Научная статья на тему 'Налоговая консолидация как инструмент межбюджетного регулирования'

Налоговая консолидация как инструмент межбюджетного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ГРУППА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / НАЛОГОВАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омшанова Э.А.

Введение налоговой консолидации выявило ряд проблем, в числе основных: перераспределение налоговых доходов между субъектами Федерации, что отразилось на сбалансированности бюджетов. В статье были определены особенности налоговой консолидации, дана оценка налоговой консолидации для доходов бюджетов субъектов Федерации, определены предложения по совершенствованию механизма налоговой консолидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая консолидация как инструмент межбюджетного регулирования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

модернизации реального сектора отечественной экономики: монография/ Е.А. Болотина, А. А. Болотин - М. Издательство «Русайнс», 2015. С. 140

2. Лытнев О. Н. Финансовый менеджмент. Ч. 1: Денежные потоки и основы маржинального анализа: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. С. 103

3. Никулина Н. Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 511

4. Кеменов А.В. Управление денежными потоками компании: Монография. - М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2011. С. 144

5. Красина Ф.А. Финансовый менеджмент : учебное пособие / Ф.А.Красина. — Томск: Эль Контент, 2012. С. 200

6. Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал «Финансы» №9-2015 http://w.finance-journal.ru/

7. Вестник Томского государственного университета научный журнал «Экономика» 2012г.№2 (18)

8. Мурадян С. С.Управление денежными потоками страховых организаций/

С. С. Мурадян , Л. К. Улыбина // Бюллетень науки и практики. 2016. № 7 (8). С. 134-139.

9. Егорова А.А. Особенности анализа финансовых активов/ А. А. Егорова , Л. К. Улыбина //В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск: А.Г. Кощаев. 2016. С. 1011-1012.

10. Улыбина Л.К. Развитие регионального финансового рынка в условиях мобилизационной экономики / Л. К. Улыбина , О. А. Окорокова //

В сборнике: Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения Материалы международной научно-практической конференции . 2016. С. 382-387.

11. Мануйлова Е. С. Теоретические аспекты управления оборотными активами в современных условиях/ Е. С. Мануйлова, Л. К. Улыбина //

В сборнике: Российская экономическая модель-5: настоящее и будущее аграрного, индустриального и постиндустриального секторов Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию экономического факультета КубГАУ. 2015. С. 349-358.

© Окорокова О.А., Христославенко К. Э., 2016

УДК 336.14

Омшанова Э. А.

канд. экон. наук ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» г. Москва, Российская Федерация e-mail: ea_o@mail.ru

НАЛОГОВАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

Введение налоговой консолидации выявило ряд проблем, в числе основных: перераспределение налоговых доходов между субъектами Федерации, что отразилось на сбалансированности бюджетов. В статье были определены особенности налоговой консолидации, дана оценка налоговой консолидации для доходов бюджетов субъектов Федерации, определены предложения по совершенствованию механизма налоговой консолидации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Консолидированная группа налогоплательщиков, налоговая консолидация, межбюджетное регулирование, распределение налоговых доходов.

С 2012 года в российском налоговом законодательстве был введен механизм налоговой консолидации, предполагающий формирование консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Основными причинами принятия федерального закона № 321-Ф3 от 16.11.2011, как следует из Пояснительной записки «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков»:

- снижение налоговой нагрузки;

- справедливое распределение налоговых доходов от налога на прибыль КГН между субъектами Российской Федерации;

- налоговые преференции при определении налога на прибыль КГН;

- оптимизация процедур налогового администрирования со стороны налоговых органов и налогоплательщиков.

Налоговая консолидация предполагает следующие основные признаки:

- добровольность участия в КГН на основе договора;

- КГН выступает как единый налогоплательщик;

- налоговая консолидация осуществляется только по налогу на прибыль;

- особый порядок исчисления налоговых обязательств КГН;

- ограничение периода функционирования КГН;

- объединение участников в КНГ возможно только при соблюдении требований, установленных налоговым законодательством РФ (таблица 1);

- отсутствие контроля за трансфертным ценообразованием КГН.

Налоговая консолидация обладает существенными положительными моментами, в числе которых:

1) повышение эффективности налогового администрирования;

3) более справедливое распределение налоговых поступлений между субъектами Федерации;

4) снижение налоговой нагрузки для КГН за счет изменения порядка исчисления налога на прибыль КГН на основе консолидированного финансово-хозяйственного результата деятельности всех участников группы;

5) повышение конкурентоспособности группы за счет налогового стимулирования;

6) отсутствие контроля за трансфертным ценообразованием для участников КГН.

Право на создание КГН имеют российские организации, удовлетворяющие требованиям Налогового Кодекса РФ (таблица 1). В основном, КГН были созданы компаниями нефтегазовой отрасли и металлургии, до введения моратория количество КНГ составило 16 КГН.

Таблица 1

Финансовые показатели участия в КГН в соответствии со статьей 25.2 НК РФ [1]

Показатели Значение

Доля прямого и (или) косвенного участия одной организации в уставном капитале другой организации Не менее 90%

Организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации -

В отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) -

Размер чистых активов участника КГН Превышает размер уставного капитала

Совокупная сумма налоговых платежей (НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) Не менее 10 млрд.руб.

Суммарный объем выручки от продажи товаров (продукции, выполнения работ и оказания услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности Не менее 100 млрд. руб.

Совокупная стоимость активов Не менее 300 млрд. руб.

Следствием введение механизма налоговой консолидации должно было стать перераспределение

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

поступлений по налогу на прибыль между субъектами РФ. Распределение налога на прибыль КГН между бюджетами субъектов РФ производится исходя из доли прибыли, приходящейся на участников КНГ и их обособленные подразделения. Доля прибыли определяется как средняя арифметическая, исходя из средней численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств в соответствии с п. 6 ст. 288 Налогового кодекса РФ.

Динамика поступлений налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Федерации по федеральным округам представлена на рис. 1.

35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00%

0,00%

2012

2013

2014

2015

У /

. 8

.«Р

8

бГ

ч сг

cf

¿Я

iT

ы'

^

b' V / 4

¿л

У

Рисунок 1 - Доля налога на прибыль организаций в доходах бюджетов субъектов Федерации [5]

С 2012 по 2014 года произошло снижение доходов по налогу на прибыль в бюджеты Российской Федерации за счет функционирования налоговой консолидации.

Основная причина: снижение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2013 году. По данным Росстата в 2013 году по основным видам экономической деятельности крупных и средних организаций сальдированный финансовый результат составил 6541,6 млрд. рублей, что на 14,3% меньше, чем в 2012 году. Таким образом, доля убыточных организаций по сравнению с 2012 годом увеличилась на 0,9% и составила 26,8 % от общего числа крупных и средних организаций. Поступления налога от консолидированных налогоплательщиков в 2012 году составили 493,9 млрд. рублей, а в 2013 году произошло снижение до 348,2 млрд. рублей [4].

В 2013 году на поступления налога на прибыль от КГН оказало влияние замедление темпов роста экономики и рост расходов по амортизационным отчислениям. Это подтверждается снижением прибыли организаций на 3,2%, рост убытков в 1,7 раза, увеличение амортизационных отчислений на 400 млрд. рублей.

По данным анализа Счетной Палаты РФ под влиянием экономических и законодательных факторов произошло снижение поступлений в бюджеты в 2013 году на 145,7 млрд. рублей от консолидированных групп налогоплательщиков. Из них 16,4 млрд. рублей из-за консолидации убытков внутри группы [4].

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 годов Министерством Финансов РФ проводится анализ распределения налога на прибыль организаций между субъектами РФ в связи с ведением налоговой консолидации. В числе основных направлений совершенствования механизма налоговой консолидации:

- особенности формирования КГН (в частности, в отношении состава участников, соблюдение условий);

- механизм смены ответственного участника КГН, порядок зачета ответственным участником КГН налога, уплаченного участниками группы за пределами Российской Федерации;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

- порядок распределения налога на прибыль организаций для уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения участников КГН и их подразделений;

- процедура перерасчета налоговых обязательств, возникших до момента создания КГН;

- применение участниками КГН пониженных ставок налога на прибыль организаций, установленных субъектами Российской Федерации с одновременным анализом изменения налоговой базы по налогу, что позволит учесть влияние пониженных ставок на изменение поступлений налога в целом по КГН по сравнению с индивидуальной уплатой налога [3].

Введение механизма налоговой консолидации не предполагало использование средств федерального бюджета для компенсации выпадающих доходов в связи с КГН. Однако по оценкам Министерства финансов РФ, создание КГН привело к снижению поступлений в целом по РФ во все региональные бюджеты на 8 млрд. руб. в 2012 г. и на 16 млрд. руб. в 2013 г. Компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов Федерации в связи с созданием налоговой консолидации обеспечивалась предоставлением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ по распоряжениям Правительства РФ, общий объем которых за 2012-2014 гг. составил более 27 млрд. руб. Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ осуществлялось между регионами, в которых снижение доходов по налогу на прибыль организаций в связи с созданием КГН превысило один процент собственных доходов консолидированного бюджета и уровень расчетной бюджетной обеспеченности не превысил более чем в 1,5 раза среднероссийское значение.

Компенсация потерь регионов от введения налоговой консолидации осуществлялась на нерегулярной, несистемной основе.

С 1 января 2014 года распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ производится по уточненной методике (утверждена постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 года № 670 с учетом изменений), в соответствии с которой при определении налогового потенциала по налогу на прибыль организаций применяется показатель начисленного к уплате налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, вместо показателя прибыли крупных и средних организаций по видам экономической деятельности. Это повысило точность расчета налогового потенциала регионов в связи с изменениями финансовых потоков по налогу на прибыль организаций, обусловленных созданием КГН.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2016 году увеличен на 117,6 миллиарда рублей, или почти на треть по сравнению с 2012 годом. В 2016 году предусмотрено предоставление дополнительных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в размере 30 миллиардов рублей с учетом влияния создания КГН на доходы бюджетов.

По данным Минфина РФ фактические поступления налога на прибыль от организаций, входящих в КГН, стали хаотичными и непредсказуемыми, размеры поступлений менялись от года к году. Для оценки эффективности функционирования налоговой консолидации был введен мораторий на увеличение количества действующих КГН и числа участников действующих КГН до 1 января 2016 года с пролонгаций до 1 января 2019 года.

Для устранения отрицательных бюджетных последствий создания КГН необходимо уточнить механизм перераспределения налога на прибыль КГН, учитывающий:

- размещение трудовых, материальных ресурсов базы на территории субъектов Федерации, в которых осуществляется непосредственная добыча, первичная переработка природных ресурсов;

- интересы государства, интересы участников КГН;

- уточнение показателей оценки налогового потенциала по налогу на прибыль, оценки выпадающих доходов бюджетов при распределении междбюджетных трансфертов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- показатели оценки эффективности налоговой консолидации.

Таким образом, механизм налоговой консолидации должен быть ориентирован на повышение синергетического эффекта и на обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ.

Список использованной литературы: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ, от 05.08.2000 № 1170ФЗ (в редакции

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

от 03.07.2016)

2. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 годов - Режим доступа: http://www.minfin.ru/

4. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка результативности администрирования консолидированных групп налогоплательщиков» // Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации. -2014. - № 9.

5. Официальный сайт Федерального казначейства. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/.

© Омшанова Э.А., 2016

УДК 331

Е.А. Павлов

Студент 1 курса факультета Управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА. ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНЯ

Аннотация

Образование в современном экономическом развитии должно определять уровень и рост творческого потенциала развития общества. Но что делать молодежи, которой не предоставили возможность получить образование, имеющее перспективу? Перед каким недочетом в преобразованиях приходится сталкиваться новому поколению? Проблема, которая остро встает в современных условиях кризиса, такая как безработица среди молодежи и пути решения, все это можно прочитать в статье.

Ключевые слова Молодежь; безработица; пути решения.

На сегодняшний день потенциал развития общества в современных условиях - это один из решающих факторов в процессе социально-экономических преобразований. Даже в условиях кризиса, образование должно иметь большие перспективы, быть построенным на понимании будущего закономерного развития экономики и общества.

Развитие экономики возможно лишь в результате целого комплекса преобразований, если же в системе имеются недочеты, то человек может столкнуться с проблемой, которая будет сказываться плачевно не только в жизни одного человека, но и всего общества. Рассмотрим подробно одну из проблем, которая может сказаться на экономическом развитии общества, такую как безработица среди молодого поколения.

Для любого трудоспособного человека, работа считается важной частью его жизни. Вне зависимости от самой должности, ее сложности и ответственности, она устанавливает курс развития человека и его ценностей. Множество типов профессиональной деятельности показывают степень развития общества, а рейтинг профессии в сознании людей дает возможность судить об уровне ее «престижа». Именно уровень «престижа» можно назвать главенствующим фактором в выборе профессии. Усиливающийся разлад в экономике, падение уровня жизни - все это приводит к проблеме поиска работы. Особенно остро эта проблема встает перед молодыми людьми.

Перспектива развития любого государства находится в руках нового поколения. Для молодых людей, в период становления личности, очень важна поддержка государства. Одним из таких аспектов является обеспечение занятости. Но, к сожалению, в нашей стране происходит увеличение уровня молодежной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.