Научная статья на тему 'На пути к медиабезопасности (вместо предисловия)'

На пути к медиабезопасности (вместо предисловия) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
355
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути к медиабезопасности (вместо предисловия)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 6-9.

И. А. Фатеева

НА ПУТИ К МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ (вместо предисловия)

Безопасности, как известно, слишком много не бывает. В том числе медиабезопасности. В этой проблемной зоне коллективные усилия теоретиков и практиков должны быть постоянными и результативными как в качественном, так и в количественном отношении. Вопреки этой максиме, научных исследований, посвященных данной проблеме, в России недостаточно. Объясняется это особенностями институализации в нашей стране такой тематической области, как медиаобразование.

В мировом масштабе эта сфера теории и практики получила право на существование еще в середине прошлого века, и ведущим направлением в ней в первоначальную эпоху развития было именно то, в котором педалировалась тема негативного воздействия массмедиа на общество (в первую очередь на детей) и, соответственно, ставилась и решалась проблема защиты его (их) от этого воздействия. Таким образом, за рубежом медиаобразование начиналось именно с темы медиабезопасности.

Позже, правда, данное направление, связываемое в литературе с защитной теорией (другие ее номинации: протекционистская, «инъекционная», «прививочная», теория «гражданской защиты»), было дополнено другими аспектами, но актуальности не потеряло. Так, в учебной программе «Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов» («Media and Information Literacy Curriculum for Teachers»), подготовленной международным коллективом и выпущенной в

2011 г. под эгидой ЮНЕСКО, слово «безопасность» встречается 15 раз, а в одном из девяти основных учебных модулей заявлен автономный блок «Вызовы и риски в виртуальном мире».

Ориентируясь на этот международный опыт, разворачивают свои медиаобразова-тельные курсы для массовой аудитории и готовят методическое обеспечение для них национальные медиапедагогические сообщества. Например, в каталоге навыков медиа- и информационной грамотности «Цифровое будущее», подготовленном Фондом «Современная Польша» и являющемся опорным инструментом для определения степени достижений

учащихся разных уровней (от дошкольного образования до обучения выпускников учреждений формального образования, включая институты высшего образования, на протяжении всей жизни), тема «Безопасность в информационной и медийной среде» является одной из восьми тематических областей, подлежащих постоянному вниманию медиапедагогов. На взгляд разработчиков каталога, компетентность в области безопасности передачи информации и медиа включает навыки защиты неприкосновенности личной жизни, сетевого контроля, обеспечения анонимности, безопасности общения, работы и коммерческих сделок, предотвращения зависимости, разумного и безопасного использования медиа. А в финском учебнике «Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности», призванном помочь нынешним и будущим учителям средних школ в их повседневной работе (отметим, что в Финляндии на этом уровне образования предусмотрен обязательный для всех учащихся учебный предмет «Медиа диплом»), даже определение медиаобразования дается через понятие (медиа) безопасности. Оно формулируется следующим образом: «Медиаобразование - осознанный педагогический процесс, направленный на развитие навыков медийной грамотности и включающий различные аспекты, связанные с безопасностью и творческим подходом в использовании медиа, а также навыки критического восприятия информации».

Если же вернуться на отечественную почву, то можно заметить, что в России все сложилось по-другому. Медиаобразование у нас стало пробивать себе дорогу только с перестроечного времени (вторая половина 1980-х гг.) и, соответственно, почти «проскочило» этап превалирования «защитного» направления в мире. В нашей стране более активно развивались эстетическое и практическое направления, во главу угла ставившие развитие эстетического вкуса при оценке и интерпретации профессионального медиаконтента (прежде всего кинематографа) и навыков производства контента любительского применительно к разным видам массмедиа (периодической печати, кино,

радио, телевидения и др.). И только на пороге второго десятилетия XXI в. проблема медиабезопасности в России была осознана, причем в первую очередь не в пределах педагогики, а извне. Наверное, не ошибемся, если скажем, что в общественное сознание и в широкий оборот само слово стало входить в связи с обсуждением и реализацией Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Напомним, что закон был принят в конце 2010 г., в основной своей части вступил в силу 1 сентября 2012 г., а через два месяца, 1 ноября прошлого года, были введены в действие поправки к нему, более известные под названием «закона о черных списках». Летом и осенью

2012 г. не было, наверное, в обществе более обсуждаемой темы, чем этот законодательный акт, по существу допустивший внесудебную расправу с интернет-ресурсами, т. е. цензуру, и поэтому на кафедре журналистики и медиаобразования Челябинского государственного университета возникла идея организации научного форума, посвященного проблемам медиабезопасности. Провести его было решено в рамках Международной научно-практической конференции «СМИ - общество - образование», впервые прошедшей в 2007 г.

Тогда, шесть лет назад, более полусотни исследователей и педагогов из четырех стран съехались в Челябинск, чтобы обсудить модели взаимодействия учреждений образования, социальных институтов и медиапредприятий в интересах поступательного развития всего общества и каждого человека в отдельности. Тогда же была озвучена инициатива перевести конференцию в режим возобновляющейся дискуссионной площадки, собирающейся в целях саморефлексии медиаобразовательного сообщества по актуальным теоретическим и практическим поводам. Так определилась тема нынешнего форума - «СМИ - общество - образование: проблемы медиабезопасности». Его непосредственные организаторы благодарны Российской коммуникативной ассоциации, поддержавшей идею в организационном плане, Российскому фонду фундаментальных исследований, выделившему грант на ее реализацию, а также журналу «Вестник Челябинского университета», предоставившему страницы своей серии «Филология. Искусствоведение» под публикации участников конференции.

В традициях журнала все материалы форума (всего 144 статьи) печатаются в алфавитном

порядке фамилий авторов. Однако сама конференция, разумеется, структурирована по секциям (их 11), и наиболее масштабные доклады вынесены на пленарное заседание. Дадим беглый обзор тематики секций.

Первая из них называется «Медиабезопасность как актуальное направление новой гуманитарной парадигмы синтетического типа». Ее председателем является заведующая отделом теории и методологии гуманитарного образования Института высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины А. В. Онкович (г. Киев). В составе секции - ученые с докторскими степенями в различных гуманитарных областях: культурологии (С. Б. Синецкий, г. Челябинск), педагогике (И. И. Трубина, г. Москва), истории (Л. С. Ахметова, г. Алматы, Казахстан), филологии (В. Ф. Иванов, г. Киев, Украина; И. А. Фатеева, г. Челябинск). Географически в секции лидируют представители негласной столицы отечественного медиаобразования -Таганрогавоглавесзаведующейкафедройсоци-окультурного развития личности ТГПИ имени А. П. Чехова И. В. Челышевой (М. М. Дараган, Г. В. Михалева, И. А. Казаченко-Габрава, Н. А. Чумаколенко, О. П. Юрченко).

Наименование второй секции - «Массмедиа как константа социокультурного бытия: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения Человека», в ее докладах превалирует аксиологический подход. Работу секции возглавляет представитель казанской медиашколы доктор философских наук С. К. Шайхитдинова, а в ее составе - ученые Москвы (Т. В. Городилина), Санкт-Петербурга (А. С. Смолярова), Краснодара (Г. Н. Немец), Таганрога (Г. В. Аладьина), Оренбурга (Т. А. Ольховая, Т. И. Мясникова), Татарстана (Р. Р. Ибрагимова, Т. С. Сергеева) и Челябинска (Л. Б. Кацюба, А. В. Таскаева).

Следующую секцию («Информационная безопасность как феномен эпохи новейших коммуникационных технологий») также возглавит доктор философских наук - профессор ЧелГУ В. А. Рыбин, а работать под его руководством будут профессиональные социологи (О. А. Максимова, г. Казань), историки (А. А. Фокин, г. Челябинск), юристы (С. А. Снашков, г. Казань) и много-много филологов, поскольку то, что во всем мире относят к медиалогии, в нашей стране по старинке числится прежде всего по филологическому ведомству. Географически это

8

И. А. Фатеева

одна из самых пестрых секций, здесь собрались ученые из Томска (Е. А. Войтик), Красноярска (А. В. Гладилин), Стерлитамака (С. В. Минибаева), Казани (Т. А. Наговицина и др.), Миасса (Т. В. Савельева), Челябинска (М. В. Загидуллина, А. А. Морозова), а также из Германии (Х. Моллер, г. Киль).

Трудно представить филологическую конференцию без лингвистической секции, и она, конечно, есть - «Медиабезопасность и линг-воэкология: нормативные, коммуникатив-

ные, этические аспекты культуры речи журналистов». Руководить ею будет профессор кафедры журналистики и медиаобразования ЧелГУ Л. А. Месеняшина. Ее секция одна из самых представительных: в ней более 25 докладчиков, среди которых преобладают представители Екатеринбурга (Э. В. Булатова, Е. В. Каблуков, Э. А. Лазарева, Е. В. Горина) и Челябинска (Е. В. Ваганова, Е. М. Хакимова, Л. П. Юздова, А. В. Свиридова, Л. П. Гашева, Т. Е. Помыкалова, Т. А. Воронцова и др.).

Несмотря на справедливые нарекания в адрес современных СМИ, лучшие из них остаются проводниками культуры, о чем, бесспорно, пойдет речь на секции «Культурные стратегии традиционных и новейших СМИ в аспекте медиабезопасности» (руководитель - заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ имени М. А. Шолохова И. В. Жилавская, г. Москва). В программе секции выступления музыковеда С. В. Аникиенко (г. Краснодар), театроведа Е. А. Вдовиной (г. Москва), историка В. В. Теплова (г. Санкт-Петербург), лингвистов Н. Р. Гейко (г. Костанай, Республика Казахстан) и В. В. Антроповой (г. Челябинск), журналистов А. В. Куприяновой (г. Тольятти) и Р. П. Баканова (г. Казань), литературоведа С. М. Шакирова (г. Миасс) и других специалистов.

Несомненный интерес вызовет у участников конференции секция «Психологические и социально-медицинские аспекты медиабезопасности эпохи новейших информационных технологий», возглавит которую доктор педагогических наук Е. С. Дорощук (г. Казань). В ее работе примут участие медик и криминалист Э. В. Артишевский (г. Челябинск), магистрант-педагог М. В. Городилина (г. Москва), специалист по здоровьеформирующим технологиям Т. Н. Ле-ван (г. Москва), филологи Е. В. Харченко и Е. В. Омельченко (г. Челябинск), медиапсихолог Т. М. Артишевская (г. Челябинск).

Седьмая секция «Медиабезопасность как актуальная задача практического медиаобразования эпохи технологического прорыва» (руководитель - заведующая лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Е. А. Бондаренко, г. Москва) изначально предполагала образовательный уклон, но наряду с многочисленными педагогами из России и Украины (И. Ю. Гуриненко, г. Черкассы) в ее работе будут задействованы филологи и журналисты (например, профессор кафедры ТВ, РВ и технических средств журналистики УрФУ имени Б. Н. Ельцина М. А. Мясникова, доцент кафедры русского языка и стилистики того же университета О. В. Ильина), а также социолог (А. Р. Кантор, г. Екатеринбург) и даже математик С. И. Симакова (г. Челябинск).

Если предыдущая секция была посвящена в основном массовому медиаобразованию, то следующая (восьмая) - профессиональному, журналистскому («Медиабезопасность как конечная интенция и важнейший критерий творческой и технологической деятельности журналиста»). И кому же возглавить ее, как не автору-разработчику действующих федеральных образовательных стандартов по направлению «Журналистика» профессору Л. Г. Свитич? А поддержат ее в поиске адекватных форм подготовки и переподготовки работников современных СМИ представители родного для нее факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (М. Г. Шилина, Л. П. Семешкина) и других авторитетных «журналистских» школ России: УрФУ имени Б. Н. Ельцина (Ю. В. Чемякин), К(П)ФУ (Р. Г. Муллагалиев), ЧелГУ (Е. А. Сарасов), ОГУ (И. А. Дымова, Л. А. Алькина), МГУКИ (А. Е. Зеленова), МГУ имени Н. П. Огарева (М. Г. Чаткина), ЮУрГУ (Л. И. Белова) и пр.

Важнейший аспект изучения медиасистемы - политологический, ему посвящена секция «Медиабезопасность в геополитическом и этнокультурном пространстве эпохи новейших технологий: социально-гуманитарная

и этическая экспертиза» под руководством доктора политических наук К. А. Панцерева (СПбГУ). В дискуссии примут участие ученые из Астрахани (Н. М. Байбатырова), Казани (В. З. Гарифуллин, А. Н. Гильманова, А. Х. Ибрагимова), Рязани (Ю. А. Ильичева), Новосибирска (И. Г. Катенева), Орла (А. И. Кондратенко), Москвы (Д. Ю. Татаркова), Екатеринбурга (М. А. Худовекова), Ижевска

(А. В. Шквырина), Челябинска (К. В. Ратников, А. А. Белоусов, О. Д. Цыбуляк, А. М. Чащина), а также из Казахстана (Г. К. Муканова) и Республики Мордовия (И. Н. Батайкина).

Проблемы визуализации современной медиасреды обсудят участники секции «Современные визуальные практики в медиальном контексте: технологические достижения и гуманитарные риски». Здесь больше всего культурологов (в том числе руководитель секции Л. Б. Зубанова, заведующая кафедрой культурологии и социологии ЧГАКИ), но есть философы (А. А. Гук, г. Кемерово), филологи (Е. И. Голованова, Н. В. Шевцова г. Челябинск), искусствоведы (О. И. Зотова, г. Владивосток), педагоги (А. Ю. Шаханская, г. Таганрог), практикующие журналисты (Д. М. Бочко, г. Челябинск) и другие специалисты, в том числе зарубежные (С. Р. Сулайманова, г. Ташкент, Узбекистан).

И, наконец, последняя секция - «Рекламные технологии и другие реалии рыночной эко-

номики в аспекте медиабезопасности личности и общества», она будет работать под руководством преподавателя факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Н. Н. Кшениной. И не нужно бояться, что материалы этой «экономической» секции выйдут из проблемного поля филологии: подавляющее большинство ораторов - гуманитарии, остающиеся методологически в рамках анализа текста - рекламного (Л. Б. Кацюба, О. О. Яшан) и журналистского (С. Н. Попова), традиционного (А. В. Сидоренко) или цифрового (Ф. Ф. Ишкинеева).

Как видно из предшествующего обзора, участники конференции «СМИ - общество -образование: проблемы медиабезопасности» предприняли первую в истории отечественной науки коллективную попытку междисциплинарного исследования феномена безопасности в медиапространстве. Пожелаем же конференции успеха!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.