198,7 16,5 - 199,5 216,1 22,6 - 199,5 222,2

налог с

организаций, млн. рублей

Земельный 0,2 - 15,6 15,8 1 - 13,6 14,6 1 - 13,6 14,6

налог с

физических

лиц, млн.

рублем

Всего, млн. 880,7 733,9 190,2 1804,8 986,2 758,5 213,2 1958,6 1505, 770,3 213,2 2489,

рублей 5

Источник: составлено авторами по данным УФНС по Орловской области

Далее следует земельный налог, относящийся к категории местных налогов - 0,7 млрд. рублей (10,7%), в том числе на местном уровне 0,6 млрд. рублей. Льготы по транспортному налогу льготы составили 0,118 млрд. рублей (1,9%), в том числе льготы на региональном уровне - 0,117 млрд. рублей. По налогу на имущество физических лиц льготы составили 0,08 млрд. рублей (1,3%). Практически весь объем льгот по этому налогу был предоставлен на федеральном уровне. В целом же в силу установленных налоговых льгот в течение 2011 - 2012 годов в федеральный и территориальный бюджет не поступило почти 4,5 млрд. рублей, в том числе в территориальный бюджет - 4,3 млрд. рублей. При этом по налогу на прибыль организаций сумма, не поступившая в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, за 2011 - 2012 годы составила почти 1,3 млрд. рублей, в том числе в территориальный бюджет - 1,2 млрд. рублей.

Таким образом, на примере Орловской области отчетливо видно, что из-за установленных налоговых льгот, в том числе инвесторам, региональные бюджеты теряют весьма значительные суммы, которые могли бы являться дополнительным резервом наполнения их доходной части. Это особенно актуально в свете того, что в условиях предельного дефицита многих региональных бюджетов, невозможности существенного увеличения доходов в большинстве регионов за счет собственных источников, ограниченности финансовой помощи федерального центра, регионы обязаны выполнять поручения Президента РФ, содержащиеся в его так называемых майских или инаугурационных указах. Так, например, в Орловской области дополнительная потребность в деньгах на их реализацию на период до 2017 года составляет 23,7 млрд. рублей при дефиците бюджета региона в 2016 году в 13,3 млрд. рублей. Поэтому не случайно, что во многих регионах уже встает вопрос о пересмотре предоставленных налоговых льгот, в том числе и для инвесторов. Тем более, что о необходимости инвентаризации льгот по региональным и местным налогам, установленных на федеральном уровне, и необходимости оценке их эффективности Президент РФ говорил еще в своем Бюджетном послании на 2012 - 2014 годы.

Что же касается налоговых льгот для инвесторов, то, не отрицая их значения для стимулирования инвесторов, очевидно, что только налоговых льгот для привлечения крупных частных инвестиций явно недостаточно, поскольку во всех субъектах РФ льготы в основном аналогичны и отличаются, главным образом, лишь сроками предоставления. В такой ситуации региональным администрациям необходимо сконцентрировать усилия на других факторах, которые они в состоянии контролировать и менять к лучшему в разумный период времени. Наряду с налоговыми льготами к их числу относятся: поиск взаимовыгодного баланса между интересами региона и инвестора; оказание агентствами развития объективной и профессиональной поддержки бизнесу; создание эффективных каналов коммуни-

кации между властью и бизнесом; анализ опыта других регионов и внедрение проектов, доказавших свою эффективность. Регионам, руководство которых не придает должного значения работе над перечисленными факторами трудно заручиться доверием бизнеса. Логика инвесторов такова. Если регион не может управлять даже ими, то, как он будет справляться с такими факторами как развитие инфраструктуры или рынка рабочей силы, требующими значительно больших затрат ресурсов и времени? [5]

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998 г.

2. Новоселов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 448 с.

3. Официальный сайт в сети Интернет Министерства стратегического развития и инноваций Ульяновской области. URL: http://www.invest.ulgov.ru (дата обращения 16.07.2013).

4. Портал Орловской области в сети Интернет. URL: http://www.orel-region.ru (дата обращения 10.07.2013).

5. Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов. URL: http://www.slideshare.net/ASI-12/rspp-rus-0207 (дата обращения 28.07.2013)

6. Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица/ Родионова И.Н., Емельянов А.С., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 154-158.

7. Об обязательном удостоверении решения собрания участников хозяйственных обществ/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Родионова И.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 238-241.

8. О порядке предоставления акционерам документов акционерного общества/ Винокуров О.В., Горохов А.А.// В сборнике: Управленческие технологии и модели модернизационных процессов в российской экономике: история и современность, Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. под редакцией Кузьминой В.М.. Курск, 2015. С. 13-16.

9. Анализ эмиссии ценных бумаг акционерных обществ Курской области/ Горохов А.А., Емельянов А.С.// В сборнике: Проблемы развития современного общества, материалы Международной научно-практической конференции (11 января 2011 года). Ответственный редактор Горохов А.А.. Курск, 2011. С. 51-54.

10.Порядок регистрации залогов ценных бумаг/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Родионова И.Н.// В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика, Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет; Ответственный редактор Горохов А. А.. Курск, 2013. С. 89-95.

11. Об особенностях обращения и учета прав на ценные бумаги, предназначенных для квалифицированных инвесторов, и иностранные ценные бумаги/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Родионова И.Н.// В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты, материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2011. С. 76-79.

12.Практика и последствия предоставления налоговых льгот в субъектах Российской федерации/ Вавулин Д.А., Симонов С.В., Горохов А.А.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 4. С. 82-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.