Научная статья на тему 'Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности'

Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1113
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНОСТЬ / EVENTFULNESS / СОБЫТИЙНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / EVENTFULNESS OF THINKING / СИТУАЦИИ / SITUATIONS / ТРАНСФОРМАЦИИ / TRANSFORMATIONS / СОБЫТИЯ / EVENTS / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALIZATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович

Проведен обзор подходов, ориентированных на реализацию ментальных ресурсов субъекта. Представлено обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве метакогнитивного средства решения коммуникативных проблемных ситуаций. Обосновано использование метакогнитивных стратегий в контексте обнаружения надситуативной проблемности в решаемой проблемной ситуации. Описаны стадии реализации ментального ресурса субъекта. Показано, что в процедуре функционирования событийности особую роль играет механизм самопомощи, означающий нахождение в собственном опыте внутренней опоры, которая помогает совладать с возникающими затруднениями. На основании обобщения теоретических и эмпирических данных в качестве параметров поля позитивного функционирования события выделены субъективность, позитивность, ресурсность и конструктивность измерения, а также наполненность смыслами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supra-Situational Thinking as a Personality Cognitive Resource

A review of ways to realize personal mental resources is given. Situational and supra-situational thinking is validated as a meta-cognitive means of solving problem communication situations. The use of metacognitive strategies in case of supra-situational problem character of a problematic situation is explained. Stages of realization of a person's mental resource are described. Self-help, that means intrinsic support resulting from personal experience and helps coping with arising difficulties, plays a special role in eventfulness mechanism. Generalizing theoretical and empirical data as parameters of the sphere of positive event functioning, subjectiveness, positiveness, potential, constructiveness of measurement. and meaning fullness are emphasized.

Текст научной работы на тему «Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности»



Серия «Психология»

И З В Е С Т И Я

2017. Т. 22. С. 3-9

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_psy.isu.ru/ru/index.html

УДК 159.9

Надситуативное мышление как когнитивный ресурс

личности

М. М. Кашапов

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль

Аннотация. Проведен обзор подходов, ориентированных на реализацию ментальных ресурсов субъекта. Представлено обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве метакогнитивного средства решения коммуникативных проблемных ситуаций. Обосновано использование метакогнитивных стратегий в контексте обнаружения надситуативной проблемности в решаемой проблемной ситуации. Описаны стадии реализации ментального ресурса субъекта. Показано, что в процедуре функционирования событийности особую роль играет механизм самопомощи, означающий нахождение в собственном опыте внутренней опоры, которая помогает совладать с возникающими затруднениями. На основании обобщения теоретических и эмпирических данных в качестве параметров поля позитивного функционирования события выделены субъективность, позитивность, ресурсность и конструктивность измерения, а также наполненность смыслами.

Ключевые слова: событийность, событийность мышления, ситуации, трансформации, события, профессионализация, социализация.

Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности характеризуется умственными способностями, необходимыми для выполнения различных действий по преобразованию познаваемой проблемной ситуации. Субъект выходит за пределы сложившихся представлений, обстоятельств, осознает и активно изменяет, преобразует их в соответствии с поставленной целью. Реализация надситуативного уровня позволяет окинуть общим взглядом события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях ситуации.

Надситуативный уровень обнаружения проблемности дает возможность устанавливать противоречие, которое может воплощаться не только в прямом противоборстве людей, но и в устойчивом, стабильном фоне происходящих событий, вне зависимости от конкретной ситуации мыслях и чувствах ее участников, исполненных эмоциональной напряженностью. Реализация этого уровня обнаружения проблемности придает определенный (новый) смысл профессиональной деятельности. Происходит более глубокое познание и осознание тех латентных отношений между элементами про-

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-10823а).

блемной ситуации, которые имеют существенное значение для разрешения конфликтной проблемности.

Реализация надситуативного уровня обнаружения проблемности в решаемой ситуации способствует переходу в определении целостности события с узкой точки зрения на более широкую, позволяющую увидеть новые перспективы и возможности. Такой взгляд помогает выявлению совершенства события, которое нередко ранее рассматривалось как отрицательное. Важно, чтобы резонансные выводы, сделанные субъектом посредством осознания и осмысления события, стали компонентами его внутренней жизни.

Успешность решения субъектом проблемных ситуаций с имплицитным и эксплицитным конфликтным содержанием обусловлена наличием надситуативного когнитивного ресурса. Человек, опираясь на данный ресурс, имеет возможность выйти за ситуационно обусловленные границы (временные, пространственные, организационные, профессиональные) на личностный уровень функционирования. Такая резонансная реакция позволяет трансформировать когнитивные константы (ресурсность мышления, событийность мышления) в личностные новообразования (ресурсность личности, событийность личности). Следовательно, появляется новая возможность (креативный потенциал) введения дополнительного измерения (критериального показателя) в когнитивное пространство профессиональной деятельности специалиста.

Одним из видов данного когнитивного измерения, как показал анализ результатов наших эмпирических исследований [3-13], может служить рефлексивная импликация, выполняющая функции выуживания, вычерпывания ресурса в условиях профессионализации. Чем более значимым для человека является событие, тем в большей мере его осмысление связывается с другими событиями. Однако большинство событий, по мнению испытуемых, объективно независимы друг от друга. Событие становится способом создания условий, под влиянием которых максимально повышается вероятность появления индивидуальных личностных характеристик у его участников.

Рефлексивная импликация выражается в осознании отношений в связке «инпут» (посылка, ввод, повод, первопричина, предпосылка) - «следствие» (причина), а «последствие» является вторичным результатом познавательных действий субъекта. Предпосылка - это предварительное условие, «благоприятный фон», на котором развертывается проявление причины. Вектор рефлексии направлен на выявление особенностей функционирования «спускового механизма», роль которого выполняет инпут.

Повод, по мнению А. А. Брудного, является событием, рецепция которого образует пусковой стимул последовательности действий. В отличие от причины (с которой его часто отождествляют) повод не имеет глубинных связей с мотивацией деятельности. Повод эмоционально окрашен, осознан, оказывает ускоряющее влияние на принятие решений [2].

Под событийностью как психологическим механизмом творческого профессионального мышления понимается часть познаваемого и переживаемого субъектом события. Событийность характеризуется насыщенностью

эмоционально окрашенными переживаниями и открытиями, значимыми для конкретной личности. В целом событийность как механизм проявляется в понимании самого себя, а также других людей, их взаимоотношений. Актуализация событийности позволяет прогнозировать межличностные события. Благодаря способности к событийности у личности появляется возможность улавливать сложные отношения и зависимости в социальной и профессиональной сфере жизнедеятельности; возникает промыслительность, позволяющая специалисту работать на опережение, в том числе и на профилактику деструктивных конфликтов в коллективе и в коммуникативной деятельности.

В отличие от событийности в целом, событийность личности определяется насыщенностью событиями в жизни человека, в контексте проживания которых происходят ключевые изменения, имеющие порой судьбоносное значение. Личностные новообразования являются резонансом на переживаемые состояния. Событийность можно рассматривать как характеристику субъекта жизни, благодаря которой у него появляется способность трансформировать ситуационные факторы в условия, влияющие на жизненный путь человека.

К таким факторам можно отнести ситуативные единицы, которые следует рассматривать как имеющие протяжение во времени и пространстве. Ситуационная переменная - это неуправляемая переменная, которая обусловлена не субъективными, а объективными обстоятельствами. Ситуационные факторы играют роль внешней детерминации, а надситуативные определяют характер реагирования на ситуацию и реализуются в готовности к самотрансценденции как способности человека к выходу за пределы наличной ситуации, обеспечивающей ему возможность творческого самоизменения и саморазвития.

Ситуационные факторы являются предиктором и обусловливают вариативность проявления надситуационных факторов, которые детерминируют трансформацию ситуации в событие. Предиктор запускает механизм разрыва смысловых связей, специфика которого заключается в нарушении связей между элементами смысловой сферы, «распаде» прежних ведущих смысловых образований и образовании новых смыслов, позволяющих изменять сегментарную организацию системы личностных смыслов в более интегрированную. Осознание временной перспективы как связи прошлого, настоящего и будущего расширяет границы ситуации и дает возможность прогнозировать возможные варианты развития событий. В качестве предиктора выступает событийность мышления, позволяющая с большим или меньшим основанием предсказывать ресурсность субъекта, актуализация и реализация которой приводит к изменениям других зависимых переменных - резо-нансов.

Событийность мышления характеризуется умением проектировать ситуацию, ориентированную на развитие личности. Конструирование развивающих ситуаций возможно посредством ненавязчивого установления определенных правил, согласованных с остальными параметрами ситуации. Изменяя один элемент ситуации, субъект может управлять течением, дина-

микой сконструированной ситуации в целом. Именно в этом случае ситуация трансформируется в событие.

Событийность мышления является одним из условий формирования ментальных ресурсов личности как потенциала субъекта, реализуемого в рамках диалога. К практическим и познавательным, прежде всего, мыслительным действиям, посредством которых выражается событийность мышления, можно отнести готовность строить конструктивные отношения с партнером по общению; стремление к сотрудничеству в процессе взаимодействия; самоанализ своего поведения в условиях протособытийной ситуации, т. е. такой ситуации, которая предшествует, предопределяет возникновение знакового события.

Событийное мышление проявляется в последовательном выявлении и осмыслении логически вытекающих друг из друга явлений (событий); твердо установленных фактов, относительно легко поддающихся суммированию или квантификации. Примером такого мышления может быть выстраивание анализа события посредством логической цепочки следующих суждений в контексте генезиса конфликтной ситуации: причина - повод - конфликт -следствие - последствие. Такой подход позволяет рассматривать жизнь как последовательную цепь причинно-следственных событий.

Становление личности у субъекта происходит в процессе организации своей деятельности. Организация личностью своей активности предполагает, по мнению К. А. Абульхановой, мобилизацию ресурсов в соответствии с мотивацией, результатом и целью деятельности [1, с. 121].

Мобилизация ресурсов наиболее ярко проявляется в стрессовых ситуациях. Стресс с точки зрения психоэкологического подхода, разрабатываемого В. И. Пановым, предстает как результат несоответствия требований среды (профессиональной, учебной, среды обитания и пр.) индивидуальным ресурсам человека, включая его опыт и мотивационно-потребностные установки. При этом на центральное место выходят исследования механизмов регуляции деятельности, которые актуализируются в каждой отдельной ситуации, и их изменение при смене внешних или внутренних условий реализации деятельности (например, при сдвиге от нормативных к напряженным условиям функционирования или при возникновении особых, критических ситуаций) [15, с. 125-126].

Способность к саморазвитию, подчеркивает В. И. Панов, проявляющаяся в стремлении к самоизменению, позитивном преобразовании своей профессиональной деятельности, реализации творческих возможностей, представляет собой творческий ресурс для изменения отношения к конфликту, выстраивания взаимоотношений на новом уровне. Исследовав динамические характеристики педагогического общения и взаимодействия, нам удалось установить тенденцию средней возрастной группы преподавателей со стажем профессиональной деятельности от 7 до 20 лет к совместно-субъектному и субъект-порождающему типам взаимодействия [15, с. 239-240].

Следовательно, основным внутренним источником творческого мышления преподавателя является ресурсность его мышления. Именно ресурс-

ность обеспечивает нахождение и реализацию творческого потенциала профессионала в условиях конструирования события.

В. В. Сериков рассматривает событие как субъективное переживание. Событие - это всегда источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной культурой, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их [16]. С точки зрения психологии событие - жизненное изменение, оцениваемое человеком как значимое для его развития и активно включенное во внутренний мир личности и в межсобытийные связи. Событие - часть целостного биографического процесса, результат предшествующих событий и причина новых.

Обращение к ресурсам происходит, когда возникает трудная ситуация, имеющая следующие признаки: малая прогнозируемость, неподконтрольность, динамичность. Трудной жизненной ситуацией, по мнению Н. Г. Осу-ховой, является такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, благодаря чему он не в состоянии удовлетворять свои потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни [14].

Ресурсность мышления можно рассматривать как способность получения продуктивных и экономичных решений посредством реализации имеющихся у субъекта ресурсов. Благодаря такому мышлению субъект может осмыслить причину резкого расхождения образа ситуации и реального события. Критериями оценки трудной ситуации служат: ожидаемость - непро-гнозируемость; разрешимость - неразрешимость; преодолимость - непреодолимость. А ресурсность личности характеризуется мобилизацией имеющихся возможностей для достижения поставленной цели.

Таким образом, обобщение теоретических и эмпирических данных позволяет к параметрам поля позитивного функционирования события отнести: субъективность, позитивность и конструктивность измерения, наполненность смыслами, а также описать следующую процедуру функционирования событийности:

1. Ментальная активность: событийность измеряется степенью вовлеченности и долей участия.

2. Базовые особенности содеятельности: построение событийной общности педагогов и обучающихся посредством снятия жестких статусно-ролевых предписаний. Следует отметить, что значительная часть педагогов слабо владеет фасилитационной деятельностью.

3. Направленность: включение обучающихся в различные модели действия, обмен способами действия, их взаимная координация, моделирование задаваемых взрослыми образцов организации совместной деятельности, их преобразование и поиск новых способов организации совместной работы.

4. Операционализация: поиск смыслов сопричастности и единства переживания. Благодаря прожитым событиям субъект создает условия для получения нового ментального опыта.

5. Механизм самоотношения: опыт изменения социально-психологического статуса (актуализация самоотношения способствует возникновению ощущения себя в качестве носителя некоторого наличного опыта личностной (субъектной) саморегуляции своей жизнедеятельности).

6. Результативность: самоуверенность, самоинтерес, самопринятие, самоуважение, ожидание позитивного отношения других; установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»).

7. Механизм самопомощи ^е1/-ке1р): означает нахождение в собственном опыте внутренней опоры, помогающей совладать с возникающими затруднениями, ибо бессилие в преодолении помех в межчеловеческой коммуникации и профессиональной деятельности ведет к недоразумениям, застою, разногласиям, стрессу и психосоматическим реакциям.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Личность как субъект деятельности / К. А. Абульханова // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия. - М. : ПерСе, 2007. - 855 с.

2. Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. - М. : Лабиринт, 2005. - 336 с.

3. Кашапов М. М. Творческое педагогическое мышление как психологический ресурс одаренного обучаемого / М. М. Кашапов // Психология и современное российское образование. Москва, 8-12 дек. 2008 г. : материалы 4-го всерос. съезда психологов образования России. - М., 2008. - С. 321-323.

4. Кашапов М. М. Ресурсность творческого мышления в условиях конфликтной ситуации / М. М. Кашапов // Актуальные проблемы психологии, социологии и управления : сб. науч. ст. / под ред. Г. С. Прыгина. - Набережные Челны, 2009. -С. 66-80.

5. Кашапов М. М. Творческое мышление как ресурс конфликтной компетентности профессионала / М. М. Кашапов // Вестн. интегратив. Психологии : журн. для психологов. - 2010. - Вып. 8. - С. 72-73.

6. Кашапов М. М. Творческое мышление профессионала как ресурс совлада-ния / М. М. Кашапов // Психология совладающего поведения : материалы II Меж-дунар. науч.-практ. конф. Кострома, 23-25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома, 2010. - С. 31-36.

7. Кашапов М. М. Событийность мышления как ресурс развития личности / М. М. Кашапов // Психолого-педагогические аспекты жизненного самоопределения личности : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. В. Плаксиной. - Владимир, 2013. - С. 9-30.

8. Кашапов М. М. Событийность мышления как ресурс конструктивной конфликтности личности / М. М. Кашапов // Психология конструктивной конфликтности личности : монография / под ред. А. В. Карпова, М. М. Кашапова. - Ярославль, 2013. - С. 44-63.

9. Кашапов М. М. Событийность мышления как ресурс жизненного самоопределения / М. М. Кашапов // Жизненное самоопределение: ступени роста : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. В. Плаксиной. - Владимир, 2014. - С. 20-31.

10. Кашапов М. М. Метакогнитивные ресурсы преподавателя как субъекта образования / М. М. Кашапов, Ю. В. Пошехонова // Безопасность и развитие личности

в образовании : материалы II всерос. науч.-практ. конф. г. Таганрог, 14-16 мая 2015 г. - Ростов н/Д, 2015. - С. 94-97.

11. Кашапов М. М. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации как средство реализации ментальных ресурсов / М. М. Кашапов // Методология современной психологии. Вып. 6 / под ред. В. В. Козлова, А. В Карпова, В. А. Ма-зилова, В. Ф. Петренко. - М. ; Ярославль, 2016. - С. 71-92.

12. Кашапов М. М. Конфликт как ресурсный предиктор реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова, М. Е. Лоскутова // Социальный мир человека. - Вып. 6 : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». 14-16 апр. 2016 г. / под ред. Н. И. Леонова. - Ижевск, 2016. -С. 285-289.

13. Коточигова Е. В. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога / Е. В. Коточигова, Т. Г. Киселева, М. М. Кашапов // Соц. психология. - 2003. - Вып. 1(5). - С. 39-44.

14. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Обухова. - М. : Академия, 2007. - 288 с.

15. Панов В. И. Экопсихология: Парадигмальный поиск / В. И. Панов. - М.; СПб. : Психол. ин-т РАО : Нестор-История, 2014. - 304 с.

16. Сериков В. В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества / В. В. Сериков // Образование и наука. - 2015. - № 7. - С. 4-23.

Supra-Situational Thinking as a Personality Cognitive Resource

M. M. Kashapov

P. G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl

Abstract. A review of ways to realize personal mental resources is given. Situational and supra-situational thinking is validated as a meta-cognitive means of solving problem communication situations. The use of metacognitive strategies in case of supra-situational problem character of a problematic situation is explained. Stages of realization of a person's mental resource are described. Self-help, that means intrinsic support resulting from personal experience and helps coping with arising difficulties, plays a special role in eventfulness mechanism. Generalizing theoretical and empirical data as parameters of the sphere of positive event functioning, subjectiveness, positiveness, potential, constructive-ness of measurement. and meaning fullness are emphasized.

Keywords: eventfulness, eventfulness of thinking, situations, transformations, events, professionalization, socialization.

Кашапов Мергаляс Мергалимович доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогики и педагогической психологии Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова 150000, г. Ярославль, ул. Советская, 10 e-mail: smk007@bk.ru

Kashapov Mergalyas Mergalimovich Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Pedagogy and Pedagogical Psychology P. G. Demidov Yaroslavl State University 10, Sovetskaya st., Yaroslavl, 150000 e-mail: smk007@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.