Научная статья на тему '«Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес обучения'

«Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1531
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКИЙ» НАВЫК / ИНТЕНСИВНОЕ БИЗНЕС ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНИНГ / ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ ИНТЕНСИВНОГО БИЗНЕС ОБУЧЕНИЯ / BUSINESS TRAINING / SOFT SKILLS / ACTIVITY APPROACH / SOFT SKILLS COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадько Наталья Викторовна

В статье рассматриваются возможности интенсификации бизнес обучения на основе выделения «мягкого» навыка как единицы его содержания. Показана структура «мягкого» навыка через совокупность его компонентов и связей между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жадько Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the possibility of an intensification of business training based on the extraction of «soft» skills as a unit of its contents. Shows the structure of 'soft ' skills through the sum of its components and connections between them.

Текст научной работы на тему ««Мягкий» навык как единица содержания интенсивного профессионального и бизнес обучения»

«МЯГКИЙ» НАВЫК КАК ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ ИНТЕНСИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И БИЗНЕС ОБУЧЕНИЯ

ЖАДЬКО Н.В.

В статье рассматриваются возможности интенсификации бизнес обучения на основе выделения «мягкого» навыка как единицы его содержания. Показана структура «мягкого» навыка через совокупность его компонентов и связей между ними.

The article deals with the possibility of an intensification of business training based on the extraction of «soft» skills as a unit of its contents. Shows the structure of 'soft ' skills through the sum of its components and connections between them.

Вопрос о разработке и применении методики интенсификации профессионального и бизнес обучения, подготовки и переподготовки специалистов, как правило, относится к разряду «проблемных». С одной стороны, постоянные социальные, культурные, политические и технологические изменения, действительно, требуют быстрой и адекватной подготовки специалистов в ответ на различные современные «вызовы». В этих условиях длительная подготовка специалистов часто не успевает за изменениями практики, в результате по окончании обучения, выпускникам приходится вновь учиться или переучиваться. С другой стороны, возможное ускорение темпов и сокращение сроков учебного процесса, закономерно вызывает опасение снижения качества обучения, уровня образовательных результатов. Как правило, основные сомнения в этом случае вызваны трудностью отбора содержания обучения, необходимостью избежать его механической редукции, определения приоритетности фундаментальных или прикладных, традиционных или новых знаний и навыков. Но эти жесткие дихотомии порой не оставляют выбора и приводят к парадоксальному компромиссному увеличению сроков обучения при поверхностном освоении расширенного содержания учебных предметов. Что, в свою очередь, также не способствует большему доверию к возможности интенсифицировать, сократить процесс обучения, при сохранении его качества.

Тем не менее, выход из сложившейся ситуации есть. Решение, на наш взгляд, лежит в плоскости переосмысления содержания профессионального и бизнес обучения в целом и структурных единиц содержания обучения, в частности. Поскольку профессиональное обучение отражает процессы, происходящие в практической деятельности, вопрос определения единиц содержания обучения может быть рассмотрен в рамках деятельностного подхода. Для рассмотрения единиц содержания обучения ключевыми являются идеи Л.С. Выготского о единицах деятельности. Л.С. Выготский писал: «...Под единицей мы подразумеваем такие продукты анализа, которые, в отличие от элементов, обладают всеми основными свойствами, присущими целому, и которые являются далее не разложимыми живыми частями этого единства...» [1, с.46-48] Таким образом, представление Л.С. Выготского о единице в качестве основной категории анализа деятельности, выдвигает к определению единицы содержания обучения требование необходимости воспроизводства целого и принципу целостности.

Концептуальное разделение структурных единиц и элементов деятельности рассматривалось в исследованиях А.Н. Леонтьева, которые расширили представления о таких системных характеристиках деятельности в целом как ее подвижность, многоаспектность, мотивационно - предметный характер. А.Н. Леонтьев особо отмечал, что из-за сложности структуры деятельности, мотив может быт скрыт, или оставаться неявным, поэтому восстановление мотива как предмета деятельности позволяет удержать целостность деятельности как предмета обучения

[5].

Понимание базовых характеристик предметной мотивированной деятельности в целом и специфики ее единиц позволяет поставить задачи определения предметного содержания бизнес обу-

чения в качестве единицы воспроизводства деятельности. В свою очередь, единица воспроизводства деятельности должна учитывать возможности содержания и трансляции целостной деятельности без утраты ее основных характеристик, единиц, взаимодействия между ними. Перенос этого вопроса в плоскость интенсивного обучения означает, что содержание обучения является подвижным, постоянно меняющимся объектом, представляющим собой определенное сочетание внутренних связей единиц и принципов реализации этих связей в деятельности. В связи с этим задача интенсивного обучения - выделить и «упаковать» нестабильные, динамичные структуры деятельности в структуру подготовки и проведения учебного процесса.

Следует специально отметить, что само определение единицы содержания обучения, по-нашему мнению, является ключевым условием интенсификации учебного процесса, поскольку позволяет очертить его концептуальные, предметные границы, необходимые и достаточные для воспроизводства деятельности. Однако сложность, многоаспектность, подвижность самой деятельности объективно обуславливает трудности анализа ее единицы как предметной единицы содержания интенсивного обучения.

Сегодня в качестве возможных единиц содержания интенсивного обучения часто рассматривают компетенции и навыки. Подчеркнем, что компетентностный подход к определению единицы содержания обучения представляет собой комплекс противоречивых мнений, что сдерживает его применение в определении содержания интенсивного профессионального и бизнес обучения. В то же время, следует отметить, что компетенции, несмотря на пристальный интерес научного сообщества и практиков во всем мире, не являются единственными возможными содержательными единицами обучения. Так, например, в разных странах Европейского Сообщества для определения единиц содержания обучения, в том числе интенсивного, активно используются различные термины и понятия: наряду с компетенциями (Competences) и ключевыми компетенциями (Key Competences) (широко распространенными в Дании и Франции), используются такие понятия как ключевые квалификации (Key Qualifications) (в Германии, Голландии), а также навыки (Skills), ключевые навыки (Key Skills), «мягкие» навыки (Soft Skills) (в Великобритании).

Применительно к интенсивному обучению в качестве единицы его содержания зарубежные исследователи часто рассматривают навыки, при этом навыки разделяют на «жесткие» и «мягкие».

Американское Общество Обучения и развития (ASTD), предлагает в качестве «мягких» навыков учитывать такие индивидуальные характеристики как ценности и стили мышления личности.

[6] В свою очередь, «жесткие» навыки в большинстве случаев относят к техническим склонностям и способностям, и их проявлению на практике. Например, к ним относят умение работать в компьютерных программах (или разрабатывать компьютерные программы), осуществлять техническую разработку производственных или строительных проектов, умение ориентироваться и применять математические расчеты в финансовых отчетах.

Однако, по мнению Д. Гоулмана, эффективность современной профессиональной деятельности во многом определена именно «мягкими» навыками, освоение и применение которых отличает успешных специалистов от неуспешных, эффективные организации от неэффективных. Иными словами, именно «мягкие» навыки ведут к жестким результатам. Именно поэтому «мягкие» навыки сегодня являются большим приоритетом в корпоративном обучении, по сравнению с «жесткими» [2].

В связи с этим большой интерес представляет структура «мягкого» навыка, исследования которой, к сожалению, единичны. Среди них отметим исследование содержания и обучения навыку командообразования, проведенное Ч. Пеллерином на материале подготовки команд НАСА [7]. В исследовании впервые были детально рассмотрены конкретные мягкие навыки командной работы через призму условий (контекста), в которых они проявляются. Очевидно,

сама сложность и масштабность задач, которые решают команды НАСА, потребовала не только тщательного описания компонентов навыков, но также условий, при которых они востребованы, эффективно применяются и могут быть сформированы.

Наряду с исследованиями Ч. Пелерина, компонентный состав «мягких» навыков был рассмотрен С. Кови. Наряду с попыткой рассмотреть навыки через контекст социальной успешности (личной и профессиональной состоятельности), С. Кови обратил специальное внимание на саму структуру навыка как пересечение трех областей: знания, умения и желания. С. Кови отметил, «что знание - это теоретическая парадигма, определяющая что делать и зачем. Умение - определяет - как делать. А желание это мотивация - хочу делать. Для того, чтобы навык был сформирован и проявлен, необходимы все три компонента» [4]. Однако, общий характер, концентрация в работах С. Кови на подробном рассмотрении конкретных навыков, обусловили незначительный интерес исследователей к структуре и принципам построения навыка как единицы деятельности и единицы содержания обучения, в том числе, интенсивного бизнес обучения.

Это обусловило необходимость специально выделить и рассмотреть целостную структуру «мягкого» навыка как предмета обучения в бизнесе с позиций деятельностного подхода. В ходе анализа источников, посвященных изучению навыков как единицы содержания деятельности и единицы содержания интенсивного обучения, а также в ходе практического проведения тренингов для руководителей в период с 1996 по 2010 гг. нами была разработана и апробирована трехкомпонентная модель «мягкого» навыка, которая в дальнейшем послужила основой для определения задач и разработки содержания программ интенсивного бизнес обучения [3]. В качестве компонентной структуры «мягкого» навыка как единицы деятельности нами была разработана концептуальная модель, включающая в себя следующие компоненты:

1. мотивация;

2. контекст;

3. технологии и алгоритмы, действия по алгоритму (последовательности действий или технологии деятельности).

Проведенный анализ компонентов «мягкого» навыка показал, что все они обладают самостоятельными характеристиками и качествами в составе навыка, однако как структурные части все компоненты зависят друг от друга, обуславливают друг друга и связаны между собой, представляя собой единое структурное целое. Так, например, мотивация как структурный компонент «мягкого» навыка является важным, но не единственным предметом содержания обучения. Наряду с мотивацией в качестве структурного компонента «мягкого» навыка на предметное содержание интенсивного профессионального и бизнес обучения оказывает контекст. Следует отметить, что формирование любых навыков, и «мягких», и «жестких» контекстно обусловлено. Однако «жесткий» навык обычно отражает и может быть сформирован в стабильном фиксированном контексте. «Жесткие» навыки привязаны к стабильному, неизменному контексту, в случае смены которого «жесткий» навык полностью или частично утрачивается. Жесткость привязки «жесткого» навыка к контексту обычно обеспечивается в рамках продолжительного периода обучения, как правило, в рамках обучения в средней и Высшей школах.

В свою очередь, «мягкие» навыки направлены на осуществление деятельности в условиях подвижного, постоянно меняющегося контекста. Поэтому «мягкие» навыки обеспечивают решение задач коммуникации и принятия решений. В формировании «мягких» навыков контекстная составляющая играет важную роль, причем, как в разработке содержания интенсивного обучения, так и в процессе освоения и проявления навыка на практике.

Третий структурный компонент содержания «мягкого» навыка - технологии (алгоритмы) и

инструменты - собственно алгоритмы действий и поведения на рабочих местах, в коммуникации. Исследование показало, что основные требования к технологиям: предсказуемость результатов, простота использования, обязательная формализация реализуются только при условии связи с контекстом, необходимости восстановления контекста. Исключительное внимание к технологиям в качестве отдельного содержания обучения возможно при формировании «жестких» навыков. Для формирования «мягких» навыков технологии являются обязательным, но не основным и не единственным и контекстно обусловленным компонентом.

Таким образом, рассмотрение самого «мягкого» навыка, его компонентной структуры в качестве единицы содержания бизнес обучения позволяет определить контекстные, мотивационные и технологические границы предмета обучения, определить формы, методы и их последовательность в программе обучения, что в целом способствует его интенсификации.

Библиографический список:

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский, - М., 1956. С.46-48.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман, - М.: АСТ, 2009. - 480 С.

3. Жадько Н.В., Чуркина М.А. Управленческая эффективность руководителя / Н.В. Жадько,

М.А.Чуркина, - М.: Альпина Бизнес букс.- 2009, -265 С.

4. Кови С.Р. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности / С.Р. Кови, - М.: Альпина Паблишерз, 2011.- 374 С.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев, - М.: Академия, 2004. -352 С.

6. Learning’s Role in Employee Engagement: Executive Summary [Электронный ресурс ] ] .-http://store.astd.org/Default.aspx?tabid=167&ProductId=21134

7. Pellerin С. How NASA Builds Teams: Mission Critical Soft Skills for Scientists, Engineers, and

Project Teams / С. Pellerin - 2009. - 288 Р.

Ключевые слова: «мягкий» навык, интенсивное бизнес обучение, тренинг, единица содержания деятельности, единица содержания интенсивного бизнес обучения.

Keywords: business training, soft skills, activity approach, soft skills components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.