Научная статья на тему 'Налоговое администрирование'

Налоговое администрирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1270
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правообеспечительная модель налогового администрирования / налоговый мониторинг / минимизация налогов / административные регламенты / цифровые электронные услуги / личный кабинет налогоплательщика / гарантии субъектов налоговых правоотношений / model unfamiliar to law makers / tax administration / tax monitoring / tax minimization / administrative regulations / digital e-services / private tax / guarantees of the subjects of tax legal relations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Иванович Числов, Анатолий Васильевич Передернин

Архиважной задачей государства на ближайшую перспективу является пресечение развития негативных процессов в бюджетно-налоговой сфере экономики, что, в свою очередь, привело к возрастание научного и практического интереса к совершенствованию системы налогового администрирования и формированию его правообеспечительной модели в противовес укоренившейся в 90-е годы прошлого столетия его исключительно фискальной направленности на «собирание» налогов в условиях преимущественно бартерного товарного обмена. В данной статье предлагается уточнить понятие и содержание налогового администрирования, укреплять гарантии налогоплательщиков на основе реализации принципа партнерского досудебного урегулирования налоговых споров, развития профилактической работы с налогоплательщиками и минимизации налогового бремени с учетом обеспечения налоговых и других условий для увеличения субъектного состава малого бизнеса с 19 млн до 25 млн человек. По мнению авторов, ключевым звеном в системе налогового администрирования является контроль и надзор за исполнением налогового законодательства, основой совершенствования которых выступает внедрение новейших цифровых методик непрерывного налогового мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александр Иванович Числов, Анатолий Васильевич Передернин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax administration

Archival task of the state in the near future is to prevent the development of negative processes in the fiscal sphere of the economy, which, in turn, led to an increase in scientific and practical interest in improving the system of tax administration and the formation of its right — wing model in contrast to the entrenched in the 90s of the last century, its exclusively fiscal focus on «collecting» taxes in the predominantly barter commodity exchange. This article proposes to clarify the concept and content of tax administration, to strengthen the guarantees of taxpayers on the basis of the implementation of the principle of partnership pre-trial settlement of tax disputes, the development of preventive work with taxpayers and minimize the tax burden, taking into account the provision of tax and other conditions for increasing the subject composition of small businesses from 19 million to 25 million. According to the authors of the, the key element in the system of tax administration is the control and supervision over the implementation of tax legislation, the basis for improvement of which is the introduction of new digital methods of continuous tax monitoring.

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование»

СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ В НАУКЕ

УДК 34:339.543(0758)

ББК 67

DOI 10.24411 /2073-3313-2018-10133

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Александр Иванович ЧИСЛОВ, Анатолий Васильевич ПЕРЕДЕРНИН,

профессор кафедры философии, доцент кафедры административного

иностранных языков и гуманитарной и финансового права Тюменского

подготовки ФГКУ ДПО «ТИПК МВД России», государственного университета,

доктор юридических наук, профессор кандидат юридических наук

E-mail: gov.97@bk.ru

Научная специальность: 12.00.04 — финансовое право; налоговое право; бюджетное право

Аннотация. Архиважной задачей государства на ближайшую перспективу является пресечение развития негативных процессов в бюджетно-налоговой сфере экономики, что, в свою очередь, привело к возрастание научного и практического интереса к совершенствованию системы налогового администрирования и формированию его правообеспечительной модели в противовес укоренившейся в 90-е годы прошлого столетия его исключительно фискальной направленности на «собирание» налогов в условиях преимущественно бартерного товарного обмена.

В данной статье предлагается уточнить понятие и содержание налогового администрирования, укреплять гарантии налогоплательщиков на основе реализации принципа партнерского досудебного урегулирования налоговых споров, развития профилактической работы с налогоплательщиками и минимизации налогового бремени с учетом обеспечения налоговых и других условий для увеличения субъектного состава малого бизнеса с 19 млн до 25 млн человек.

По мнению авторов, ключевым звеном в системе налогового администрирования является контроль и надзор за исполнением налогового законодательства, основой совершенствования которых выступает внедрение новейших цифровых методик непрерывного налогового мониторинга.

Ключевые слова: правообеспечительная модель налогового администрирования, налоговый мониторинг, минимизация налогов, административные регламенты, цифровые электронные услуги, личный кабинет налогоплательщика, гарантии субъектов налоговых правоотношений.

Annotation. Archival task of the state in the near future is to prevent the development of negative processes in the fiscal sphere of the economy, which, in turn, led to an increase in scientific and practical interest in improving the system of tax administration and the formation of its right — wing model in contrast to the entrenched in the 90s of the last century, its exclusively fiscal focus on «collecting» taxes in the predominantly barter commodity exchange.

This article proposes to clarify the concept and content of tax administration, to strengthen the guarantees of taxpayers on the basis of the implementation of the principle of partnership pre-trial settlement of tax disputes, the development of preventive work with taxpayers and minimize the tax burden, taking into account the provision of tax and other conditions for increasing the subject composition of small businesses from 19 million to 25 million.

According to the authors of the, the key element in the system of tax administration is the control and supervision over the implementation of tax legislation, the basis for improvement of which is the introduction of new digital methods of continuous tax monitoring.

Keywords: model unfamiliar to law makers, tax administration, tax monitoring, tax minimization, administrative regulations, digital e-services, private tax, guarantees of the subjects of tax legal relations.

В системе налогообложения взаимодействуют два противоречивых интереса. С одной стороны, необходимость удовлетворения все более возрастающих бюд-

жетных потребностей государства и муниципальных образований за счет дополнительных налоговых обременений граждан и бизнеса, что негативно воспринимается многими налогопла-

20

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ** В НАУКЕ

тельщиками, которые стремятся минимизировать налоги и нередко совершают налоговые и административные правонарушения в сфере налогообложения, что приводит к росту теневой экономики и существенным потерям бюджетных доходов, суммарный размер которых достигает 3—5 трлн руб. ежегодно.

С другой стороны, архиважной задачей государства на ближайшую перспективу является пресечение развития негативных процессов в бюджетно-налоговой сфере экономики, что, в свою очередь, привело к возрастание научного и практического интереса к совершенствованию системы налогового администрирования. Тем более, что в законодательстве его нормативное определение до сих пор не разработано и в теории налоговедения нет полной ясности о его содержании.

Между тем термин «налоговое администрирование» упоминается во множестве научных публикаций и документов Правительства РФ, Минфина и других органов власти в целях его совершенствования и улучшения.

Например, на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды1.

Очевидно, что успешно выполнять такие ответственные социально-экономические задачи возможно лишь на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Ключевым понятием в словосочетании «государственное администрирование» является термин администрирование, что означает управляю, заведую, (англ, administration — руководство). В широком смысле администрирование понимается как управленческая деятельность в социальных системах: государстве, муниципальных образованиях, коммерческих и некоммерческих организациях и обществе в целом.

Исследованием проблематики государственного администрирования занимались и занимаются многие государство веды, экономисты, социологи, полицеисты, юристы и другие специалисты, которые, как это часто бывает на первом этапе внедрения нового понятия в научный оборот, допускают существенные различия в определении самого термина «налоговое администрирование»2.

«Первородителя» термина «налоговое администрирование» установить довольно сложно (да и вряд ли необходимо), хотя термин вошел в теорию и практику налогообложения совсем не-

давно — в 90-е годы прошлого столетия: вначале как синоним налогового контроля, затем наполнился более емким содержанием.

В частности, бывший руководитель Департамента налоговой политики Минэкономразвития России М.Ю. Орлов писал о том, что отношения в сфере налогового администрирования — это «властные отношения, складывающиеся в процессе налогового контроля и применения мер налоговой ответственности»3.

Очевидно, что следуя в фарватере логики и точки зрения указанного официального лица, ряд авторов склонялись именно к такой интерпретации налогового администрирования, выделяя лишь одно его контрольное функциональное направление и ограничивая субъектный состав налогового администрирования деятельностью Минфина и ГНС, МНС, ФНС России, что не вполне соответствует положениям Налогового кодекса РФ.

Другие авторы высказывали чрезвычайно широкий разброс мнений относительно понятия и сущности налогового администрирования: от отождествления его с налоговым контролем и специфическим налоговым процессом до управления реализацией налоговых отношений в самом широком его понимании.

Об этом достаточно подробно пишет в своей статье В.А. Хочуев, который выделяет девять основных направлений научных изысканий и толкований понятия и содержания налогового администрирования — как связанных с государственным управлением (т.е. является его составной частью), так и не связанных с ним (осуществляется как нечто вполне самодостаточное) — и дает его собственную интерпретацию.

«Особенность налогового администрирования заключается в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов в целях исполнения доходной части бюджетов различных уровней. Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы в мобильной форме, в виде гибкого механизма, способного оперативно реагировать как на внешние, так и на внутренние изменения»4.

На наш взгляд, для такого расширенного толкования налогового администрирования нет законных оснований и необходимых авторских определенностей.

Во-первых, субъектом этой деятельности определены лишь налоговые органы, в то время как согласно НК РФ полномочиями в системе на-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

-------------------------------------------------------------------------------- 21

СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ** В НАУКЕ

логового администрирования наделены Правительство Российской Федерации, финансовые органы, органы внутренних дел, ФТС России, уполномоченные органы субъектов Федерации и муниципальных образований (статьи 34, 34.2, 36, 63, 342 и др. правовые нормы НК РФ).

Во-вторых, указанный автор пишет, что целью налогового администрирования является обеспечение прогнозных налоговых поступлений в бюджетную систему России, в то время как субъекты налогового администрирования обязаны выполнять закон или иной нормативно-правовой акт о бюджете соответствующего уровня (но не прогноз). Сомнительным является утверждение о нацеленности налогового администрирования на построение комфортной налоговой системы. По нашему мнению, это задача более высокого уровня управления, определяется налоговой политикой государства и реализуется как высшими законодательными и исполнительными органами власти, так и иными уполномоченными органами государственного и муниципального управления, в том числе и налоговыми органами.

Кроме того, цитируемый выше автор упомянул такие элементы системы налогового администрирования, как налоговый механизм и налоговое регулирование, не наполнив их конкретным содержанием, в то время как и в законодательстве, так и в теории, нет определенности этих понятий и многие авторы толкуют их по-разному.

Чаще всего высказывается мысль: приняли закон, но механизма его исполнения нет, и закон не действует. Создавать его уполномочены лишь законодательные органы и органы исполнительной власти уровня не ниже Министерства, наделенные полномочиями по нормативно-правовому регулированию отношений в установленной сфере деятельности.

Нет определенности и в отношении налогового регулирования, но судя по контексту статьи речь идет о системе более высокого уровня, связанной с установлением налогов, их ставок, регулированием других элементов налогообложения и изданием соответствующих актов законодательства о налогах и сборах, в то время как ФНС России не имеет права нормативно-правового регулирования налоговых отношений.

Однако, несмотря на очевидные успехи в практической деятельности налоговых администраторов, теневой оборот экономики в Российской Федерации достигает десятков триллионов рублей, что требует продолжать поиск и внедрение цифровых методик налогового администрирования.

1 Информация ФНС России «Об администрировании налоговыми органами страховых взносов в 2017 году» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209 608// (Дата обращения: 20.01.2017)

2 См.: Корф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М.: Поставщик двора Его Величества, скоропечатник А.Л. Левенсонъ, 1915;

Корку нов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. Введение и Общая часть. 8-е изд. / Под ред. и с дополнениями приватъ-доцентов С.-Петербургского Университета З.Д. Авалова, М.Б. Горенберга и К.Н. Соколова. СПб.: Лип. М.М. Стасюлевича, 1909;

Алехин С.К. Особенности налогового администрирования в современных условиях Российской Федерации // Финансы и кредит. 2007. № 38. С. 14—20;

Хафизова А.Р. Налоговое администрирование в системе администрирования доходов бюджетов // Финансы, денежное обращение и кредит // Экономические науки. 2015. № 6 (127).

3 Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования в контексте текущего этапа налоговой реформы // Налоговая политика и практика. 2003. № 11.

4 Хочуев В.А. Теоретические основы налогового администрирования: понятия и определения // URL: / http:// www.r07.nalog.ru/document.php?id=195525&topic=nc07/ (Дата обращения: 20.02.2018)

Библиографический список

1. Алехин С.К. Особенности налогового администрирования в современных условиях Российской Федерации // Финансы и кредит. 2007. № 38. С. 14-20.

2. Информация ФНС России «Об администрировании налоговыми органами страховых взносов в 2017 году» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209608// (Дата обращения: 20.01.2017)

3. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. Введение и Общая часть. 8-е изд. / Под ред. и с дополнениями приватъ-доцентов С.-Петербургского Университета З.Д. Авалова, М.Б. Горенберга и К.Н. Соколова. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. 740 с.

4. Корф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М.: Поставщик двора Его Величества, скоропечатник А.Л. Левенсонъ, 1915. 315 с.

5. Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования в контексте текущего этапа налоговой реформы // Налоговая политика и практика. 2003. № 11.

6. Хафизова А.Р. Налоговое администрирование в системе администрирования доходов бюджетов // Финансы, денежное обращение и кредит // Экономические науки. 2015. № 6 (127).

7. Хочуев В.А. Теоретические основы налогового администрирования: понятия и определения // URL: / http://www.r07.nalog.ru/document. php?id=195525&topic=nc07/ (Дата обращения: 20.02.2018)

_ ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

22 --------------------------------------------------------------------------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.