Научная статья на тему 'Налоговая система РФ на современном этапе ее развития'

Налоговая система РФ на современном этапе ее развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8627
1457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СБОР / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз Виктор Владимирович

Мировой практикой доказано, что налоговая система, выступает наиболее активным регулятором экономики в руках государства и должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества – предпринимателей, госслужащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tax system of the Russian Federation at the present stage of its development

The world practice has proved that the tax system, is the most active regulator of the economy in the hands of the state and should be based on optimal combination of the interests of all social strata of the society − businessmen, civil servants, students, pensioners and others who have large differences in income

Текст научной работы на тему «Налоговая система РФ на современном этапе ее развития»

11.2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Мороз Виктор Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Налогового консультирования» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Место работы: Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации

[email protected]

Аннотация: Мировой практикой доказано, что налоговая система, выступает наиболее активным регулятором экономики в руках государства и должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, госслужащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах.

Ключевые слова: налог, сбор, налоговый орган, налоговое администрирование, налоговая система

THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE OF ITS DEVELOPMENT

Moroz Viktor, Ph.D., Associate Professor, Professor of Tax Consulting Financial University under the Government of the Russian Federation

Place of employment: Financial University under the Government of the Russian Federation

[email protected]

Annotation: The world practice has proved that the tax system, is the most active regulator of the economy in the hands of the state and should be based on optimal combination of the interests of all social strata of the society - businessmen, civil servants, students, pensioners and others who have large differences in income

Keywords: tax, due, tax department, tax administration (management), tax system

Система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории Российской Федерации. Современное налоговое

законодательство не содержит определения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Однако из анализа статьи 12-15 Налогового Кодекса РФ можно сделать вывод , что в систему налогов и сборов входят федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы.

В настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку предлагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но в финансовой системе России в целом.

При выяснении местоположения каждого налога в финансовой «системе координат» необходимо ответить на следующие вопросы: механизм

установления и введения, уровень бюджета, в который зачисляется налог, круг плательщиков и перечень объектов, с которых взимается платеж. Точное

установление вида налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Особое значение видовые критерии налога имеют в правоприменительной практике, поскольку влияют на объем налоговой обязанности налогоплательщика. Выявлению видовой сущности

налога способствует классификация, проведенная по

1

систематизированным критериям .

Стимулирование приоритетных направлений развития через налоговую систему, создание условий налогового протекционизма характерно для экономики переходного периода, через который прошли такие страны, как Япония и Республика Корея. Она была характерна и для США в период преодоления «великой депрессии». Эта политика активно применяется в Китае. И только в России налоговая система не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики. Она аккумулировала в себя принципы двух налоговых систем, наиболее характерных для мировой практики

- европейскую и американскую.

Если в американской системе преобладает

подоходный принцип налогообложения, то в европейской - обложение оборота в форме налога на добавленную стоимость. Жесткость российской налоговой системы явилась следствием восприятия этого качества от обеих указанных систем, поскольку основной целью российской налоговой политики была определена прежде всего ликвидация дефицитности бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных

российских условий, но и требованиям международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение

бюджетного дефицита. Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий .

Провозглашение государственного регулирования экономики и ограничений прав собственности в России могло бы быть воспринято как бюрократическим чиновничеством, так и еще не вполне уверенными в прочности своего положениями частными собственниками и другими гражданами как восстановления давно им знакомых тоталитарных порядков, как освящение государственного, ведомственного, чиновничьего произвола, как новое подавление экономических прав и свобод.

В России сейчас нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью ее непосредственных субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда

1 Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для вузов.-М:. Норма, 2004

2 Воздействие налоговой системы РФ на национальную экономику. - Электронный ресурс. http://dit.nalog/articles/data/031201 .Мт

Мороз В. В.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ

становится затратной. Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании.

Как уже было отмечено, единая концепция государственного регулирования экономики еще не сформирована. Сделать на деле это будет чрезвычайно тяжело. В государственном регулировании экономики роль налогов представляется основополагающей во многих отношениях. Одной из важных составляющих оптимизации налоговой системы России выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику, и прежде всего на формирование полноценных субъектов рынка и всей рыночной инфраструктуры, создание конкурентной среды как механизма реализации наиболее экономических хозяйственных решений. Пока же во всех отраслях наблюдается рост числа убыточных предприятий.

Мировой практикой также доказано, что налоговая система, выступая наиболее активным регулятором экономики в руках государства, должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, госслужащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция имеет большее значение для обеспечения социального равновесия в обществе. Известно, что в ведущих промышленно развитых странах соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5 - 1:10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2 - 1: 253

Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчить такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах стран Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным недостатком.

Механизм налогообложения призван обеспечивать оптимальное соотношение всех фаз воспроизводственного процесса, их динамику в определенной системе пропорций, отражающих специфику каждого этапа развития экономики. При этом должно предусматриваться налоговое воздействие государства на распределение капиталов между различными сферами и видами деятельности выражаться прежде в создании оптимальной структуры экономики, соответствующей потребностям рыночного спроса.

К сожалению, действующая налоговая система совершенно не реализует эту функцию, а, наоборот, стимулирует свертывание производства, консервацию технической отсталости, поощряет расточительство. Налоговая система России не учитывает и того, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обуславливает ее инфляционный характер, поскольку она стимулирует повышение цен. И такое явление вполне закономерно

- ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных

3 Воздействие налоговой системы РФ на национальную экономику. - Электронный ресурс. http://dit.nalog/articles/data/031201 .Мт

и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщики налога фактически перекладывают его на потребителя, включая в цену.

Можно сказать, что формирование рыночной экономики в России, трансформация отношений собственности, переход к новой социальноэкономической формации, коренная реконструкция методов государственного регулирования экономики неизбежно привели к формированию в России особой отрасли права - предпринимательского права.

Необходимо сказать, что если в развитых странах Запада доля косвенных налогов в налогообложении снижается, то в России возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремлении увеличивать налоговые поступления «любой ценой». А цена такой налоговой политики высока -экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары.

Актуальность регулирования этого соотношения в современных условиях отнюдь не уменьшилась, а, напротив многократно возросла. Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложение прибыли предприятий

воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер.

Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и прежде всего его распределение на большую численность работников, т.е. фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.

Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики не учитывает тенденций развития налоговых систем экономически развитых стран и мирового опыта в целом.

Вместе с тем, несмотря на вышеуказанные позитивные моменты, необходимо отметить, что для налоговой системы России до настоящего времени характерны следующие недостатки:

1. Преобладание фискальной направленности налоговой системы - другими словами, приоритет фискальной функции налогов и ущерб регулирующей функции налогов в ущерб регулирующей функции, потенциал которой в настоящее время существенно занижен (как известно, именно через регулирующую функцию налогов государство оказывает влияние на инвестиционный процесс, рост производства, рост предпринимательской активности и т.д.);

2. По-прежнему остаются значительными возможности уклонения от налогообложения, которые оказывают стимулирующее воздействие на область теневой экономики и коррупции и создают условия для развития несправедливой модели налоговой системы;

3. Крайняя нестабильность, сложность и

запутанность нормативно-правовой базы

налогообложения. Сюда же можно отнести и недостаточную развитость процедур налогового

контроля и налогового администрирования - несмотря на то, что с каждым годом в этом направлении происходят позитивные сдвиги.

Основной целью современной налоговой системы РФ, по мнению ТПП России, должно быть формирование налоговых стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, снижение общей налоговой

4

нагрузки .

При этом снижение налогового бремени должно сопровождаться снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием «социальной и регулирующей» функций налогов.

Одна из главных проблем в сфере налогового администрирования - истребование налоговыми органами чрезмерного объема документов, которые не могут быть реально проверены инспекторами. Это своего рода электронно-бумажный бюрократический барьер, который лишь неоправданно увеличивает издержки предприятий, снижая

конкурентоспособность. Предпринимательское

сообщество констатирует, что такая же ситуация сложилась и в части требований бухгалтерской отчетности.

С целью снижения объема истребуемых налоговыми органами документов необходимо:

- упростить систему бухгалтерского учета, перейти от ежеквартальной отчетности к «ежегодной»;

- сократить размер форм налоговой отчетности;

В сфере налогового администрирования следует продолжить работу по упорядочиванию полномочий налоговых органов, в.т.ч. путем устранения многочисленных отсылочных норм в законодательстве, позволяющих контролерам трактовать те или иные положения по своему усмотрению. Разъяснения финансовых и налоговых органов должны уйти в прошлое, поскольку если какая-то норма Налогового кодекса РФ требует объяснений, то ее надо должным образом изменить в самом Налоговом кодексе РФ путем принятия поправок в его нормы.

В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую роль. Чтобы соответствовать этим требованиям, налоговая система России должна быть принципиально реформирована.

В заключении можно отметить следующее. Эффективная налоговая политика (налогово-правовая политика) во многом определяет успех общей экономической политики, т.к. она является важнейшим

4 Позиция ТПП РФ по совершенствованию налоговой системы и анализ Основных направлений налоговой политики на 2009 г.и на период до 2011г., Налоги и налогообложение. - 2008.-№11.

комплексным рычагом государственного

регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.

Остается лишь надеется, что предложения государственных органов, призванных вырабатывать и реализовывать налоговую политику в России, приведут к устранению недостатков существующей налоговой системы, указанных выше, приведут к позитивным сдвигам в экономике и социальной сфере, ведь налоговая политика в конечном итоге и направлена на использование налогообложения в интересах решения задач социально-экономического развития общества. Не подлежит сомнению тот факт, что налоговое реформирование должно сопровождаться переориентацией отечественной налоговой системы с фискальной функции на регулирующую и социальную функции.

Таким образом, на сегодняшний день одна из главных задач заключается в том, чтобы сделать налоговую систему нашей страны понятной и предсказуемой для налогоплательщиков и в то же время снять все еще сохранившиеся барьеры, которые ухудшают инвестиционный климат в России. Поэтому основные мероприятия в рамках налоговой системы РФ должны быть во многом направлены на достижение этой цели.

Список литературы:

1 .Налоговый кодекс РФ.

2. Экономический словарь/ Под ред. Архипова А.И. - М.: Проспект,2010.

3. Налоговая политика Российской Федерации в ближайшей перспективе/ С. Д. Шаталов //Финансы.-2009-№7. 4.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов// экономика и жизнь 2010-№ 3.

5. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.taxpravo.ru

6. Мороз В. В. Сущность и основные формы налогового администрирования // Бизнес в законе №5, 2012, с. 139

Reference list:

1 .Tax code of the Russian Federation.

2. Dictionary of Economics, ed. Arkhipova A.. - M.: Prospectus, 2010.

3. The tax policy of the Russian Federation in the nearest future/. Dr.. Shatalov //Finance. -2009-№7.

4. The main directions of the tax policy of the Russian Federation for 2011 and the planning period of 2012 and 2013,// the economy and the life of 2010 -№ 3.

5. The Russian tax portal [Electronic resource]. - Mode of access: www.taxpravo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.