Научная статья на тему 'Налоговое регулирование воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики'

Налоговое регулирование воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРАРНАЯ СФЕРА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / TAX REGULATION / AGRARIAN SPHERE / TAXATION / AGRICULTURE / AGRICULTURAL REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиуллин Марат Адипович

Рассматривая воздействие налогового механизма на организационно-экономические характеристики факторов воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, автор анализирует влияние налоговой нагрузки на финансовый и инвестиционный потенциал сельскохозяйственных предприятий, стимулирование или подавление тех или иных организационных форм сельскохозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax regulation of reproduction processes in agrarian sector of economy

Considering influence of the tax mechanism on organizational-economic characteristics of factors reproduction process in agriculture, the author analyzes influence of tax burden on financial and investment potential of the agricultural enterprises, stimulation or suppression of those or other organizational forms of agricultural activity.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики»

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Сафиуллин Марат Адипович, к.э.н.

Место работы: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» (КГТУ).

Контакты автора: izja_007@mail.ru

Аннотация. Рассматривая воздействие налогового механизма на организационно-экономические характеристики факторов воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, автор анализирует влияние налоговой нагрузки на финансовый и инвестиционный потенциал сельскохозяйственных предприятий, стимулирование или подавление тех или иных организационных форм сельскохозяйственной деятельности.

Ключевые слова: налоговое регулирование, аграрная сфера, налогообложение, сельское хозяйство, сельскохозяйственное воспроизводство.

TAX REGULATION OF REPRODUCTION PROCESSES IN AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

Safiullin Marat Adipovich, Candidate of Economic Sciences. Place of employment: State Educational Institution of Higher Professional Learning “Kazan State Technological University” (KGTU).

Contacts of the author: izja_007@mail.ru

Annotation. Considering influence of the tax mechanism on organizational-economic characteristics of factors reproduction process in agriculture, the author analyzes influence of tax burden on financial and investment potential of the agricultural enterprises, stimulation or suppression of those or other organizational forms of agricultural activity.

Keywords: tax regulation, agrarian sphere, taxation, agriculture, agricultural reproduction.

В последнее время в качестве инструмента управления воспроизводственными процессами наиболее активно используются налоговые методы, значимость которых в воспроизводственном процессе существенно возрастает. Это обусловлено тем, что, во-первых, налоги, образуя финансовые ресурсы, необходимые для реализации задач социально-экономического развития, непосредственно формируют определенный потенциал процесса воспроизводства в отрасли. Это позволяет выделить налоги как самостоятельный специфический фактор процесса воспроизводства, являющийся его индикативным показателем.

Во-вторых, современной наукой налоги рассматриваются не только как экономическая категория и канал мобилизации денежных доходов государства, но и как инструмент воздействия на основные стадии процесса воспроизводства, производство и потребление, перераспределение и обмен.

Несмотря на широкое и универсальное использование понятия налоговый механизм в экономической ли-

тературе, оно до сих пор остается в ряду наименее ясных и определенных. Так, И.А.Майбуров, А.В.Аронов, В.А.Кашин и многие другие ученые нало-говеды [1,2] рассматривают налоговый механизм как «совокупность правовых норм, организационных мер и различных рычагов воздействия, определяющих порядок управления и функционирования налоговой системы и направленных на приведение этой системы в соответствие с целями, моделью и методами государственной налоговой политики».

В данном случае, как нам представляется, налоговый механизм рассматривается исключительно с практической стороны как перечень конкретных налоговых действий, предписанных государством, Однако, нельзя забывать, что налоговый механизм является порождением объективно сложившихся условий налогового производства, что определяет также его объективный характер.

Пансков В.Г. и Юткина Т.Ф. [3] предлагают несколько определений налогового механизма, рассмотренного с разных сторон, а именно:

- «налоговый механизм - процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода»;

- «налоговый механизм - есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов»;

- «налоговый механизм - организационноэкономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями»;

- «налоговый механизм - это комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетной сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющий установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование) и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль)».

В данном случае авторы рассматривают налоговый механизм с различных сторон и, прежде всего, как организационно-экономическую категорию, как механизм реализации своих целей и задач, как инструмент регулирования, а также с точки зрения их внутренней структуры.

Таким образом, необходимо рассматривать налоговый механизм в совокупности с главным предназначением всего государственного механизма регулирования, состоящего в поддержании необходимых пропорций воспроизводственного процесса, а также количественных и качественных характеристик экономического роста.

Внутренняя структура налогового механизма, представленная Т.Ф.Юткиной, включает в себя три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль [3].

А.А. Соколов, И.Т.Тарасов, А.А. Исаев представляют налоговый механизм как систему, состоящую из однородных элементов, сгруппированных по целевому признаку, образующих подсистемы, которые в свою очередь представляют собой составные части этой сис-

темы [4]. По мнению авторов, налоговый механизм «состоит из следующих подсистем и блоков:

- совокупности налогов и сборов, форм и методов их установления;

- налоговых методов (налоговое планирование (прогнозирование));

- налогового регулирования (оптимальное разграничение налогов по звеньям бюджетной системы);

- налоговых рычагов и стимулов (налоговые ставки, льготы, санкции и др.);

- управления налоговой системой (права, функции и обязанности налогового аппарата, налоговый контроль);

налогового права (нормативно-правовое обеспечение налоговой политики)».

В рамках представленного подхода разделение на самостоятельные элементы налогового контроля и налогового регулирования, по нашему мнению, искажает содержание государственного регулирования, которое предусматривает административные и экономические формы его проявления. При этом одним из методов реализации административного регулирования и является контроль.

Налоговое право представляющее собой основу, которая определяет содержание элементов налогового механизма, включающих налоговое планирование (прогнозирование) и налоговое регулирование. В этом выражается правовая функция налогового механизма, потому что именно объективный характер законодательной основы обусловливает объективность характера налогового механизма. Учитывая

все многообразие налоговых отношений, регулируемых налоговым правом, его формирование происходит в соответствии с определенными принципами. Они определяют основы налогового производства в конкретных отраслях и конкретных территориях. В связи с этим, весь комплекс основополагающих принципов налогового права можно разграничить на две подсистемы. Одна из них образована институциональными принципами, закладывающими основы налоговых взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, другая раскрывает свое содержание через организационно-экономические принципы, задающие условия действия налогового механизма в аграрной сфере, исходя из конституционных основ, сложившихся экономического базиса и социальных условий развития отрасли. С позиций развития региональной системы АПК особую значимость приобретают институциональные принципы налогового права, задающие характер организационно-экономических отношений налогового механизма.

Вместе с тем на наш взгляд, взаимосвязь между налоговым прогнозированием и уровнем развития аграрного сектора не однозначна. Поскольку, основной целью налогового прогнозирования является вероятностное определение тенденций функционирования налогового механизма, постольку по его результатам можно заранее наметить направления корректировки неблагоприятного воздействия налогового механизма на развитие сельского хозяйства.

С позиций формирования налогового механизма стимулирования воспроизводственных процессов в отрасли важна комплексная реализация налогового прогнозирования и налогового планирования. Однако в существующей российской практике отраслевом уровне в налоговом производстве используется только налоговое планирование, что значительно сужает

возможности налогового управления процессами воспроизводства в аграрном секторе.

Одной из важнейших задач налогового механизма является содействие достижению противоречивого единства трех групп интересов субъектов воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве: государственных, отраслевых и личных.

Совокупность налоговых льгот рассматривается специалистами [5] как часть механизма налогового регулирования процессов воспроизводства в аграрном секторе, включающего различные формы, виды и инструменты, призванные способствовать росту рентабельности сельскохозяйственных предприятий. На практике выбор налоговых регуляторов и границы их применения определяются, во-первых, объективными тенденциями развития аграрной сферы; во-вторых, необходимостью выделения приоритетов развития в условиях объективной оценки внешних и внутренних факторов. Так, в случае, когда уровень производства и занятости далек от полного насыщения, в государственном регулировании используется комплекс налоговых мер по оживлению производства. Эти меры направлены в первую очередь на предоставление налоговых льгот для создания благоприятных условий инвестирования и ограничения «склонности к сбережениям». Проявляться это может в форме специальных налоговых режимах, изменении сроков уплаты налогов, предоставлении инвестиционного налогового кредита, налоговых льгот, связанных со стимулированием инвестиций в основной капитал и научнотехнические разработки или, так называемые, налоговые стимулы инвестиционной деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические аспекты использования налоговых инструментов для регулирования аграрной сферы свидетельствуют о том, что в регулирующей функции налогового механизма заложены значительные возможности для активизации воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве. По источникам возникновения и, следовательно, путям обеспечения воспроизводственного процесса в отрасли вся совокупность государственных воздействий подразделяется на два вида: вертикальное и горизонтальное налоговое регулирование.

Вертикальное налоговое регулирование осуществляется на общегосударственном уровне, направленно на сбалансированное развитие региональных и отраслевых составляющих, исходя из имеющегося на данной территории налогового потенциала. В данном случае «формируется вертикально-линейная структура механизма управления налоговой системой, где реализуются отношения субъектов этого механизма, организационно подчиненных друг другу» [2]. В мировой практике можно выделить две модели вертикального налогового регулирования, отличающихся по способам достижения обозначенной цели и инструментам реализации.

Первая модель используется в рамках конкурентного типа межбюджетных отношений, свойственного для США, отличающегося высокой степенью децентрализации, финансовой самостоятельностью регионов (штатов). Исходя из этого, сбалансированное региональное развитие достигается направленностью вертикального налогового регулирования на проведение самостоятельной региональной налоговой политики, проявляющейся во введении и регулировании местных налогов, самостоятельных региональных налоговых ставок по федеральным налогам. При этом соблюдение принципа государственной целостности

проявляется в том, что региональные законодательные органы могут вводить лишь налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству и Конституции. Достоинства данной модели состоят в относительной независимости регионов от центра, сокращающей влияние внешних факторов на приоритетное развитие тех или иных отраслей экономики региона, достигаемой за счет ориентации в большей степени на собственные ресурсы региона.

Вторая модель вертикального налогового регулирования реализуется при кооперативном типе межбюд-жетных отношений. Данная модель вертикального налогового регулирования характерна для Германии, где сбалансированное региональное развитие обеспечивается осуществлением центральным правительством посредством политики выравнивания межрегиональных и диспропорций. Инструментами реализации вертикального налогового регулирования выступают: определение налогов каждого уровня территориальной иерархии; разграничение на постоянной или долговременной основе определенных видов налоговых платежей по принципу разделенной налоговой ставки; организация особых налоговых режимов в пределах территории, на которой распространяются льготные условия налогообложения; предоставление налоговых льгот или уменьшение суммы налогов в тех или иных отраслях экономики региона.

Сущность горизонтального налогового регулирования состоит в обеспечении равномерного экономического развития районов, отраслей и, в конечном счете, сбалансированности системы жизнеобеспечения людей.

Специфика налогового инструментария в разрезе горизонтального налогового регулирования сельского хозяйства определяется:

- структурой отраслевых налоговых потоков;

- манипулированием налоговыми льготами по региональным налогам и по части от единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), зачисляемой в региональный бюджет;

- изменением сроков уплаты ЕСХН в виде отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов;

- созданием в регионах территорий с особым налоговым режимом по налогам, зачисляемым в территориальный бюджет;

- злоупотреблением налоговыми полномочиями региональными властями, противоречащими общегосударственному законодательству, которое выражаются в противозаконном предоставлении налоговых льгот по федеральным налогам.

Таким образом, на основе проведенного исследования с позиций теории воспроизводства можно сформулировать определение понятия «налоговое регулирование» как адекватное уровню социального и экономического развития воздействие через налоговые инструменты на экономическую структуру аграрной сферы в целях достижения финансовой обеспеченности ее хозяйствующих субъектов.

Сущность налогового контроля как административная мера воздействия проявляется в количественной и качественной оценки налогового производства, а именно: учете налогоплательщиков, проверке исполнения ими обязанности уплаты налогов, соблюдения налогового законодательства, правильности ведения бухгалтерского учета, а также борьбе с налоговыми правонарушениями, со стороны государства через уполномоченные органы. Это в конечном итоге позво-

ляет оценить эффективность налоговых каналов в совокупности и по отдельным видам налогов, то есть реализовать контрольную функцию налогового механизма.

Наиболее эффективной формой налогового регулирования является экономическое воздействие, осуществляемое в двух основных направлениях: налогового стимулирования и налогового дестимулирования, которые обусловливают наличие стимулирующей и ограничительной функций налогового механизма. В экономической литературе эти процессы определяются соответственно как «налоговая рецессия» и «налоговая экспансия». Как показывает практика, налоговая экспансия характеризуется усилением налогового бремени хозяйствующих субъектов. Это достигается в результате введения налоговых платежей, упразднения налоговых льгот и ужесточения налогового администрирования с целью ограничения дальнейшего производственного развития этих отраслей.

В рамках налоговой рецессии, наоборот, практикуется уменьшение сумм налогов или освобождение от них на некоторое время налогоплательщиков слаборазвитых отраслей экономики, требующих интенсивного производственного развития. Мировой опыт свидетельствует о том, что в результате сочетания вертикального и горизонтального налогового регулирования, использования совокупности их форм достигается приоритетность одних и оптимальность развития других отраслей экономики.

Таким образом, можно полагать, что комплексное сочетание всех обозначенных элементов налогового механизма и форм их проявления, а также выполнение ими функций будет способствовать повышению эффективности процессов воспроизводства в приоритетных отраслях экономики, важнейшей среди которых является аграрная.

Большое влияние на процесс управления функционированием налогового механизма в целях стимулирования воспроизводства в сельском хозяйстве оказывают следующие факторы: геоэкономические факторы, определяемые природо-ресурсным

потенциалом отрасли и формирующие особенности инструментария налогового механизма, структуре налогов, преимущественное использование ресурснорентных налогов. В свою очередь, манипулируя налоговыми инструментами, можно изменить в необходимом направлении как качественные, так и количественные характеристики природно-ресурсного потенциала отрасли; факторы производственного потенциала отрасли, которые в настоящее время определяются специализацией региона, основанной на отраслевом разделении труда. Как показывают исследования, особенностью действующего налогового механизма в отечественной экономике выступает отраслевой характер налогообложения, обусловленный доминированием отраслевого разделения труда; факторы инвестиционной привлекательности отрасли, что способствует расширению налогооблагаемой базы и увеличению объемов налоговых потоков. Наличие налоговых преференций позволяет налоговому механизму эффективно воздействовать на инвестиционную привлекательность отрасли в том или ином направлении; инфраструктурные факторы, определяемые степенью инфраструктурной обеспеченности отрасли, когда налоговый механизм, стимулируя развитие отраслевой инфраструктуры, повышает эффективность использования всех факторов воспроизводственного потенциала отрасли; факторы экологического ограни-

чения воспроизводственных процессов в отрасли, выступающие причиной формирования инструментария экологических налогов и платежей, которые, в свою очередь, расширяют возможности проявления воспроизводственной функции налогового механизма.

Налоговый механизм выступает фактором совершенствования воспроизводственных процессов в отраслях народного хозяйства. В результате этого процесса налоговый механизм становится встроенным элементом системы управления процессом воспроизводства в отрасли.

В целях исследования воздействия налогового механизма на факторы процесса воспроизводства в аграрной сфере, нами проведен системный анализ взаимосвязей налогового механизма с факторами развития отрасли, в результате которого мы пришли к следующим выводам:

- влияние на факторы ресурсных характеристик воспроизводственного процесса в аграрной сфере должно происходить через налоговое регулирование изучения, разработки, освоения и использования земельных ресурсов, способ вовлечение которых в воспроизводственный процесс влияет на специализацию хозяйств, привлечение инвестиций ;

- воздействие налогового механизма на факторы организационно-экономического характера, такие как специализация и структура хозяйств проявляется в стимулировании или подавлении тех или иных организационных форм сельскохозяйственной деятельности;

- налоговый механизм позволяет эффективно регулировать демографический потенциал и структуру сельского населения, решать проблемы занятости, здоровья населения и другие социальные вопросы в аграрной сфере;

- воздействие налогового механизма на экологические факторы процесса воспроизводства в аграрном секторе должно осуществляться через регулирование проблем окружающей среды, проявляющееся в ослаблении экологической напряженности в районах сельскохозяйственного землепользования;

- воздействие на финансовый и инвестиционный потенциал сельскохозяйственных предприятий осуществляется путем формирования их материальной базы за счет сокращения налоговой нагрузки, а также культуры в сфере налогообложения.

Список литературы:

1. Аронов А., Кашин В. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономистъ, 2006. С. 143.

2. Майбуров И. Генезис финансовой мысли о налогах. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. С. 165.

3. Юткина Т. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М. 1998.

4. Соколов М. Налоговая нагрузка и ее регулирование // Экономист. 2008. №3. С. 54-64.

5. Дадашев А. Налоговый механизм регулирования инвестиционной активности предприятий // Экономист. 2008. №5. С. 82-90.

РЕЦЕНЗИЯ

рассматриваемая статья представляет определенный научно-практический интерес. В результате проведенного автором исследования воздействия налогового механизма на факторы процесса воспроизводства в аграрной сфере он приходит к определенным выводам. Так, по мнению автора, воздействие налогового механизма на факторы организационно-

экономического характера, такие как специализация и структура хозяйств проявляется в стимулировании или подавлении тех или иных организационных форм сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, автор считает, что налоговый механизм позволяет эффективно регулировать демографический потенциал и структуру сельского населения, решать проблемы занятости, здоровья населения и другие социальные вопросы в аграрной сфере; воздействие налогового механизма на экологические факторы процесса воспроизводства в аграрном секторе должно осуществляться через регулирование проблем окружающей среды, проявляющееся в ослаблении экологической напряженности в районах сельскохозяйственного землепользования; воздействие на финансовый и инвестиционный потенциал сельскохозяйственных предприятий должен осуществляться путем формирования их материальной базы за счет сокращения налоговой нагрузки, а также культуры в сфере налогообложения.

Точка зрения автора достаточно обоснована и аргументирована, может быть использована при обосновании перспективных направлений налогового стимулирования воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве.

Данная статья может быть рекомендована для публикации в центральных научных изданиях, рекомендованных ВАС Российской Федерации.

Директор Высшей школы экономики ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет», д.э.н., профессор, заслуженный

деятель науки Республики Татарстан Киселев С.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.