Научная статья на тему 'Налоговые льготы как средство стимулирования экономического роста'

Налоговые льготы как средство стимулирования экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENTAL REGULATION / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX INCENTIVES / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / PROMOTION OF EXPORT-ORIENTED ENTERPRISES / ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / SOURCES OF ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалова С.Х.

В статье раскрывается значимость используемых инструментов государственного регулирования для выхода из фазы рецессии глобального экономического кризиса, при котором оказывается действенной не столько финансовая поддержка устойчивости финансовой системы, сколько налоговые льготы, призванные стимулировать предпринимательскую деятельность, как один из источников экономического роста. В силу избранной стратегии и сформулированных предпосылок, реформирование налоговой системы страны, проводимое совместно с внесением корректировок в действующее налоговое законодательство, выступает в качестве наиболее эффективной меры по преодолению кризиса и восстановлению экономики страны. Реализация данного комплекса мероприятий позволяет не только удовлетворить потребности населения и восполнить его человеческий потенциал, но и стимулировать общественное производство, развитие его структуры и темпов модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax concessions as means of stimulating economic growth

The article discloses significance of state regulation instruments used to come out from a recession phase of the global economic crisis, wherein not only financial support of the stability of financial system, but tax incentives designed to encourage entrepreneurship, as a source of economic growth, are effective. Due to chosen strategy and formulated background, tax system reform in the country, held in conjunction with adjustments to the current tax legislation, serves as the most efficient measure to overcome the crisis and get economy back on track. Implementation of this package plan not only meet the needs of the population and make up for human potential, but also stimulate social production, development of its structure and the pace of modernization.

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы как средство стимулирования экономического роста»

Налоговые льготы как средство стимулирования экономического роста

С.Х. Шалова

ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН

Аннотация: В статье раскрывается значимость используемых инструментов государственного регулирования для выхода из фазы рецессии глобального экономического кризиса, при котором оказывается действенной не столько финансовая поддержка устойчивости финансовой системы, сколько налоговые льготы, призванные стимулировать предпринимательскую деятельность, как один из источников экономического роста. В силу избранной стратегии и сформулированных предпосылок, реформирование налоговой системы страны, проводимое совместно с внесением корректировок в действующее налоговое законодательство, выступает в качестве наиболее эффективной меры по преодолению кризиса и восстановлению экономики страны. Реализация данного комплекса мероприятий позволяет не только удовлетворить потребности населения и восполнить его человеческий потенциал, но и стимулировать общественное производство, развитие его структуры и темпов модернизации. Ключевые слова: мировой экономический кризис, государственное регулирование, налоговые льготы, стимулирование экспортно-ориентированных предприятий, источники экономического роста.

Мировой экономический кризис и последующий вялый выход ведущих экономик мира из фазы рецессии рельефно выявил необходимость применения новых инструментов государственного регулирования современной экономики [1, 2]. В сложившейся ситуации большинство стран направило все свои усилия на поддержание устойчивости финансовой системы, прибегнув к выкупу и санации банков, а также тех компаний и корпораций, которые наиболее остро нуждались в государственной финансовой помощи. Государство в Индии, в отличие от практики большинства развитых стран, нашло успешное решение данной проблемы за счет реформирования своей налоговой системы, результатом которого стало создание гибкой системы налогообложения и сопутствующего широкого спектра налоговых льгот, стимулирующих предпринимательскую деятельность как один из базовых источников экономического роста [3].

Налоговые льготы в Индии вошли в практику еще в начале 90х вместе с принятием Постановления о промышленной политике (1991), упразднявшего процесс производственного лицензирования и открывавшего

доступ иностранного капитала ко всем отраслям, в том числе считавшимся прежде сугубо государственными.

В нынешнее время в Индии применяется большой ассортимент инструментов для стимулирования роста экономики в виде налоговых каникул и налоговых льгот. При этом каникулы могут быть достаточно долгосрочными вплоть до 10 лет, а льготы варьируются в зависимости от территории и места нахождения [4]. Налоговым законодательством Индии предусмотрено наличие общегосударственных налоговых льгот, действующих на территории всей страны и территориальных, вступающих в силу в определенном штате или зоне.

Общегосударственные налоговые льготы решают в первую очередь задачи стимулирования экспортно-ориентированных предприятий и организаций, занимающихся развитием инфраструктуры страны [4, 5]. В рамках данного вида льгот экспортно-ориентированные предприятия освобождаются от уплаты экспортных и таможенных пошлин при ввозе на территорию Индию, а также от единого центрального акциза при покупке на национальном рынке материалов и оборудования, использующихся непосредственно в процессе производства. Плюс ко всему, законодательством Индии предусмотрены налоговые каникулы сроком на 10 лет по подоходному налогу с экспортных доходов. Налог на добавочную стоимость также возмещается государством после подтверждения факта осуществления экспорта произведенной продукции [6, 7]. Причем, весь этот арсенал налоговых льгот распространяется на экспорт не только товаров, но и услуг.

Примечательно, что Правительства штатов обладают полномочиями на предоставление дополнительных льгот в рамках своего территориального пространства, однако, как показывает практика, чаще всего эти льготы однообразны и касаются в основном октроя.

Организации, чья деятельность связана непосредственно с развитием инфраструктуры также получают налоговые каникулы в зависимости от сфер и направлений этой деятельности. В частности, в сфере энергетики, транспорта, развития промышленных парков и свободных экономических зон налоговые каникулы по уплате подоходного налога составляют срок до 10 лет. В сфере телекоммуникаций освобождение от уплаты подоходного налога предоставляется на 5 лет и обложение по «льготному тарифу» следующие 5 лет в виде уплаты 70% причитающейся суммы налога. В нефтяной отрасли налоговые каникулы по уплате данного налога составляют 7 лет.

Законодательство Индии предусматривает налоговые каникулы и для научно-исследовательских организаций, предприятий-застройщиков и производителей товаров в северных и северо-восточных регионах стран сроком на 10 лет. Гостиничный бизнес и паломнические центры также имеют в Индии аналогичную льготу на ежегодное 50% сокращение налогооблагаемой базы, но при условии их локации на периферии, то есть вне крупнейших городов страны.

Промышленный сектор активно пользуется поддержкой государства в Индии, в связи с чем для вновь организуемых (создаваемых) предприятий существует общегосударственная льгота, позволяющая им сокращать суммы налога, уплачиваемые в государственную казну ежегодно на 30% в течение первых 10 лет с момента реорганизации их деятельности.

Территориальные льготы, предусмотренные налоговым законодательством Индии, направлены на создание и развитие свободных экономических зон, технологических и промышленных парков, а также различного рода так называемых «центров развития». В свою очередь, свободная экономическая зона представляет собой некоторый анклав, не

являющийся таможенной территорией Индии, созданный для осуществления определенных видов деятельности.

Широкое применение в Индии получило и льготное налогообложение на уровне местных органов власти, которые предоставляют в зависимости от специфики развития штата или города ряд дополнительных налоговых послаблений.

На территории всей страны создается множество многоцелевых технопарков, играющих базовую роль в реализации долгосрочной стратегии государства по подстегиванию экономического роста и содействию общественному развитию. Для стимулирования создания и развития таких технопарков в Индии, а также экспорта производимой ими продукции предусмотрены налоговые льготы в виде беспошлинного ввоза всех комплектующих, оборудования и необходимых материалов на их территорию, а также предоставление налоговых каникул.

В Индии организуется и большое количество промышленных парков и так называемых «центров развития», чья деятельность направлена на реализацию инфраструктурных проектов и их последующее промышленное использование [7]. Условия льготного налогообложения в отношении резидентов промышленных парков и центров развития варьируется от полного до частичного освобождения в зависимости от их местонахождения.

В налоговом законодательстве Индии предусмотрены льготы и для местной «творческой» интеллигенции и специалистов различных, в том числе и инновационных, областей. В частности, вышеупомянутые слои населения обязаны уплачивать лишь 25% от общей суммы доходов в иностранной валюте, полученных из-за рубежа. Данная мера представляется некоторой формой поощрения, которая создает для индийцев стимулы к получению доходов в иностранной валюте и переводу их в том же виде к себе на родину.

С макроэкономической точки зрения данная льгота способствует увеличению иностранной валюты в денежной массе Индии, что ведет к ревальвации национальной валюты и снижению темпов инфляции. В свою очередь, укрепление национальной валюты означает удешевление импорта, ввозимого в Индию и удорожанию экспорта. Однако, сложившаяся ситуация Индии только на руку, так как экспортирует Индия в основном промышленную и отчасти высокотехнологичную продукцию: продукты нефтехимии, ювелирные изделия, фармацевтику и оборудование, высокие цены на которые представляют собой закономерную практику в современных экономических реалиях. Между тем, импортируют индийцы в основном сырье и материалы (запчасти и комплектующие) [8,9], то есть все то, что необходимо им для создания своей экспортной продукции и ноу-хау и платят при этом относительно дешево, благодаря тому же значительному объему иностранной валюты на национальном денежном рынке.

В конечном итоге получается, что страны-импортеры, покупая у Индии товары, выкупают проданные ими раннее материалы и комплектующие, цена которых входит в формируемую конечную стоимость готовой продукции. При этом индийцы выигрывают данную разницу в цене только за счет высококвалифицированной и при этом относительно дешевой рабочей силы, которая является еще одним фактором, подстегивающим экономический рост и способствующим пополнению доходной части бюджета Индии.

Еще один положительный эффект от данной льготы кроется в том, что Правительство, оставляя часть дохода в распоряжении самих граждан, искусственно увеличивает норму сбережения, что, в свою очередь, направленно на рост качества жизни, которое находится на предельно низком уровне со средним доходом в 1420 долларов на душу населения [10]. Таким образом, данная льгота, предоставляемая Правительством в рамках проводимой налоговой политики, выполняет не только фискальную, но и

социальную, и регулирующую функции, так как в налоговые механизмы используются в целях удовлетворения потребностей населения и восполнения его человеческого потенциала, а также для стимулирования общественного производства, развитии его структуры и темпы модернизации.

Литература

1. Кумышева З.Х., Шалова С.Х. Влияние процессов глобализации на эколого-экономическое развитие // XXVI Международная Научно-практическая конференция «Трансформация экономических теорий и процессов», г. Санкт-Петербург, 2014, с.39-41.

2. Думанова А. X., Кумышева З. X., Шалова С. X. Глобальные дисбалансы и их влияние на эколого-экономическое развитие // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2731.

3. Шалова C.X. Свободная экономическая зона как концепция бюджетно-налоговой политики и фактор экономического развития страны // Известия КБНЦ РАН, №6 (62), 2014. с.179-186.

4. Егорова Л. В. Взаимосвязь налогового планирования и стратегического управленческого учета как основа эффективной работы предприятия // Инженерный вестник Дона, 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1531

5. Рюмина Ю.А. Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2012. №3(19). С. 80-85.

6. Gupta, K.R., 2008. Special Economic Zones. Issues, Laws and Procedures. ATLANTIC PUBLISHERS & DISTRIBUTORS. Volume 1, pp: 33-43.

7. Sunil, M., 2011. The Indian Tax System and Its Reform. ASCI Journal of Management, 40(2). Pp. 128-138.

8. Report of the Advisory Group on Tax Policy and Tax Administration for the Tenth Plan // Government of India URL: planningcommission.nic.in/aboutus/committee/wrkgrp/tptarpt.pdf (дата обращения: 20.04.2013)

9. Fazelbhoy A., Chandra A., 2012. A practical cross-border insight to corporate tax in India. The International Corporate Legal Guide to Corporate Tax 2012. Chapter 21. Pp. 120-126.

10. Doing Business. URL: doingbusiness.org/data/exploreeconomies/india. (дата обращения: 11.04.2015)

References

1. Kumysheva Z.Kh., Shalova S.Kh. Mezhdunarodnaya Nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Transformatsiya ekonomicheskikh teoriy i protsessov» (Proc. International Scientific and Practical Conference "Transformation of economic theories and processes"). Sankt-Peterburg, 2014, pp.39-41.

2. Dumanova A. H., Kumysheva Z. H., Shalova S. Kh. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2731.

3. Shalova S.Kh. Izvestiya KBNTs RAN. 2014. №6 (62). Pp. 179-186.

4. Egorova L. V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №1 2013, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1531

5. Ryumina Yu.A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №3(19). Pp. 80-85.

6. Gupta, K.R., 2008. Special Economic Zones. Issues, Laws and Procedures. ATLANTIC PUBLISHERS & DISTRIBUTORS. Volume 1. pp: 33-43.

7. Sunil, M., 2011. The Indian Tax System and Its Reform. ASCI Journal of Management, 40(2). pp. 128-138.

8. Report of the Advisory Group on Tax Policy and Tax Administration for the Tenth Plan. Government of India URL: planningcommission.nic.in/aboutus/committee/wrkgrp/tptarpt.pdf (accessed 20/04/2013)

9. Fazelbhoy A., Chandra A., 2012. A practical cross-border insight to corporate tax in India. The International Corporate Legal Guide to Corporate Tax 2012. Chapter 21. pp. 120-126.

10. Doing Business. URL: doingbusiness.org/data/exploreeconomies/india (accessed 11/04/2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.