Научная статья на тему 'На крыльях лесиных песен'

На крыльях лесиных песен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ ЛЕСИ УКРАИНКИ / ДЕТАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛОВОМ КОМПОЗИТОРА / НАРОДНО-ПЕСЕННЫЕ ИСТОКИ / КОЛОРИСТИКА / ПСИХОЛОГИЗМ / ПРОСТОТА ИЗОБРАЖЕНИЯ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пшеничников Владимир Леонидович, Сенченко Людмила Ивановна, Росул Татьяна Ивановна

В данной статье рассматривается композиторское творчество Михаила Довганича, автора сборника хоровых произведений на слова украинской поэтессы Леси Украинки, дается анализ ее поэтического творчества во взаимодействии с хоровым письмом, музыкально выразительными средствами автора музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На крыльях лесиных песен»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№5/2015

ISSN 2411-717Х

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Пшеничников Владимир Леонидович

преподаватель Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, доцент,

г. Ханты-Мансийск, РФ Е-mail: pvl-2007@mail.ru Сенченко Людмила Ивановна доцент Мукачевского государственного университета,

г. Мукачево,Украина, Е-mail: lidovganych@mail. т Росул Татьяна Ивановна канд. искусствоведения, доцент Ужгородского Национального Университета,

г. Ужгород, Украина

НА КРЫЛЬЯХ ЛЕСИНЫХ ПЕСЕН Аннотация

В данной статье рассматривается композиторское творчество Михаила Довганича, автора сборника хоровых произведений на слова украинской поэтессы Леси Украинки, дается анализ ее поэтического творчества во взаимодействии с хоровым письмом, музыкально - выразительными средствами автора музыки.

Ключевые слова и фразы

Музыкальность поэзии Леси Украинки, детализация работы со словом композитора, народно-песенные истоки, колористика, психологизм, простота изображения, оригинальность средств выразительности

музыки.

Каждый художник стремится оставить неповторимый след в многоликой палитре современной культуры. Одни тяготеют к авангардным поискам, удивляя публику сенсационными проектами, другие углубляются в мир искусства, не нарушая академических традиций. К категории последних относится Михаил Довганич - дирижер, композитор, Заслуженный деятель культуры Ханты - Мансийского округа, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник культуры Украины, автор обработок русских и украинских народных песен, оригинальных хоровых произведений на тексты Д. Мизгулина, А.Тарханова, Т. Шевченка, И. Франка, Л. Украинки.

Творческая биография Михаила Никитовича Довганича является примером того, как юношеская увлеченность песней переросла в неукротимое желание и большие творческие усилия к ее популяризации, обогащению, развитию и увенчалось талантливыми композиторскими достижениями. Одним из лучших музыкальных опусов М. Довганича является сборник хоровых произведений на слова Леси Украинки, опубликованный в 2014 году в Украине и презентован публике в ряде концертов в интерпретации камерного хора «Светилен» (г.Сургут), государственных заслуженных академических капелл Украины «Думка», «Трембита», мужских хоровых капелл «Дударик», «Гомин», Галицкого камерного хора, студенческого хора национальной музыкальной академии им. Н.Лисенко.

Показательным является факт обращения композитора к поэзии Леси Украинки, который нацеливает его на самопознание, содействует обогащению духовного опыта, помогает понять метаморфозы вечности и гармонии. Исключительная музыкальность ее поэзии тронула струны души многих украинских композиторов: К.Стеценко, Н.Лысенко, Г.Майбороды, И.Шамо, Л.Дычко. Без сомнения, музыкальность -существенная особенность художественного языка Леси Украинки о чем свидетельствуют и названия поэтических циклов («На крыльях песен», «Ритмы», «Семь струн», «Отзвуки», «Liedohnoklang») и музыкальные образы, присутствующие во многих поэтических произведениях мастера слова.

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

Сборник композиций Михаила Довганича содержит 32 миниатюры для смешанного, женского, детского и мужского хоров. Наиболее ярко тут представлены две лирические темы - весны и любви. Они чаще всего подчеркнуты метафорами «звезды», «надежда», «искра», которые концентрируют жизненную силу, осознание красоты мира и возможности достижения счастья. Композитор делится своими впечатлениями: «Моя духовная близость с поэтессой началась еще в детстве. Любимые стихи манили неповторимой световой и звуковой гаммой».

Хоровая композиция «Воспоминание» инспирирована первой строфой стиха «Вече» из цикла «Подневольные песни». Здесь М. Довганич выступает как композитор-лирик. Романтическое тяготение к реминисценции и рефлексии является близкой, а, возможно и необходимой композитору в суетном и нестабильном современном мире. Детские воспоминания, являясь в памяти лирического героя, вдохновляют его, дают жизненную энергию. Разнообразие нюансов и полутонов поэзии Л.Украинки вынуждают композитора к детализации работы со словом. Находясь под влиянием фонетики и ритмики стиха, композитор «точно» озвучивает его. Мелодика хорового произведения «Воспоминание» «прорастает» с интонации языка, что влияет на ее интервальный состав и на метро - ритмические особенности (силлабическая система), а также на тембровое воплощение.

В своих композициях автор музыки обращается к народно-песенным истокам. Две контрастные гуцульские темы органично вплетаются в произведения «Калина», «Ой, пойду я в те зеленые горы». Интонации украинских дум, с акцентом на импровизацию озвучивают поэзию «Ой, не пропали золотые терны». «Веснянка» - одна из любимых образов поэтессы. Песенность композитор использует не только в мелодической основе хоровых композиций, но и гармонии, построенной на параллельных движениях секстаккордов, квартсекстаккордов, типичных для народного многоголосия. Связь с народным голосоведением выражается в и применении секунд, кварт, квинт, созвучий подголосочности, вариантах строфического строения песен. Стараясь расширить сферу музыкально - выразительных средств, М. Довганич использует новые формы фактурного и колористического воплощения поэзии Леси Украинки. Это, в первую очередь, касается произведений - акварелей «Звездное небо», «Тихая ночь». Образ ночного пейзажа достигается своеобразными гармоническими соединениями, регистровыми сопоставлениями голосов, уплотнением и разрежением звуковых масс. Композитор умело использует ресурсы хоровой звучности в произведении «В холодную ночь». Нисходящие линии мужских голосов чередуются с полнозвучным многоголосием, тональной переменностью (es - moll, D - dur, E - dur).

Классический образ сосны изображен русским поэтом Михаилом Лермонтовым и озвученный композиторами А. Даргомыжским, С.Танеевым, С. Рахманиновым, Н. Римским-Корсаковым, нашел свое поэтическое воплощение и у Леси Украинки. В музыке Довганича на основе четкой гармонической вертикали звучит широкая, волнообразная тема сосны. Трансформируется образ благодаря острым бифункциональным соединениям, ползучей хроматизации, тональной неустойчивости. Колоритные гармонические, тональные, фактурные изменения рисуют оцепенение природы.

Своеобразным прологом сборника является поэма «Эоловая арфа», созданная на основе стиха «Отзвуки» из цикла «Дума и мечта». Эоловая арфа олицетворяет трансцендентальность искусства, гармонию духовной сферы и природных явлений. Именно эту идею стремится подчеркнуть М.Довганич, избрав последнюю строфу стихотворения Леси Украинки, которая повествует о мистерии зарождения музыки. Каждое поэтическое слово не является для композитора второстепенным, наоборот, некоторое из них он акцентирует, повторяя несколько раз в ходе развития музыкальной мысли. Таким образом, с одной поэтической строфы вырастает поэмная композиция с четырех контрастных разделов. «Эоловая арфа» с имитацией остенатного звучания во всех голосах подтверждает слова исследователя поэтессы Николая Зерова: «У нее действительно, была Эоловая арфа, которая подхватывала своими струнами все веяния идейных ветров и бурь».

Автора музыки увлекает психологизм Леси Украинки. Трагичность чувств поэтессы, вызванная болезнью, озвучена в ярких произведениях «Горит мое сердце», «Без надежды, надеюсь».

Особенностью хорового письма композитора есть умение звуковыми пластами, регистро-тембральными красками «вытачивать» музыкальный образ. В данной композиции автор пользуется

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х

насыщенной гомофонно-гармонической фактурой со сменой хоровых регистров. Следуя за текстом, М. Довганич строит драматургию хора волнообразно. Первая кульминация появляется в напряженном регистре хорового трио без низких голосов. Во второй кульминации гремит 7-голосное tutti, цементирующее гармоническую вертикаль, создавая акустический эффект драматического нагнетания. Динамика слов мастера «Без надежды все-таки надеюсь» озвучена композитором разнообразными сочетаниями хоровых партий, создающих то светлые весенние, то молящие, страждущие, то утверждающие, оптимистические интонации. Хор приобрел четкую и выразительную концепцию исполнения.

Проанализировав сборник хоровых произведений Михаила Довганича на стихи Леси Украинки, можно сделать вывод о том, что композитор владеет широкой эрудицией и отличным литературным вкусом. Он ищет в литературных источниках темы, чувства и проблемы, созвучные собственному мироощущению и то, что на данный момент есть актуальным для исполнителей и слушателей. Музыкант стремится к простоте изображения и вместе с тем мастерски применяет оригинальные средства выразительности, подчиняя их драматургической логике целого. Он ищет и находит резервы в традиционных жанрах и формах хорового письма. Ответственное отношение к своей профессии, отличное знание природы человеческого голоса, его возможностей способствовало М.Довганичу создать произведения, которые стали украшением репертуара ведущих хоровых коллективов, а также прочно вошли в учебную практику. Список использованной литературы

1. Довганич М. Хоровые произведения на слова Леси Украинки - Ровно: 2014.

2. Зеров М. Произведения: в 2 томах - К.: Днепр, 1990.

3. Лотман Ю.М. Семиосфера /Юрий Лотман. - С.Петербург: «Искусство - СПБ», 2000.

4. Украинка Леся. Произведения в четырёх томах: т.1. Поэтические произведения /Леся Украинка - К.: Издательство художественной литературы «Днепр», 1981.

©Пшеничников В.Л., Сенченко Л.И., Росул Т.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.