Научная статья на тему 'Наличие Конституций как универсальное явление в государственном праве'

Наличие Конституций как универсальное явление в государственном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1023
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЫЧАИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН / ПРЕДПИСАНИЯ КОРАНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вохмянин Д. В.

В настоящее время признано, что наличие Конституции у государства – одно из важнейших универсальных явлений современного права. Именно по этой причине, именно Конституция является основным объектом изучения конституционного права. Кроме Конституции другими источниками конституционного права традиционно считаются: законы по наиболее важным вопросам государственного устройства (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве); решения, принятые путём референдума, декларации прав; решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля; в ряде стран − конституционные обычаи; в мусульманских государствах − предписания Корана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presence of Constitutions as the universal phenomenon in state law

Now it is recognised, that presence of the Constitution at the state − one of the major universal phenomena of the modern right. For this reason, the Constitution is the basic object of studying of a constitutional law. Except the Constitution as other sources of a constitutional law traditionally are considered: laws on the most important questions of the state device (the electoral law, political parties laws and public organisations, the judicial organisation); the decisions accepted by a referendum, the declaration of the rights; the decisions accepted as the judicial constitutional control; a number of the countries − conventions of the constitution; In the Muslim states-instructions of the Koran.

Текст научной работы на тему «Наличие Конституций как универсальное явление в государственном праве»

5.2. НАЛИЧИЕ КОНСТИТУЦИЙ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ

Вохмянин Д. В., к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми

Место работы: Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми

vdw2006@yandex.ru

Аннотация: В настоящее время признано, что наличие Конституции у государства - одно из важнейших универсальных явлений современного права. Именно по этой причине, именно Конституция является основным объектом изучения конституционного права. Кроме Конституции другими источниками конституционного права традиционно считаются:

- законы по наиболее важным вопросам государственного устройства (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве);

- решения, принятые путём референдума, декларации прав;

- решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля;

- в ряде стран - конституционные обычаи;

- в мусульманских государствах - предписания Корана.

Ключевые слова: Конституция, конституционные

обычаи, конституционный закон, предписания Корана

PRESENCE OF CONSTITUTIONS AS THE UNIVERSAL PHENOMENON IN STATE LAW

Vohmjanin D. V., the master of laws, the senior lecturer managing chair of state-legal disciplines Branch of not state educational institution of the higher vocational training «the St.-Petersburg institute of foreign economic relations, economy and the rights» in of Perm

Place of employment: Branch of not state educational institution of the higher vocational training «the St.-Petersburg institute of foreign economic relations, economy and the rights» in of Perm

vdw2006@yandex.ru

Annotation: Now it is recognised, that presence of the Constitution at the state - one of the major universal phenomena of the modern right. For this reason, the Constitution is the basic object of studying of a constitutional law. Except the Constitution as other sources of a constitutional law traditionally are considered:

- laws on the most important questions of the state device (the electoral law, political parties laws and public organisations, the judicial organisation);

- the decisions accepted by a referendum, the declaration of the rights;

- the decisions accepted as the judicial constitutional control;

- a number of the countries - conventions of the constitution;

- In the Muslim states-instructions of the Koran.

Keywords: The constitution, conventions of the constitution, the constitutional law, Koran instructions

В то же время, именно Конституция, в большинстве современных государств - этот тот фундамент, на котором «стоит» вся система государственной власти. Конституции в современном значении важнейшего

института демократии возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в США в 1787 г. Затем были приняты Конституции во Франции (1791-1793 гг.) и Польше (1793 г). Сегодня Конституции имеют большинство стран мира.

В общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий начала конституционного строя, регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина. Значение Конституции, в рамках различных правовых систем, различно. Так, например, в рамках мусульманского права, Конституционное регулирование, заметно «проигрывает» регулированию религиозными нормами.

Некоторые Конституции содержат Преамбулу1. Связано это, чаще всего с тем, что они принимаются в особенные, поворотные моменты в истории страны. Так, Конституции Португалии, Испании, Японии и Германии, в своих преамбулах отображают естественное после устранения фашизма тяготение к построению свободного демократического мирного государства. Основная идея преамбул к Конституциям Ирландии и Индии.

В связи с неопределенностью нормативного акта возникают противоречия между императивным управленческим принципом информационной определенности, правовым принципом юрисдикционной применимости и действующими правовыми нормами2.

Российская Конституция принята и действует. Она может кого то не устраивать, полностью не отвечать требованиям современной демократии, тем не менее -это официальный документ, обладающий высшей

«3

юридической силой .

Согласно п.3 ст.55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в Целях защиты Основ конституционного строя.

Применение общепризнанных универсальных норм права не должно осуществляться в отрыве от международной нормативной системы. Общие нормы о правах человека являются одной из разновидностей универсальных норм международного права. Существуют как императивные общепризнанные нормы, так и общие нормы, не обладающие таким свойством. Из Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года вытекает, что «при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

Таким образом, согласно общему международному праву недопустимо применение какого-либо принципа международного права, если такими действиями нарушаются другие принципы Международного права.

Приведем пример. Группа государств, входящих в НАТО, осуществляя воздушные бомбардировки

1 Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М., 2006.

2 Вохмянин Д.В. Роль международных правовых актов в универсализации норм конституционного права.//Пробелы в Российском законодательстве. 2012. №6 С.55-59

3 Широбоков С.А. Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации. Монография. Пермь. 2011. С.9

территории Федеративной Республики Югославия, с целью защиты общепризнанного принципа международного права, связанного с всеобщим

уважением прав человека, нарушила целый ряд иных

общепризнанных принципов международного права, носящих императивный характер: суверенного равенство государств, неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, территориальной

целостности и др.

Исходя из этого, на наш взгляд, государство при осуществлении своей деятельности не должно отдавать приоритет какому-либо одному общепризнанному

принципу в ущерб остальным .

Как следует из п.4 ст.15 Конституции РФ, все общепризнанные принципы и нормы международного права действуют на территории Российской Федерации непосредственно и являются обязательными для всех государственных и муниципальных органов, включая суды. Смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной, судебной власти должны определяться и регулироваться не только общепризнанными нормами, регулирующими права и свободы человека, но и иными общими нормами международного права, включая императивные.

Данная позиция полностью соответствует современному международному праву и подтверждается судебной практикой в Российской Федерации5.

Проблема соотношения и взаимодействия международного и национального права выступает в качестве одной из самых актуальных и сложных проблем юриспруденции. Постоянно растет ее практичное значение не только для классических субъектов международного права, но и для субъектов внутригосударственного права - государственных органов, юридических лиц и индивидов, участвующих в осуществлении международно-правовых норм.

Взаимозависимость и целостность современного мира требуют, чтобы национальные правовые системы были способны взаимодействовать друг с другом и с правовой системой международного сообщества в целом. Можно говорить о развитии всемирного правового комплекса, который содержит наряду с международным правом национальные правовые системы.

В современном праве имеет место так называемое «встречное движение»:

- международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством;

- и напротив, законы, и иные национальные правовые акты заключают положения о коллективном применении внутригосударственных и международных правил и о приоритетном в коллизионных случаях употреблении международных правил.

Диспозитивные нормы общего международного права располагают полной юридической силой и непреложны для соблюдения. Государство не может отступиться от их соблюдения или нарушить их в одностороннем порядке, в том числе и путем издания противоречащего им закона.

В российской доктрине явно недостаточно проработан вопрос о том, какие именно условия разрешают вполне

4 Яковлева С.М. / Конституционное право России Яковлева С.М. -М., 2007. - С. 205..

5 Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской

Федерации. - М., 2008. С. 82.

правомерно полагать, что та или иная международноправовая норма является общепризнанной.

Ситуация усугубляется тем, что общепризнанные нормы неравномерны по своему составу. Особое место среди них занимают императивные нормы международного права. Если такая категория, как общепризнанные нормы международного права, выдается лишь на доктринальном уровне и доктринально же толкуется, то императивные нормы имеют четко закрепленный законный статус, который обозначен в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

В отечественной правовой науке в этом отношении речь ведется главным образом лишь об особой разновидности императивных норм - основных принципах международного права. Казалось бы, в данном случае возможно простое последовательное построение. Раз международные договоры России имеют приоритет употребления перед ее законами, то таким приоритетом тем более должны пользоваться главные принципы, которые в иерархии норм международного права занимают высшую ступень, находясь над всеми другими его нормами (следовательно, и над всеми международными договорами). Но это лишь логическое построение, нормативно, на настоящий момент, оно никак не закреплено.

Таким образом, относительно первой тенденции в универсализации источников конституционного права России, можно сделать общий вывод о том, что в настоящее время сложилась ситуация, когда международные общепринятые принципы и нормы, а также международные договора Российской Федерации фактически включены в систему конституционного законодательства. В то же время, вопрос о характере соотношения универсальных принципов и норм, заложенных в международном праве, и принципов национального законодательства остается открытым, так как Конституция России, прямо не определяет их юридическую силу, одновременно фактически признавая приоритет международного права над национальным. Исходя из этого, можно предположить, что процесс рецепции универсальных правовых принципов и норм для национального конституционного законодательства еще не завершен, несмотря на то, что значительная часть этих принципов прямо закреплена в Конституции.

Перейдем ко второй тенденции в универсализации конституционного права России. Как уже отмечалось выше, основа этого процесса - унификация национального законодательства. Указанная тенденция имеет свою историю, которая начинается одновременно с принятием Конституции. Обоснуем эту посылку.

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации повлекло за собой качественное видоизменение системы отечественного

законодательства. Оно обнаружилось в обновлении ценностных ориентиров общественного и государственно-правового развития, развитии новых источников законодательства, содержательном освежении нормативных указаний, изменении структуры законодательства, развитии законодательства субъектов Российской Федерации.

Происходящие в российском законодательстве модификации актуализировали вопрос о выковывании внутренне согласованной национальной системы права, основу которой составляет конституционное

законодательство. Фактически, уже здесь можно говорить об универсализации норм конституционного права Российской Федерации, на основе централизации и унификации конституционного законодательства.

Можно отметить, что в развитии постсоветского конституционного законодательства России наблюдается три этапа, каждый из которых наполнен определённой спецификой6:

1) «десоветизации и становления демократических основ конституционного законодательства новой России 1989-1993 гг.;

2) отражения «парада суверенитетов» как крайнего проявления центробежных тенденций в развитии российского государства 1993-2000 гг.;

3) централизации и унификации конституционного законодательства в первом десятилетии XXI века».

На современном этапе своего развития, российское конституционное законодательство выступает как сложившееся явление, обладающее особой правовой природой и сообразно определённой совокупностью черт:

- ведущее отраслевое положение в системе российского законодательства;

- собственная сфера регулирования; тесное сочетание с иными отраслями законодательства (регулирование смежных сфер);

- двухуровневое построение, выражающееся в сосуществовании федерального конституционного законодательства и конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ;

- системность;

- специфика норм;

- своеобразный перечень источников в виде законов.

Круг источников федерального конституционного законодательства России составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, законы, принятые посредством референдума Российской Федерации, текущие федеральные законы (включая федеральные кодексы), международные нормативноправовые акты.

К источникам конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ относятся Конституции и уставы субъектов РФ, законы о поправках к конституциям и уставам субъектов РФ, конституционные законы республик в составе РФ, законы, принятые посредством референдума субъекта РФ, текущие законы субъектов РФ (в том числе кодексы).

Несмотря на единство видов источников конституционного законодательства федерального и регионального уровней, заметен факт относительного многообразия источников конституционного (уставного) законодательства отдельных субъектов РФ.

Многообразие источников конституционного (уставного) законодательства регионального уровня обнаруживается в том, что

- республики в составе РФ имеют Конституции, а другие виды субъектов РФ имеют уставы;

- республики могут иметь и имеют конституционные законы, а у других видов субъектов РФ они отсутствуют;

- крайне редко в субъектах РФ существуют законы, принятые посредством референдума субъекта РФ;

- не во всех субъектах РФ действуют кодифицированные законы конституционного характера;

- не во всех субъектах РФ действуют конституционные или уставные суды.

В рамках конституционного законодательства Федерации и субъектов надо распознавать собственно

6 Аничкин, Е. С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 - начале 21 вв. - Автореф. дисс.д. юр. наук. - Тюмень,2010. - С. 23.

конституционный и «подконституционный»

(формирующий, конкретизирующий) уровни

законодательного регулирования. При этом собственно конституционный уровень выступает в качестве относительно неподвижного элемента конституционного законодательства, в то время как «подконституционный» уровень выделяется определенной динамикой и

мобильностью.

На «подконституционном» уровне располагаются иные источники федерального конституционного

законодательства и конституционного (уставного)

законодательства субъектов РФ, а уровнем ниже, надлежащим образом, - подзаконные нормативные акты конституционного характера.

Между федеральным конституционным

законодательством и конституционным (уставным) законодательством субъектов РФ имеются отличия, которые выявлены в результате понимания особенностей конституционного (уставного)

законодательства субъектов РФ. К числу такого рода особенностей относятся:

1)«сравнительно ограниченная территория действия конституционного (уставного) законодательства субъекта Федерации и порождённые этим различия в круге адресатов федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) производный характер конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ, для которого в качестве правовой основы и ориентира выступают Конституция РФ и иные источники федерального конституционного законодательства;

3) специфика в предмете конституционно (уставно) -правового регулирования социальных отношений на региональном уровне, определенная узостью предметов ведения субъектов РФ;

4) низкий уровень юридической силы источников конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ по отношению к источникам федерального конституционного законодательства (за исключением нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в рамках их остаточной компетенции);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) многообразие содержания конституционного (уставного) законодательства отдельных субъектов Федерации на фоне цельности федерального конституционного законодательства» 7

Наряду с общими чертами конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ, конституционному (уставному) законодательству конкретного субъекта РФ присущи характерные черты, обусловленные, прежде всего, особенностями

содержания норм, регулирующих вопросы остаточного ведения субъекта Федерации.

Незаурядной формой развития российского

конституционного законодательства на современном этапе, является «реорганизация» его

системообразующих звеньев - Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. По своей природе «преобразование» основного закона представляет собой «совокупность фактов значительного изменения смысла его некоторых положений, на основе универсализации норм и принципов права в национальном масштабе»8.

7 Журкин С.М. Основы конституционного строя Российской Федерации как предел однородности российского конституционного законодательства //Публично - и частноправовое регулирование в России: теоретические и практические проблемы: Мат. научн. конф. / Под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. С. 91 - 95

8 Аничкин Е.С. Конституционное законодательство РФ и субъектов

РФ: причины несоответствий //Реформа власти в России: состояние, проблемы, перспективы: Мат. науч. - практ. сем. /Под ред. С.В. Землюкова. Барнаул, 2001. С. 133 - 135

Указанное «преобразование» исполняется

посредством особых юридико-технических приёмов, представляющих собой инструментарий не текстуальной трансформации основного закона.

К числу таких приёмов могут быть отнесены9:

- ограничение первоначального смысла нормы;

- увеличение первоначального смыслового объёма нормы; искривление подлинного смысла нормы (например, путём модификации характера её предписаний);

- фактическое ограничение нормы в результате раскрытия скрытого в ней смысла;

- заполнение пробела в основном законе и, как следствие этого, фактическое образование новых конституционных норм, введение новейших правовых понятий;

- «возмещение» конституционной нормы путём насыщения конкретным содержанием абстрактных понятий и юридических конструкций;

- нейтрализация нормы основного закона в результате вытеснения её преобразованной нормой или вследствие долговременного отсутствия практики её реализации.

В целях недопущения дискредитации действительного смысла конституционной нормы в процессе её «реорганизации» важно, чтобы «реорганизация»

отвечала определённым критериям эффективности, основным из которых является следование в рамках его пределов. К пределам «преобразования» Конституции РФ эксперты полагают возможным отнести следующие:

1) преобразование норм глав 2-9 Конституции РФ не может входить в противоречие с тезисами главы 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя»;

2) изменение конкретной нормы Конституции РФ не должно входить в противоречие с другими её нормами;

3) реорганизация нормы Конституции РФ не может преступать существо, смысловое «ядро» соответствующего конституционного правила;

4) видоизменение Конституции РФ посредством федеральных конституционных законов и федеральных законов не может входить в противоречие с правовыми убеждениями Конституционного Суда РФ.

Главными способами «преобразования» Конституции Российской Федерации, Конституций (уставов) субъектов РФ являются законодательное регулирование, нормативное и казуальное трактовка их норм органами конституционной юстиции.

Исходя из этого, можно предположить, что в качестве средств «преобразования» Конституции РФ выступают международные нормативно-правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления и определения Конституционного Суда РФ, в то время как средствами «преобразования» основных законов регионального уровня выступают текущие законы субъектов РФ, постановления законодательных органов субъектов РФ о толковании Конституции (устава), постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Процессы модификации российской Конституции сформировались в нескольких подотраслях (институтах) конституционного законодательства, к числу которых относятся:

- «основные права и свободы человека и гражданина;

- федеративное устройство;

- основы организации и функционирования высших федеральных органов государственной власти;

9 Некоторые конституционные проблемы современного российского федерализма //Россия после выборов: перспективы экономического и политического развития: Мат. науч.-практ. конф. /под ред. Ю.Г. Чернышова. - Барнаул, 2008. - С. 209.

- основы организации, функционирования и прекращения деятельности высших органов государственной власти субъектов РФ;

- основы местного самоуправления;

- законотворческие процедуры и нормативные правовые акты»10.

В целом, характер этих преобразовательных курсов можно с полным основанием сопоставить с процессом универсализации конституционных основ российского государства.

В рамках этих областей сложилось несколько главных тенденций «преобразования» федеральной Конституции. Приспособление Конституции РФ к современным

реалиям, совершается в направлении усиления федеративного государства с синхронным ослаблением субъектов Федерации, увеличения полномочий Президента РФ и иных высших органов государственной власти России, огосударствления местного самоуправления, корректировки действующего

нормативно-правового массива и его отдельных

элементов.

В свою очередь, упомянутые тенденции «преобразования» Конституции РФ символизируют и

курсы развития российского конституционного законодательства в целом.

Процесс «реформы» основных законов регионального уровня сопровождается некоторыми особенностями, отличающими его от видоизменения Конституции РФ.

Соответственно, «преобразование» федеральной Конституции и «преобразование» Конституций (уставов) субъектов РФ выступают в качестве сравнительно автономных друг от друга явлений. Они отличаются, в определённой мере, по средствам, причинам, пределам, областям и следствиям «преобразования».

Кроме того, конституционная практика позволяет вести речь о том, что трансформации Конституций (уставов) субъектов РФ менее распространены, чем модификация Конституции РФ, поскольку учредительные акты регионального уровня в основном претерпевают видоизменения в форме поправок, нередко определенных трансформациями федерального законодательства.

Изменения Конституции РФ, особенно в части корректировки ряда тезисов, составляющих основы конституционного строя страны, свидетельствует о её фактической неустойчивости. Можно в этом плане согласиться с В.Д. Зорькиным, который утверждает, что «основной закон России испытывает динамичное развитие, которое происходит в текстуальной и в нетекстуальной формах»11.

Видами нетекстуального развития федеральной Конституции являются «реформирование» и «преобразование», а видами текстуального развития -поправки и предполагаемый пересмотр Основного закона. Вместе с тем, это утверждение справедливо для большинства, но не для всех норм Конституции РФ,

10 Лазарев Л.В. Причины неоднородности конституционного (уставного) законодательства субъектов Российской Федерации //Правовые проблемы укрепления российской государственности Часть 14. / Под ред. В.Ф. Воловича. Изд-во Томского ун-та. 2008.- С. 23151 - 239

11 Меры преодоления противоречий между нормами федерального конституционного законодательства и нормами конституционного (уставного) законодательства субъектов Российской Федерации //Конституция и правовая реформа в России: межвузовский сборник научных статей /под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - С. 145 - 152

поскольку развитие некоторых из них до настоящего времени отсутствует.

Остальные нормы Конституции РФ развиваются неравномерно:

- одни осуществятся адекватно их первоначальному смыслу;

- вторые при исполнении нарушаются;

- третьи «преобразуются»;

- четвёртые претерпевают поправки;

- пятые в разное время могут ощущать несколько вариантов развития.

Специалисты отмечают, что Конституция РФ нуждается в оптимизации, по целому ряду оснований, которое в исключительных случаях может совершаться в виде поправок. Однако важно, чтобы поправки отвечали предопределённым требованиям, и по возможности опирались на факты позитивного «преобразования» основного закона.

Основным условием улучшения российского законодательства является действенность

конституционного законодательства. Действенность проявляется в различных критериях, различающихся в зависимости от структурных элементов конституционного законодательства. В связи с этим важное значение имеет раскрытие и систематизация критериев эффективности норм конституционного законодательства, отдельных источников конституционного законодательства и конституционного законодательства в целом.

В настоящее время рост результативности конституционного законодательства наиболее востребован по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. В качестве способов увеличения результативности

конституционного законодательства разумны:

1) «оптимизация процедуры согласования федеральных законов, принимаемых по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов;

2) расширение практики употребления консолидированной законодательной инициативы субъектов РФ;

3) сокращение в законах субъектов РФ норм, дублирующих нормы федеральных законов;

4) введение правила о приостановлении действия нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в порядке опережающего правового регулирования на период приведения их в соответствие с принятым федеральным законом;

5) активизация создания при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ специальных экспертных советов;

6) внедрение механизма согласования проекта Конституции (устава) субъекта РФ и проектов законов о поправках к Конституции (уставу) субъекта РФ с Центром мониторинга права при Совете Федерации Федерального Собрания РФ;

7) скорейшее принятие ряда федеральных законов».

Современный этап развития отечественного

конституционного законодательства во многом отличается от предшествующих этапов развития, поскольку его основными чертами признаны:

1) универсализация, обусловленная повсеместной ликвидацией противоречий норм законодательства субъектов РФ нормам федерального законодательства;

2) изменение соотношения законодательных полномочий Федерации и субъектов РФ по предметам совместного ведения в сторону увеличения в данной сфере федерального законодательного регулирования;

3) сокращение перечня предметов остаточного ведения субъектов РФ и объёма их регулирования;

4) прекращение договорного регулирования отношений между Российской Федерацией и её субъектами;

5) изменение содержания, обусловленное увеличением централизации общественно-политической и экономической жизни (например, видоизменение порядка замещения должности главы исполнительной власти субъекта РФ).

В большинстве своём указанные особенности конституционного законодательства (кроме

универсализации и унификации) доказывают усиление центростремительных тенденций в развитии России как федеративного государства.

Вследствие этого конституционное законодательство в данное время развивается директивно: законодательная политика складывается во многом на федеральном уровне, а конституционное (уставное), законодательство субъектов РФ вынуждено воспринимать инициированное «сверху» реформирование. И без того небольшая самостоятельность конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ по отношению к федеральному конституционному законодательству теряется в ещё большей степени.

Несмотря на уникальность каждого из этапов развития конституционного законодательства, имеются и их общие черты, в частности отражение общественной жизни, то есть тех политических, социально-экономических и духовных процессов, которые сопровождают развитие российского государства на рубеже ХХ-ХХ! веков, а именно:

- принципиальное отличие от конституционного законодательства предшествующего периода;

- цикличность развития, в частности, соперничество центробежных и центростремительных тенденций в процессе его развития.

Таким образом, можно подчеркнуть, что наиболее рельефно трансформация Конституции РФ прослеживается в некоторых подотраслях (институтах) конституционного законодательства. В качестве таковых можно выделить

1) основные права и свободы человека и гражданина;

2) разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

3) конституционно-правовой статус автономных округов;

4) основы функционирования высших федеральных органов государственной власти;

5) основы организации высших органов государственной власти субъектов РФ;

6) основы местного самоуправления.

В рамках этих подотраслей (институтов) современное конституционное законодательство объективно сформировало несколько направлений

«преобразования» российской Конституции. Её приспособление к современным реалиям совершается в направлениях усиления «совокупного» государства с синхронным ослаблением субъектов Российской Федерации, усиления асимметрии Российской Федерации, расширения полномочий Президента РФ и иных высших органов государственной власти России, огосударствления местного самоуправления.

Действенность трансформации конституционного законодательства обнаруживается в установленных критериях, которые разумно распознавать в зависимости от его структурных элементов. В связи с этим можно выделить критерии действенности норм конституционного законодательства, источника конституционного законодательства и конституционного законодательства в целом. В качестве мер выявления результативности норм конституционного

законодательства можно рассматривать такие показатели, как:

- непротиворечие норм конституционного законодательства общепризнанным воззрениям и нормам международного права и международным договорам с участием Российской Федерации;

- конституционность норм текущего законодательства;

- отсутствие противоречий норм конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ нормам федерального конституционного законодательства, регулирующим предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Федерации и её субъектов;

- адекватность осмысления и истолкования норм конституционного законодательства;

- полнота и логичность употребления норм конституционного законодательства;

- продолжительное смысловое постоянство норм конституционного законодательства;

- ясность и однозначность употребляемого категориальнопонятийного аппарата.

Критериями результативности источника конституционного законодательства можно признать:

- эффективность правового обеспечения осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стабильность, то есть длительность действия начальной редакции закона; низкие количественные показатели правоприменительных актов, входящих в противоречие с нормами закона;

- отсутствие актов прокурорского реагирования с требованиями отмены закона либо внесения в него изменений и дополнений, случаев оспаривания закона в суде, фактов признания отдельных норм закона неконституционными;

- завершённость регулирования надлежащих общественных отношений, в том числе посредством своевременного развития и конкретизации положений закона в подзаконных нормативных актах;

- соответствие закону принятых для его реализации подзаконных нормативных правовых актов;

- достижение цели (целей) принятия соответствующего закона;

- беспробельность законодательного регулирования

определённых общественных отношений.

К числу общих критериев эффективности конституционного законодательства Российской

Федерации можно также отнести единство, следование иерархичности, сбалансированность соотношения федерального конституционного законодательства и конституционного (уставного) законодательства

субъектов РФ в сфере совместного ведения Федерации и её субъектов, полнота, снабжение приоритетов государственной политики, действенная

конституционализация.

Для оценки действенности конституционного законодательства надлежит учесть систему разноуровневых мер эффективности и ориентироваться на них в процессе развития и осуществления конституционного законодательства.

В целом, можно резюмировать, что наличие Конституции у государства - одно из важнейших универсальных явлений современного права. При анализе современного конституционного

законодательства, можно прийти к выводу о том, что общие черты, содержащиеся в них, хотя и не являются обязательными для каждой конкретной Конституции, тем не менее, явственно свидетельствуют о процессах универсализации и унификации современного конституционного законодательства, основное выражение которого - наличие Конституции как таковой.

В современном мире, когда происходят мощные интеграционные процессы, ни один регион, ни одна страна, ни один народ не могут нормально развиваться, если они изолированы от мирового сообщества.

Все более очевидным становится факт, что жизненно важные для человечества проблемы успешно решаются лишь усилиями всех стран и народов.

Успешное правовое регулирование

внутригосударственных отношений в настоящее время

становится все в большей мере зависимым от согласованности норм национального конституционного права с универсальными принципами, заложенными в праве международном, что, в свою очередь, также диктуется целым рядом глобальных факторов1 :

- осознанием приоритетности общечеловеческих ценностей, уважением прав человека и основных свобод, необходимостью поддержания международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии;

- интернационализацией производства, науки и обмена техникой;

- задачей сохранения окружающей среды;

- культурным сотрудничеством;

- задачей выживания человеческой цивилизации.

В различных современных конституциях, вопросы о признании универсальных норм и принципов права в качестве составляющей внутригосударственного конституционного законодательства, решаются по разному.

В одной группе Конституций закрепляется приоритет международного права над национальным, в другой устанавливается равное положение норм международного договора и национального права, в третьей сохраняется приоритет национального законодательства над международным, однако закрепляются механизмы рецепции универсальных принципов и норм.

Таким образом, несмотря на всю разность подходов, можно увидеть тенденцию все большего проникновения универсальных принципов и норм в национальные правовые системы. Наиболее яркое отражение того процесса - наличие и развитие Конституций, как таковых, а также факт закрепления в большинстве современных конституций принципов демократизма, как одной из главных современных правовых и социальных универсалий.

Список литературы:

1. Аничкин, Е. С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 - начале 21 вв. - Автореф. дисс.д. юр. наук. - Тюмень,2010. - С. 23.

2. Аничкин Е.С. Конституционное законодательство РФ и субъектов РФ: причины несоответствий //Реформа власти в России: состояние, проблемы, перспективы: Мат. науч. -практ. сем. /Под ред. С.В. Землюкова. Барнаул, 2001. С. 133 - 135

3. Вохмянин Д.В. Роль международных правовых актов в универсализации норм конституционного права.//Пробелы в Российском законодательстве. 2012. №6 С.55-59

4. Даниленко Г. Международная защита прав человека. Вводный курс. - М.: Право, 1998. -С. 87-88

5. Журкин С.М. Основы конституционного строя Российской

Федерации как предел однородности российского

конституционного законодательства //Публично - и частноправовое регулирование в России: теоретические и практические проблемы: Мат. научн. конф. / Под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. С. 91 - 95

6. Лазарев Л.В. Причины неоднородности конституционного

(уставного) законодательства субъектов Российской

Федерации //Правовые проблемы укрепления российской государственности Часть 14. / Под ред. В.Ф. Воловича. Изд-во Томского ун-та. 2008.- С. 235 - 239

7. Меры преодоления противоречий между нормами федерального конституционного законодательства и нормами конституционного (уставного) законодательства

12 Даниленко Г. Международная защита прав человека. Вводный курс. - М.: Право, 1998. -С. 87-88

субъектов Российской Федерации //Конституция и правовая реформа в России: межвузовский сборник научных статей /под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - С. 145 - 152

8. Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 2008. С. 82.

9. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. -М., 2006.

10. Некоторые конституционные проблемы современного российского федерализма //Россия после выборов: перспективы экономического и политического развития: Мат. науч.-практ. конф. /под ред. Ю.Г. Чернышова. -Барнаул, 2008. - С. 209.

11. Широбоков С.А. Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации. Монография. Пермь. 2011. С.9

12. Яковлева С.М. / Конституционное право России Яковлева С.М. - М., 2007. - С. 205.

Reference list:

1. Anichkin, Е. С "Transformation" of the Constitution of the Russian Federation and development of the constitutional legislation in the end of 20 - the beginning 21 centuries -Avtoref. diss.d. jr. Sciences. - Tyumen, 2010. - With. 23.

2. Anichkin E.S.constitutional the legislation of the Russian Federation and subjects of the Russian Federation: the reasons of discrepancies//power Reform in Russia: a condition, problems, prospects: the Floor-mat. scientifically - practical. This./under the editorship of S.V.Zemljukova. Barnaul, 2001. With. 133 - 135

3. Vokhmyanin D.V.role of the international legal acts in универсализации norms constitutional права^/Blanks in the Russian legislation. 2012. №6 S.55-59

4. Danilenko G.Mezhdunarodnaja protection of human rights. An introduction course. - М: the Right, 1998.-With. 87-88

5. Shurkin S.M.bas of the constitutional system of the Russian Federation as a limit of uniformity of the Russian constitutional legislation//Publicly - and private-law regulation in Russia: theoretical and practical problems: the Floor-mat. scientifically. conference. / under the editorship of V.J.Muzjukina, V.V. Sorokin. Barnaul: Publishing house Alt. Un y, 2003. With. 91 -95

6. Lasarev L.V.reason of heterogeneity of the constitutional (authorised) legislation of subjects of the Russian Federation//Legal problems of strengthening of the Russian statehood the Part 14. / Under the editorship of V.F.Volovicha. Publishing house Tomsk un y. 2008. - With. 235 - 239

7. Measures of overcoming of contradictions between norms of the federal constitutional legislation and norms of the constitutional (authorised) legislation of subjects of the Russian Federation//the Constitution and legal reform in Russia: the interuniversity collection of scientific articles/under the editorship of V.J.Muzjukina, V.V. Sorokin. Barnaul: Publishing house Alt. Un y, 2009. - With. 145 - 152

8. Sadovnikova G. D. The comment to the Constitution of the Russian Federation. - М, 2008. With. 82.

9. Tikhomirov J.A.Kurs of comparative jurisprudence. - М, 2006.

10. Some constitutional problems of modern Russian federalism//Russia after elections: prospects of economic and political development: the Floor-mat. nauch.-prakt. конф./under the editorship of JU.G.Tchernyshov. - Barnaul, 2008. - With. 209.

11. Shirobokov S.A.konstitutsionno aspects of participation of citizens in a state administrative office in the Russian Federation. The monography. Perm. 2011. С.9

12. Jakovleva S.M. / the Constitutional law of Russia of Jakovleva S.M. - М, 2007. - With. 205.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Д.В. Вохмянина «Наличие Конституций как универсальное явление в государственном праве».

В представленной на рецензию статье обозначается и исследуется актуальная проблема, связанная с тем, что в настоящее время наличие Конституции у государства - одно из важнейших универсальных явлений современного государственного права. Именно по этой причине Конституция является основным объектом или предметом исследования государственного права. Автор предпринимает попытку показать, что существует определенная тенденцию все большего проникновения универсальных конституционных принципов и норм в национальные правовые системы.

Целью данного исследования, очевидно является акцентировать внимание на то, что наличие и развитие Конституций, как нормативно-правовых актов, является одной из главных современных правовых и социальных универсалий.

Обозначенная тема охватывает большой круг проблемных вопросов, а проведенное исследование достаточно убедительно дает ответ, на что необходимо обратить внимание в первую очередь, чтобы достичь желаемого результата с точки зрения использования Конституции как универсального документа в государственном праве.

Так же практическая и научная значимость данной работы определяется тем, что сформулирован вывод о том, что результативное правовое регулирование

внутригосударственных отношений в настоящее время становится все в большей мере зависимым от согласованности норм национального конституционного права с универсальными принципами, заложенными в международном праве. Что в свою очередь может рассматриваться как повод для конституционного моделирования (или реформирования) в большинстве современных государств.

Статья написана грамотным научным юридическим языком, используются современные доктринальные источники ведущих специалистов в отрасли конституционного права. Логика изложенного материала позволяет установить правильность предложенной конструкции структуры научной работы. Автор грамотно применяет научные категории, предложенные учеными еще в предшествующие годы, при этом выделяет современное видение в новом контексте «конституционных универсалий».

В качестве замечания можно было бы обратить внимание автора на широкое толкование предложенной темы, что требует дополнительного социологического и правового материала.

Статья Вохмянина Д.В. «Наличие Конституций как универсальное явление в государственном праве» может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Бизнес в законе».

Профессор кафедры международного европейского права Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук, доцент

С.А. Широбоков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.