Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование альтернативной энергетики в Европе'

Налоговое стимулирование альтернативной энергетики в Европе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратнер С.В., Дира Д.В.

Одним из действенных механизмов стимулирования развития высокотехнологичных отраслей экономики во всем мире является введение налоговых льгот и преференций для предприятий соответствующего профиля и налоговое стимулирование потребления их инновационной продукции. По мнению многих специалистов, альтернативная энергетика и энергоэффективное машиностроение являются теми отраслями, текущее развитие которых конфигурирует будущую конкурентоспособность страны. К сожалению, развитию данных отраслей экономики в России уделяется пока недостаточное внимание, что создает риски консервации технологической отсталости и еще большей утраты позиций страны на мировых рынках наукоемкой продукции и услуг. В данной работе проанализированы механизмы налогового стимулирования альтернативной энергетики и энергоэффективости, используемые европейских странах, сделаны выводы о степени их результативности и возможности адаптации данного опыта в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование альтернативной энергетики в Европе»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.225.66

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ЕВРОПЕ*

С. В. РАТНЕР,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями

Е-mail: lanarat@mail. ru Институт проблем управления РАН, г. Москва Д. В. ДИРА, аспирант кафедры мировой экономики Е-mail: dd8008@mail. ru Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье проанализированы механизмы налогового стимулирования альтернативной энергетики и энер-гоэффективости, используемые в европейских странах. Сделаны выводы о степени их результативности и возможности адаптации данного опыта в России.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, альтернативная энергетика, энергоэффективность, инновации.

Глобальные инвестиционные тренды свидетельствуют о вероятном изменении структуры всей мировой энергетической системы в ближайшие десятилетия в сторону использования возобновляемых источников энергии. Изучение опыта стран - лидеров в развитии альтернативной энергетики позволяет выделить и адаптировать наиболее эффективные механизмы при разработке инвестиционных программ федерального и регионального значения по повышению энергоэффективности.

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и Кредит». 2012. № 8 (488).

Большинство европейских государств инициировали свои программы поддержки альтернативной энергетики и повышения энергоэффективности еще в начале 1990-х гг. и активно включили в работу различные механизмы налогового стимулирования развития «зеленых технологий».

Следует отметить, что одной из основных мер налогового стимулирования производителей альтернативной энергии в США является инвестиционный налоговый кредит. У него есть особенность. В отличие от инвестиционного налогового кредита в России и ряде других стран (здесь он выступает просто формой изменения срока исполнения налогового обязательства с последующей уплатой суммы кредита и процентов) в Соединенных Штатах данная мера налогового стимулирования уменьшает налогооблагаемую базу на часть инвестиций в покупку земли, оборудования и инсталляцию мощностей для производства электроэнергии из альтернативных источников. То есть служит инвестиционной налоговой льготой.

Таблица 1

Меры налогового стимулирования инвестиций в альтернативную энергетику в европейских странах, Корее и США [3, 4]

Страна Кредит или сокращение суммы налога Ставка, % Технологии, на которые распространяется действие кредита/скидки

Бельгия Сокращение суммы 13,5 Все

Голландия Сокращение суммы 13 Все

Испания Сокращение суммы 10 Солнечная энергия, биомасса

Ирландия Сокращение суммы 18 Ветряная, солнечная, гидроэнергия, энергия биомассы

Чехия Сокращение суммы 100 Все (гидростанции до 1 МВт)

Корея Кредит 5 Энергоэффективные технологии

США Сокращение суммы 30 10 Солнечная, ветряная, топливные элементы. Геотермальная, микро-турбины, когенерационные установки

В различных налоговых системах европейских государств подобные меры стимулирования инвестиций в альтернативную энергетику принимают особые формы и размеры, но направлены на достижение одного и того же эффекта - сделать высокорисковые и имеющие длительный срок окупаемости инвестиции в энергетические объекты более выгодными (табл. 1).

Налоговые кредиты для производителей (производственный налоговый кредит, PTC) электроэнергии из альтернативных источников также являются достаточно популярной за рубежом мерой налогового стимулирования. Следует отметить, что в российской практике данное понятие не встречается. Производственный налоговый кредит предоставляется либо в форме вычета из налогооблагаемой базы, либо в форме кредита по фиксированной ставке за киловатт-час произведенной возобновляемой энергии.

Впервые данный механизм налогового стимулирования был введен в США. Производственный налоговый кредит (PTC) и инвестиционный налоговый кредит (ITC) различаются тем, что РТС сокращает платежи по федеральному налогу на основе объема электроэнергии, полученной на выходе (измеряемой в кВт-ч), а ITC - на основе объема капитальных инвестиций (измеряемых в денежных единицах). Причем получить льготу по ITC можно только тогда, когда оборудование уже введено в эксплуатацию [4].

По оценкам экспертов организации Oak Ridge National Laboratory (США), федеральный десятилетний производственный налоговый кредит в размере 1,5 цента на кВт-ч может снизить среднюю по жизненному циклу стоимость

ветровой энергии примерно на 25 %. Этот тип стимулирования получил более широкую поддержку специалистов в области крупномасштабных возобновляемых энергетических объектов в силу того, что он стимулирует более эффективное производство возобновляемой энергии, а не просто крупные инвестиции капитала. Европейские страны, использующие в настоящее время данный вид налоговых стимулов, представлены в табл. 2.

В отдельных странах Европы для стимулирования развития альтернативной энергетики используется снижение налога на собственность, которое может элиминировать до 100 % от суммы налога на имущество, землю и основные средства, используемые для производства возобновляемой энергии. Снижение налога на собственность может быть особенно важным стимулом для капиталоемких технологий, таких как ветроге-нерация и преобразование солнечной энергии в электроэнергию. Ведь налоги на собственность зачастую приводят к более высокому налоговому бремени на кВт-ч произведенной энергии для капиталоемких технологий производства энергии из альтернативных источников, чем для менее капиталоемких обычных энергетических технологий. Поэтому сокращение налога на имущество может

Таблица 2

Производственный налоговый кредит в некоторых странах Европы [3]

Страна Размер кредита Технологии

Финляндия 0,69 евро Энергия ветра, гидроэнергия, пеллеты, биогаз

Швеция 0,181 шведской кроны Ветряная энергия

помочь в создании налогового паритета между альтернативной энергетикой и традиционными технологиями. Страны, использующие в настоящее время данный вид налоговых стимулов, представлены в табл. 3.

Многие страны, использующие в основном не корпоративный налог на прибыль, а налог на добавленную стоимость (НДС), задействуют его сокращение для стимулирования производства энергии из возобновляемых источников. Необходимо отметить, что данный вид налога может особенно болезненно сказываться на производителях энергии из альтернативных источников, если он начисляется на капитальные вложения в производственный процесс, а не на выработанную энергию. Страны, практикующие сокращение НДС, представлены в табл. 4.

Инвестиционные налоговые стимулы также часто применяются к небольшим, клиентоориен-тированным или сервисным компаниям, которые являются не производителями, а потребителями энергии и энергосберегающих технологий. Такие стимулы, как правило, ориентированы на активизацию практики установки определенных видов генерационного или когенерационного оборудования для обогрева, освещения и вентиляции жилых и коммерческих зданий.

Зачастую налоговые вычеты распространяются не только на сумму самого оборудования, но и на сумму его инсталляции, так как установка системы когенерации может в некоторых случаях быть соизмерима со стоимостью оборудования. Такие меры стимулируют индивидуальных собственников жилья и компании покупать когенера-ционное оборудование.

Следует отметить, что некоторые европейские страны отменили практику предоставления производственных налоговых кредитов в силу того, что она требует постоянного мониторинга производственной деятельности компаний и ведет к высоким административным издержкам. Налоговые вычеты на приобретение и инсталляцию когене-рационного и энергосберегающего оборудования достигают той же цели, что и производственный налоговый кредит, а административные расходы на их реализацию существенно меньше.

Налоговые льготы для потребителей энергоэффективных и когенерационных технологий,

Таблица 3

Европейские страны, использующие налоговые льготы на собственность [3]

Страна Объем льгот, % Максимальный срок Вид технологии

Италия 36 До 5 лет Солнечная, ветряная, гидроэнергия, геотермальная, биомасса

Норвегия 100 - Малая гидроэнергетика

Чехия 100 Солнечная, ветряная, гидроэнергия, геотермальная, биомасса

Таблица 4

Европейские страны, применяющие сокращение НДС

Страна Сокращение НДС, % Технологии

Великобритания 17,5 сокращается до 5 Солнечные панели

Германия 19 сокращается до 7 Пеллетные системы

Италия 20 сокращается до 10 Солнечная, ветровая, гидроэнергия, биомасса

Чехия 22 сокращается до 5 Солнечная, ветровая, гидроэнергия, биомасса

используемые в странах Европы, приведены в табл. 5.

Сокращения акцизных сборов позволяют потребителям не платить до 100 % налога с продаж при покупке энергии из возобновляемых источников, соответствующего оборудования или топлива. Таким образом, сокращение акцизных сборов стимулирует спрос на «зеленую» энергию. Некоторые европейские страны устанавливают налог на продажи обычной электроэнергии, но не облагают налогом продажи энергии, произведенной из альтернативных источников. Другие снижают акцизные сборы на продажи оборудования для производства альтернативной энергии.

Более редким случаем является возврат части акцизного сбора. Потребитель может оставить заявку на возврат всего или части уплачиваемого налога в момент покупки оборудования. Так же как инвестиционный налоговый кредит, сокращения акцизных сборов наиболее эффективно стимулируют спрос в сочетании с введением соответствующих стандартов энергопотребле-

Таблица 5

Меры налогового стимулирования развития технологий альтернативной энергетики, ориентированные на потребителя, используемые в некоторых странах Европы

Страна Сектор Вид налогового стимула Ставка, % Технологии, на которые распространяется действие стимула

Австрия Жилой Сокращение налога До 25 Солнечная энергия, энергия биомассы

Греция Жилой, коммерческий Кредит До 75 Солнечная энергия

Испания Жилой, коммерческий Кредит 10 Солнечная энергия, энергия биомассы

Португалия Жилой Кредит До 30 Все

Франция Жилой Кредит 15 Все

Чехия Жилой, коммерческий Сокращение налога До 100 Все

ния. В настоящее время данный вид налогового стимулирования применяется в Италии и Чехии (табл. 6).

Обычный срок амортизации энергетических объектов составляет от 20 до 30 лет. Режимы ускоренной амортизации энергетических объектов, генерирующих энергию от альтернативных источников, введенные в некоторых странах, позволяют снизить этот срок до 15 лет и менее. Тем самым существенно уменьшается налогооблагаемая база. Эффективность ускоренной амортизации для целей стимулирования развития альтернативной энергетики является гораздо более высокой, чем эффективность других налоговых мер. Это объясняется тем, что чистая приведенная стоимость (№У) долгосрочных инвестиционных проектов чувствительна к параметру времени. Доходы первых пяти лет суммируются с большим весом, чем доходы последующих. Так как ускоренная амортизация позволяет увеличить доход в первые годы реализации проекта, следовательно, она дает возможность значительно увеличить NPV проекта.

Таблица 6 Сокращение акцизных сборов

в некоторых странах Европы

Страна Размер сокращений, % Технологии

Италия 28 Биотопливо

Чехия 100 Биотопливо

Особенно важна данная мера налогового стимулирования в случае капиталоемких проектов, какими и являются планы по строительству и запуску альтернативных электрогенераторов.

Условия ускоренной амортизации для альтернативных энергетических объектов в странах Европы приведены в табл. 7. Помимо европейских стран данную меру налогового стимулирования активно используют США, Канада и Индия.

Двойственными к мерам налогового стимулирования альтернативной энергетики являются меры налогового дестимулирования использования ископаемых видов топлива. Страны Европейского Союза стали лидерами в принятии законов, повышающих налоги на использование ископаемых видов топлива. На первых порах эти меры вызывали много споров из-за опасений, что увеличение налогового бремени негативно скажется на конкурентоспособности стран - членов ЕС на мировых рынках. В Великобритании даже была предпринята попытка нейтрализации налогового бремени экологических налогов для предприятий одновременным сокращением их страховых взносов.

Начиная с 1997 г. (времени вступления в силу Киотского протокола), такие страны, как Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Норвегия, Финляндия, Чехия и Швеция увеличили налоги на нефть и нефтепродукты (табл. 8).

Таблица 7

Ускоренная амортизация энергетических объектов в некоторых странах Европы

Страна Объем, % Срок Технология

Бельгия 10 в год Половина жизненного цикла Все альтернативные технологии

Люксембург До 60 в год Различные Все альтернативные технологии

Португалия 25 в год 4 года Солнечная энергетика

Таблица 8

Страны Европы, увеличившие налоги на нефть и нефтепродукты в 1997-2010 гг.

Страна Сумма налога Топливо или выбросы, облагаемые налогом

Австрия €0,21 до 1,42/кг Светлая нефть

Великобритания 0,34£ за 1 кВт-ч (электроэнергия), 0,15£ за кВт-ч (газ), 1,17£ за кг (уголь) Промышленное использование электричества, газа, угля, нефтепродуктов

Венгрия 16€ за 1 т, 25 % VAT Жидкое топливо, электричество

Германия 0,06125€/литр нефти, газ 0,55€ /kWh Жидкое топливо, электричество

Голландия 0,0639€/кВт-ч Электричество (кроме энергии от альтернативных источников)

Дания 6,8€/ГДж Диоксид углерода

Испания 0,029€/кВт-ч Электричество (кроме энергии от альтернативных источников)

Италия Уголь 5,084€/т, нефть 1,286/т Диоксид углерода

Люксембург 18,59€/килолитр Светлая нефть

Норвегия 104 NOK /т Диоксид углерода

Финляндия 16,54 до 56,80€/т Углерод

Франция 42,52 до 80,54€/килолитр Тяжелая и легкая нефть

Чехия CZK 472/т Светлая нефть

Швеция 36,5 цге/кг Диоксид углерода

Швейцария 210 CHF /т максимум Диоксид углерода

Дания ввела налог на выбросы двуокиси углерода еще до 1997 г. Однако, как ни парадоксально, в некоторых европейских странах в соответствии с требованиями Киотского протокола налоги на нефть и нефтепродукты значительно выросли, а налоги на уголь (значительно более «грязный» источник энергии) не увеличились вовсе.

Несмотря на то, что налоговые меры стимулирования альтернативной энергетики дали весьма существенные результате в ряде стран, другие государства предпочитают использовать иные меры стимулирования. Так, в Германии основным инструментом государственной поддержки альтернативной энергетики являются гарантированные тарифы на поставку электроэнергии от альтернативных источников в сеть. В зависимости от местоположения и некоторых технических условий правительственная программа Renewable Energy Sources Act гарантирует 20-летний спонсорский тариф от 9,20 до 5,02 евроцентов за кВт-ч для генераторов, установленных ранее 01.01.2010. Также программа предоставляет бонусы в 0,5 евроцентов за кВт-ч за улучшение сетевой интеграции ветровых систем. В будущем бонусы будут уменьшаться на 1 % в год. Однако офшорные ветровые установки получат более высокие тарифы для компенсации риска и высоких издержек на инсталляцию. Для них изначальный тариф равен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 евроцентам за кВт-ч на первые 12 лет, а затем 3,5 евроцентам. Чем глубже и дальше от берега расположена турбина, тем больше изначальная компенсация. Снижение тарифа на 5 % в год предусмотрено, начиная с 2015 г. Закрепленные на законодательном уровне гарантии по предоставлению бонусного тарифа на 20 лет и обязательному подключению к энергосети позволяют инвесторам офшорных проектов снизить риски и планировать свою деятельность на годы вперед.

В результате комплексного использования мер налогового стимулирования альтернативной энергетики, налогового дестимулирования энергоемких и грязных производств, а также ряда других мер государственной поддержки (гарантированные тарифы на поставку энергии в сеть) европейские страны достигли весьма впечатляющих результатов в развитии ветроэнергетики, солнечной энергетики, технологий генерации энергии из биомассы и энергоэффективных технологий [2]. Около 60 мегаватт энергопотребления Европы в настоящее время обеспечивают офшорные ветровые электростанции. Около 90 новых офшорных проектов ветровых парков находятся в разработке (рис. 1).

При этом наиболее динамично развивающимся сектором альтернативной энергетики в Европе является офшорная ветровая энергетика (рис. 2).

Латинская Америка 1 %

Австралия и Океания

1 %° -Африка 1%

Северная Америка 24 %

Рис. 1. Суммарная мощность ветровых установок в мире [5]

Рис. 2. Общая мощность офшорных ветровых установок, установленных в 2011 г. в Европе, МВт [5]

Наземный сектор Офшорный сектор

Рис. 3. Прогноз занятости в сфере ветровой энергетики в ЕС в 2007-2030 гг., чел.

По статистическим данным в 2009 г. в Германии 85 000 чел. работали в сфере ветровой энергетики, что составляет более четверти всех рабочих мест в данной отрасли по всей Европе. Согласно прогнозам количество занятых в ветровой энергетике будет постоянно и быстро расти (рис. 3).

Тем не менее налоговые и иные меры стимулирования альтернативной энергетики не могут рассматриваться как замена основных требований коммерческой эффективности профильного бизнеса и его технологической основы. Например, в случае биоэтанола разработка биотоплив нового поколения связывается скорее с федеральной поддержкой профильных исследований и разработок, нежели с бизнесом компаний по выработке биоэтанола, так как технологическая безопасность и коммерческая эффективность самой технологии еще не доказаны. И наоборот, производство гибридных автомобилей, ветровая и солнечная энергетика, благодаря производственным налоговым кредитам, решают многие технологические проблемы, повышая свою коммерческую эффективность, наращивая производственные мощности и постепенно завоевывая энергетический рынок.

Если говорить об объемах вложений в профильные исследования и разработки (ИиР), то, к сожалению, однозначно оценить, насколько меры налогового регулирования влияют на корпоративные ИиР, не представляется возможным в силу отсутствия необходимых статистических данных. Однако можно однозначно утверждать, что стимулирование потребительского или корпоративного спроса на высокотехнологичные продукты и услуги закономерно приводит к росту актуальности инвестиций в ИиР для поставщиков соответствующих товаров и услуг. При этом необходимо отметить, что наибольшее влияние на результаты ИиР федеральные меры оказывают в том случае, когда их направленность совпадает с основными направлениями корпоративных инноваций [1].

Кроме того, следует принимать во вни-

мание специфику действия различных инс-

Спрос на технологии

Рис. 4. Схема действия налогового стимулирования производства энергоэффективных товаров

Рис. 5. Схема действия налогового стимулирования в энергетике

трументов налогового стимулирования для разных секторов. Налоговое поощрение приобретения гибридов и иных энергоэффективных автомобилей напрямую влияет на рост корпоративных ИиР в данной сфере (рис. 4). Это справедливо и для производства энергоэффективной бытовой техники, строительных материалов и других секторов.

В энергетике подобные меры лишь косвенно влияют на рост объемов инвестиций в ИиР. Дело в том, что компании - поставщики электричества и сервисные компании сами не являются создателями профильных технологий и не производят инвестиции в ИиР, а являются площадкой для внедрения инноваций. То же самое можно сказать и о компаниях -производителях новых видов топлива. Основные технологические инновации в энергетике осуществляются производителями энергетического и энергомашиностроительного оборудования. Поэтому меры налогового стимулирования энергоэффективности сначала должны стимулировать спрос элект-рогенерирующих компаний на энергоэффективное оборудование, а затем - спрос на новые технологии в энергомашиностроении (рис. 5).

Поэтому в данном случае промышленные инвестиции в науку стимулируются:

- динамичными рынками;

- здоровой конкурентной средой;

- стремлением компаний не потерять завоеванные рыночные позиции и лишь затем получить налоговые льготы.

К сожалению, развитию альтернативной энергетики и энергоэффективного машиностро-

ения в России уделяется пока недостаточное внимание. Это создает риски консервации технологической отсталости и еще большей утраты позиций страны на мировых рынках наукоемкой продукции и услуг Механизмы налогового стимулирования в данной сфере практически отсутствуют, если не учитывать налоговые льготы для предприятий - резидентов кластера энергоэффективности «Сколково».

По мнению автора, разработку механизма налогового стимулирования внедрения инновационных технологий в области энергетики, учитывая текущее состояние отрасли, целесообразно начать с введения комплекса мер, направленных на стимулирование спроса на энергоэффективные технологии в секторе массового потребления:

- технологии обогрева и охлаждения жилья;

- гибридные автомобили;

- биогазовые станции;

- пеллетные отопительные системы.

Они присутствуют в спектре инновационной продукции отечественных производителей.

Список литературы

1. Налоговое стимулирование инновационных процессов / под ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН. 2009.

2. Ратнер С. В. Возможности адаптации опыта Германии по созданию рамочных условий для промышленного использования инновационных технологий в области энергетики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 43.

3. GoodwardJ., GonzaleM. Renewable Energy Tax Credits // The Bottom Line on..., Issue 18. URL: http://pdf. wri. org/bottom_line_renewable_energy_ tax_credits_10-2010.pdf.

4. International Tax Incentives for Renewable Energy: Lessons for Public Policy. Center for Resource Solutions San Francisco, California. 2005. Р. 27.

5. The Wind Industry in Germany - Economic report. VDMA Power Systems German Wind Energy Association. Berlin. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.