Г.М. Насырова
студент магистратуры, направление «Экономика» профиль «Экономическая безопасность организации»
Институт экономики и бизнеса, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются существующие проблемы и недостатки проводимой налоговой политики в России. Определены основные направления совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе. Приоритетные направления налоговой политики РФ - борьба с налоговыми злоупотреблениями, основанная на культуре уплаты налогов.
Ключевые слова: налоговая политика РФ, проблема инновационного развития, несправедливое перераспределение доходов между налогоплательщиками, проблемы при взимании НДС.
G.M. Nasyrova, Ulyanovsk State University
TAX POLICY IN MODERN PROBLEMS AND IMPROVEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. This article discusses the existing problems and shortcomings of the tax policy pursued in Russia. The main directions of improvement of the tax policy of the Russian Federation at the present stage. Priority directions of tax policy of Russia - the fight against tax abuse, based on the culture of paying taxes.
Keywords: tax policy of the Russian Federation, problem of innovative development, unfair redistribution of income among taxpayers, problems in collecting value added tax.
На сегодняшний день налоговая политика государства занимает одно из наиболее важных звеньев экономической политики, которая в свою очередь регулируют в обществе экономические процессы. С уверенностью можно сказать о том, что среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство оказывает влияние на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Без налаженной, четко действующей налоговой политики, которая отвечает условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика неосуществима. Таким образом, актуальность данной научной статьи характеризуется важностью и необходимостью совершенствования налоговой политики, которая отвечала бы современным условиям развития отечественной экономики.
Такая категория, как налоговая политика не может остаться неизменной на протяжении длительного периода времени. Довольно часто в НК РФ вносятся поправки, частота их внесения уже превышает допустимый уровень. Поэтому можно сказать нестабильность налогового законодательства РФ - это явный недостаток налоговой политики. Но она оправдывается тем, что постоянно происходят изменения на уровне экономики страны, из-за внутренних и внешних экономических факторов, которые естественно приводят к соответствующим изменениям в налоговой политике страны [2].
Так же налоговая система, существующая в РФ, не отвечает всем потребностям в инновационном развитии страны в целом. Ведь для России проблема инновационного развития является и остается одним из самых актуальных и сложных проблем, так как наблюдается
существенное отставание России в сфере развития инновационной инфраструктуры от зарубежных стран, к сожалению, на сегодняшний день социально-экономическое состояние страны предоставляет весьма невысокие возможности для этого. Объясняется, сложившаяся ситуация, отсутствием или неразвитостью информационной инфраструктуры, инструментов финансирования из государственных источников, законодательной базы по защите интеллектуальной собственности. Как известно, во многих развитых зарубежных странах инновационный бизнес имеет налоговые преференции и льготы. В России система поддержки инновационного предпринимательства только формируется. По моему мнению, уместно было бы внести изменения НК РФ, в области налоговых преференций по налогу на прибыль, т.е. специальный налоговый режим, в инновационной сфере. Например, ввести льготу по налогу на прибыль, на капитальные вложения в инновационную сферу - возможность исключения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль средств, направляемых на капитальные вложения в инновационную деятельность. Или же рассмотреть введение налоговых каникул для создаваемых инновационных предприятий, хотя бы на первые 3 года существования, с возможностью частичного освобождения от уплаты налога на прибыль.
В проводимой налоговой политике РФ можно выделить так же такой недостаток как, несправедливое перераспределение доходов между различными категориями граждан для поддержания социального равновесия в обществе.
Связано это с тем, что в 2001 г. в России был осуществлен отказ от прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц взамен на единую ставку в размере 13% [1].
Такая мера аргументировалась тем, что якобы при такой ставке крупные доходы будут выведены из теневого сектора экономики. При этом, со стороны фискального подхода, государство ничего не теряет, так как ставка подоходного налога накануне реформы находилась в интервале 13,0-13,2%. Однако со стороны социального государства введение единой ставки подоходного налога привела к довольно массовым негативным явлениям в самом обществе так, как получается те, кто получают большую заработную плату платят 13%, и те, кто получают маленькую заработную плату тоже 13%. Быть может для разрешения несправедливости такого характера стоит рассмотреть возвращение к дифференцированной ставке налога на доходы физических лиц. В таком случае, конечно, есть риск того, что никакой социальной справедливости не будет достигнуто. Ведь те, кто получали меньше денег, так и будут получать, и соответственно будут платить меньше, но те, кто будет получать высокую заработную плату, будут однозначно получать ее в конвертах, для уменьшения налогооблагаемой базы. Для исключения такой ситуации, необходимо принимать жесткие меры в области контроля. Если осуществляется недостаточно эффективный контроль за сбором налогов то, это приводит к сокрытию доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ может недополучать от 30% до 50 % налоговых поступлений [2].
Я считаю что, как выход из ситуации социальной несправедливости налогоплательщиков можно предложить следующее. Так как в России большая часть населения проживает в составе семьи, то соответственно доходы и расходы считаются совместными. Тогда складывается следующее - гражданин, содержащий семью, платит такую
же сумму налогов, сколько и несемейный, бездетный, при одинаковой сумме заработка, такую ситуацию можно оценивать как социально несправедливую. В связи с этим возможно стоит рассмотреть налогооблагаемую базу как доход семьи или супруга с максимальным доходом, с учетом произведенных и законодательно закрепленных расходов. Рассчитанный соответствующим образом налогооблагаемый доход облагать по дифференцированным ставкам в зависимости от суммы доходов.
Как было уже сказано, создание устойчивой налоговой системы должна выступать в качестве одной из главных задач, стоящая перед государством. На мой взгляд, эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного совмещения выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые определяет государство при управлении экономикой страны.
В действующей трехуровневой налоговой системе РФ, включающая в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы, к сожалению, существует ряд проблем, которые необходимо решать [3].
Мое мнения, что все еще велика доля «теневой экономики», большинство предприятий не показывают в своих отчетах реальную заработную плату своих работников, вследствие чего в будущем люди останутся без пенсии, так же распространено уклонения от налогообложения. Такая отрицательная тенденция не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и способствует неравной конкуренции, ставя в свою очередь добросовестных налогоплательщиков в условия менее выгодные. В действующей налоговой системе РФ к одной из насущных проблем налогообложения можно отнести так же, например, незаконное возмещение сумм НДС. А другой проблемой при взимании налога на добавленную стоимость является уклонение от его уплаты. Возникает такая проблема когда, недобросовестные предприниматели, импортируя товары, продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу. Таким образом, налог на добавленную стоимость в бюджет не перечисляется.
Исходя из вышесказанного, Правительство в качестве одного из своих приоритетных устремлений должно видеть в первую очередь борьбу с налоговыми злоупотреблениями, основанные на культуре уплаты налогов. Поэтому, на сегодняшний день, стране нужна детально проработанная федеральная программа в области налогообложения, направленная на воспитание законопослушного налогоплательщика.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть 1 // Справочно-правовая система «Гарант», НПП «Гарант-Сервис».
2. Гурова С.Ю., Шенцева С.Г. Налоговая политика государства и ее социально-экономическая направленность // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1 (19/27).
3. Беспалов М.В. Анализ основных приоритетов российской налоговой политики в современных экономических условиях // Налоги. 2010. № 1.