Научная статья на тему 'Н. М. Чернавский о принципах миссионерской деятельности'

Н. М. Чернавский о принципах миссионерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛИЗМ ХРИСТИАНСТВА / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВО / ИНОВЕРЕЦ / МИССИОНЕР / ИСТИНА БОГООТКРОВЕННОЙ РЕЛИГИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И РЕПРЕССИВНЫЕ МЕРЫ / ПРОПОВЕДЬ / МИССИОНЕРСКИЕ ШКОЛЫ / Н. М. ЧЕРНАВСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Феклина Ольга Борисовна

В статье анализируется архивный рукописный материал Н.М. Чернавского, названный им «о значении публичных собеседований и миссионерских школ в деле христианской миссии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Н. М. Чернавский о принципах миссионерской деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30 (211).

История. Вып. 42. С. 69-73.

О. Б. Феклина

Н. М. ЧЕРНЯВСКИЙ О ПРИНЦИПАХ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируется архивный рукописный материал Н. М. Чернавского, названный им «о значении публичных собеседований и миссионерских школ в деле христианской миссии».

Ключевые слова: универсализм христианства, миссионерская деятельность, причины обращения в христианство, иноверец, миссионер, истина богооткровенной религии, административные и репрессивные меры, проповедь, миссионерские школы, Н. М. Чернавский.

Николай Михайлович Чернавский (1872— 1940) - крупный ученый-историк, педагог, архивист, журналист, магистр богословия, почетный член Оренбургской ученой архивной комиссии. В историографии, в том числе на уровне энциклопедических изданий, уделяется внимание личности Н. М. Чернавско-го, его разноплановой деятельности, анализу его научного наследия1. Представляет особый интерес публикация наиболее полного варианта его автобиографии, извлеченной из Объединенного государственного архива Челябинской области2. В исследованиях историка В. С. Боже Чернавский показан как видный историк-краевед3.

В творческом наследии Чернавского как церковного историка необходимо дальнейшее исследование такого аспекта, как миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и государства в силу его теоретического и практического значения. Чернавский получил основательное богословское образование: учеба в 1881-1892 гг. в Челябинском духовном училище и Оренбургской духовной семинарии, в 1892-1896 гг. - в Казанской духовной академии на миссионерско-татарском отделении восточного факультета4. Это способствовало успешной разработке основ миссионерской практики церкви.

Его взгляды на принципы миссионерства отражены в рукописи под названием «О значении публичных собеседований и миссионерских школ в деле христианской миссии», датируется 1894 г. Рукопись находится в архиве Челябинской области, созданном самим Николаем Михайловичем, в фонде Р-874. В этом фонде хранится личный архив Н. М. Чернавского, в нем представляет научный интерес коллекция документов (оп. 2), отражающая разнообразные аспекты проблемы миссионерства среди различных ино-

родцев (татар, киргиз и т. д.) России второй половины XIX в.

Основополагающие идеи Н. М. Чернав-ского о миссионерской деятельности исходят из универсализма христианства, поскольку Иисус Христос - Спаситель всего мира. Он писал: «Христианская церковь с самого начала существования вступила в мир с сознанием своей универсальности и законообязатель-ности для всех людей, живущих на земле». В церкви Христовой возникло стремление распространить свет Христова учения по всем странам и народам. Оно то усиливалось, то ослабевало на протяжении всей истории церкви5.

Почему человек принимает христианство? Н. М. Чернавский приводит причины, которые влияют на обращение иноверца в христианство. 1. Житейские отношения и вообще окружающая среда, постепенно и незаметно, но сильно действующая на направление человека. 2. Самостоятельное искание истины. 3. Часто корыстные выгоды. 4. Меры репрессивные и административные. Как отмечал Н. М. Чернавский, они были «...в большом ходу в старое время, а теперь значительно ослабленные практикой и законом. В действительной жизни все эти влияния переплетаются между собой до такой степени, что трудно определить, какое из этих влияний имеет преимущественное или даже исключительное значение»6.

Первая причина - это объективные условия для развития православия. Российская империя отличалась великим разнообразием входящих в нее регионов с точки зрения территории, этнического состава населения, экономического и культурного состояния народов, их традиций, менталитета и т. д. Так, Уфимский губернатор во всеподданнейшем отчете за 1868 г. указал на «неблагоприят-

ные условия», которые заключались, «прежде всего, в племенном составе», т. е. этническом, «и географическом положении Уфимской губернии»7. «Условия, при которых развивается религиозный быт православного населения губернии, вообще не могут быть названы благоприятными при обширности приходских регионов, малочисленности и малообразованности сельского духовенства, материальной необеспеченности его положения»8. Данное замечание особо относилось к миссионерской деятельности церкви и государства.

Применение административных и репрессивных мер в XVIII в. дало повод говорить современникам и исследователям в последующем о «насильственной христианизации». Из арсенала административных мер Н. М. Чернавский анализирует такой факт государственной политики, как переселение. В начале 1838 г. по распоряжению правительства в Оренбургскую губернию были переселены 90 семей крещеных татар Казанской губернии, отпавших от церкви в 1827-1828 гг., когда происходило массовое отступление от церкви крещеных этого края. Правительство, желая удержать их в православии, предпринимало расселение отступников по русским селениям соседних губерний, в том числе в Челябинском уезде. Однако, как писал Чернавский, к желаемой цели не привели ни многократные увещания приходских пастырей, ни совместная жизнь с православными, «ни меры административные, как например, запрещение отступникам носить татарскую одежду, брить головы» и т. д.9

В ноябре 1853 г. один из благочинных представил в Оренбургскую консисторию информацию о новокрещеных татарах Казанской губернии и Мензелинского уезда, уклонившихся в магометанство, поселенных в селах Травянском и Куликовском, в слободах Воскресенской, Кислянской, Окуневской. Из них «никто не возвратился к православию и обращение их едва ли возможно»; «.. .они решительно отказались от всякого на них влияния православного духовенства, как и вообще при всяком увещании, им кем-либо предлагаемом, они приходят в исступление фанатизма, и оттого увещания приходских священников остаются недействительными»10.

Чернавский анализирует опыт применения насильственных действий. В ноябре 1844 г. в Оренбурге духовная консистория обратилась к Палате Государственных Имуществ с прось-

бой о содействии в миссионерстве. Были сделаны соответствующие указания Окружным начальникам, что привело, как пишет Н. М. Чернавский, «.к интересному эпизоду в деле миссии, где проявилась ревность не по разуму лица, впрочем, прямо не причастного к миссии». Окружной начальник Блударев «с некоторым бахвальством донес Консистории», что в течение нескольких дней ноября-декабря 1844 г. в Бедрес-Калмыковском сельском обществе крестились 871 язычник. При чем он лично обратил к православию за 5 дней 291 марийца. «.И что если только взяться за дело, то можно, таким образом, в короткое время обратить всех черемис в Христианство». Епархиальное начальство поспешило отрапортовать в Св. Синод о необыкновенной ревности окружного начальника, о достигнутом успехе11.

Вскоре к гражданскому начальству поступила жалоба от этих новообращенных по поводу их насильственного крещения. Производилось следствие. Выяснилось, что из 291 марийца, обращенного якобы Блударевым, только 42 человека по доброй воле изъявили желание принять христианство. 41 человек были крещены «при некотором приневолива-нии и запугивании с его стороны», а остальные 108 - «.с употреблением крайних насильственных мер, давших необузданной воле и фантазии ухищряться в разнообразии их». Н. М. Чернавский справедливо критикует меры воздействия, которые применялись к непожелавшим подчиниться требованиям начальства. По приказу Блударева «.их били плетьми и палками, попирали ногами, доводя до беспамятства, вязали по рукам и ногам, держали в колодках под караулом в холодных банях или амбарах без пищи и проч.» В дальнейшем епархиальному начальству стоило больших усилий удержать этих невольных неофитов от отпадения от христианства. Циркуляр по епархии от 4 июля 1845 г. сообщал к сведению, что «поспешность в обращении не приводит к надлежащему результату»12.

А в это время в Западной Сибири архимандрит Макарий (М. Я. Глухарев) (1792-1848) основал Алтайскую миссию, первую в Западной Сибири, ставшую образцом для других миссий. Преподобный Макарий разъезжал по селениям язычников татар, калмыков, теле-утов и др., устраивал миссионерские станы, крестил только после длительного научения вере, воспитывал новообращенных в христи-

анском духе, кочевников приучал к оседлой жизни, лечил больных, устраивал школы. В течение 1830-1844 гг. благодаря его стараниям приняли крещение 675 человек13. Они внутренне преобразились, стали убежденными христианами.

В миссионерстве большую роль играет личность человека, занимающегося этим делом. Актуальны размышления Н. М. Чернав-ского по данному поводу. «Естественно стремление человека приобщать других к той истине, которая признана за таковую, чем дороже истина для человека, тем больше и глубже захватывает интересы его существа, тем живее отношение к ней самого человека и с большей силой является у него желание пропагандировать ее. Истина богооткровенной религии как основная и коренная истина в сердце человека, простирает свою ценность не только на судьбу настоящей жизни, но и будущей. Этим объясняется многознаменательный факт, что христианская миссия выставила много самоотверженных тружеников на ниве Христовой, не щадивших ни живота своего, ни сил ради Христова имени, преданность свою запечатлевших мученической смертью»14.

Н. М. Чернавский пишет о личных качествах миссионера, что он - человек «глубоко верующий и искренне преданный своему делу», которому «.готов служить с воодушевлением. Это воодушевление по естественному психологическому закону невольно передается слушателям и действует на них неотразимым образом»15.

«Религия есть дело, сколько ума, столько же если не более сердца и воли». По мнению Чернавского, на перемену веры влияет не столько убеждение ума, сколько признание истинности за христианскими догмами, именно воодушевление христианскими надеждами и идеалами, «сердечное увлечение удовлетворенностью догм для наших духовных потребностей»16. Из описания Чернавско-го возникает поэтический образ миссионера: «Возбудить искреннее религиозное чувство, зажечь свет истинной веры в душе иноверца может только тот, кто сам имеет в душе твердую и крепкую веру, в чьем сердце она горит чистым и ярким пламенем, согревающим и озаряющем весь душевный мир человека, всю его жизнь и деятельность»17.

Чернавский анализирует средства миссионерской деятельности, начиная с истории их возникновения. «Средства, которые употре-

бляет христианская миссия для приобретения и христианского воспитания новых чад, были многочисленны и разнообразны, но из них первое место по своей важности и употреблению всегда занимала публичная проповедь евангелия и школьное образование». Н. М. Чернавский отмечает, что проповедь ведет свое начало с изустной проповеди самого Господа Иисуса Христа, который возвещал свое учение обычно открыто перед целым собранием, а также в примере его учеников апостолов. «В последнее время в России она получила более прочное устройство. С этого времени в языческие и мусульманские страны начинают отправляться правильно организованные миссии, в своем устройстве разделяющиеся на так называемые станы, которые главнейшей своей целью имеют просвещение инородцев»18.

Следующее средство - миссионерские школы. «Миссионерские школы имеют несколько позднейшее происхождение, восходя к II веку. Основание первой огласительной школы в Александрии приписывают, по преданию, евангелисту Марку, следовательно, относят к I веку. Исторические сведения о ней начинаются со II века. В последнее время в силу изменяющихся условий общественной жизни школы приобретают все большее распространение, пока не сделаются главным рассадником христианства». Чернавский задается вопросом: насколько они соответствуют цели? Соответствуют ли полученные результаты тем усилиям, которые на них затрачиваются? Он приводит различные мнения по этому поводу, пишет, что можно слышать отрицательные отзывы, в частности, в светской печати, «склонной вообще косо смотреть на духовные мероприятия»19.

Н. М. Чернавский определяет цели и задачи христианской миссии. Из многобразных целей: 1) главная - это распространение христианства среди инаковерующих; косвенная - благотворительность новообращенным, оказание медицинской помощи и т. д.; 2) утверждение и воспитание новообращенных в христианских понятиях и чувствах (догматических и нравственных); 3) ограждение от совращения в иноверие. С точки зрения этих целей и их практического осуществления Чер-навский размышляет об успехах и значении рассматриваемых миссионерских средств20.

В миссионерских действиях ХУШ - первой половины XIX в. практиковались собесе-

дования, которые часто бывали жестко регламентированы. Для них определялось конкретное время, конкретное место, присутствовали представители государственной власти. Чернавский писал: «Опытом доказано, что такие беседы с ясно выраженной миссионерской целью не пользуются симпатиями и успехом среди инородцев. Они решительно уклоняются от подобных собеседований»21.

Вместо административного давления он предлагал другие методы действий: лучше, если при случайных встречах, может быть в домашних беседах по поводу того или иного житейского случая, события, исполнения треб миссионер постепенно перейдет к рассуждениям на религиозные предметы. Обязательно нужно увлечь и заинтересовать слушателей. Чернавский отмечает: необходимо сделать правилом - не приглашать людей специально, а самим попасть туда, где можно было бы встретить достаточное количество инородцев. Например, в Сибири эта цель достигалась таким образом, что буряты ничего не имели против чтения священной литературы на их родном языке. По мере чтения возникала заинтересованность, потом завязывалась беседа22.

Чернавский пишет о недопустимости в миссионерской деятельности администрирования и любого насилия вообще. В XVIII в. в Казанском крае миссионеры приезжали на проповедь к язычникам, конвоируемые отрядом солдат, вооруженных саблями и штыками. Беседы проходили в присутствии такой вооруженной толпы. Предложение немедленно переменить старую веру и принять крещение - как это делали малоопытные миссионеры - Чернавский справедливо признавал неудовлетворительным23. Поспешность воспринималась иноверцами как насилие.

Принятие христианства должно обуславливаться полной убежденностью в его спасительности, а не результатом минутной вспышки симпатий к нему. Истины православия не нуждаются в доказательстве, «их нужно не столько доказывать, сколько показывать». По мысли Чернавского, собеседование имеет своей целью - созидание, а не раздражение собеседника, внимательное участие, а не насмешку и издевательство, разъяснений вопросов и недоразумений, а не посрамление собеседника24.

Слово - это великий фактор в развитии миросозерцания. Форма изложения должна

быть простой и общедоступной. Чернавский писал: «Большинство инородцев стоит на весьма низкой ступени культурного развития, умственное понимание их очень слабо: ум их вращается в среде конкретных представлений и не идет дальше простых и несложных понятий. Само собой разумеется, что для таких людей требуется самое ясное и упрощенное изложение». Инородцам трудно возвысится до понимания христианских истин25.

Для Чернавского характерно дифференцированное отношение к различным народам, индивидуальный подход к каждому человеку, его внутреннему миру. Он писал: «Выделяются татары, среди которых нередко можно встретить людей интеллигентных в собственном смысле, но и в массе народной в широких размерах развита мусульманская грамотность. Справедливость требует сказать, что грамотность сводится к простому умению читать и писать и чисто механическому знанию некоторых молитв, изложенных на незнакомом им арабском языке. Это не дает большого развития для них»26.

Н. М. Чернавский приводит результаты миссионерской деятельности в цифрах. По статистическим данным всеподданнейших отчетов с 1836 по 1892 г. православие принимали ежегодно по России из магометан 470 человек, из язычников - 3870, евреев - 350, раскольников и сектантов - 399027. Таким образом, православие больше отвечало духовным потребностям язычников и старообрядцев по сравнению с иноверцами других исповеданий. Динамику роста показывает статистика присоединившихся к православию мусульман. Она свидетельствует: если в 1882 г. крестились 254 человека, то в 1890 г. -402, в 1891 г. - 42628. Налицо обнаруживается устойчивая тенденция роста на протяжении десяти лет, которая объясняется изменением принципов миссионерской деятельности.

Таким образом, принцип администрирования в миссионерстве применялся наиболее широко в XVIII - первой половине XIX в. Н. М. Чернавский показал несостоятельность административных мер (переселение отступников, запрещение народных традиций в быту, насильственное крещение и т. д.). Принуждение в любой форме не соответствует той высокой цели, которую преследует православие. Противоположным принципом является свобода выбора человека. Средства духовного воздействия, такие как нравствен-

ное влияние миссионера, развитие школьного образования, в последующем развертывание деятельности Православного миссионерского общества и т. д., усиливали эффективность миссионерских усилий церкви и государства.

Примечания

1 Боже, В. С. Историк Оренбургского и Уральского края // Чернавский, Н. М. Материалы к истории Челябинска. Челябинск, 1993; Челябинск : энциклопедия / сост. : В. С. Боже, В. А. Черноземцев. Челябинск, 2001; История культуры Челябинского края. Веков связующая нить : хронология / сост. : В. И. Богдановский и др.; авт. вступ. ст. В. С. Боже. Челябинск, 2005 и др.

2 К биографии Н. М. Чернавского. (К 130-летию со дня рождения) / публ. Е. П. Туровой // Челябинск неизвестный : краевед. сб. Вып. 3 / сост. В. С. Боже. Челябинск, 2002.

3 Боже, В. С. Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941 г.) : справ. пособие. Челябинск, 1995; Летописцы земли Уральской : материалы к истории челяб. краеведения / сост. В. С. Боже. Челябинск, 1997.

4 Челябинск неизвестный. С. 449; ОГАЧО. Ф. Р-874. Оп. 1. Д. 97. Л. 1.

5 ОГАЧО. Ф. Р-874. Оп. 2. Д. 38. Л. 1-2.

6 Там же. Л. 5 об.-6.

7 ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 1677. Л. 67.

8 Там же. Л. 19.

9 Чернавский, Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Вып. 2. Оренбург, 1901-1902. С.442.

10 Там же. С. 443.

11 Там же. С. 438-439.

12 Там же. С. 439.

13 Знаменский, П. В. История русской церкви. М., 1996. С. 363.

14 ОГАЧО. Ф. Р-874. Оп. 2. Д. 38. Л. 2 об.-3.

15 Там же. Л. 17 об.

16 Там же. Л. 17 об.-18.

17 Там же. Л. 18.

18 Там же. Л. 3-3 об.

19 Там же. Л. 4-4 об.

20 Там же. Л. 7.

21 Там же. Л. 8.

22 Там же. Л. 10.

23 Там же. Л. 11-11 об.

24 Там же. Л. 12, 13 об.-14.

25 Там же. Л. 15-15 об.

26 Там же. Л. 16.

27 Там же. Л. 22-22 об.

28 Там же. Л. 22 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.