Научная статья на тему 'Наблюдение над функциональными особенностями языковых средств в процессе изучения морфологии в школе'

Наблюдение над функциональными особенностями языковых средств в процессе изучения морфологии в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
493
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО / СИНОНИМИЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / SPEECH / SPEECH DEVELOPMENT / SPEECH ACTIVITY / FUNCTIONAL APPROACH / EXPRESSIVE MEANS / SYNONYMIC CONSTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воителева Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются особенности изучения существительных, прилагательных, глагольных форм, наречия с точки зрения функционального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE FUNCTIONAL PECULIARITIES OF THE LANGUAGE MEANS IN THE PROCESS OF LEARNING MORPHOLOGY AT SCHOOL

The article is focused on the study of peculiarities of teaching nouns, adjectives, verb forms and adverbs from the standpoint of functional approach.

Текст научной работы на тему «Наблюдение над функциональными особенностями языковых средств в процессе изучения морфологии в школе»

Методика

Т.М. Воителева

Наблюдение над функциональными особенностями языковых средств в процессе изучения морфологии в школе

В статье рассматриваются особенности изучения существительных, прилагательных, глагольных форм, наречия с точки зрения функционального подхода.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, речевая деятельность, функциональный подход, выразительное средство, синонимичные конструкции.

Особенностью речевого развития школьников является тот факт, что языковая система, средства языка становятся предметом специального изучения. Происходит совершенствование устной и усвоение письменной речи. Овладение речью представляется как деятельность, основой которой является единство языка и языковой способности.

Речевая деятельность - это активный процесс восприятия и порождения речи. Это целенаправленный процесс, поскольку каждый из участников общения (коммуникантов) имеет определенные намерения, мотивы, побуждающие к речевому взаимодействию в определенной речевой ситуации.

В школе в соответствии с ФГОС изучаются все виды речевой деятельности: по смысловому восприятию речи (слушание, чтение); по порождению высказывания (говорение, письмо). Это связано с целью обучения русскому языку - формированием функционально грамотной личности.

Речевая деятельность - основа любого урока в школе. Особенно велика ее роль на уроках русского языка, поскольку здесь она является предметом изучения.

Традиционно мы говорим о том, что к развитию речи относится прежде всего обучение монологической речи. И это правильно. Целью

обучения русскому языку является формирование языковой личности, ш х т.е. личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, которые, S как известно, делятся на рецептивные и продуктивные. Основой 1 рецептивных видов является восприятие речи, ее понимание, рефлексия, § - «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» [1, с. 129]. © Рефлексия позволяет увидеть, как происходит усвоение, понимание текста. Следовательно, рецептивные виды речевой деятельности можно рассматривать как образец, основу для построения собственного высказывания, т.е. для овладения продуктивными видами речевой деятельности.

В связи с этим особо важное значение приобретает работа по выявлению особенностей языковых средств, их текстообразующей функции.

Известно, что единицы языка всех уровней изучаются в триединстве: с точки зрения семантики, формы (структуры), функционирования, т.е. использования в речи. Значимость функционального подхода отражена в трудах известных отечественных лингвистови методистов Ф.И. Буслаева, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Шахматова, А.М. Пешков-ского, В.В. Виноградова, А.В. Бондарко, Г.А. Золотовой, Н.М. Шанского и других ученых, которые считали целесообразным анализировать единицы языка с точки зрения их функциональных возможностей в построении речи (текста).

Обращение к тексту в процессе изучения грамматики (морфологии и синтаксиса) позволяет научить школьников использовать грамматические категории в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, ориентирует на актуализацию общей коммуникативной функции языка. Кроме этого, работа с текстом-образцом является мощным средством мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся, поскольку носит деятельностный характер.

Такой подход можно рассматривать как средство реализации методического принципа взаимосвязанного изучения языка и обучения речи. Рассмотрим использование функционального подхода в процессе изучения морфологии - самого объемного раздела школьного курса русского языка, который изучается с 5 по 7 класс. Открывает изучение этого раздела имя существительное.

Существительные составляют большую часть словарного запаса человека. Учащимся интересно будет узнать, что имя существительное -самая древняя часть речи, которая обозначает предмет мысли. По данным «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов - 4 тысячи существительных, что составляет примерно 44%. А.М. Пешковский писал: «Категория существительного имеет огромное

значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, | никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о | теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует» [2].

Наиболее частотны имена существительные в фольклоре, в частности в пословицах, поговорках, загадках, которые отличаются краткостью и выразительностью: Ученье - свет, а неученье - тьма; Повторенье -мать ученья.

Характеризуя функциональные особенности существительных, следует отметить их роль в создании тематической целостности текста, употребления их как средства межфразовой связи, для осуществления лексического повтора и синонимической замены. Например: Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас... За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный... Повторение словоформы звук в этом фрагменте рассказа И.С. Тургенева «Певцы» выполняет две функции: является средством межфразовой связи и стилистическим приемом, позволяющим автору заострить внимание читателя на семантике повторяющихся слов

В художественной литературе часто используется прием олицетворения при описании явлений природы для создания ярких запоминающихся образов, которые невозможны без помощи существительных: Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница - бревенчатая птица

С крылом единственным - стоит, глаза смежив. (С. Есенин)

Прилагательные по частотности употребления стоят на 4 месте (после существительных, глаголов, местоимений). Определяя предмет, прилагательные помогают нагляднее, точнее нарисовать картину, передать яркость, разнообразие окружающих предметов.

Прилагательные-определения выполняют разную функцию: одни просто указывают на признак (какой?) или принадлежность (чей?), другие при этом несут еще и эмоциональную нагрузку, стремясь сделать восприятие информации не только точным, но и ярким или социально заостренным.

В художественной речи прилагательные приобретают дополнительное значение - «озарять предметы», они становятся эпитетами:

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей рябой и пестрый За листком летит листок, И струей сухой и острой

о о

Набегает холодок. (Н. Некрасов)

В данном фрагменте благодаря прилагательным создается образ печали, тоски, безысходности.

Богатые возможности для выражения различных смысловых и стилистических оттенков создает способность прилагательных образовывать полную и краткую формы. Полная форма может выражать постоянный признак, а краткая - непостоянный, временный. В то же время краткая форма более категорична, она характерна для книжной речи. При анализе употребления имен прилагательных обращается внимание на синонимию полной и краткой форм, поскольку такая способность прилагательных создает богатые возможности для выражения различных смысловых и стилистических оттенков. Приведем интересное наблюдение профессора А.М. Пешковского, который провел анализ трех реплик из пьесы А.П. Чехова «Три сестры» и сопоставил использование полных и кратких форм прилагательных: Ты, Машка, злая; Ты, Маша, глупая; О, глупая ты, Оля. Вот что он пишет; «Все три реплики отнюдь не враждебны. Это - по-родственному, по-дружески. Но сказать ты зла, ты глупа есть уже оскорбление, и тем тоном, каким говорятся вышеприведенные реплики у Чехова, это сказать нельзя. В частности, в данном контексте это было бы абсолютно невозможно. Здесь мы видим в краткой форме большую о т о р в а н н о с т ь о т р е а л ь -н ы х у с л о в и й р е ч и , о т в л е ч е н н о с т ь (выделено автором. - Т.В.). Ты зла - это голое констатирование факта, к которому не идет дружеский тон и небрежно-разговорный стиль. А это все связано с исключительной книжностью данной формы» [2, с. 226].

Обычно большие сложности испытывают учащиеся при употреблении местоимений. Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, по словам академика А.А. Реформатского, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру «знаменательные слова» [3, с. 89]. В тексте местоимения чаще всего выполняют связующую функцию, являясь средством межфразовой связи: Мещерский край обладает большой притягательной силой. Он очень скромен, так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена

92

вся прелесть и всё незаметное, на первый взгляд разнообразие русской природы (К. Паустовский). Таким образом, местоимения помогают строить речь, избегая неоправданных повторов.

Одной из самых употребляемых частей речи является глагол. По частоте употребления он занимает второе место (после существительных). Алексей Николаевич Толстой, говоря о стилистических возможностях глагола, отмечал: «Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе».

Сравним два фрагмента из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

1. Переправа, переправа! 2. Ночью первым из колонны,

Берег левый, берег правый, Обломав у края лед,

Снег шершавый, кромка льда... Погрузился на понтоны Кому память, кому слава, Первый взвод.

Кому темная вода, - Погрузился, оттолкнулся

Ни приметы, ни следа. И пошел. Второй за ним.

Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым.

В 1-м отрывке нет ни одного глагола. Автору важно было показать картину переправы, а не что там происходило. Об этом будет сказано позднее.

И вот картина ожила (2-й фрагмент). Мы слышим, как ломается лед; видим, как проходит переправа. Автор использует глаголы совершенного вида, что указывает на стремительность и динамичность действия.

Анализ небольших фрагментов текста помогает учащимся убедиться, что глагол играет первостепенную роль в построении русского предложения. Он вносит движение, динамику, время в описываемую картину. Глагол создает смысловое единство текста и, кроме этого, способен выполнять выразительную функцию. Глаголы совершенного вида обозначают смену картин, продвижение действия, достижение его результата. С помощью глаголов совершенного вида передается органическая последовательность действий или явлений. Так идет повествование, рассказ о каких-либо событиях: В это мгновение лодка причалила, и все общество вышло на берег.

Между тем кучер с лакеем и горничной принесли корзинки из кареты и приготовили обед на траве под старыми липами. Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства (И. Тургенев).

Глаголы несовершенного вида, напротив, передают одновременность происходящего, не отражают развития действия, его результат. Они как бы задерживают наше внимание на каком-либо моменте действия, помогают увидеть целостную картинку: Ветер гонит тучи по небу и

волны по морю. Ветер срывает последние листья и торопит на юг ш х последние стаи перелетных птиц. Ветер гудит в проводах, барабанит окна. Он мчит напрямик. Мчит и ревет страшным голосом (Н. Сладков). 1

Выступая как выразительное средство языка, глаголы способны § создавать образ, помогают живо представить описываемое действие или © состояние: В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подает через кусты, и когда эти кусты переходишь, тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит (М. Пришвин).

Особое место в современном русском языке занимают причастия и причастные обороты. Они, как известно, широко употребляются в книжной речи (официально-деловом, научном стилях), придавая тексту некоторую торжественность, высокопарность, что не характерно для разговорной речи. Благодаря причастию описание становится ярким, образным и в то же время оно показано в развитии. Способность причастия передавать признак предмета в динамике делает эту глагольную форму выразительным средством языка. Экспрессивные возможности причастий можно увидеть в процессе анализа их употребления в художественной речи, где они используются как образное средство, для более точной характеристики предмета:

А приходит мне в голову лучшее

из лучших: пробирающийся сквозь иглы колючие

солнечный лучик,

пробивающаяся между плит

исхоженных молодая травинка, выступающая от чувств восторженных

на глаза слезинка (Н. Асеев.)

Это отрывок из стихотворения Н.Н. Асеева «Самое лучшее». Наблюдая над ролью причастий в построении речи, учащиеся также отмечают в них признаки глагола и признаки прилагательных. Причастие пробирающийся (лучик) - лучик, который пробирается. Это причастие, которое образовано от основы непереходного возвратного глагола несовершенного вида, I спряжения пробирается (основа наст. вр. -пробира]-) с помощью суффикса -ющ-; изменяется, как и прилагательное, по родам, числам, падежам. Данное причастие употреблено в ед. ч., м. р., им. п. Выполняет функцию определения. Слова пробивающаяся, выступающая имеют аналогичные признаки, но употреблены в женском роде (травинка, слезинка). Причастие исхоженных имеет следующие признаки глагола: употребляется со словом плит в качестве зависимого слова: плиты, которые исходили. Оно образовано от основы инфинитива исходить (исходи-) - совершенного вида, невозвратного, переход-

ного глагола II спряжения - путем прибавления суффикса -енн-. Зна-| чит, оно тоже переходное, невозвратное, совершенного вида. Признаки | прилагательного: стоит в форме мн. ч., р. п.; категорией рода причастие множественного числа не обладает. У учащихся может возникнуть затруднение при выделении суффикса в этом слове. Во-первых, отметим чередование согласных в корневой морфеме: исходить - исхоженных (д/ж). Во-вторых, обратим внимание, что суффикс -енн-, который пишется только в причастиях, образованных от глаголов, оканчивающихся на -ить или от основы глагола на согласный: расчистить - расчищенный; заклеить - заклеенный; подстричь - подстриженный. Если же причастие образовано от основы глагола на -ать, то оно будет иметь суффикс -нн-: развенчать - развенчанный. Причастие исхоженных тоже является определением. Этот текст также дает возможность рассмотреть вопрос о действительных и страдательных причастиях. Найдем причастия, которые показывают, что действие совершает сам предмет: лучик пробирается (пробирающийся), травинка пробивается (пробивающаяся), слезинка выступает (выступающая). Причастие исхоженных показывает, что предмет не действует самостоятельно, а испытывает на себе действие другого предмета: плиты, исхоженные кем-то.

В художественном стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, помогают эмоциональному воздействию на читателя. И, конечно, следует обратить внимание на причастные обороты, которые представляет собой стилистический компонент речи, состоящий из причастия и зависимого слова. Использование причастного оборота позволяет в значительной мере сделать изложение лаконичнее, экспрессивнее.

Живописность и экспрессивность придают речи деепричастия. Действие деепричастия всегда связано с действием глагола-сказуемого, уточняя или дополняя его какими-либо обстоятельствами. Благодаря деепричастию обращается внимание на второстепенное действие, показывается последовательность действий или одновременность действия и обстоятельства. Емкость, компактность, выразительность -эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях, создавая зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Д.В. Григорович вспоминал, как Ф.М. Достоевский, читая его очерк «Петербургские шарманщики», обратил внимание на такую фразу: «"Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика ".

- Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем ш х не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было ¡5 сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая. |

Это замечание - помню очень хорошо - было для меня целым § откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая - выходит гораздо © живописнее, дорисовывает движение.»

Чтобы проанализировать деепричастия и их роль в речи, рассмотрим небольшой текст:

Ежась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши-маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька. (Э. Асадов)

Грамматическая основа этого текста-предложения: крепыши-маслята топают; без нее невозможно понять, о чем идет речь. Деепричастия ежась, посинев, взявшись за руки, греясь обозначают дополнительные действия, поясняя, уточняя действие основное, т.е. указывают на разные обстоятельства, которые сопутствуют основному действию. Самостоятельно они существовать не могут. Зато в тексте благодаря деепричастиям создается живописная картина - один глагол обозначает действие, и четыре деепричастия дополняют его. Попробуем исключить все формы деепричастий с относящимися к ним словам. Что изменилось в тексте? Исчезла яркая картинка, нарисованная автором, текст потерял свою выразительность, образность, эмоциональность.

В ходе изучения причастий и деепричастий особое внимание следует уделить синтаксической синонимии. Тренируясь в замене предложений с причастными и деепричастными оборотами на сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными, школьники учатся использовать в своей речи различные синтаксические конструкции, тем самым обогащая грамматический строй своей речи. Сравните: Старинный липовый сад, густо обступивший со всех сторон дачу, потонул в темном мраке (А. Куприн). - Старинный липовый сад, который густо обступил со всех сторон дачу, потонул в темном мраке; Я пользовался его расположением, хотя не знаю за что (Н. Лесков) - Я пользовался его расположением, не зная за что.

Анализируя синонимичные конструкции, учащиеся приходят к выводу, что простые предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами, более экономичны и емки по сравнению с синонимичными сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными и обстоятельственными. Они уместны в книжной речи. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

и обстоятельственными, напротив, чаще используются в разговорной | речи. Придаточное определительное по сравнению с причастным | оборотом более полно передает содержание высказывания. Придаточное обстоятельственное по сравнению с деепричастным оборотом также более точно передает смысл высказывания: Сдав экзамены, друзья отправились отдыхать к морю. Ср.: Друзья отправились отдыхать к морю, когда сдали экзамены; Друзья отправились отдыхать к морю, потому что сдали экзамены.

Современный русский язык богат наречиями, которые делают нашу речь более точной и выразительной. Наречия берут на себя в речи «изобразительную и в особенности оценочную роль» [4, с. 82-89]. Они составляют важную часть нашего словаря, определяя его действие, уточняя его характер или придавая ему яркий художественный образ.

В стихотворении Ф.И. Тютчева наречия выполняют роль эпитетов, которые придают образную характеристику действию. Научить школьников видеть наречия-эпитеты - значит научить их эстетическому восприятию этой части речи, заинтересовать их, убедить, что наречие обладает большими возможностями для точного и наглядного изображения реального мира.

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. (Ф.И. Тютчев)

Обогащение индивидуального словаря учащихся наречиями, умение употреблять их в речи с учетом функциональных особенностей, стилистической соотнесенности способствует речевому развитию учащихся, а также помогает усвоить правописание этих слов.

Наблюдение над функционально-семантическими особенностями частей речи позволяет дать не только правильное представление о значении этих грамматических классов слов в системе русского языка, но и добиться приобретения учащимися речевых навыков в построении связной речи. Подобная комплексная работа, имеющая исследовательский характер, формирует логическое (грамматическое) мышление школьников, умение строить рассуждение, в том числе и на лингвистическую тему, способность отмечать текстообразующую функцию грамматических категорий.

Исследование текста, методы и приемы работы с ним в значительной мере позволяют расширить и углубить содержание уроков русского языка за счет включения комплекса понятий всех видов речевой деятельности - говорения, аудирования, чтения и письма, т.к. от степени сформированности связанных с ними умений зависит качество и результаты обучения по другим дисциплинам, а также развитие личности в целом.

Библиографический список

1. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960.

2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.

3. Реформатский А.А. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. М., 1979.

4. Копорский С.А. Из наблюдений над стилем повести А.П. Чехова «Степь» // Филологические науки. 1960. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.