О.А. Москвичёва
НАД ЧЕМ СМЕЮТСЯ ДЕТИ...
Вниманию читателей предлагаются размышления о творчестве Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского - ведущих художников слова ХХ века, адресовавших свои произведения детям.
Ключевые слова: комизм характера, комизм положения, языковой комизм.
В реализации дидактических задач, направленных на воспитание и развитие целостного человека, неоспорима роль именно высокого искусства слова. Поэтому предлагаю вниманию читателей размышления о творчестве художников слова, которое имеет уже свои корни в опыте чтения не одного поколения. Рассмотрим проблему, вынесенную в заглавие, на произведениях Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского - едущих художников XX века, адресовавших свои произведения детям. Их рассказы составляли и представляют сегодня классическое совершенство в утверждении идеалов добра через раскрытие юмористического в жизни. Это направление в отечественной литературе для детей в XX веке было одним из наиболее продуктивных и в теории эстетики, и в собственно литературном процессе. Вспомним, например, писателей: М.М. Зощенко, раннего В.К. Железникова, В. Медведева; поэтов: Сашу Черного, С.В. Михалкова, Р.С. Сефа, И.П. Токмакову, В.А Берестова... Жизнеутверждающий юмор - характерная эстетическая особенность литературы, адресованной читателям старшего преддошкольного и младшего школьного возраста. Н.Н. Носов и В.Ю. Драгунский - из числа художников слова, чьи произведения составляют золотой фонд и сегодня ценной литературы для детей.
Веселые рассказы, повести, сказки Н.Н Носова становятся любимыми с момента первой встречи с ними. Назову для примера широко известные рассказы: «Мишкина каша», «Огурцы», «Фантазеры», «Затейники» и, конечно, сказочная трилогия про Незнайку...
В.Ю. Драгунский больше всего стал известен как автор «Денискиных рассказов». В них талантливо, обаятельно и весело автор ведет повествование о жизни мальчишек Дениски и его друге Мишки. Рассматривая особенности юмора в рассказах названных авторов обратим внимание на комизм характера, комизм положений и языковой комизм.
Н.Н. Носов любит своих героев и раскрывает образы живого, жизнерадостного ребенка. Эту мысль не случайно и обоснованно акцентирует Станислав Борисович Рассадин в своей книге «Николай Носов»: «Носов с самого начала стал сторонником «юмора характера» - юмора, идущего от жизни, от полноты ее восприятия. Уже в одном из самых ранних - и лучших своих рассказов, в «Мишкиной каше», он создал смешной и удивительно полнокровный характер ребенка. Характер того самого Мишки, которому суждено было стать героем целого цикла рассказов и одним из известнейших персонажей нашей детской литературы» (1, 9) Характер Дениски Кораблева у В.Ю. Драгунского такой же, как и у большинства его сверстников: он любознателен и любопытен, склонен к фантазии, к выдумке. Нередко к такой, которая становится озорством. Но при этом в своих поступках он сам чаще всего не видит ничего плохого и увлеченно объясняет причинность происходящего. У Дениски своя логика. Выразительность его рассказов усиливает юмористический эффект, потому что герой-рассказчик сливается с восприятием читателя. Герой-повествователь, рассказывая о себе, пробуждает интерес ребенка-читателя к собственному состоянию, настроению, к личной оценке происходящего в произведении. Он включается в развитие и события, и реакции героя произведения, потому что писатель повествует о том, что близко каждому ребенку-ровеснику персонажей. Писатель же сливается в своей личной реакции на происходящее, приближается к своему читателю, относясь к нему с полным и открытым доверием. Таким образом, читающий ребенок становится реальным соучастником происходящего с персонажами, увлекается их радостностью жизни, обогащается их чувствами. Духовно, нравственно богатеет.
Комизм положения тоже излюбленный прием и Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского. В рассказе «Шляпа гроссмейстера» с
Дениской произошел нелепый случай: на бульваре во время прогулки мальчик увидел как у мужчины, увлекшегося игрой в шахматы, улетела шляпа и «красиво спланировала прямо в пруд». Дениска побежал спасать шляпу. Добрые побуждения руководили им. Вместе с незнакомыми ребятами, он увлеченно вылавливал, вытаскивал и даже отжимал вымокшую шляпу. Стремясь максимально быть полезным, он даже чуть не подрался с мальчишками. И вот «драгоценный» трофей был в его руках. Дениска с радостью бросается к владельцу несчастной шляпы.
«Я подбежал к нему и сказал:
- Дяденька, вот Вам ваша шляпа!
- Где? - спросил он.
- Вот, - сказал я и протянул ему шляпу.
- Ты ошибаешься, мальчик! Моя шляпа здесь. - И он оглянулся назад.
А там, конечно, ничего не было.
Тогда он закричал:
- В чём дело? Где моя шляпа, я вас спрашиваю?
Я немножко отошёл от него и опять сказал:
- Вот она. Вот. Разве вы не видите?
А он прямо задохнулся:
- Что ты мне суешь этот кошмарный блин? У меня была новенькая шляпа, где она?! Отвечай сейчас же!
Я ему говорю:
- Вашу шляпу унёс ветер, и она попала в пруд. Но я её уцепил гвоздём. А потом мы выжали из нее воду. Вот она. Берите. А это подкладка!» (2, 96)
Перед нами, конечно, комизм положения. Герой попал в нелепую ситуацию из-за своей естественной детской неопытности. Но он был упрям не только из-за желания выделиться, а более всего из-за желания сделать добро. Он рад был помочь другому. Он рассчитывал, что его похвалят. Одобрят старание спасти чужую шляпу. Обратим внимание на приведенный диалог: «.Я подбежал к нему и сказал: Дяденька, вот Вам ваша шляпа!» Мальчик искренен. Это - главное, что определяет его личную радость - помог другому по личной инициативе. Что получилось? Это уже - итог личного открытия и героя и читателя. Оба полу-
чили отличный урок. И радость личного открытия в понимании того что - хорошо, что плохо. Здесь видим снова секрет мастерства художника: знание того, что помогает ребенку увидеть себя в смешном, как оказалось, положении. Но ведь побуждение было хорошее: спасти шляпу. Значит важно не только побуждение. Важен также итог реализации доброго побуждения. Ребенок задумывается и растет. Он оценивает свои возможности, принимая жизненное кредо писателя, выраженное естественно и точно. Замысел художника точен, исходит из предпосылки - ребенок добр и добросердечен по своей природе. Недоразумения -следствие того, что добродетельная инициатива ребенка не имеет должного жизненного опыта. Несоответствие благих намерений и фактического жизненного опыта, жизненных знаний и составляют суть недоразумений. Точно характеризуют возраст. Это и составляет основу психологической и художественной правды. В этом своеобразие эстетической платформы художника и доброе действие на читетеля.
Источником собственно языкового комизма часто служат нелепые фразы, неточное понимание смысла слов.
У Н.Н. Носова встречаются, как правило, в диалогах детей своего рода «мыслительные завихрения» - когда мысль ребенка, невладеющего в должной степени речью, к тому же взволнованного, повторяется: «Ну мы этот ботинок и выбросили, потому что если б первый не выбросили, то и второй бы не выбросили, а раз первый выбросили, то и второй выбросили. Так оба и выбросили» («Елка»).
Однако чтобы разобраться, как через юмор проявляется жизненная позиция авторов, было бы на наш взгляд не верно останавливаться только на уже приведенной выше трактовке юмористического своеобразия их творчества. Юмор в таком случае получил бы несколько однобокую трактовку: только с позиции природы и формы, комического эффекта. Поэтому следует обратиться к смысловой природе юмора.
Всем известен герой носовской трилогии Незнайка - веселый хвастунишка, который ничего не умеет. Но он за все берется. Он по-детски непосредственный, то и дело попадающий из-за своей предприимчивости в разные смешные передряги.
Но в этом и состоит интерес его деятельной жизни. Н.Н. Носов пробуждает интерес детей к героям своих произведений, именно потому что сложные проблемы решаются весело, с доброй шуткой, что вызывает ответное расположение, понимание, активизирует последующую личную деятельность.
Конечно, не только став объектом насмешек, человек научится с критической точки зрения смотреть на себя. Но все же это один из важных моментов, который должен быть в развитии, становлении деятельного субъекта. Благодаря тому, что герои учатся осмысливать свои поступки, они растут, развиваются. Вспомним рассказ Н.Н. Носова «Автомобиль»: ребята не побоялись взять вину на себя, не солгали. Они написали письмо милиционеру, потому что их волновала судьба шофера. «Дорогой товарищ милиционер! - написали они в письме московскому постовому, стоявшему на углу улицы Горького и Большой Грузинской. - Вы несправедливо записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно». Дети не могли допустить, что их озорство доставит неприятности ничего не подозревавшему водителю. Таким образом писатель как бы непосредственно включается в реальную жизненную ситуацию, помогая растущему человеку - читателю увидеть сложные опосредованные взаимодействия разных фактов и взаимоотношений.
Н.Н. Носов - противник показного. Противник нравоучительных лозунгов, педагогических выводов. Он рисует жизненные ситуации так, чтобы читатель сам «пошевелил мозгами» -сделал вывод из прочитанного. Именно это важно видеть в рассказах веселых и одновременно аналитически раскрывающих смысл жизненных ситуаций, чтобы оценивать произведения, рисующие жизнь детей и рекомендуемых детям. Над чем смеется и заставляет смеяться своих друзей-читателей. В авторской иронии содержится осуждение, но его отношение к своему герою и к читателю - отечески теплое. Смех - добрый: он производен от любви, от созидания добродетели.
У В.Ю. Драгунского есть рассказ, который так и называется: «Надо иметь чувство юмора». Он говорит о том, что отно-
шение человека к окружающему миру в той или иной степени должно происходить сквозь призму юмористического видения. История человеческой жизни - история формирования характера. Как следствие поступков и действий. С возрастом появляются все новые и новые качества, влияющие на внутренний мир растущего человека. Умножаются и противоречия. От того, какие это будут новые качества, черты, зависит и его смысл жизни. И отношение к ней: будет ли человек достойным, честным, добрым или впитает низменные свойства человеческой природы. В гуманистическом юморе видит В. Драгунский «прививку» от возможного возникновения и развития недостойного характера. В этом -смысл авторской позиции, особо значимый для «профилактики» именно в детстве, когда человек растет активно, живо, когда его чувства противоречивы. В восприятии искусства детьми эмоции, вызванные искренне выраженным, живым юмором, нравственно созидательны и этим бесценны.
Юмористический взгляд на ребенка, закладывает нравственные основы характера. Позиции названных выше авторов в том, что юмор выступает борцом против самоуверенности, лени, хитрости. Он пробуждает добродетельные качества: любовь к другому человеку, умение дружить, помогать людям, радоваться. Стремление потребности познавать, открывать мир; осознавать свою значимую роль в нем. Если человек с раннего возраста будет подходить к своим поступкам критически, он не вырастет эгоистом. Его минуют высокомерие, тщеславие, лицемерие.
Конечно, дети постоянно меняются. Приобретают новые взгляды и привычки. Новые знания и навыки. Ребенок XXI века уже не тот, каким был его сверстник двадцать - тридцать лет назад. Дети иначе воспитываются и развиваются. Появляются иные, чем в XX веке, требования и представления о жизни. Но в своей природной основе детская душа во все времена склонна радоваться добру, открыто смотреть на мир, наслаждаясь и любя жизнь. Поэтому творчество Н.Н Носова и В. Ю. Драгунского всегда будет актуально, а главное - необходимо для духовного и душевно-нравственного становления. Они ценны как художники, чувствующие вечно удивительный мир детства. Поэтому сюжетам их произведений свойственна реальность и неподдельная ис-
кренность, эмоциональность. Живость и заразительность. Отсюда
- их обаяние. То, что у детей возникает желание соучаствовать и брать пример с героев - прямое следствие таланта автора, ведущего живой внутренний диалог с читателем. Детям приятна и близка, понятна позиция автора: отношение к героям, а герои -близки и понятны читателю. Ребенок-читатель принимает их горячо, искренне.
Различные исследования и мой личный опыт убеждают: восприятие юмора в наибольшей мере зависит от таланта, мастерства, от жизненной позиции художника, проявляющего свое отношение к факту, составляющему смысл комизма в произведении. Учитывая созидательную природу юмора, мы и обращаем особое внимание на актуальность произведений из отечественной классики, к сожалению почти забытой современным литературоведением и литературной критикой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Рассадин Ст. Николай Носов: Критико-биографический очерк. М.: Дет. лит., 1961.
2. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. М.: Дет. лит., 1982.
3. Носов Н.Н. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Дет. лит., 1979-1982.