Научная статья на тему 'Начало православия в Корее'

Начало православия в Корее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
589
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / KOREA / ORTHODOXY / MISSIONARY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бирюкова К. В.

Вопрос взаимоотношений России с дальневосточными соседями не теряет актуальности. И проповедь православия в Корее является важной частью истории русской православной миссии. Автор рассматривает начало распространения православия в Корее, деятельность прославленных миссионеров (св. Иннокентия (Попова-Вениаминова), Хрисанфа (Щетковского)), до 1905 г., вопрос перевода священных текстов, практические особенности миссионерской работы в Корее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEGINNING OF ORTHODOXY IN KOREA

The question of relationships of Russia with Far East neighbours does not lose a urgency. And the homily of Orthodoxy in Korea is the important part of history of Russian orthodox mission. The author considers the beginning of dissemination of Orthodoxy in Korea, activity of the glorifi ed missionaries (over st. Innokenty (Popov-Veniaminov), Xrisanf Schetkovsky), up to 1905, a question of translation of Holy Writ, practical features of missionary work on Korea.

Текст научной работы на тему «Начало православия в Корее»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

К.В. БИРЮКОВА

кандидат исторических наук,доцент

кафедры теологии Российского государственного социального университета E-mail: kristina_biryuko@mail.ru

НАЧАЛО ПРАВОСЛАВИЯ В КОРЕЕ

Вопрос взаимоотношений России с дальневосточными соседями не теряет актуальности. И проповедь православия в Корее является важной частью истории русской православной миссии. Автор рассматривает начало распространения православия в Корее, деятельность прославленных миссионеров (св. Иннокентия (Попова-Вениаминова), Хрисанфа (Щетковского)), до 1905 г., вопрос перевода священных текстов, практические особенности миссионерской работы в Корее.

Ключевые слова: Корея, православие, миссионерская деятельность

В 1860 г. согласно договору, подписанному между Россией и Китаем, Уссурийский край был признан территорией России и, таким образом, Россия получила обширную границу с Кореей вдоль течения реки Туманган. Примерно с этого же времени начинается активный переход корейцев на территорию России с целью основания там своих поселений [2, 21]. Некоторые исследователи говорят примерно о 450 тыс. корейцев в России к концу XX в. [1]. В 1884 г. подписывается русско-корейский договор о дружбе и торговле, после чего между Россией и Кореей устанавливаются официальные дипломатические отношения [2, 21].

Одним из первых мысль об открытии православной миссии на корейской земле подал секретарь дипломатической миссии Н.А. Шуйский, видя в этом прежде всего геополитически важную задачу[9, 53-54]. 3 января 1897 г. российский поверенный в делах в Корее З.М. Поляновский в своем отчете указывал на срочную необходимость в открытии миссии. Он пишет о примерно 150 православных в Сеуле, русских и корейцах [9, 60-61]. «Для примера укажу на возможность умереть без покаяния, угрожающую каждому из православных жителей Сеула и составляющую

для христианина одно из самых ужасных несчастий», - убеждает дипломат [6, 180].

Миссионерскую деятельность среди корейцев начал святитель Иннокентий (Попов-Вениа-минов) (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (1797-1879), епископ Камчатский (1840-1868, митр. Московский и Коломенский (с 1868 г.). Вел миссионерскую деятельность среди алеутов и других коренных народов Камчатки. Много путешествовал по Камчатке, переводил, исследовал быт и верование местных народов. Был инициатором создания Миссионерского общества. В 1865 г. им были крещены корейцы, поселившиеся около Новгородской гавани. К концу 1870-х гг. в Южно-Уссурийском крае появляются самостоятельные корейские приходы. В 1868 г. была открыта первая миссионерская школа для корейских детей, в 1870-х возникли корейские приходы, а в с. Корсаковка на средства корейцев была построена первая церковь [10].

Первым священником, имевшим дело с новоприбывшими корейцами, был о. Валерьян (униат). Позднее приехал еще один священник, Захарий Тяпкин, который не добился успеха и был переведен из Посьета в дальнее место - порт Св. Ольги, где вскоре и умер [9, 16-17]. Осенью 1870 года о. Иоанн Верещагин был назначен на по ст протоирея

© К.В. Бирюкова

Владивостокского, где и служил до своей смерти в июле 1872 г. [9, 17]. Он восполнял миссионерские нужды в окружающем Владивосток районе и на побережьях рек Тизинхе и Янчихе, впадающих в Посьетский пролив. Другой священник, Иоанн Гомзяков, был направлен на служение в деревню Благовещенское, расположенную далее на север рядом с рекой Амур. Около 500 корейцев, в основном некрещенных, были поселены там насильно. О. Василий Пьянков был назначен в район рядом с озером Ханка с 1 сентября 1871 года, и когда первосвященник Верещагин умер летом 1872 г., район его деятельности был также предоставлен Пьянкову [9, 17]. В этом же году были построены часовни в первых, по времени обоснования, корейских поселениях Тизинхе (осн. в 1864 г.) и Нижне-Янчихе (осн. В 18651866 гг.). Пьянков служил в этом крае до 1876 г. В 1873 году Иосиф Никольсий был также назначен в Южно-Уссурийский край для оказания помощи Пьянкову. Он служил в этом регионе с мая 1872 г. по январь 1880 г. [9, 18].

В 1882 г. в целях правильной постановки миссионерского дела в корейских поселениях был учрежден первый самостоятельный Янчихинский стан, в состав которого помимо четырех чисто русских деревень входили все корейские селения Южно-Уссурийского края: Тизинхе, Янчихе и новые Сидими (1866), Барановка (1869), Краббе (1872), Адими (1873), Фаташи (1878). Весной 1883 г. была закончена постройка церкви во имя святителей Филиппа, митрополита Московского, и Иннокентия, первого епископа Иркутского в селении Нижнее Янчихе, уже летом она была освящена преосвященным Мартинианом, епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. Первым миссионером Янчихинского стана был назначен о. Филипп Типцев [9, 18-19]. В 1888 г. из его состава выделяется Мангугайский миссионерский стан, а в 1891 г. Тизинхенский, Адиминский и Зареченский станы, кроме того, существовал походный Посьетский стан. Фактически это разделение совершилось после открытия самостоятельной Владивостокской епархии и учреждении Владивостокского комитета православного миссионерского общества. В 1899 г. в Тизинхенский стан был назначен иеромонах Иоасаф, а в Адами

- иеромонах Власий [9, 20]. В 1904 г. в регионе действовали 9 миссионерских станов, а число

православных корейцев составило 8634 человека [5, 42].

В 1897 г. Император и Синод дают разрешение, и в начале 1898 г. первый состав миссии в лице архимандрита Амвросия (Гудко; ныне прославлен в лике новомучеников), иеродиакона Николая (Алексеева) и псаломщика А.В. Красина выехал в Корею. На нужды миссии выделили содержание «в 6 870 р. в год. Из этой суммы причитается архимандриту 3000, иеродиакону 2000, псаломщику 1500 и на наем сторожа и прислуги 370 р. в год. Впоследствии... к означенной сумме была доассигнована новая, дополнительная, специально для школ, учителей и катехизаторов в размере 3300 р. в год» [6, 182]. Отдельно выдана была сумма на постройку зданий, вместе с пожертвованиями составившая 33 152 р. 20 к. [6, 182] Означенной суммы было недостаточно, и архимандрит Амвросий накануне отъезда из России через церковную печать обратился к русским христианам с просьбой о пожертвованиях на дело православной проповеди в Корее [1].

8 января 1898 г. финансовый советник в Корее Алексеев сообщает: «Имею основание предположить, что корейский император имеет намерение подарить государю землю под церковь» [9, 62]. Посланник в Сеуле А.Н. Шпейер подтверждает это [9, 62]. Ухудшение русско-корейских отношений не позволило ехавшим в Сеул русским миссионерам пересечь границу. Прибывший в Сеул новоназначенный поверенный в делах

Н.Г. Матюнин телеграфирует, что присланная императором купчая на землю сообщает об уступке земли не под церковь, а под здания и постройки вообще: «Я (император Кочонг) купил участок земли, принадлежащий корейцам и французам специально для того, чтобы одолжить их в пользование господину Императорскому поверенному в делах в Сеуле г. Шпейеру для постройки потребных российскому правительству в Сеуле зданий» [9, 64]. Император от дара отказался.

Владыка Амвросий с попутчиками ждали разрешения на въезд сперва во Владивостоке, потом в селении Новокиевске. Архимандрит Амвросий вскоре был отозван в европейскую часть России, где получил новое назначение. Псаломщик Красин временно поступил на государственную службу, и только иеродиакон Николай продолжал терпеливо ждать перемены

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

к лучшему [1]. 18.11.1898 г. арх. Амвросий был уволен от должности заведующего православной Духовной миссией в Корее и 01.09.1899 г. на эту должность был назначен кандидат богословия иеромонах Хрисанф с возведением его в сан архимандрита. В начале 1899 года корейское правительство разрешило иеродиакону Николаю обосноваться в Сеуле, он устроился при Русской дипломатической миссии. В 1900 г. в Сеул приезжает о. Хрисанф и его однокашник, псаломщик Иона Левченко, в течение пяти лет проповеды-вавший среди донских калмыков. За неимением места поселились на частных квартирах.

Походная разборная церковь была доставлена еще о. Николаем, «иконостас и иконы для нее пришли морским путем, через Одессу» [6, 189]. Но для подготовки церкви требовалось время. Затруднение решил поверенный в Делах А.И. Павлов: «предложил им одну из лучших комнат своей квартиры (гостиную, вмещавшую до 60 человек молящихся) для этой святой цели. Миссионеры с радостью приняли предложение милого хозяина и тут же... приступили к установке иконостаса и др. необходимых для богослужения частей храма. Освящение состоялось ... 17 февраля 1900 г. Чин освящения совершал о. Хрисанф с причтом при пении матросов с канонерской лодки «Отважный», прибывших специально из Чемульпо на это исключительное для Кореи торжество. На освящении, кроме русской колонии во главе с г-ном Павловым, присутствовали чины Корейского двора, представители Дипломатического Корпуса, печати и другие лица. Вновь освященная церковь посвящена памяти св. Чудотворца Николая, небесного патрона государя Императора Николая II» [6, 190]. Позже Павлов предоставил миссии здание бывшего русско-корейского банка [10].

Уже 15 октября 1900 г. была открыта школа для корейцев. В 1901 г. в нее приняли 12 мальчиков , двоих из них, сирот, содержал о. Хрисанф. Корейцы охотно отдавали детей в школы, надеясь на то, что полученное образование обеспечит им заработок, и не возражали против их христианского воспитания. Во второй учебный год учеников было 10, в третий и четвертый - по 8 человек [6, 197]. Причиной был недостаток средств и, в большей степени, учителей. С началом Русско-японской войны школа была закрыта.

Огромную трудность для миссионеров представлял корейский язык. Вопрос с переводчиками решился неожиданно: «В период русского влияния в Корее инструкторы наши обучали корейские войска военной тактике. Обучение происходило при помощи переводчиков, корейцев-христиан, проживавших в Уссурийском крае. Когда в силу изменившихся политических комбинаций, русский престиж ослабел, деятельность наших инструкторов тоже прекратилась. Но некоторые из переводчиков так и остались жить в Сеуле. Вот теперь, по приезде туда православной миссии, все они (числом около 15) сочли своим долгом явиться к о. Хрисанфу. Последний, узнав, что они

- православные христиане и владеют корейским и русским языками, чрезвычайно обрадовался и предложил им быть переводчиками при миссии. Те согласились и, таким образом, в отношении переводчиков миссия стала обеспеченной» [3, 85].

Не менее насущной была необходимость в православной литературе на корейском языке. Большинство корейцев знали китайские иероглифы, и о. Хрисанф просит начальника Пекинской миссии прислать ему книги на китайском, т.к. корейцы хорошо знакомы с китайскими иероглифами. Архимандрит Иннокентий (Фигуровский) согласился, и книги были высланы в Сеул. Вскоре Пекинская миссия была уничтожена в ходе народного восстания (т.н. «боксерского»): «Наша осада окончилась, все мы остались живы, миссию свою я перевел в кумирню Юн-ха-чун. От прежней осталась одна груда мусора. Все вещи и книги сгорели, очень рад, что успел, по Вашей просьбе, по одному экземпляру всех наших переводов переслать к Вам. Теперь думаю снять с них копии, и некоторые книги издать вновь. Поэтому покорнейше прошу выслать мне их. Обещаюсь вскоре возвратить обратно», [3, 90] - пишет о. Иннокентий. Вот так Промыслом Божиим сохранились эти тексты.

В 1900 г. для корейцев переведены с китайского языка «Православное исповедание» св. Димитрия Ростовского, Часослов и «Чин крещения язычников». Он переводит на корейский язык «Краткий молитвослов», краткое изложение веры и выдержки из «Простых речей о великих делах Божиих» преосвященного Макария Томского [10].

Желая подробнее ознакомиться со страной и ее жителями, о. Хрисанф предпринимает путеше-

ствие по Корее, в ходе которого ведет путевой дневник. В своих заметках он приводит интереснейшие сведения о жизни и быте корейцев, их религиозном и духовно-нравственном состоянии. Конечно, особое внимание в своих записях о. Хрисанф уделяет вопросу распространения в Корее христианской веры, часто упоминает об инославных миссионерах и рассказывает о реакции местных жителей на свою проповедь. Например, в одной из деревень «хозяин постоялого двора оказался католиком. В толпе, по обыкновению со всех сторон окружавшей нас, были еще католики и протестанты. Завели мы с ними беседу на религиозную тему, вкратце изложили содержание православной веры, указав им и на существенные отличия православия от католичества и протестантства. Некоторые, видимо, заинтересовались нашей беседою и просили у нас каких-либо книг, но мы могли им дать списать только «Символ веры», «Начальные молитвы» и «Заповеди Закона Божия», приглашая их для более основательного знакомства с православною верою и ее богослужением приехать в Сеул» [8, 23].

Ознакомившись с монашеской жизнью в монастырях Кымгансана, миссионеры и здесь пробуют говорить о православии. Монахи воспринимали это по-разному. Например, в монастыре Пхохунса «когда же мы заговорили с ними о своих миссионерских делах, то нас не стали слушать и столь грубо обошлись с нами, что мы сочли за лучшее на время замолчать» [8, 54]. В монастыре Чонянса «мы встретили самый радушный прием; правда, неохотно и здесь слушали нашу проповедь о Христовой вере, но не возражали, и не делали никаких протестов и тем более каких-либо грубостей; нам они говорили, что для них и их вера хороша, что они еще не доросли до европейцев, а когда это совершится, то, наверное, все корейцы примут христианство. К нам приходят много христианских миссионеров всяких наций, но мы что-то плохо понимаем их рассказы о жизни и учении Христа: видимо, время еще не настало...» [8, 56].

Серьезным затруднением было положение женщины в Корее. Зависимые от мужчин, они зачастую не имели никаких прав, даже выйти из дома. Именно поэтому женщины не идут к мужчинам-проповедникам, и приходится устраивать отдельные беседы для мужчин и женщин. Нужны женщины-миссионерки, которые могли

бы посещать женские половины домов [3, 87]. Возникает сложность и с Крещением кореянок: дело в том, что в Корее традиционно женщина даже лицо закрывает, выходя из дома. О. Николай (Касаткин) советует крестить кореянок в специально приготовленном белом переднике: «Передники эти широкие, покрывающие все тело кругом, начиная от груди до пяток» [4, 113-114]. Со временем о. Павел прекращает практику об-ливательного крещения, бытовавшую в силу стыдливости кореянок.

В марте 1902 г. было открыто отделение миссии в Мунь-сан-пхо, в 50 км. от Сеула. «В прошлом году, вскоре по возвращении моем из России, к нам в Миссию стал ходить один кореец. на вид очень приличный, серьезный, как будто из ученых... Через некоторое врем он явился ко мне с заявлением, что его односельчане в количестве нескольких человек желают принять православную веру и просят приехать, побеседовать с ними и послужить, для каковой цели они приготовили даже отдельный дом» [7, 24-30], - пишет о. Хрисанф.

Указанного корейца о. Феодосий (Перевалов) именует Иосифом Ханом и отзывается о нем отрицательно. Дом был куплен нашими миссионерами, а после выяснилось, что он принадлежит американской миссии, Хан построил его на их средства и продал не вполне законно. Иосиф Хан был присоединен к православию в 1909 г., о. Хрисанф, видимо, доверял ему. В 1913 г. стан в Мунь-сан-пхо был закрыт за неэффективностью, а дом продан. Иосиф Хан вновь работал у американских миссионеров и умер в 1920 г. [6, 212-214]. Краткое время в Мунь-сан-пхо была школа, которую поначалу посещало всего 6 мальчиков [9, 75].

За время миссионерской деятельности архимандрита Хрисанфа, с 1900 по 1904 г., были крещены 10 мужчин и 4 женщины [9, 71]. Владыка стремился совершать Таинство только над теми, кто просил о нем осознанно, и очень серьезно относился к катехизации, считая, что «лучше не иметь ни одного христианина, чем иметь много и вести их к погибели» [1].

20 мая 1901 г. скончался Иона Левченко, и на его место был назначен русскоподданный кореец Моисей Лянь, вскоре уволенный за неспособностью. Иеродиакон Николай (Алексеев) посвящен был в иеромонаха. В 1902 г. на вакантную

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

должность псаломщика прибывает иеродиакон Варфломей (Селезнев) с тремя монастырскими послушниками в качестве певчих (Федор. Дмитрий и Иаков). Впрочем, уже в следующем году все трое вместе с о. Николаем поступают в Пекинскую миссию [6, 216].

Начавшаяся Русско-японская война почти уничтожила миссию. Корея подверглась японской оккупации, и все русские граждане вынуждены были покинуть страну. 02.02.1905 г. сотрудники миссии были высланы из Сеула и перебра-

лись в Шанхай, где нашли приют в отделении Китайской Православной Миссии. Имущество миссии было описано и передано на хранение французскому посольству [9, 7-8]. Вернуться в Корею ему не удалось: посвященный в сан епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, в 1905 г. он был по болезни перемещен на кафедру епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии, и 22 октября 1906 г. скончался от скоротечной чахотки в Одессе, прожив всего 37 лет [5, 45] ...

Библиографический список

1. Кищук Ю. Свет Евангелия в «Стране Утренней Свежести». www.Pravostok.Ru

2. Курбанов С.О. Русская Православная Церквовь и Корея//В кн.: Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 11. Спб., 1997. С.21-34.

3. Прохоренко Ф. Русская духовная миссия в Японии и в Корее. Харьков. 1906.

4. Святитель Николай Японский. Видна Божия воля просветить Японию. М., 2009.

5. СимбирцеваТ.М. К 100-летиюправославиявКорее//Этнографическоеобозрение-2000-№5-С.42-56

6. Феодосий (Перевалов), архимандрит. Российская Духовная Миссия в Корее (1900-1925 гг.)//В кн.: История Российской Духовной миссии в Корее. М., 1999.

7. Хрисанф (Щетковский), епископ. Из писем корейского миссионера. Казань. 1904.

8. Хрисанф (Щетковский), епископ. От Сеула до Владивостока (Путевые записки миссионера). // История Русской Духовной миссии в Корее. М., 1999.

9. Чо Чо Хван. Русская Православная миссия в Корее. М., 1997.

10. ШкаровскийМ.В. Русская Православная Духовная Миссия в Корее. www.Pravostok.Ru

K.V. BIRYUKOVA THE BEGINNING OF ORTHODOXY IN KOREA

The question of relationships of Russia with Far East neighbours does not lose a urgency. And the homily of Orthodoxy in Korea is the important part of history of Russian orthodox mission. The author considers the beginning of dissemination of Orthodoxy in Korea, activity of the glorified missionaries (over st. Innokenty (Popov-Veniaminov), Xrisanf Schetkovsky), up to 1905, a question of translation of Holy Writ, practical features of missionary work on Korea.

Key words: Korea, orthodoxy, missionary activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.