Научная статья на тему '«Мягкая сила» Республики Татарстан в XXI веке'

«Мягкая сила» Республики Татарстан в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Татарстан / «мягкая» сила / имидж / концепция / страте-гия / культурная дипломатия / Российская Федерация / наследие / история / Republic of Tatarstan / “soft power” / image / concept / strategy / cultural diplomacy / Russian Federation / heritage / history

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Адлейба Э. Г.

Статья посвящена вопросам реализации и установления формирования имиджа Республики Татарстан в новейшее время. Автор раскрывает задачи, формы и виды деятельности по планам «открытия» миру богатства истории и культуры татарского народа. Особое внимание обращается на основу анализа динамики развития данного региона, результативности практики деятельности руководства региона, а также характера взаи-модействия с международными общественными организациями в сфере молодежной, куль-турной политики, спорта, сохранения историко-культурного наследия и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT POWER OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE XXI CENTURY

The article is devoted to the implementation and establishment of the image of the Re-public of Tatarstan in modern times. The author reveals the tasks, forms and types of activity according to the plans of "opening" to the world the riches of history and culture of the Tatar people. Particular at-tention is drawn to the an alysis of the dynamics of the region, the effectiveness of the practice of the re-gion's leadership, as well as the nature of interaction with international public organizations in the field of youth, cultural policy, sports, preservation of historical and cultural heritage, etc.

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» Республики Татарстан в XXI веке»

УДК 327

«МЯГКАЯ СИЛА» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В XXI ВЕКЕ

Адлейба Э.Г.

imo@kpfu.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация: Статья посвящена вопросам реализации и установления формирования имиджа Республики Татарстан в новейшее время. Автор раскрывает задачи, формы и виды деятельности по планам «открытия» миру богатства истории и культуры татарского народа. Особое внимание обращается на основу анализа динамики развития данного региона, результативности практики деятельности руководства региона, а также характера взаимодействия с международными общественными организациями в сфере молодежной, культурной политики, спорта, сохранения историко-культурного наследия и т.д.

Ключевые слова: Республика Татарстан, «мягкая» сила, имидж, концепция, стратегия, культурная дипломатия, Российская Федерация, наследие, история.

Основные действия мировых политических центров, направленные на расширение сферы гуманитарного присутствия на международной арене, определяют актуальность широкого использования института общественной дипломатии1 в качестве механизма развития внешней культурной политики2. Сегодня, общественная дипломатия становится важным механизмом в международной среде. Совершенно очевидно отмечается рост вовлеченности международных организаций в укреплении сотрудничества между странами. Общественная дипломатия определяет необходимость решения вопросов таким критерием как эффективность.

«Мягкая сила» является одним из наиболее эффективных и широко используемых инструментов внешней политики современных государств.

Актуальность темы обусловлена повышением значимости использования «мягкой силы» как инструмента во внешней политике современных государств в отличие от силовых методов. В эпоху глобализации государства пересматривают свои стратегии влияния как на союзников, так и на противников, постоянно разрабатывая новые. По сей день США являются лидером в непрямом управлении глобальными процессами, что не может не затрагивать национальные интересы и безопасность других стран.

Важными для раскрытия темы работы и понимания анализируемых проблем являются труды Дж. Най3, Н. Фергюсона4, и др. Впервые термин «мягкая сила» был представлен в одноименной работе профессора Гарвардского университета Джозефа Най в 1990 году. В работе была рассмотрена необходимость глубокого понимания того, как использовать инструмент «мягкой силы».

«Мягкая сила» имеет несколько определений. Так, «мягкая сила» рассматривается как «нематериальные возможности, такие как репутация, куль-

1 Прим. - Общественная дипломатия - это система взаимодействия с зарубежными обществами в политических целях. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В., 2012. «Выработка определений внешней культурной политики в современном научном дискурсе», С. 25

2 Прим. - Внешняя культурная политики - это комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых государством на внешнем уровне, во-первых, для продвижения национальной культуры и языка за рубежом и, во-вторых, для создания благоприятной внешнеполитической конъюнктуры, реализации внешнеполитического курса. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=791#top-content

3 Най, Дж., "Мягкая сила", Foreign Policy, No. 80, New York: Basic Books, 1990. - 128с.

4 Фергюсон Н. Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира / Пер. с англ. К. Бандуровского. — М.: АСТ: CORPUS, 2014. — 544 с.

Политические науки

тура и значение привлекательности, которые могут помочь достижению целей государства»5. Дж. Най отмечает, что «мягкая сила» «достигает результаты несколько иными способами, нежели вы можете себе представить»6. Идея «мягкой силы» в отличие от «жесткой силы» заключается в том, чтобы выявить изменения в предпочтениях других субъектов. Таким образом, «мягкая сила» - это больше, чем просто способность влиять на другие субъекты в международных отношениях, это «способность привлекать, и привлечение приводит к автоматическому согласию»7. Согласно Дж. Най, власть - это не что иное, как способность влиять на других, чтобы получить то, что вы хотите, и для этого требуется некий набор инструментов8. Некоторые из них - инструменты принуждения или давления, или «жесткая сила», а некоторые -инструменты притяжения или «мягкая сила». В XXI веке, когда роль информации и ее доступности необычайно велика, в первую очередь в международном общении, эффект «мягкой силы» становится наиболее рациональным и предсказуемым для достижения экономических или политических целей. В этой связи, использование данной концепции Республикой Татарстан, как одного из субъектов Российской Федерации, по мнению автора, является эффективным примером для исследовательской деятельности.

С целью понимания роли и места Татарстана в происходящих процессах необходимо обратиться к историческим аспектам: на протяжении многих столетий люди, обитавшие на территории современной Республики, успешно пользовались природными и географическими особенностями региона для развития экономики, торговли, а также приданию политического «веса» региона. Сложившийся особый уклад жизни татар отражал их предприимчивость и стремление к развитию внешней торговли и ведению внешней политики. Татарстан унаследовал от Булгар их торговое и политическое значение.

В Татарстане, на сегодняшнем этапе, сформировали собственные подходы, методы и форматы использования «мягкой силы» во внешней политике, связанные со специфическими представлениями о его истории, возможностях и географическом положении региона.

Формирование благоприятного имиджа обеспечивает условия для привлечение зарубежных инвесторов в национальную экономику, а также, в целом, способствует осуществлению ее международной экономической деятельности, что является одним из приоритетных направлений для татарской «мягкой силы».

Татарстан находится на пути ознакомления с культурными и спортивными мероприятиями мирового уровня. Наиболее яркими примерами являются 1000-летие Казани, проведение Летней Универсиады-2013, Чемпионата мира по водным видам спорта 2015, Кубка Конфедерации 2017, а также предстоящим матчам Чемпионата мира по футболу 2018 и Чемпионат мира по профессиональному мастерству (World Skills) 2019.

За последние 5 лет были отмечены мегапроекты Татарстана, способствующие его развитию, такие как КАМАЗ, разработка нефтяных месторождений, строительство метрополитена в Казани, Особая Экономическая Зона «Алабуга», Свияжский логистический центр, Свияжск и Болгар, Казанский

5 https://ru. wikipedia.org/wiki/Мягкая_сила

6 Най, Дж., "Мягкая сила", Foreign Policy, No. 80, New York: Basic Books, 1990. - С. 23.

7 Най, Дж., "Мягкая сила", Foreign Policy, No. 80, New York: Basic Books, 1990. - С. 24.

8 Най, Дж., "Публичная дипломатия и мягкая сила", Основы американской политической науки Vol. 616, Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2008.- С. 13

Казанский вестник молодых ученых

Федеральный Университет, Иннополис и «Смарт Сити Казань». Все данные проекты и события демонстрируют многогранный потенциал Республики9. При всем этом, в сознании самих татарстанцев пока не сформировался единый бренд своей Республики, для них Казань, в частности, это и спортивный, и молодежный, и культурный центры (исходя из социологического опроса специалистов Центра Перспективных Экономических Исследований (ЦПЭИ) АН РТ)10.

Республика Татарстан является динамично развивающимся регионом и владея широким спектром конкурентных преимуществ. Будучи обладая главным преимуществом, а именно - выгодным стратегическим месторасположением, приоритетным фактором политики руководства Татарстана на протяжении последних десятилетий является создание благоприятного инвестиционного климата и развитие отрасли информационных технологий. Так, Татарстан привлекает более 1 млн $ иностранных инвестиций в день, согласно данным invest.tatarstan.ru. За 7 лет Республика привлекла в экономику более 9 млрд $. Татарстан выбрали местом для производства, бизнес-партнерства и различных научных разработок такие известные мировые бренды, как: Ford, Daimler, Armstrong, 3M, Bosch, Mercedes Benz, Hayat, Saria и многие другие. В Республике с 1994 года было создано и модифицировано необходимое инвестиционное законодательство, регулирующее как зарубежные инвестиционные потоки, так и инвестиции с других субъектов Российской Федерации.

В 2015 году был принят Закон РТ от 17 июня 2015 года №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», в котором одним из приоритетов Стратегии являются формирование новой эффективной экономики, развитие инновационной деятельности, высокотехнологичных секторов экономики, что, в свою очередь, является важным пунктом реализации и концепции «мягкой силы», формируя имидж Татарстана, как инновационного и успешного субъекта России.

Данная «Стратегия 2030» и концепция «мягкой силы» Республики ведет к цели стать ключевым евразийским регионом России. Казань стремится стать лидером и успешным примером развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции, регионом с опережающими темпами развития, тесного сотрудничества с международными организациями.

Негативным факторам, влияющим на инвестиционный климат и формирование имиджа Республики, по мнению автора и руководства Агентства Инвестиционного развития РТ, помимо экономических аспектов, является недостаточная известность Татарстана за рубежом. Естественно, регион зависит от общей ситуации в стране (высокая неопределенность экономической ситуации, геополитическая напряженность, санкции и контрсанкции), и если среди субъектов России Казань широко известна, то в рамках общемирового пространства Татарстану еще предстоит сформировать и развить программу по популяризации Республики, направленную не только на страны Ближнего

9Статья «Имидж Татарстана: на чем сделать акцент?». Полина Ермолаева, зав. отделом качественных исследований, к.с.н., доцент ЦПЭИ АН РТ, Елена Носкова, научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ, Алиса Шаки-рова, научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ, https://www.business-gazeta.ru/article/103310

10 Статья «Имидж Татарстана: на чем сделать акцент?». Полина Ермолаева, зав. отделом качественных исследований, к.с.н., доцент ЦПЭИ АН РТ, Елена Носкова, научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ, Алиса Шаки-рова, научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ, https://www.business-gazeta.ru/article/103310

Политические науки

Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии и постсоветского региона, но и на страны Центральной и Восточной Европы, США и другие регионы.

Один из ключевых факторов популяризации - это развитие инновационного направления, привлекая и удерживая частных инвесторов, иностранных студентов и профессиональных кадров, и усиливая новые объекты (Ин-нополис, Алабуга, IT-парк).

Университеты - а здесь имеются высокие результаты за последние десятилетия: Казанский (Приволжский) Федеральный Университет входит в топ 10 университетов России11, по данным же международного исследовательского центра "Quacquarelli Symonds World University Rankings" университет входит в список 400 лучших вузов мира12.

Помимо всех культурных и общественных аспектов, важную роль в концепции «мягкой силы» играет и осуществление внешнеполитической деятельности. В этой связи международная политика Татарстана отмечается Москвой как «удовлетворенность сложившимся уровнем взаимодействием по совершенствованию внешних связей»13. Москва «с удовлетворением констатирует уверенное расширение географии зарубежных партнеров»14. Республика на 2017 год подписала соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с более, чем 60 странами мира. Представительства Татарстана функционируют в Узбекистане, Азербайджане, Китае, Казахстане, Кубе, Турции, Швейцарии, Франции, ОАЭ и других государств, в частности в 15 субъектах Российской Федерации. Всего около 150 стран мира развивают торговые отношения с Республикой. Это внушительные цифры, которыми не каждое государство может похвастаться, и при всем этом, однако, нельзя с уверенностью сказать, что облик и имидж Татарстана широко известен.

Огромную роль в завоевании международного признания и популяризации Татарстана сыграл и играет первый президент М.Ш. Шаймиев. Его инициатива по развитию отношений с международными глобальными организациями и институтами привела к тому, что в XXI веке три историко-культурных объекта Республики были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2001 г. Казанский Кремль, в 2014 г. Булгар, а в 2017 г. остров Свияжск. Это уникальное событие как для Республики, так и для России в целом. Ко всему прочему, данное событие уникально, поскольку за такой короткий период с одного региона были задействованы и успешно проработаны три объекта историко-культурного наследия. Этот факт не может не отразиться позитивно на уровень привлекательности субъекта. Дополнительная защита исторических памятников культуры, престиж и имидж Татарстана, увеличивающийся с каждым годом поток туристов. Результат от сотрудничества с ЮНЕСКО высокий и всеобъемлющий.

Исследуя пример Татарстана, автором были выделены следующие компоненты, характеризующие его «мягкую силу»: культура (сюда относится и спорт, и молодежь), инновации, экономические достижения и преференции, а также особое положение Татарстана среди прочих субъектов России. Перечисленные компоненты успешны для формирования привлекательности ре-

11 Статистические данные на официальном портале llttp://vuzoteka.m/вузы/КФУ

12 http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2017

13 Приветственное слово Лаврова С.В. на научно-практической конференции «Внешние связи РФ. Опыт Республики Татарстан», 2.11.2017

14 Приветственное слово Лаврова С.В. на научно-практической конференции «Внешние связи РФ. Опыт Республики Татарстан», 2.11.2017

Казанский вестник молодых ученых

гиона. Однако, следует отметить и недостаток внимания к процессу популяризации Республики за рубежом. Несмотря на то, что президент и высшее руководство в течение года совершает порядка трех десятков зарубежных поездок, организовывает крупные политические, экономические и культурные мероприятия, уровень популярности и «узнаваемости» бесспорно вырос за последние десять лет, но все еще недостаточно высокий.

Литература

1. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=791#top-content.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мягкая_сила.

3. Статья «Имидж Татарстана: на чем сделать акцент?». Полина Ермолаева, зав. отделом качественных исследований, к.с.н., доцент ЦПЭИ АН РТ, Елена Носкова, научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ, Алиса Шакирова, научный сотрудник ЦПЭИ АН РТ, https://www.business-gazeta.ru/article/103310.

4. Статистические данные на официальном портале http://vuzoteka.ru/вузы/КФУ

5. http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2017

6. Приветственное слово Лаврова С.В. на научно-практической конференции «Внешние связи РФ. Опыт Республики Татарстан», 2.11.2017.

7. Най, Дж., "Мягкая сила", Foreign Policy, No. 80, New York: Basic Books, 1990. 128с.

8. Фергюсон Н. Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира / Пер. с англ. К. Бандуровского. М.: АСТ: CORPUS, 2014. 544 с.

9. Най, Дж., "Публичная дипломатия и мягкая сила", Основы американской политической науки Vol. 616, Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 2008. С. 13.

SOFT POWER OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN THE XXI CENTURY

E. Adleiba

imo@kpfu.ru

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The article is devoted to the implementation and establishment of the image of the Republic of Tatarstan in modern times. The author reveals the tasks, forms and types of activity according to the plans of "opening" to the world the riches of history and culture of the Tatar people. Particular attention is drawn to the an alysis of the dynamics of the region, the effectiveness of the practice of the region's leadership, as well as the nature of interaction with international public organizations in the field of youth, cultural policy, sports, preservation of historical and cultural heritage, etc.

Keywords: Republic of Tatarstan, "soft power", image, concept, strategy, cultural diplomacy, Russian Federation, heritage, history.

Сведения об авторе

Адлейба Э.Г., студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. imo@kpfu.ru

Author of the publication

E. Adleiba, student, Kazan Federal University,

Kazan, Russia.

imo@kpfu.ru

Дата поступления 11.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.