Научная статья на тему 'Нагрузка на окружающую среду Архангельской области при функционировании транспорта'

Нагрузка на окружающую среду Архангельской области при функционировании транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
272
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВЛИЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Коробов Владимир Борисович, Долгощёлова Мария Ивановна

В статье представлены факторы и их показатели, влияющие на экологическое состояние окружающей среды Архангельской области с учетом функционирования транспортной инфраструктуры. Оценена экологическая нагрузка на окружающую среду, выделены зоны экологической нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Коробов Владимир Борисович, Долгощёлова Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental Load ofthe Arkhangelsk Region under Transport Functioning

The article describes factors affecting the environment of the Arkhangelsk region taking into consideration transport infrastructure. Environmental load has been estimated; areas of environmental load have been singled out.

Текст научной работы на тему «Нагрузка на окружающую среду Архангельской области при функционировании транспорта»

УДК [574(470.11)+629.3](045)

КОРОБОВ Владимир Борисович, доктор географических наук, врио директора СевероЗападного отделения учреждения Российской академии наук Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН. Автор 3 монографий и более 130 научных публикаций

ДОЛГОЩЁЛОВА Мария Ивановна,

аспирантка кафедры географии и геоэкологии института естественных наук и биомедицины Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций

НАГРУЗКА НА ОКРУЖАюЩУю СРЕДУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТРАНСПОРТА

В статье представлены факторы и их показатели, влияющие на экологическое состояние окружающей среды Архангельской области с учетом функционирования транспортной инфраструктуры. Оценена экологическая нагрузка на окружающую среду, выделены зоны экологической нагрузки.

Ключевые слова: Архангельская область, транспортная инфраструктура, влияющие факторы, экологическая нагрузка.

Введение. Типы и масштабы возможных нагрузок на природную среду, как правило, рассчитываются с учетом специфики взаимодействия естественных и антропогенных факторов. Выделение влияющих факторов является важной задачей в исследовании природных и природно-социальных объектов [1, 2]. Познание особенностей и закономерностей воздействия факторов позволит прогнозировать в будущем состояние окружающей среды, а также оценить экологическое состояние территории в настоящее время.

Несомненная зависимость строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры от ряда географических, климатических, экономических и орографических условий позволяет говорить об их влиянии на экологическую обстановку окружающей сре-

© Коробов В.Б., Долгощёлова М.И., 2012

ды [3]. Выделение наиболее значимых характеристик в качестве факторов основывается на том, что ни все инженерные объекты, природные процессы и явления имеют равную важность при эксплуатации и возведении объектов транспортной инфраструктуры.

Материалы и методика. В ходе экологогеографической характеристики Архангельской области, при функционировании объектов транспортной инфраструктуры нами выделены и обоснованы климатические, гидрологические геолого-геоморфологические, экологические и социально-экономические факторы, влияющие на экологическую нагрузку данной территории (см. таблицу).

Экологическая нагрузка на окружающую среду Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа (НАО),

ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ

ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Факторы Показатели

Климатические

Термический режим Средний абсолютный максимум и абсолютный минимум температуры воздуха, 0С

Атмосферные осадки Среднегодовое количество осадков, мм

Ветровой режим Средняя годовая скорость ветра, м/с

Туманы Число дней с туманом

Опасные гидрометеорологические явления (ОГЯ) Среднее число дней с ОГЯ в году

Гидрологические

Плотность речной сети Длина речной сети с учетом ранга к площади территории (1/км)

Переход через водотоки Число пересекаемых водотоков

Плотность озер Количество озер к площади территории

Заболоченность территорий Площадь болот к площади территории

Наличие ледяного покрова Количество дней без ледяного покрова

Устойчивость морских берегов Типы берегов

Геолого-геоморфологические

Рельеф местности Абсолютная высота (м)

Сейсмичность Балл

Экзогенные процесс (ЭП) Количество зон, выраженных ЭП с учетом устойчивости геологической среды к антропогенному воздействию

Почвы Типы почв

Многолетнемерзлые породы (ММП) Характер распределения ММП с учетом их температуры и занимаемой площади

Экологические

Биопродуктивность Биопродуктивность ландшафтов и запас фитомассы (т/га)

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Площадь ООПТ, с учетом их ограничений на хозяйственную деятельность

Уровень загрязнения Потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА)

Социально-экономические

Численность населения Численность населения с учетом площади территории

Система расселения Количество населенных пунктов, на 100 м2 площади территории

Транспортные узлы Наличие транспортных узлов

Плотность дорожной сети Длина дорог с учетом их категории к площади территории (км)

Трубопроводные трассы Длина трубопровода с учетом диаметра к площади территории

Железнодорожные магистрали Длина железнодорожной магистрали с учетом вида тяги к площади территории

Наличие портов Наличие портов

Период навигации Количество дней навигационного периода

Наличие аэродромов Наличие аэродромов с учетом их класса

была рассчитана с помощью методологий экспертных оценок и балльной классификации [4]. По каждому фактору составлялась ранговая таблица. Оценка вклада фактора в конечный результат рассчитывалась при помощи нахождения весового коэффициента при каждом факторе, исходя из условия: чем выше коэффициент, тем значимее фактор. Балльные оценки рассчитывались при помощи цифровых шкал, исходя из принципа «чем выше балл, тем хуже ситуация». Территория области была разбита на 158 ячеек, площадью 4 624 км2 каждая.

Общее выражение ^ для расчета суммарных балльных оценок для каждой ячейки имеет следующий вид:

К П

!1=^ку X к Р

У 1

где 1 = количество ячеек, к. - весовые коэффициенты влияющих факторов, 1 = 1... п - количество факторов в группе, к - весовые коэффициенты групп факторов, у = 1. К - количество групп, р. - балльные оценки.

С помощью суммарных бальных оценок определена степень экологической нагрузки на окружающую среду Архангельской области и НАО (рис. 1). Результирующие оценки разбивались на диапазоны методом естественных групп, расчеты производились в средах Map-Info. Чем выше суммарный балл, тем выше экологическая нагрузка на окружающую среду при эксплуатации объектов транспортного комплекса.

Обсуждение и результаты. Выделено 5 рангов экологической нагрузки окружающей среды: очень высокая, высокая, средняя, низкая, очень низкая (рис. 1):

Очень высокая экологическая нагрузка (5,08-3,75 балла) носит очагово-линейный характер и приурочена к территориям крупных транспортных узлов, таким как гг. Архангельск, Котлас, Онега, Вельск, Коноша и близлежащим зонам, равнинам и низменностям центральной части области (территориям вдоль трассы М8 и железнодорожной магистрали Архангельск-Коноша). На данных территориях сосредоточен основной промышленный потенциал ре-

Рис. 1. Экологическая нагрузка на окружающую среду Архангельской области при функционировании объектов транспортной инфраструктуры

гиона, присутствует развитая транспортная инфраструктура, сконцентрирована наибольшая численность населения.

Весомый вклад в суммарные балльные оценки дал фактор биопродуктивности. Среди групп факторов наравне с экологическими, наивысший балл получили большинство социально-экономических факторов: численности населения, системы расселения, переходов через водотоки, плотности дорожной сети, железнодорожных магистралей.

Высокая экологическая нагрузка (3,75-3,33 балла) характерна для равнин и низменностей к востоку и юго-востоку от Онежской губы, территорий Онежского п-ова и Соловецких о-вов, равнин и низменностей юго-западной части Архангельской области, территорий междуречья р. Вага и р. Северной Двины, верховья р. Вычегда, долины р. Пинега. Большинство из этих территорий относятся к основной зоне расселения, с наибольшей численностью сельских поселений. Здесь находятся крупные города и населенные пункты области, являющиеся также и транспортными узлами (Мезень, Пинега, Карпогоры, Каргополь). Набольший вклад в уровень экологической нагрузки вносит, помимо присутствия большого количества населенных пунктов, развитая сеть автомобильных дорог всех категорий, присутствие железнодорожных магистралей и объектов их инфраструктуры, в дополнении ко всему равнинный рельеф местности и низменности, преобладающие на данной территории способствуют аккумуляции загрязняющих веществ. Точеный характер высокой экологической нагрузки характерен для отдельных крупных городов области и населенных пунктов, таких как г. Мезень, пос. Лешуконское. В НАО к данной зоне относится низменность в районе Хайпудырской губы. Для данных территорий характерны неблагоприятные климатические и геолого-геоморфологические условия, большое количество дней с ОГЯ, наличие сплошного распространения ММП. Сочетание данных факторов с наличием магистральных трубопроводов идущих от нефтяных месторождений

Тораверское, Южно-Хылчуюское, Тобойское, присутствием порта Варандей, специализирующегося на нефтеналивных грузах способствует существенному возрастанию экологической нагрузки.

Средняя экологическая нагрузка (2,993,33 балла) характерна для территорий к юго-востоку от Беломорско-Кулойского плато, юговосточной части Онежского п-ова, верховья р. Пинега до впадения притока Юла, территории к северо-западу от р. Покшеньга, территории о-ва Вайгач, северо-западной части Югорского п-ова, территории в районе Карской губы, территории к востоку и северо-востоку от Печорской губы, района г. Нарьян-Мар.

Территории этой категории, расположенные в Архангельской области характеризуются наличием дорог 4-5 категории, железнодорожных магистралей. Населенные пункты, сконцентрированы вдоль линейно-транспортных сооружений, их число повышается с приближением к небольшим промышленно-транспортным узлам или районным центрам.

В НАО сложные природные условия сочетаются с присутствием магистральных трубопроводов, транспортирующих нефтепродукты с месторождений Большеземельской тундры. Здесь присутствует большое количество ограничивающих факторов, из которых наибольший вес в суммарные балльные оценки внесли: наличие ММП сплошного и прерывистого распространения, неблагоприятные климатические условия, подверженность территории экзогенным геологическим процессам, в особенность геокриологическим. Также стоит принять во внимание типичные для данной области ландшафты северной и южной тундры, весьма уязвимые к антропогенному воздействию. Все перечисленные выше факторы позволили отнести территорию к зоне со средней экологической нагрузкой.

Низкая экологическая нагрузка (2,99-

2,71 балла) характерна для территорий к юго-западу от Ветряного пояса, территории Беломор-ско-Кулойского плато, равнин и низменностей к западу от Косминского и Четласского Камня,

территорий Конушинского берега в устье р. Мезень, низменности в долине р. Яренга, территорий к востоку от верховья р. Пинега, до впадения р. Выя, возвышенности в междуречье рр. Пинега и Северной Двины, территорий Большеземельской тундры, центральной части Югорского п-ова, северо-восточной части о-ва Колгуев, территорий п-ова Русский заворот.

Территории отличаются практически полным отсутствием транспортной инфраструктуры, немногочисленные поселки сельского типа связывают дороги с грунтовым покрытием 5 категории, в отдаленных местностях, не связанных с основной дорожной сетью действуют аэродромы.

Присутствие преимущественно равнин и низменностей, большого количества озер, особенно в НАО, способствует накоплению загрязняющих веществ. Неблагоприятные климатические условия, выражаются в частых сильных ветрах, наличия ОГЯ. Все указанные выше характеристика территории в качестве факторов внесли наибольший вес в суммарные балльные оценки.

Однако, несмотря на суровые природные условия, немногочисленное присутствие объектов транспортной инфраструктуры в данных зонах на территории Архангельской области, и ее полное отсутствие в зонах на территории НАО позволило отнести территорию к данной градации экологической нагрузки.

Очень низкая экологическая нагрузка (2,16—

2,71 балла) характерна для п-ова Канин, всей

южной и северо-западной части о-ва Колгуев, территории Малоземельской тундры, включая Тиманский берег, территории к юго-востоку от Тиманского кряжа, междуречье Ома и Вижас, района Четласского Камня, территории Ветреного пояса, территории Абрамовского берега.

Для всех территорий характерно отсутствие транспортной инфраструктуры, малонаселенность, отдаленность от основных путей сообщения и промышленных зон. Районы, отнесенные к данной градации в НАО, отличаются сложными климатическими условиями, которые выражаются в критических показателях ветрового режима, частом возникновении ОГЯ. Однако полное отсутствие транспортной инфраструктуры, и отсутствие прямого антропогенного воздействия на окружающую среду позволило отнести данные территории к зоне с очень низкой экологической нагрузкой.

Выводы. Экологическая нагрузка на природную среду в центральной части Архангельской области носит линейно-очаговый характер. Площадной характер она принимает на северо-востоке области, территориях Малозе-мельской и Большеземельской тундры. Это обусловлено сочетанием различных природных условий и наличием транспортных объектов. В пространственном отношении наиболее высокая экологическая нагрузка наблюдается в южной и центральной части Архангельской области, наименьшая - характерна для северных территорий Малоземельской тундры и п-ова Канин.

Список литературы:

1. Губайдуллин М.Г. Геоэкологические условия освоения минерально-сырьевых ресурсов Европейского Севера России. Архангельск, 2002.

2. Коробов В.Б., Тутыгин А.Г. Классификационные методы решения эколого-экономических задач: моногр. Архангельск, 2010.

3. Коробов В.Б., Долгощелова М.И. Классификация факторов, влияющих на размещение и функционирование транспортной инфраструктуры в Архангельской области // Теория и практика современной науки. материалы IV международной научно-практической конференции М., 2011.

4. Коробов В.Б. Экспертные методы в географии и геоэкологии. Архангельск, 2008.

Korobov Vladimir Borisovich

Northwestern Branch of P.P. Shirshov Institute of Oceanology

of the Russian Academy of Sciences

Dolgoshcholova Maria Ivanovna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov,

Institute of Natural Sciences and Biomedicine

ENVIRONMENTAL LOAD OF THE ARKHANGELSK REGION UNDER TRANSPORT

FUNCTIONING

The article describes factors affecting the environment of the Arkhangelsk region taking into consideration transport infrastructure. Environmental load has been estimated; areas of environmental load have been singled out.

Key words: Arkhangelsk region, transport infrastructure, influencing factors, environmental load.

Контактная информация: Коробов Владимир Борисович е-mail: korobov@atknet.ru Долгощёлова Мария Ивановна e-mail: Asolie@mail.ru

Рецензент - Скрипченко В.А., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита Архангельского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.