Научная статья на тему 'Нализ внутренней среды промышленного предприятия с использованием рефлексивного подхода и кросс-технологий ситуационного центра'

Нализ внутренней среды промышленного предприятия с использованием рефлексивного подхода и кросс-технологий ситуационного центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ / КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко Анатолий Александрович

В статье описана методика анализа внутренней среды промышленного предприятия с использованием рефлексивного подхода и кросс-технологий ситуационного центра. На основании разработанной методики создана технология «рефлексивного кейса», с помощью которой осуществляется процесс подготовки руководителей различных звеньев. Применение методики позволит эффективно управлять коллективной деятельностью на основе учета индивидуальных особенностей членов группы, в том числе в условиях неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нализ внутренней среды промышленного предприятия с использованием рефлексивного подхода и кросс-технологий ситуационного центра»

УДК 303.732.4

А.А. Фоменко

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА И КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ

СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье описана методика анализа внутренней среды промышленного предприятия с использованием рефлексивного подхода и кросс-технологий ситуационного центра. На основании разработанной методики создана технология «рефлексивного кейса», с помощью которой осуществляется процесс подготовки руководителей различных звеньев. Применение методики позволит эффективно управлять коллективной деятельностью на основе учета индивидуальных особенностей членов группы, в том числе в условиях неопределенности.

Ключевые слова: анализ внутренней среды организации, управление коллективной деятельностью, рефлексивный анализ, кросс-технологий ситуационного центра.

Развитие информационного общества связано с нарастающей активностью внедрения современных информационных технологий, которые сконцентрированы в ситуационных центрах (СЦ). В России наблюдается всплеск интереса к СЦ, данные технологии востребованы в различных специализированных сферах общественной деятельности - экономики, образования, сервиса, а также государственного и муниципального управления. Например, СЦ используются федеральными органами государственной власти, включая Президента и правительство, региональными органами субъектов РФ, крупными компаниями и предприятиями [1-3].

Тем не менее, как показывает практика, надежды представителей различных профессиональных сообществ на то, что широкое применение информационных технологий самостоятельно приведет к повышению качества принимаемых управленческих решений, не оправдались. Главной причиной этого является недостаточное внимание к организационной составляющей, то есть к технологиям управления индивидуальной и коллективной деятельностью. Данный вопрос решает использование кросс-технологий ситуационного центра, задачей которых, помимо мониторинга проектной группы, является эффективное управление коллективной проектной деятельностью на основе учета индивидуальных особенностей членов группы [1; 2].

Рефлексивное управление - воздействие на субъектов, которое помогает им принять решение, заранее подготовленное управляющей стороной. В свою очередь управляющая сторона предсказывает индивидуальный выбор субъекта, входящего в группу, и исследует возможность управления этим выбором [4]. Таким образом, рефлексивное управление можно рассматривать как интеллектуальную поддержку принятия оптимальных управленческих решений, которая способна повысить эффективность коллективной и индивидуальной деятельности, а в условиях неопределенности ее стабилизировать.

Вышеизложенное применимо к воздействию на внутреннюю среду промышленного предприятия, где руководитель заинтересован в развитии предприятия и стабилизации деятельности рабочего коллектива. Что касается анализа внешней среды, то под рефлексивным управлением понимается управление решением конкурента, а навязывание ему определенной стратегии поведения при рефлексивном воздействии осуществляется путем передачи оснований, из которых тот может логически вывести свое, но предопределенное другой стороной решение. Передача оснований означает подключение к процессу отображения ситуации для конкурента - начинается управление процессом принятия решения [5].

Анализ внутренней среды промышленного предприятия возможен при использовании игровой ситуации, процесс и результаты которой направлены на освоение субъектами спе-

цифических задач, стоящих перед коллективом. Действия игроков зависят от ранга рефлексии, зависимость была представлена в рефлексивных рассуждениях В.А. Лефевром и введена как элемент логически рефлексивных игр, которые помимо стратегической рефлексии включают еще и информационную, то есть значение отдельных элементов структуры [6; 7].

Автором статьи разработана методика анализа внутренней среды промышленного предприятия с использованием рефлексивного подхода и кросс-технологий ситуационного центра. Инструмент данной методики - авторская технология рефлексивного кейса, который является учебно-исследовательским материалом, построенным на основе идеи «триединства» теорий рефлексии В.А. Лефевра: «формула человека», «этические системы», «теория рефлексивных игр». Главный герой рефлексивного кейса является своего рода «агентом» по определению В.А. Лефевра [8]. Герой рефлексивного кейса (объект проблемной ситуации) входит в группу, представители которой способны оказывать влияние на его выбор. Система образов себя, предопределенная числом субъектов в группе и отношениями между ними, позволяет анализировать ограничения, накладываемые группой на выбор героя.

В качестве примера представлен разработанный автором статьи кейс «Принятие оптимального управленческого решения без технологии поддержки невозможно», оригинальная структура которого состоит из следующих элементов:

1. Представление объекта проблемной ситуации.

2. Описание художественным способом предлагаемых обстоятельств в системе отношений объекта проблемной ситуации с внешней средой.

3. Выявление «портретов» действующих лиц проблемной ситуации.

4. Анализ проблемы и вводных условий.

5. Варианты альтернативного развития событий при различном выборе героя.

6. Описание иерархии взаимоотношений действующих лиц.

7. Предложение вариантов решения возникших в организации проблем.

Ниже описаны действия представителей сервисной команды в условиях ситуационного центра и членов проектной группы при реализации технологии рефлексивного кейса. Поставленные задачи - анализ внутренней среды промышленного предприятия и оперативное реагирование на внештатную ситуацию. Названия организаций и имена персонажей вымышлены, не имеют сходства с реальными личностями и событиями.

1. Объект проблемной ситуации

Олег Семенович (ОС) - начальник службы промышленного предприятия «Steel wings», которое выиграло конкурс на заключение государственного контракта на разработку инновационной технологии по уменьшению расхода авиационного топлива.

Добросовестное выполнение должностных обязанностей, создание организационнотехнических условий, ведение воспитательной работы, направленной на повышение трудовой и производственной дисциплины, качества управленческого труда позволяют ОС поддерживать персонал в тонусе на протяжении долгих лет, несмотря на агрессивное воздействие внешней среды предприятия. «Да уж, - радостно перекрикивал шум цеха сборки топливной аппаратуры Андрей Петрович, генеральный директор «Steel wings». - Семёныч, что бы я без тебя делал? Нас бы давно съели конкуренты».

В условиях ситуационного центра планшетист организует информационный поток на полиэкране, демонстрирует видеокомпонент рефлексивного кейса с закадровым звучанием оригинального текста, который повествует о профессиональных характеристиках объекта проблемной ситуации. Игротехник определяет готовность членов проектной группы к восприятию предложенной истории, выявляет их осведомленность о должностных инструкциях начальника службы промышленного предприятия, при необходимости видоизменяет стратегию действий с учетом соционического типа членов группы.

2. Предлагаемые обстоятельства в системе отношений объекта проблемной ситуации с внешней средой (фрагмент)

Пасмурный зимний морозец. Предъявив пропуск, Андрей Петрович лихим шагом преодолел проходную. Сегодня территория предприятия встретила его тишиной. Лишь ворона оповестила о своем присутствии, вдумчиво покаркивая на ветке сонной березы. Персонал проходил медицинский осмотр.

- Петрович, здорово! С юбилеем, - Олег Семенович вышел из цеха, вытирая тряпкой извозюканные в мазуте руки.

- Пятьдесят лет - не праздник, - отшучиваясь, директор протянул руку. - Снова руки мараешь? Это не твоя работа.

- Да я проверял, - лукаво улыбнулся Олег Семенович. - Парни еще не вернулись с обследования. Цех не должен пустовать.

- Ясно, - одобрил его Андрей Петрович.

- Как Света поживает? - осторожно спросил Олег Семенович.

- Да, вчера спустила в ночном клубе отцовский недельный оклад. Не знаю, что с ней делать. Ладно, пойдем, - вздохнул директор. - В курсе, что совет директоров поставил нового маркетолога?

- А Даша чем не устраивала? - удивился он, сопровождая директора в офис.

- Цитирую: «В наши суровые времена нужен опытный и проверенный специалист по повышению корпоративного духа», - улыбнулся директор. - А далее без объяснений.

- Даже так? - Олег Семенович чуть не запнулся. - Если совет директоров считает, что этим занимается специалист по маркетингу, то, уважаемый Петрович, - у нас и вправду нет никаких шансов и будущего.

Они оба закатились громким смехом, нарушив утреннюю тишину, такую непривычную в этом отлаженном предприятии, где каждый болтик находится на своем месте и даже лежа на полке работает на благо самобытной организации. «Машина», а не промышленное предприятие.

- Не волнуйся, нашего с тобой опыта на весь персонал хватит, - продолжил он на румянящем щеки злом ветре.

- В этом не сомневаюсь, - директор остановился у декоративной двери и озадачено посмотрел на небо, вальсировали первые снежинки. - Кандидатура мне не нравится.

- Думаешь, шпион? - спокойно вопросил Олег Семенович, оббивая ботинки от снега.

- Предчувствую, а ты знаешь мою интуицию, - они закрыли за собой дверь.

Снегопад длился двое суток. Без устали и без перерыва на обед. Так же и предприятие в

едином порыве трудилось ради своего будущего. В цехе сборки топливной аппаратуры бурлили практические идеи, работники изнемогали от физического напряжения. В офисе же бурлили идеи научные, а руководящие лица изнемогали от напряжения интеллектуального.

В общем котле предприятия бурлили человеческие конфликты и разворачивались информационные войны.

В данном случае внешней средой проблемной ситуации является внутренняя среда предприятия, точнее, ее социальная сфера. Внутренней средой ситуации являются проблемы ОС, выраженные его должностными обязанностями в условиях неопределенности.

После ознакомления с предлагаемыми обстоятельствами игротехник раздает роли членам проектной группы с учетом вариантов сочетания сильных функций соционических типов, предварительное тестирование проводится до начала формирования группы. Таким образом «социалы» создают положительный эмоциональный фон для участников проекта и регулируют взаимоотношения, «исследователи» проводят рефлексивный анализ отношений ОС с внешней средой, «практики» выполняют функцию «логического контроля» в действиях проекта, «гуманитарии» вносят творческие идеи. После рефлексивного анализа проблемной ситуации проектная группа принимает единую позицию либо отдельные члены группы соглашаются с общим мнением об отношениях ОС с внешней средой.

3. Действующие лица

На основании полученной в условиях ситуационного центра информации, членами проектной группы рисуются «портреты» действующих лиц истории:

1. Олег Семенович (ОС), мужчина 47 лет, женат, двое взрослых сыновей - начальник службы промышленного предприятия «Steel wings». Опытный работник, пользуется беспрекословным авторитетом в коллективе.

2. Андрей Петрович (АП), мужчина 50 лет, один воспитывает дочь - генеральный директор «Steel wings». Энергичный руководитель, но из-за семейных проблем не может сфокусироваться на инновационном проекте.

3. Геннадий Игоревич (ГИ), мужчина 28 лет, не женат - «шпион» конкурирующего предприятия, играет роль менеджера по маркетингу. Жесткий характер, не привык к возражениям, достигает поставленной цели любым способом.

4. Виталий Анатольевич (ВА), мужчина 42 лет, женат - председатель совета директоров. Мудрый руководитель, но поддается навязанной конкурентами стратегии поведения. Ликвидирует любой конфликт на начальной стадии.

5. Сергей Юрьевич (СЮ), мужчина 26 лет, не женат - креативный менеджер. Бывший ученик ОС, до работы в аппарате правительства РФ проходил практику в «Steel wings». Характер мягкий, имеет связи на всех уровнях государственной власти.

6. Дарья Ивановна (ДИ), женщина 33 лет, замужем - менеджер по маркетингу. Безукоризненной работой заслужила уважение и любовь коллектива «Steel wings». Грамотный исполнитель с творческим взглядом, прекрасно знает рекламный рынок.

7. Лера (ЛА), девушка 22 лет, дочь АП - студентка института финансов. Беззаботно относится к жизни. Единственный человек, способный изменить мнение АП.

4. Проблема и вводные условия

Далее методолог оперативно подбирает имеющиеся варианты подготовленных проблем в зависимости от взгляда участников проекта на историю. Согласно ситуации планшетист на полиэкране демонстрирует видеоматериалы, когнитивные графики, таблицы, творения фотоискусства и т.п. Сопоставляя информацию на полиэкране и реакцию проектной группы, игротехник предлагает провести анализ проблемного поля (рис. 1).

Олег Семенович (ОС), начальник службы промышленного предприятия «Steel wings», должностной обязанностью которого является повышение трудовой и производственной дисциплины, в условиях неопределенности должен принять оптимальное управленческое решение. Цена ошибки - утечка информации, потеря инновационной технологии.

Общие вводные условия:

1. На фоне ограниченных интеллектуальных ресурсов промышленное предприятие получило солидный контракт на разработку инновационной технологии.

2. Генеральный директор «Steel wings» не способен управлять проектом из-за семейных проблем. Все обязанности падают на плечи ОС, который не имеет опыта в принятии специфических управленческих решений.

3. В предприятии появился новый сотрудник, который является «шпионом» конкурирующего предприятия и создает условия неопределенности в «Steel wings».

4. Решения ОС находятся под контролем совета директоров, председатель которого уверен в профессионализме и чистоте помыслов нового маркетолога.

5. Опытный «шпион» легко входит в новый коллектив и незаметно воздействует на персонал. Тем самым он снижает авторитет ОС, наводит смуту в действиях персонала промышленного предприятия.

5. Альтернативное развитие событий при выборе ОС

При решении конкретной проблемной ветви события истории развиваются с учетом частных вводных условий:

1. ОС отправляется в командировку с целью регулирования ряда вопросов с советом директоров:

Рис. 1. Проблемное поле промышленного предприятия «Steel wings», построенное членами проектной группы

a) приглашает Сергея Юрьевича, креативного менеджера, являющегося учеником ОС и хорошо знакомого с коллективом, тот следит за «шпионом»;

b) «шпион» собирает необходимую информацию, однако по возвращении ОС и председатель совета директоров ловят его с поличным.

2. ОС остается на предприятии и следит за процессом создания новой технологии:

a) с целью эффективного продвижения проекта возвращает Дарью Ивановну, опытного специалиста по маркетингу в противовес «шпиону»;

b) опираясь на факты, указывает совету директоров на некомпетентность «шпиона» и его халатное отношение к реализации проекта.

3. ОС вступает в открытый конфликт со «шпионом», который занял активную позицию в воплощении своего замысла:

a) вынужден поставить «шпиона» на свое место, при этом проявляется гнев совета директоров;

b) нейтрализует действия «шпиона», ограничив ему доступ к информации, ссылаясь на ее секретность.

По результатам выбора альтернативного развития событий членами проектной группы, методолог демонстрирует детали учебно-исследовательского материала на конкретных примерах из истории крупных промышленных предприятий. Также он помогает в реализации исполнительских, исследовательских, коммуникативных и творческих задач, комментирует и уточняет действия проектной группы, базируясь на специфических особенностях материала.

6. Иерархия взаимоотношений действующих лиц

На следующем этапе члены проектной группы строят иерархию взаимоотношений субъектов, вовлеченных в проблемную ситуацию. На рис. 2 представлена иерархия взаимоотношений с учетом возможной реакции после осуществления ОС альтернативного развития события 2а, в котором для реализации инновационной технологии по уменьшению расхода авиационного топлива ОС возвращает Дарью Ивановну в «Steel wings».

Рис. 2. Иерархия взаимоотношений действующих лиц с учетом реакции субъектов после возвращения Дарьи Ивановны в «Steel wings»

7. Варианты решения проблем промышленного предприятия «Steel wings»

Далее члены проектной группы самостоятельно выбирают наиболее значимую, на их взгляд, проблему внутренней среды промышленного предприятия «Steel wings» и определяют оптимальное управленческое решение с учетом альтернативного развития событий 2а и иерархии взаимоотношений субъектов истории. Решение проблемы осуществляется с применением того или иного типа вмешательства.

Вариант решения. Олег Семенович входит в отношения «союза» с Дарьей Ивановной, отгораживаясь от «шпиона».

Тип вмешательства: частичное вмешательство - ОС поддерживает идеи ДИ в противоборстве с ГИ, тем самым ослабляет давление «шпиона» на себя, а сам занимается контролем разработки инновационной технологии по уменьшению расхода авиационного топлива; растворение проблемы - ОС проводит внутренний конкурс на должность менеджера

по маркетингу, пользуясь профессиональной некомпетентностью ГИ в сфере маркетинга, увольняет «шпиона», однако такой ход занимает достаточное количество времени, что приводит к «простаиванию» проекта.

На заключительном этапе члены проектной группы анализируют возможные последствия принятия конкретного управленческого решения для каждого субъекта «Steel wings» и совместно с сервисной командой выявляют его эффективность. Таким образом, на протяжении участия в проекте члены проектной группы оказываются вовлеченными в условия интеллектуальной поддержки принятия оптимальных управленческих решений.

Реализация методики происходит с применением кросс-технологий ситуационного центра [1-3], которые позволяют создать условия, приближенные к реальной обстановке промышленного предприятия. Учет соционического типа участников проекта позволяет членам сервисной команды ситуационного центра видоизменять стратегию действий и менять подачу информации, что в совокупности повышает эффективность коллективной деятельности. Компоненты методики анализа внутренней среды промышленного предприятия с использованием рефлексивного подхода и кросс-технологий ситуационного центра и разработанная оригинальная структура рефлексивного кейса, который является ее технологией, обладают существенной новизной, так как являются реализацией авторского подхода. Применение методики позволит эффективно управлять коллективной деятельностью на основе учета индивидуальных особенностей членов группы, в том числе в условиях неопределенности.

Библиографический список

1. Мухаметдинова, С.Х. Кросс-технологии ситуационного центра в управлении коллективной проектной деятельностью / С.Х. Мухаметдинова, В.А. Филимонов. - Омск : Изд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2012. - 120 с.

2. Филимонов, В.А. Кросс-технологии ситуационного центра - 2011 / В.А. Филимонов // Рефлексивный театр ситуативного центра - 2011 : сб. материалов V Всерос. конф. с междун. участием, 20-22 декабря 2011 г., Омск. - Омск : Изд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2012. - С. 21-32.

3. Филимонов, В.А. Сетевая технология подготовки сервисных команд для ситуационных центров / В.А. Филимонов // Рефлексивные процессы и управление : тезисы V междун. симпозиума [Электронное издание]. - М. : Институт философии РАН, 2005.

4. Лефевр, В.А. Лекции по теории рефлексивных игр / В.А. Лефевр. - М. : Когито-центр, 2009. - 218 с.

5. Осипов, В.Ю. Оценка информации в интересах рефлексивного управления конкурентами / В.Ю. Осипов, А.П. Кондратюк // Программные продукты и системы. - 2010. - № 2. - С. 64-68.

6. Лефевр, В.А. Рефлексия / В.А. Лефевр. - М. : Когито-центр, 2003. - 496 с.

7. Стюгин, М.А. Анализ стратегии агентов по сигнатурам структуры информированности / М.А. Стюгин // Информационные войны. - 2009. - № 3. - С. 12-22.

8. Лефевр, В.А. Рефлексивный агент в группе / В.А. Лефевр // Рефлексивные процессы и управление. -2007. - № 1. - С. 102-116.

© Фоменко А.А., 2013

Автор статьи - Анатолий Александрович Фоменко, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.

Рецензент - О.М. Куликова, кандидат технических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.