Научная статья на тему 'Музыкальный театр столицы Южного Урала'

Музыкальный театр столицы Южного Урала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальный театр столицы Южного Урала»

ИНФОРМАЦИЯ. РЕЦЕНЗИИ

С. В. Черевань

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР СТОЛИЦЫ ЮЖНОГО УРАЛА

Если жизнь Челябинского музыкального театра представить в виде графического рисунка, то один из пиков творческого подъема, впрочем, как и скандальных материалов в прессе, пришелся бы на сезон 2006-2007. Два совершенно неординарных, полярных события наиболее ярко отражают проблемы и достижения театра. Первое - открытие прошлого юбилейного сезона оперой «Князь Игорь» под аккомпанемент рояля вследствие забастовки оркестра и затянувшийся суд между оркестрантами и администрацией. Второе - вручение спецприза «Золотой маски» Максиму Аксенову. Его блистательное исполнение партии Германа в «Пиковой даме» П. И. Чайковского во многом определялось контекстом оригинальной постановки (режиссер Алексей Степанюк, художник Леонид Рошко) и достойным уровнем музыкального звучания в целом (дирижер-постановщик Антон Гришанин, главный хормейстер заслуженная артистка РФ Елизавета Евсюкова). Высокий профессиональный уровень оперного театра с Южного Урала, впервые прибывшего на «Маску», отметили члены жюри. Обладатель спецприза «Дебют. За исполнение партии Германа» - приглашенный солист из Мариинского театра, который пел в Челябинске практически с премьеры, в дань уважения подарил театру свою «Маску».

За последние годы очень вырос уровень вокального звучания в театре. «Помолодел» и состав певцов - около 70 процентов в возрасте до 40 лет. Это происходит как благодаря внутренним ресурсам самого Челябинска, так и приглашением в театр лучших голосов со всей России. Значительная роль в сохранении лучших традиций вокальной школы принадлежит художественному руководителю оперной труппы театра, народной артистке России Галине Семеновне Зайцевой. Профессор Челябинской академии культуры и искусств, заведующая кафедрой сольного пения, руководитель стажерской группы театра, она неустанно заботится о своих питомцах, отбирает наиболее ярких и открывает дорогу в театр лучшим выпускникам ЧГАКИ -Артему Крутько, Елене Мордасовой, Денису Закирову, Елене Роткиной, Леониду Кучумову. Главное, что молодые певцы реализуют свой талант в театре, не устремляясь за лучшей долей в столицы, как это происходит во многих театрах. Глядя на их естественную пластику, проникаясь искренностью и страстью их исполнения, иногда забываешь об условностях жанра «старушки оперы», переживая сильные эмоции «здесь и сейчас».

Послужной список молодых исполнителей, подтверждающий их профессионализм, уже достаточно интересен. Лауреатами и дипломантами XXI Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки стали челябинские солисты Елена Морда-сова (сопрано, II премия), Дмитрий Романько (бас, II премия), Артем Крутько (контртенор, III премия), Наталья Воронкина (сопрано, IV премия), Денис Закиров (тенор, диплом).

В театр приезжают, а главное, остаются в нем победители самых престижных конкурсов России. Среди них Сергей Гордеев (баритон, Ьые премии XX конкурса им. М. И. Глинки и Конкурса конкурсов вокалистов в Саратове в рамках XVII Международного оперного фестиваля им. Л. Собинова), Петр Толстенко (баритон, III премия XIX конкурса им. М. И. Глинки и I премия Конкурса конкурсов вокалистов

XIX Собиновского фестиваля, IV премия Международного конкурса им. П. И. Чайковского в 2007 г.).

Денис Северинов - художественный руководитель театра - говорит, что театр привлекает талантливых исполнителей прежде всего хорошим отношением, теплой атмосферой. Финансовые условия не всегда являются первостепенными и определяющими для творческих личностей. На сегодняшний день можно говорить о стабильности и интенсивности работы театра. Пять премьер за прошедший сезон (оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Морозко» Вл. Бочарова; балеты «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Е1 шипёо ёе Гойя» В. Бесединой, «Жизель» А. Адана) - для театра не предел. В планах, сродни наполеоновским, шесть (!) новых спектаклей, среди них редкие в репертуарах «Демон» А. Рубинштейна, «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Конечно, есть определенные проблемы, которые нужно решать, как и во многих провинциальных театрах, - текучесть кадров в хоровом коллективе, состав в балетной труппе, заполняемость зала, завершение пятилетних ремонтных работ... На сегодняшний день в театре руководящая структура функционирует без директора. Решения принимаются коллегиальным советом, художественному руководителю помогают заместители по различным вопросам.

Но главное, что театр стало посещать гораздо больше слушателей и зрителей, приходящих не только на балет и оперетту. Музыкантам-профессионалам стало интересно слушать и смотреть оперные спектакли. Прежде всего, привлекает музыкальная часть. Почти 13 лет главным дирижером театра был заслуженный деятель искусств России Сергей Ферулев, замечательный профессионал своего дела. Ныне он главный дирижер Ульяновского губернаторского симфонического оркестра, но связей с театром не утратил. Несколько раз в месяц вновь Сергей Ферулев за дирижерским пультом в Челябинске. С января 2007 года на посту главного дирижера - тридцатилетний Антон Гришанин. Несмотря на молодой возраст, он уже зарекомендовал себя как сложившийся зрелый музыкант, остается надеяться, что его карьера продолжится именно в Челябинске.

Иначе обстоит дело с режиссерами. Вследствие принципиальной позиции руководства нет главного режиссера - такое решение принято для того, чтобы можно было сочетать различные художественно-эстетические школы и традиции. Полезно и для исполнителей, и для зрителей прочувствовать и сравнить стили и почерк личностей. До сих пор руководство сознательно не приглашало модно-авангардных режиссеров. В последнее десятилетие экспериментальность постановок свойственна не только столичным российским театрам (скандально-гламурный «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова в Большом театре), но и периферийным («Волшебный стрелок» в реалиях нацистской Германии Дмитрия Белова в Саратове). Раздумья по поводу приглашения Романа Виктюка пока остались нереализованными.

Ныне целая плеяда режиссеров создает единое музыкально-театральное пространство на Южном Урале: Георгий Исаакян («Аида» Д. Верди, «Князь Игорь» А. Бородина), Андрей Сергеев (оперетты И. Кальмана «Сильва» и И. Штрауса «Летучая мышь»). Особые узы связывают Челябинск с Алексеем Степанюком, работавшим в конце 80-х годов в качестве главного режиссера в театре. Вершиной мастерства Алексея Степанюка на Челябинской сцене стала, как уже говорилось, «Пиковая дама» П. И. Чайковского (2005 г.). Видеопроекции, минимализм декораций, пение хора из ложи, на балконах и мистически-призрачное в фойе театра, выстроенные мизансцены, убедительное актерское про-живание партий, неожиданное появление Призрака Графини в кровати Германа в казарме, тонкая игра света, цвета и отличные костюмы - лишь отдельные детали успеха. Они являются не самоцелью, а следстви-

ем концепции постановщиков - раскрытии психологической драмы героев, вследствие которой постановке чужда внешняя парадность, но свойственна камерность и проникновенность. «Пиковая дама» получила Гран-при на Фестивале профессиональных театров Челябинской области «Сцена-2006» и вошла в число номинантов Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» в категории «Лучший спектакль». В новом сезоне Алексей Степанюк берется сразу за несколько постановок.

Притяжение звезды - так можно назвать причину появления «русского американца» Константина Уральского в Челябинске. Увидев на гастролях в Америке знаменитую балерину Татьяну Предеину - народную артистку РФ - постановщик решает прилететь в Челябинск для сотрудничества с театром. Рождаются постановки балетов «Ромео и Джульетта», «Гойя». Татьяна Предеина была отмечена В. Путиным орденом Святой равноапостольной княгини Ольги «За веру и верность». Челябинский балет является не только «выездным» (состоялись его гастроли в Тайване -

2001 г., Англии - 2003 г., Америке - 2005 г.), но также и активной «принимающей» стороной. С 2001 г. проводится масштабный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой». Нынешний сезон открылся Фестивалем балета «Татьяна Предеина приглашает» (19-30 сентября 2007 г.).

Жизнь театра, а заодно и южноуральских меломанов и любителей искусства достаточно насыщена. Челябинск уже давно перестал ассоциироваться исключительно с промышленным задымленным мегаполисом, кузницей тракторов и танков. Все чаще упоминание о нем связывается с интересными культурными мегапроектами российского и международного уровней. В апреле 2007 г. завершился Международный конкурс пианистов им. Станислава Нейгауза, фортепианные концерты его третьего тура звучали с оркестром оперного театра. По сложившейся традиции в Челябинском театре проходит Международный оперный фестиваль «Ирина Архипова представляет...» (с 2000 г.), Фестиваль оперных дирижеров им. И. Зака (с 2001 г.). Состоялся гастрольный обмен театров Челябинск - Уфа, неоднократно приезжали солисты итальянского оперного театра «Ьа Беаіа». Не случайно престижный Международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки обосновался на Уральской земле (2001, 2005, 2007 гг.).

За многими достижениями Челябинского искусства стоит поддержка администрации области. Без нее в современных рыночных условиях хрупкому островку культуры просто не выстоять. Министра культуры Челябинской области Владимира Макарова можно встретить практически на всех крупных музыкально-театральных мероприятиях города. Губернатором области Петром Суминым (ему вручена «Золотая Маска» за поддержку театра) введен ежегодный грант для ведущих художественных коллективов и учреждений области. Оперный театр в их числе. Недавно при содействии губернатора были закуплены инструменты ведущих фирм Европы для оркестра. В области существует целая система премирования за выдающиеся творческие заслуги - премии губернатора и законодательного собрания. Подобное внимание позволяет почувствовать, что культура и духовная жизнь, а значит нравственно здоровое поколение сегодня кому-то еще нужно. Так хочется в это верить.

В оперный театр спешат совсем маленькие зрители - театр отвоевывает их души от телевизионных монстров, зависимости от интернета, а заодно с детства бережно приобщает их, как это ни банально звучит, к миру Прекрасного и Высокого.

Специальный театрализованный проект «Музыкальная академия для детей» с

2002 г. готовит самых юных к восприятию музыки и во взрослой жизни. Три проекта каждую неделю знакомят детей с основными жанрами театра - «Его величество оркестр», «Когда открывается занавес» (об опере) и «История балетной туфельки». Не

остается без внимания и молодежь города. Программа «Студенческие вечера в опере» позволяет школьникам и студентам по минимальным ценам ознакомиться с основными спектаклями театра. Премьерный проект Антона Гришанина «Симфонические метаморфозы» представляет оркестр совершенно в неожиданном амплуа. В афишах уже обозначились сюиты из репертуара ансамблей «Битлз», «ABBA» (композитор-аранжировщик Сергей Сиротин), мюзикла «Вестсайдская история» Л. Бернстайна. Любопытная экскурсия «Тайны закулисья» приоткрывает школьникам жизнь театра изнутри, знакомит с собственными мастерскими, цехами, гримеркам, позволяет испытать эмоции артистов за кулисами сцены и...

Стоп, снято! В качестве репризы вернусь к мысли о том, что жизнь театра - не фиксированный процесс, он сложный, динамичный, обладает текучей фактурой, ему свойственно сочетание устойчивости традиций и сюиминутность. Срез театра сегодня будет совсем не похож на его будущие очертания. Но многое из того, чем обладает Челябинский музыкальный театр сегодня, чего он достиг, хорошо бы сохранить, оставить для будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.