Научная статья на тему 'Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как инструмент стимулирования инвестиционной активности'

Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как инструмент стимулирования инвестиционной активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мандрощенко О. В.

Рассмотрена значимость льгот в налогообложении прибыли с целью повышения инвестиционной активности организаций, особенности предоставления налоговых льгот регионами, степень влияния льготного налогообложения на инвестиционный климат страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как инструмент стимулирования инвестиционной активности»

Очевиден тот факт, что для развития системы бюджетного федерализма, способы и функции бюджетного выравнивания нуждаются в переменах., но стоит заметить, что в настоящее время разработан проект методики распределения ФФПР, который учитывает географические, социально-экономические особенности регионов.

Но на самом деле бюджетное выравнивание не является главным в бюджетном федерализме, т.к оно только выражает форму, а по своей сущности выступает необходимым способом функционирования единого государства, т.к. оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.

Судьба бюджетного федерализма в настоящее время не зависит от модели, а зависит от способности государства преодолеть экономический кризис, спад производства и т.д. Бюджетный федерализм необходимо сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ.

Тем самым решение ключевых проблем бюджетного федерализма, в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость нашей рыночной экономической системы.

Список литературы:

1.Федеральный закон «О Федеральном Бюджете на 1997 год» // Официальное издание Собрания Законодательства РФ. - 1997. - № 9.

2. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 г. № 685.

3. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М., 2003.

4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНиТи, 2005.

5. Государственный бюджет: учеб. / Под ред. М.И. Ткачук. - Мн., 2001.

6. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. - 1995. - № 8.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ © Мандрощенко О.В.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Рассмотрена значимость льгот в налогообложении прибыли с целью повышения инвестиционной активности организаций, особенности предоставления налоговых льгот регионами, степень влияния льготного налогообложения на инвестиционный климат страны.

* Доктор экономических наук.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером получаемого налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты этого налога в годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным капиталом организаций.

В период формирования российской налоговой системы использовались различные формы налогового стимулирования инвестиционной активности, например, налоговые льготы, пониженная ставка налога на прибыль и другие. В частности, инвестиционные расходы, осуществляемые организацией за счет чистой прибыли, частично освобождались от обложения налогом на прибыль.

Регулирующая роль налога на прибыль в данном случае была эффективна, поскольку стимулировала создание как новых малых предприятий, выпускающих определенную продукцию (работы, услуги), так и наращивание ими объемов той деятельности, в связи с которой им были предоставлены налоговые льготы, что подтверждается значительным ростом числа малых предприятий за период 1996-2004 гг.

В настоящее время наиболее распространенной является льготная налоговая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет. Попробуем проанализировать ситуацию, складывающуюся в региональном законодательстве в части установления налоговых преференций, оказывающих влияние на инвестиционный климат в регионе. Как показывает практика, несмотря на то, что налоговые льготы не являются решающим фактором при выборе того или иного региона для размещения инвестиций, все же неверно недооценивать степень влияния регионального налогообложения на инвестиционную активность территории.

Поскольку налоговая ставка оказывает влияние на налоговую нагрузку предприятия, она принимается в расчет при определении стратегии финансирования и налогового планирования организации. При выборе того или иного проекта предприятия принимают во внимание различия в установленных зако -ном ставках налогов и наличие налоговых льгот, направляя доходы в регионы с более низким налогообложением. Механизм привлечения инвесторов с помощью льгот по налогам, поступающим в бюджет субъекта РФ, используется многими регионами. Зачастую льгота предоставляется только тем инвестиционным компаниям, в приходе которых регион крайне заинтересован и надеется компенсировать текущие потери налогов будущим ростом их поступлений.

Как показывает анализ налогового законодательства регионов-лидеров инвестиционного процесса, предоставление инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль в большинстве случаев связано с заключением инвестиционного соглашения с администрацией региона.

Размер пониженной ставки по налогу на прибыль в 2006-2010 гг. варьировал в диапазоне от 13,5 до 15,5 %. В ряде регионов инвесторам было предоставлено право уплаты налога на прибыль по пониженной ставке 13,5 % вне зависимости от размера и динамики финансово-экономических показателей инвестора, например в Самарской области, в Ленинградской области.

В отдельных регионах (например, в Новосибирской области) пониженная ставка по налогу на прибыль для инвесторов составляла 13,5 % и 15,5 % в зависимости от объема капитальных вложений. Так, при объеме инвестиций более 4 % от налогооблагаемой базы применялась ставка 13,5 %. При объеме инвестиций от 2 до 4 % налогооблагаемой базы применялась налоговая ставка 15,5 %.

Таким образом, если характеризовать ситуацию в целом, следует отметить, что для настоящего времени характерна общая тенденция ориентации на крупных инвесторов в политике регионов.

Региональные власти по-прежнему считают, что несколько крупных инвестиционных проектов позволят им в будущем существенно увеличить свой налоговый потенциал, как это сейчас происходит в регионах с крупными металлургическими и нефтедобывающими предприятиями. Между тем тот пакет льгот, которым регионы могут распоряжаться более свободно и без угрозы для текущего исполнения бюджета, все же довольно мал и зачастую не играет существенной роли при принятии инвестиционных решений бизнесом, а, следовательно, и не слишком эффективен для привлечения инвесторов.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит. В мировой практике применение инвестиционных кредитов позволяет за счет снижения суммы налога финансировать некоторую часть новых инвестиций.

Основная отличительная особенность предоставления инвестиционного налогового кредита заключается в том, что государственные органы при его предоставлении не ставят своей целью получение финансовой выгоды, поскольку процентная ставка по данному виду кредита не может превышать 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

До получения любого, в т. ч. налогового, кредита финансовым службам предприятия - потенциального заемщика необходимо рассчитать два существенных показателя, определяющих экономическую эффективность проекта:

- ожидаемую норму чистой прибыли (чистый денежный поток), которую предполагается получить от реализации инвестиционного проекта;

- реальную ставку процента за пользование кредитом.

Показатель, оценивающий норму чистой прибыли, зависит от сферы деятельности заемщика, срока оборота капитала и объема затрат. В расчет затрат включаются расходы на уплату налогов, возможность дисконтирования которых предоставляет инвестиционный налоговый кредит. Соответственно, чем выше налоговая нагрузка, тем больше срок окупаемости и ниже норма чистой прибыли предприятия.

Реальная ставка процента за пользование кредитом находится в непосредственной связи со ставкой рефинансирования ЦБ России.

Сравнительными индикаторами в таком расчете являются:

- срок окупаемости проекта - период полного возврата инвестиций;

- объем прямых затрат на реализацию проекта;

- чистая прибыль инвестора.

Как видно, механизм оценки инвестиционного налогового кредита довольно трудоемкий, требует специальных знаний. Поэтому возникают сложности предоставления нужных документов у налогоплательщика, с одной стороны, и знаний по применению алгоритма расчета обоснования требуемых показателей со стороны финансовых органов, с другой.

Принимая во внимание, что инвестиционный налоговый кредит, с точки зрения его экономического содержания и выполняемых им функций, является разновидностью кредита, возникает проблема оценки эффективности привлечения такого кредита.

Для оценки созданных в различных странах налоговых стимулов для инновационных инвестиций в мировой практике используется показатель В-index. Он определяется как дисконтированный доход организации до уплаты налогов, необходимый для покрытия первоначальных инвестиционных расходов и уплаты налога на прибыль организации:

В-index = (1 - НСл • Пр Стоим преф) / (1 - НСл)

где НСл - ставка налога на прибыль организаций;

Пр Стоим преф - приведенная стоимость амортизации и налоговых преференций для инвестиционной (инновационной) деятельности.

Рассматриваемый индекс показывает, каков удельный вес собственных финансовых ресурсов на инвестиции. Производным является показатель налоговых субсидий на инвестиционную (инновационную) деятельность, который свидетельствует о степени участия государства путем предоставления хозяйствующим субъектам налоговых преференций. Данный показатель рассчитывается по формуле:

Показатель налоговых субсидий = 1 - В-index

Чем выше значение показателя налоговых субсидий, тем больше стимулов государство предоставляет для инвестиционной (инновационной) деятельно-

сти. В западных странах еще с 1950-1960 гг. активно применялась система налоговых льгот, позволивших бизнесу наращивать инвестиции в основной капитал и увеличивать собственные расходы на инновации. В настоящее время в ведущих промышленных странах применяются различные виды налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную и инновационную деятельность - от исследовательского инвестиционного налогового кредита до целевых инвестиционных и инновационных налоговых льгот, предоставляемых под выполнение важных заказов, программ и проектов по созданию, внедрению и использованию результатов НИОКР для реконструкции производства.

Льготные (сниженные) налоговые ставки могут быть установлены на доход, полученный из определенных источников, а также фирмам, подходящим под определенные критерии (например, мелкие фирмы, занятые в обрабатывающей промышленности или сельском хозяйстве). Данная льгота не освобождает налогоплательщика полностью от уплаты налога на прибыль и не ограничена во времени.

Сниженные налоговые ставки активно применяются в Гонг-Конге, Индонезии, Ирландии, Камбоджи, Эстонии, т.е. в тех странах, где приток инвестиций ниже ожидаемой величины. Данный вид льготы отличается от других тем, что она не направлена напрямую на развитие новой деятельности, поскольку доход как от существующей, так и новой деятельности подпадает под льготу. Соответственно, нагрузка на государственный бюджет усиливается.

Практика как для развивающихся стран, стран с переходной экономикой, так и для индустриально развитых стран показала, что в целом налоговые льготы не всегда способствуют привлечению инвестиций, поскольку не всегда могут решить другие, более фундаментальные проблемы, возникающие при инвестировании.

По своей природе налоги представляют доходы, формирующие бюджет государства, которые могут быть утрачены из-за введения льгот, направленных на привлечение инвестиций. Кроме того, налоговые льготы часто вносят дисбаланс в распределение инвестиционных ресурсов, ставят в неравные положения отрасли и фирмы. Использование их приводит к резким различиям в фактической результативности инвестиций в различные виды капитальных активов. Кроме того, фактическая прибыльность инвестиций зависит и от особенностей амортизации различных видов оборудования и сооружений. В результате фирмы при принятии инвестиционных решений вынуждены ориентироваться не столько на оценки возможной прибыли до вычета налогов и соотношения между этой прибылью и величиной инвестиций, сколько на оценки прибыльности инвестиций с учетом особенностей налоговой системы страны.

Однако у налоговых льгот есть и неоспоримые достоинства. В целом применение налоговых льгот создает конкурентную среду внутри страны, что благоприятствует осуществлению прямых зарубежных инвестиций, так как означает либерализацию налогового режима для иностранных инвесторов.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 31.07.98 г. N 146-ФЗ (ред. от 3.12.2011г.).

2. Мандрощенко О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

3. Мандрощенко О.В. Налогообложение инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009.

4. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008.

5. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник. - М.: МЦФЭР, 2006.

УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ © Моисеенко И.А.*

Пятигорский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Пятигорск

Для создания моделей раннего оповещения о наступлении кризиса актуальным является определение экономических явлений, по которым можно характеризовать развитие кризисного процесса и наблюдать за его развитием, а также выявление того порога, за которым кризисные процессы становятся необратимыми. В статье рассмотрены стадии наступления кризиса и возможные пути его преодоления.

В мировой и российской экономической науке и практике одним из ключевых показателей, характеризующих финансовое состояние общественных финансов административных территориальных образований, является дефицитность бюджета. Однако, как на наш взгляд, дефицитность региональных бюджетов не обязательно приводит к кризису территориальных общественных финансов, а соблюдение сбалансированности бюджета не гарантирует защиту от наступления кризиса на уровне отдельных субъектов РФ.

В качестве аргумента отсутствия прямой причинно-следственной связи между дефицитностью бюджета и его возможным кризисом в перспективе можно привести использование источников покрытия дефицита бюджета (а именно кредитов банков и международных организаций, средств от размещения ценных бумаг) на финансирование инфраструктурных проектов и другие капитальные государственные расходы. Если заимствования имеют

* Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.