Научная статья на тему 'Налоговая политика Украины в системе финансово-экономического регулирования'

Налоговая политика Украины в системе финансово-экономического регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ПРЯМЫЕ НАЛОГИ / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НДФЛ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / НДС / АКЦИЗ / ПОШЛИНА / ВТО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / TAX REVENUES / DIRECT TAXES / INDIRECT TAXES / PERSONAL INCOME TAX / CORPORATE TAX / DEPRECIATION / VAT / EXCISE DUTIES / THE WTO / STATE MONOPOLY / DOMESTIC MARKET / TAX INCENTIVES / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касперович Юлия Владимировна, Черный Антон Юрьевич

Раскрыты особенности налоговой политики Украины на современном этапе финансово-экономического развития. Проанализированы ключевые направления активизации регуляторного потенциала основных бюджетообразующих налогов поэлементно в разрезе ставок, объектов и субъектов уплаты. Выявлена динамика соотношения прямого и косвенного налогообложения в контексте мировых тенденций. Определены перспективы развития налоговой политики в Украине для стимулирования качественного финансово-экономического роста на инвестиционно-инновационной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tax Policy in Ukraine in the System of Financial-Economic Regulation

The article explores the peculiarities of the tax policy at the present stage of Ukraine’s financial and economic development. The paper analyzes key areas of unlocking the regulatory potential of the main budget-forming taxes from the perspective of tax rates, objects and subjects of payment. The dynamics of the ratio between direct and indirect taxation in the context of global trends is revealed. Finally, the authors outline the prospects of the tax policy development in Ukraine to promote high-quality financial and economic growth through investment and innovation.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика Украины в системе финансово-экономического регулирования»

Аспирант кафедры финансов

Киевский национальный торгово-экономический университет

02156, Украина, г. Киев, ул. Киото, 19

Контактные телефоны: +38 (066) 360-60-10, (063) 299-60-60

e-mail: julia.v.kasperovich@gmail.com

КАСПЕРОВИЧ Юлия Владимировна

ЧЕРНЫЙ Антон Юрьевич

Кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики и эконометрии

Киевский национальный торгово-экономический университет

02156, Украина, г. Киев, ул. Киото, 19 Контактный телефон: +38 (044) 234-86-15 e-mail: janus@rambler.ru

Налоговая политика Украины в системе финансово-экономического регулирования

Ключевые слова: налоговые поступления; прямые налоги; косвенные налоги; НДФЛ; налог на прибыль; износ основных средств; НДС; акциз; пошлина; ВТО; государственная монополия; внутренний рынок; налоговые льготы; институциональная среда.

Раскрыты особенности налоговой политики Украины на современном этапе финансово-экономического развития. Проанализированы ключевые направления активизации регуляторного потенциала основных бюджетообразующих налогов поэлементно в разрезе ставок, объектов и субъектов уплаты. Выявлена динамика соотношения прямого и косвенного налогообложения в контексте мировых тенденций. Определены перспективы развития налоговой политики в Украине для стимулирования качественного финансово-экономического роста на инвестиционно-инновационной основе.

Последние годы ознаменовались кардинальным пересмотром налоговой политики в Украине: нормативно-правовая платформа активизировала ее регулирующий потенциал; в 2011-2012 гг. были обновлены Бюджетный, Таможенный, Криминальный кодексы (в части ответственности за уклонение от уплаты налогов) и принят Налоговый кодекс Украины. Это привело к трансформациям в финансово-экономической сфере. В данном контексте событий необходимо выделить достижения в сфере либерали-т зации и привлечь внимание исследователей к актуальным вопросам налоговой полиса тики Украины по общей с Российской Федерацией проблематике.

2 Вопросы украинской налоговой политики изучаются такими ведущими научными

^ школами, как школы А. И. Крысоватого, В. Д. Лагутина, В. М. Опарина, А. М. Соколов-§ ской, В. М. Федосова, И. Я. Чугунова, С. И. Юрия [1-5 и др.

¿а С 2003 г. соотношение внешнеторгового оборота Украины и ВВП колеблется в рам-

и ках 94,4-119,6 и констатирует открытую модель финансово-экономического развития. £ Экспорт составляет 44,8-63,6% ВВП, импорт - 48,0-60,6% ВВП; темпы прироста пос-§ леднего - стабильно опережающие. В 2012 г. дефицит сводного платежного баланса со-^ ставил 4,2 млрд дол. США (в 2011 г. - 2,5 млрд дол.). Формирование дефицита было & обусловлено расширением отрицательного сальдо текущего счета до 14,8 млрд дол. © США (в 2011 г. - 10,2 млрд дол.). Таким образом, Украина уязвима к волатильности

3-4 (47-48) 2013

конъюнктуры внешних традиционных рынков сбыта. Глобальная финансово-экономическая рецессия 2009 г. повлекла за собой падение ВВП на 14,8%, что выразилось в сокращении налоговых поступлений бюджета. С 2010 г. имеет место посткризисная восстановительная динамика. На уровне государственного бюджета аккумулируется наибольшая часть налогов (рис. 1). Основная финансовая база местных бюджетов -налог на доходы физических лиц.

400 ООО 350 000300 000250 000200 000150 000100 00050 0000

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Консолидированный бюджет Государственный бюджет ■ Местные бюджеты

Рис. 1. Динамика налоговых поступлений в бюджеты Украины в 1998-2012 гг., млн грн

С кодификацией налогового законодательства 6] было уменьшено количество налогов и сборов, снижены ставки двух ключевых из них, усовершенствованы механизмы отдельных налогов, нормы и принципы налогообложения. Налоговая система состоит из 17 (до 2011 г. - 29) общегосударственных и 5 (ранее - 14) местных налогов и сборов. Сокращение количества платежей и времени на подготовку с подачей налоговой отчетности получило позитивный рейтинг «Doing Business» Мирового банка, согласно которому Украина пребывает в числе лидеров перечня стран - активных реформаторов.

В 1998-2012 гг. налоговые поступления составили 18,0-25,7% ВВП (рис. 2) и аккумулировали 63,8-84,0% доходов бюджета Украины (см. таблицу).

оо а\ о

а\ о о

а\ о о

* < CN (N

—♦- Доходы бюджета

—■— Налоговые поступления

Прямые налоги

—к- Налог на доходы физических лиц

-Ж— Налог на прибыль предприятий

-•- Местные налоги и сборы

—I— Косвенные налоги

— Налог на добавленную стоимость

-Акцизный налог

▼ Пошлины

—■— Неналоговые поступления

Рис. 2 Динамика налогового коэффициента в Украине в 1998-2012 гг., % ВВП

Структура доходов консолидированного бюджета Украины в разрезе основных источников в 1992-2012 гг., % к общему итогу доходов соответствующего бюджета без учета межбюджетных трансфертов*

Консолидированный бюджет Государственный бюджет Местные бюджеты

Год Налоговые поступления НДФЛ Налог на прибыль предприятий НДС Акцизы Неналоговые поступления Другое Налоговые поступления НДФЛ Налог на прибыль предприятий НДС Акцизы Неналоговые поступления Другое Налоговые поступления НДФЛ Налог на прибыль предприятий НДС Акцизы Неналоговые поступления Другое

1992 11,6 22,7 39,6 4,9 21,1 - 19,4 43,2 4,3 33,1 24,5 26,4 35,8 5,4 7,9

1993 5,8 29,2 34,7 5,1 25,3 - 21,9 32,9 4,4 40,7 12,1 37,1 36,6 5,8 8,4

1994 6,5 27,3 24,8 3,2 38,1 3,3 13,9 25,4 3,4 54,1 12,6 52,9 23,8 2,9 7,7

1995 7,7 23,5 21,9 2,0 44,9 6,1 10,9 12,7 2,5 67,8 9,9 41,0 34,8 1,2 13,1

1996 8,6 18,2 20,7 2,1 50,4 6,5 7,5 14,4 2,8 68,9 12,3 37,0 31,8 1,0 18,0

1997 11,7 20,6 29,3 4,3 34,1 - - 51,6 4,6 43,8 27,2 47,7 - 3,9 21,3

1998 75,6 12,3 19,7 25,8 4,5 9,0 15,5 65,7 - - 47,5 7,8 13,2 21,1 87,3 27,0 43,1 - 0,5 3,9 8,8

1999 76,4 13,5 19,3 25,6 5,4 10,3 13,2 71,8 6,7 7,7 42,6 6,1 14,5 13,7 83,3 23,7 36,7 - 4,4 4,2 12,5

2000 63,8 13,0 15,7 19,2 4,6 25,8 10,5 56,2 - 16,0 27,1 6,0 31,2 12,6 82,1 44,6 14,8 - 1,1 12,5 5,4

2001 66,8 16,0 15,1 18,8 4,8 29,9 3,3 59,0 - 16,6 27,8 6,4 38,3 2,7 83,2 49,5 11,9 - 1,5 12,3 4,5

2002 73,3 17,5 15,2 21,7 6,6 23,7 3,0 68,0 - 19,2 31,7 9,1 29,7 2,3 84,7 55,7 6,4 - 1,1 10,7 4,6

2003 72,2 18,0 17,6 16,7 7,0 24,2 3,6 67,8 - 24,8 23,9 9,8 30,0 2,3 82,4 59,9 0,7 - 0,5 10,8 6,8

2004 69,0 14,4 17,7 18,3 7,3 26,8 4,1 65,2 0,9 23,3 24,3 9,7 32,6 2,2 80,4 55,2 0,6 - 0,2 9,6 10,0

2005 73,1 12,9 17,5 25,2 5,9 23,7 3,2 71,7 0,8 22,4 32,5 7,6 27,2 1,1 77,8 54,4 0,6 - 0,2 11,7 10,5

2006 73,2 13,3 15,2 29,3 5,0 23,6 3,2 71,9 - 19,6 38,2 6,5 27,1 1,0 77,6 57,2 0,8 - 0,2 12,0 10,4

2007 73,3 15,8 15,6 27,0 4,8 22,1 4,6 72,2 - 21,0 36,7 6,5 26,1 1,7 76,4 59,6 0,8 - 0,1 11,0 12,5

2008 76,3 15,4 16,1 30,9 4,3 20,3 3,4 74,9 - 21,2 41,1 5,7 23,6 1,5 80,2 62,1 0,5 - 0,1 10,4 9,3

2009 76,2 16,3 12,1 31,0 7,9 21,4 2,4 73,7 - 16,1 41,9 10,5 25,1 1,2 83,3 62,6 0,7 - 0,5 10,9 5,8

2010 74,5 16,2 12,8 27,4 9,0 23,5 2,0 71,3 - 17,1 36,9 11,8 27,8 0,9 83,9 63,4 0,5 - 0,9 10,9 5,2

2011 84,0 15,1 13,8 32,6 8,5 15,1 1,0 83,9 2,0 17,6 41,7 10,6 15,7 0,4 84,3 62,4 0,4 - 1,0 12,6 3,1

2012 80,9 15,3 12,5 31,2 8,6 18,2 0,9 79,7 2,0 16,1 40,3 10,8 19,8 0,5 85,2 60,6 0,4 - 1,2 12,5 2,3

* Рассчитано по данным Министерства финансов Украины.

Стремительное увеличение налогового коэффициента с 2011 г. связано с пересмотром бюджетно-налоговой классификации, в частности с переносом рентной платы и сборов на топливно-энергетические ресурсы, которые ранее учитывались как неналоговые, в группу налоговых поступлений. Наибольшую бюджетообразующую роль играет налог на добавленную стоимость (НДС): в 1998-2012 гг. - 4,7-10,0% ВВП; 16,7-32,6% доходов бюджета; 23,2-40,7% налоговых поступлений; 59,4-78,7% косвенных налогов. В 2011-2012 гг. на состояние поступлений НДС с произведенных на территории Украины товаров повлияли: рост объема розничного товарооборота предприятий; рост оборота розничной торговли и объема реализованной промышленной продукции; низкая инфляция; улучшение администрирования налога путем: а) регистрации налоговых накладных плательщиками налога (продавцами) в Едином реестре налоговых накладных; б) представления плательщиками НДС вместе с налоговой декларацией копий реестров налоговых накладных в электронном виде; в) аннулирования регистрации плательщиков НДС в случае внесения записи в Единый реестр юридических и физических лиц об отсутствии юридического или физического лица по его местонахождению; г) внедрения механизма возмещения НДС в автоматическом режиме.

Актуальной для Украины является проблема задолженности прошлых лет по возмещению НДС экспортерам, которую ряд экономистов предлагают разрешить в помощью выпуска финансовых векселей. В 2014 г. будет снижена ставка НДС с 20,0 до 17,0% вопреки общемировой тенденции переноса бремени налогообложения с мобильных факторов производства - труда и капитала - на потребление (с 2009 г. 17 из 31 страны-члена ОЭСР, наоборот, повысили ставки НДС).

Для исследования прямого налогообложения представляет интерес отслеживание взаимоотношений налогового коэффициента (рис. 2) и удельного веса (см. таблицу) в доходах бюджета налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на прибыль предприятий в тандеме с регулированием деятельности физических и юридических лиц соответственно. Проанализируем представленные данные: в конце 1990-х годов первый имел свои минимальные относительные показатели, а второй - максимальные во временном тренде. В 1998-2000 и 2004-2006 гг. преобладал налог на прибыль; в 2001-2003 и 2007-2008 гг. тренды показателей были близко эквивалентны или почти совпадали; с 2009 г. впервые отмечается ощутимое преобладание НДФЛ как в результате введения прогрессивной шкалы налогообложения, так и сокращения прибыли до налогообложения вследствие влияния глобальной рецессии, расширения перечня приоритетных отраслей экономики, пользующихся льготной поддержкой, и постепенного снижения ставок после принятия Налогового кодекса Украины. В будущем прогнозируется тенденция увеличения данного разрыва.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) приносит в консолидированный бюджет 3,4-5,1% ВВП, 12,3-18,0% доходов бюджету, 16,3-24,9% налоговых поступлений, 29,4-46,8% прямых налогов. В структуре НДФЛ наибольший вес имеет налог с доходов наемных рабочих (порядка 87,1-92,3%). С 2011 г. Налоговым кодексом Украины восстановлена прогрессивная шкала налогообложения граждан в 15,0 и 17,0% к части налогооблагаемого дохода, который превышает десятикратный размер минимальной заработной платы на 1 января налогового (отчетного) года. Однако в реалиях высокого имущественного расслоения и социального неравенства граждан Украины данная шкала расценивается как мало прогрессивная. Идея углубления прогрессии с приматом справедливости над равенством близка обществу и призвана смягчить социальный климат. В данном русле обсуждается механизм введения налога на роскошь/богатство. Считаем, что заявленные цели достижимы методами косвенного налогообложения определенного перечня товаров престижного потребления.

Налог на прибыль предприятий приносит 3,6-5,6% ВВП, 12,1-19,7% доходов бюджета, 15,5-26,1% налоговых поступлений, 32,8-47,1% прямых налогов. В структуре

его поступлений по различным источникам и формам собственности в 2007-2012 гг. удельный вес составлял по: частным предприятиям - 36,1-62,3%; иностранным и созданным с их участием предприятиям - 18,9-24,2%; предприятиям государственной собственности - 11,6-22,4%; банковским и страховым организациям - 2,6-9,1% (рис. 3).

Рис. 3 Динамика и структура поступлений в консолидированный бюджет налога на прибыль предприятий в Украине в 2007-2012 гг., млрд грн

С принятием Закона от 15 мая 2009 г. № 1334-У1 «О запрете игорного бизнеса в Украине» лотереи остались единственно легальным видом азартного развлечения. Это привело к падению прибыли от казино, видеосалонов, игровых автоматов, кон-цертно-зрелищных мероприятий с 2 918,9 в 2008 г. до 48,5 тыс. грн в 2012 г., или сокращению более чем в 60 раз (см. рис. 3.). Поступления же от государственных денежных лотерей возросли с 59 839,2 до 237 702,3 тыс. грн, т. е. в 4 раза. Закон Украины «О государственных лотереях в Украине» [7] устанавливает основные принципы государственного регулирования лотерейной сферы с целью создания благоприятных условий для развития лотерейного рынка исходя из принципов государственной монополии на выпуск и проведение лотерей, обеспечения потребностей государственного бюджета, прав и законных интересов граждан.

В целом по стране степень изношенности основних средств возросла: с 43,7% в 2000 г. до 74,9% в 2010 г. (накануне Чемпионата Европы по футболу «Евро-2012»), т. е. экономический подъем 2000-2007 гг. не привел к их адекватному обновлению. Критически высокой остается потребность в модернизации. В 2011 г. инновационной деятельностью в промышленности занимались 1 679 предприятий, или лишь 16,2% исследованных; в 2012 г. - 1 758, или 17,4%. Налоговым кодексом Украины предусмотрено постепенное снижение ставок налога на прибыль:

• с 1 апреля 2011 г. - 23,0%;

• с 1 января 2012 г. - 21,0%;

• с 1 января 2013 г. - 19,0%;

• с 1 января 2014 г. - 16,0%.

Вместе с тем снижать ставки налога на прибыль следовало бы лишь на ту ее часть, которая реинвестируется в модернизацию. С целью пресечения практики минимизации налогообложения вслед за РФ Украине предстоит внедрять механизмы регулирования трансфертного ценообразования [8]. Острые дискуссии ведутся по вопросам определения переходного периода для отдельных отраслей, установления порога контролируемых операций, суммы штрафов.

Акцизный налог, который составляет 1,3-2,7% ВВП, формирует 4,3-9,0% доходов бюджета, 5,6-12,1% налоговых поступлений, 10,9-24,7% косвенных налогов. Соответственно, более чем на 3/4 акциз формируется за счет произведенных в стране и почти четверить - ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции). В соответствии с налоговым коэффициентом (рис. 2) и удельным весом (см. таблицу) акциз был единственным стабильно растущим источником доходов бюджета в период кризиса за счет повышения ставок. В 2007-2012 гг. структура акциза была такова, %:

• табак и табачные изделия - 23,1-46,1;

• бензин моторный для автомобилей и другие нефтепродукты - 23,4-32,3;

• ликероводочная продукция - 16,1-28,3;

• пиво - 8,2-5,3;

• винодельная продукция - 1,9-3,1;

• транспортные средства (в том числе мотоциклы и велосипеды) - 1,8-3,4;

• кузова для моторных транспортных средств - 0,1-1,3;

• спирт - 1,0-0,2;

• скрапленый газ - 0,4-0,5.

Пошлины составляют 0,7-1,5% ВВП и обеспечивают 2,5-5,1% доходов бюджета, 3,2-7,5% налоговых поступлений, 5,9-16,7% косвенных налогов. В 2001-2012 гг. ввозная пошлина составляла 85,3-99,6%, а вывозная - 0,4-14,7%. Введение в действие обновленного Таможенного кодекса Украины в 2012 г. обеспечило рост доходов государственного бюджета без создания помех для легальных экспортно-импортных операций. Кодекс соответствует Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

С присоединением 16 мая 2008 г. Украины к Всемирной торговой организации завершился важный этап интеграции страны в мировую торговую систему. Членство в ВТО означает для Украины, как и для Российской Федерации, либерализацию доступа на рынок товаров, в частности:

• интеграцию в международную рыночной экономику, создание правовых основ для стабильного и предсказуемого ведения бизнеса и международной торговли;

• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

• создание благоприятного климата для иностранных инвестиций;

• более широкий выбор товаров и услуг;

• получение Украиной статуса полноправного участника международной торговли, что расширило ее возможности участвовать в региональных союзах и объединениях.

Однако вступлению Украины в ВТО ускоренными темпами были принесены «в жертву» торгово-экономические интересы. Уже в ноябре 2011 г. создана Межведомственная рабочая группа, которая осуществляет активные меры по изучению вопроса о внесении изменений в ставки ввозной пошлины. Целью ее работы является проведение анализа возможности и экономической целесообразности пересмотра тарифных обязательств в рамках соглашений.

Структура поступлений сборов и платы за специальное использоваие природных ресурсов в 2007-2012 гг. была такова: плата за землю (75,1-65,4%) и специальное пользование недрами (9,9-18,7%); пользование лесными (1,7-2,9%), водными (6,3-8,5%) и другими природными ресурсами, а также за отмененный с 2011 г. сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета (сократились с 13,2 в 2007 до 4,6 в 2010 г.)

Рост поступлений платы за землю был обусловлен:

• увеличением площадей, по которым произведена денежная оценка земель;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проведением инвентаризации земельных участков, предоставленных в пользование и аренду;

• передачей в аренду на более выгодных условиях земель запаса и резервного фонда;

• пересмотром заключенных сделок на аренду земли и размера арендной платы;

• увеличением арендной платы в результате оформления права постоянного владения и пользования земельным участком предприятий и организаций государственной и коммунальной собственности.

Местные налоги и сборы аккумулируют 0,1-0,5% ВВП, 0,3-1,6% доходов бюджета, 0,3-2,0% налогов. Налоговым кодексом Украины с целью уменьшения налоговой нагрузки на налогоплательщиков и минимизации затрат на администрирование были отменены 12 местных налогов и сборов:

• рыночный сбор;

• коммунальный налог;

• налог с рекламы;

• девять других местных налогов и сборов, не игравших существенной роли в наполнении местных бюджетов (сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг; сбор за право использования местной символики; сбор с владельцев собак; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за выигрыш на бегах на ипподроме; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей).

Несмотря на отмену перечисленных налогов и сборов, поступления увеличились более чем в 2 раза. Вместе с тем в состав местных налогов и сборов были включены налог на недвижимое имущество (введен с 1 июля 2012 г.), а также единый налог и сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Динамика объясняется изменениями в Налоговом кодексе Украины, что привело к значительному росту поступлений единого налога, который составляет львиную долю в поступлениях местных налогов и сборов - 88,3%. Начиная с 2012 г. в местные бюджеты зачисляется 100,0% единого налога (ранее - 43,0%); кроме того, расширен круг плательщиков.

Одним из нововведений Налогового кодекса Украины является внедрение экологического налога взамен сбора за загрязнение окружающей природной среды. При этом круг налогоплательщиков несколько расширился - кроме бывших субъектов-плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды, с 2011 г. экологический налог платят все, кто используют топливо для транспортных средств, в том числе субъекты хозяйствования, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые пользуются автомобилями. Экологический налог уплачивается налогоплательщиками при приобретении топлива, а с налоговых агентов, которые реализуют топливо, этот налог удерживается и уплачивается в бюджет. Кроме того, предусмотрен адаптационный период (три года) по налоговым обязательствам:

• с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно ставки налога составляли 50,0% базовых ставок (предусмотренных ст. 243-246 НКУ);

• с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. - 75,0%;

• с 1 января 2014 г. ставки налога составят 100,0% базовых ставок.

На 1 января 2013 г. в Украине из 317 действующих льгот большинство приводят к потерям бюджета (196 льгот) и не имеют целевого назначения (237 льгот). Вместе с тем их намного больше, поскольку льгот по НДФЛ Справочник 9] не содержит. Кроме того, единый и фиксированный сельскохозяйственный налоги следует квалифицировать как льготные режимы. Пересмотр системы льготного налогообложения, прежде всего в части НДС и налога на прибыль, содержит значительные резервы наполнения бюджета, которые, по экспертным оценкам, составляют 20-25 млрд грн. Для пресечения практики регулярного внесения изменений в налоговое законодательство отдельные авторы предлагают ввести мораторий как минимум на 5 лет на увеличение ставок и льгот, а также на введение новых налогов 1. С. 185; 2. С. 193].

Институциональной платформой реформ становится Министерство доходов и сборов Украины, возникшее путем реорганизации Государственной таможенной службы Украины и Государственной налоговой службы Украины, на которое также возложена функция администрирования единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование [10]. Перед новым органом стоят задачи по упрощению администрирования и усилению транспарентности налогового регулирования, а также оптимизации государственного аппарата.

Итак, в течение последних лет налоговая политика претерпела ряд существенных, парадигмальных изменений, связанных с либерализацией фискальной и активизацией регулирующей функции налогообложения. Вместе с тем необходимо усилить данный потенциал, направив его на придание инновационно-инвестиционного характера развитию внутреннего рынка и дополнив смягчением социального климата в обществе.

Опыт Российской Федерации всегда служил флагманом внедрения управленческих решений в финансово-экономической сфере Украины. Имманентная близость народов в вопросах налоговой культуры является важнейшей предпосылкой сотрудничества представителей научных элит в разработке векторов развития регулирующей роли государства без ее усиления как таковой с целью повышения благосостояния граждан.

Источники

1. Фшанси Укра!ни: шституцшш перетворення та напрями розвитку / I. Я. Чугунов та ш.; за ред. I. Я. Чугунова. Ки!в : ДННУ АФУ, 2009.

2 Лагутш В. Д. Бюджетна та монетарна полггика: координащя в трансформацшнш економщь Кшв : Ки!вск. нац. торг.-екон. ун-т., 2007.

3 Соколовська А. М. Податкова система Украши: теорiя i практика становлення. Кшв, 2004.

4. Федосов В. М., Опарш В. М., Льовочкш С. В. Фшансова реструктуризащя в Укра!-ш: проблеми i напрями / за наук. ред. В. Федосова. Кшв, 2002.

5 Юрш С. I., Крисоватий А. I., Кощук Т. В. Сучасш тенденци розвитку европей-ського оподаткування та новггня парадигма податково! полиики в Украшь Тернотль : ТНЕУУ 2010.

6 Податковий кодекс Украши вщ 02.12.2010 р. № 2755-У1 у поточнiй редакцп вiд 01.04.2013 р.

7 Про державш лотере! в Украlнi: Закон Украши вщ 06.09.2012 р. № 5204-У1.

8 Про внесення змш до Податкового кодексу Укра1ни щодо трансфертного цiноут-ворення: проект Закону вщ 12.03.2013 р. № 2515.

9 Довщник № 64 податкових тльг станом на 01.01.2013 р. вщ 29.12.2012 р. иЯЬ: http://www.visnuk.com.ua/files/pubs/dovidnuk_%E2%84%9664.pdf.

10. Про деяю заходи з оптимiзацii системи центральних органiв виконавчо! влади: Указ Президента Укра!ни вщ 24.12.2012 р. № 726/2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.